logo
МЭ_Лекции

5.2 Сегменты мирового рынка услуг и тенденции их развития на современном этапе.

Классификация в зависимости от способа доставки:

1. Услуги, связанные с инвестициями;

2. Услуги, связанные с торговлей;

3. Услуги, связанные одновременно с инвестициями и торговлей - связь, строительство, компьютерные и информационные услуги

Виды услуг как платежей по нетоварным коммерческим сделкам, отражаемым в платежных балансах

В платежном балансе РФ, составленном ЦБ РФ по состоянию на 1 квартал 2008г. в структуре услуг выделяются следующие основные стандартные компоненты (введена МВФ):

Деление международных сделок с услугами в зависимости от характера поведения продавца и покупателя услуг:

ТНК и услуги

• Появление ТНК привело к размыванию границ между отдельными видами услуг.

• Банки, например, стали выпускать кредитные карточки, выполнять функции транспортных агентств.

• Так, компьютеры продаются вместе с программным обеспечением к ним, а производитель бытовой электроники гарантирует покупателю фирменное обслуживание своей техники, которое доступно в любой точке земного шара.

Структура и динамика мировой торговли услугами Услуги - это экономическая деятельность, непосредственно удовлетворяющая личные потребности членов общества, домашних хозяйств, потребности разного рода предприятий, объединений, организаций, общественные потребности или потребности общества в целом, не воплощенные в материально-вещественной форме.

Международная торговля услугами имеет свою специфику:

• неосязаемость

• невидимость

• неразрывность производства и потребления

• неоднородность и изменчивость качества

• неспособность услуг к хранению

Именно в силу неосязаемости и невидимости большинства услуг торговлю ими иногда называют невидимым экспортом или импортом.

На протяжении двух последних десятилетий наблюдается постоянный рост доли сферы услуг в совокупном ВВП, которая составляет в настоящее время более 70% от его общего объема и значительно превышает долю сферы производства товаров.

Такое соотношение является характерным как для экономически развитых, так и для развивающихся стран, где значение данного показателя составляет соответственно 73 и 65%.

Как показывает анализ, в этот период в мировой торговле наблюдается постоянное увеличение объемов экспортно- импортных операций в сфере услуг.