logo
МЭ_Лекции

4.1 Понятие, объекты и субъекты международной торговли.

Международная (внешняя торговля) - древняя и традиционная форма международных экономических отношении. Согласно историческим исследованиям, внешняя торговля древнее ремесла и земледелия. В отличие от внутренней торговли, внешняя торговля обеспечивает движение товаров между государствами, что неизбежно порождает определенные противоречия и проблемы, вытекающие из длительных расстояний и фактора времени, различия традиций, национальных денег и т.д.

Роль внешней торговли в мировой экономике постоянно возрастала. Рост внешней торговли не был равномерным, но это не меняло общей тенденции ее развития. Многие экономисты устанавливают причинно-следственную связь между ростом внешней торговли и ростом мирового производства и благосостояния. Хотя эта точка зрения не бесспорна. Но сравнительно недавно Мировой банк провел исследование экономического роста 40 развивающихся стран, которые были сгруппированы по торговой ориентации. Результаты исследования подтвердили отмеченную выше причинно- следственную связь.

В целом за период с конца XIX до начала XX в. мировая торговля развивалась довольно быстрыми темпами - в среднем 3,5 % в год.

Развитие внешней торговли было приостановлено Первой мировой войной. После войны рост возобновился, но затем был прерван «Великой депрессией» и Второй мировой войной.

После Второй мировой войны внешняя торговля возобновилась и стала расширяться исключительно быстро. С 1947 по 1973 объем мирового экспорта ежегодно возрастал на 6%. В начале 80-х тт. был некоторый застой в развитии внешней торговли, вызванный «нефтяным шоком». С1984 г. подъем внешней торговли возобновился, и к 1990 г. темпы прироста мирового экспорта достигли 7% в год. В целом за последние 50 лет произошел резкий, «взрывной рост» экспорта товаров: с 25 млрд. долл. в 1939 г. до 2500 млрд. долл. в 1987 г., то есть в 100 раз! (в пересчете на текущие доллары).

Если сопоставить среднегодовые темпы роста мирового производства и мирового экспорта товаров за последние 50 лет, то темпы роста экспорта в 1,5 раза превысили темны роста производства. Таким образом, внешнеторговая ориентация мировой экономики существенно возросла. Сегодня доля импорта в общем предложении готовых товаров на рынках увеличилась в 3 раза, по сравнению с 1950 г. и достигла в США более 20%, в ФРГ - 30%, Великобритании - 30%, Норвегии - более 60%. В настоящее время экономика любой страны мира, если она не проводит политику искусственной изоляции от мирового рынка (политику автаркии), зависит от участия во внешнеторговом обороте.

Внешняя торговля оценивается с помощью базовых понятий экспорта, импорта и внешнеторгового оборота.

Экспорт - это количество товаров (в натуральном пли стоимостном измерении), вывезенных из страны.

Импорт - это количество товаров (в натуральном или стоимостном измерении), ввезенных в страну из-за границы. Вся сумма экспорта и импорта страны представляет ее внешнеторговый оборот.

Если обозначить внешнеторговый оборот В, экспорт Э, импорт И, то формула оборота внешней торговли В = Э + И. При этом следует помнить, что оборот внешней торговли страны рассчитывается в стоимостных единицах, поскольку включает разнородные товары, не сопоставимые в натуральном измерении. По отдельным товарам можно измерить экспорт и импорт в натуральных единицах (штуки, тонны, метры).

Весьма важным понятием является баланс внешней торговли. Если обозначить баланс внешней торговли страны Б, то формулой баланса внешней торговли будет:

Б = Э - И .

Баланс внешней торговли может иметь положительную или отрицательную величину и редко сводится к нулю. Соответственно можно говорить о положительном или отрицательном сальдо торгового баланса страны. Отрицательное сальдо торгового баланса означает возникновение пассивного торгового баланса. И, наоборот, положительное сальдо характеризует активный торговый баланс страны.

Для анализа развития такого многогранного явления, как внешняя торговля, применяется система показателей. Некоторые показатели отражают темпы роста мировой торговли. К таковым, например, относится показатель темпов роста мирового экспорта (Тэ):

Тэ = (Э| :Эо) х Ю0%,

где 3i - экспорт текущего периода, Эо - экспорт базисного периода.

Международная мобильность товаров. Выделяют торгуемые и неторгуемые товары. Торгуемыми называют те товары, которые могут перемещаться между странами, неторгуемые - потребляются в той же стране, где и производятся. Цены на торгуемые товары находятся под влиянием спроса и предложения как внутри страны, так и за границей, что позволяет легче поддерживать баланс спроса и предложения на внутреннем рынке. Цены на неторгуемые товары зависят от спроса и предложения внутри страны, поэтому в данном случае сложнее поддерживать баланс спроса и предложения на внутреннем рынке.

Наиболее типичный пример неторгуемых товаров - это услуги, например, оптовая и розничная торговля, рестораны и гостиницы. Торгуемые товары - это сельское хозяйство, добывающая промышленность, обрабатывающая промышленность. Границы между торгуемыми и неторгуемыми товарами относительны - наиболее распространено деление, основанное на Стандартизированной промышленной классификации, принятой ООН и признаваемой большинством стран мира. При этом в классификации существуют многочисленные исключения.