logo
МЭ_Лекции

4.2 Мировой рынок и его конъюнктура.

Мировая торговля – форма связи между товаропроизводителями разных стран, возникающая на основе международного разделения труда и выражающая их взаимозависимость. На ее долю приходится от 60 до 80% всего объема международных экономических отношений. На мировой рынок поступает до 25 % произведенной в мире продукции. На 10 % роста мирового производства приходится приблизительно 16 % увеличения объема мировой торговли.

Сегодня мировые рынки можно классифицировать по различным основаниям. Основным направлением дифференциации рынков являются сами товары. Товарные рынки можно разделить на три основные группы: рынки энергоносителей и сырья, агропродовольственные рынки и рынки готовой продукции. Относительно недавно выделились рынки услуг, финансовые рынки и рынки инноваций (табл. 1).

Таблица 1 Структура мирового рынка

Международная торговля товарами

Международная торговля услугами

Международное движение факторов производства

Международная торговля финансовыми инструментами

Предметы потребления Средства производства Продовольствие Сырье

Туризм

Инжиниринг

Консалтинг

Транспортные

Банковские

Страховые

Информационные

Капитал

Рабочая сила

Технологии

Валюта

Ценные бумаги

Кредиты

Деривативы

Расчеты

Еще один классификационный признак – территориальная локализация рынков, которые делятся на местные, региональные, национальные, международные, глобальные.

Можно также дифференцировать рынки в соответствии с признаком «передаваемые права». Так возникли рынки долговых обязательств, аренды, фрахта, акций, фьючерсов и т. п.

Изучение товарной структуры внешней торговли осуществляется на основе Гармонизированной системы описания и кодирования товаров, являющихся предметом торговли. Для статистики мировой торговли применяется также Классификатор товаров по укрупненным экономическим группировкам. Географическая структура внешней торговли обычно рассматривается как доля той или иной страны во внешнеторговом обороте данного государства.

Анализ структуры мирового рынка по его субъектам позволяет разделить его условно на три «этажа», где первый «этаж» представлен индустриальными странами, которые являются основными поставщиками и потребителями на рынке технологий, услуг и готовых изделий; второй «этаж» – развивающиеся страны, поставляющие на мировой рынок в основном готовые изделия и полуфабрикаты; на третьем «этаже» находятся слаборазвитые страны, являющиеся поставщиками сырья и потребителями готовой продукции.