8.4. Международное регулирование миграционных процессов.
Система межгосударственного регулирования миграционных процессов включает:
двусторонние и многосторонние международные соглашения использования труда мигрантов и их социально-экономических прав;
деятельность международных экономических организаций, таких, как Международная организация труда (МОТ), Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), Международная организация по миграции (MOM) и др.
Ведущая роль в регулировании процессов международной миграции принадлежит Международной организации труда (МОТ), имеющей статус специализированного учреждения ООН. Она была создана в 1919 г. по Версальскому мирному договору в рамках Лиги Наций как Международная комиссия для выработки конвенций и рекомендаций по вопросам трудового законодательства и улучшения условий труда.
Согласно уставу, целями МОТ являются достижение всеобщего и прочного мира «на основе социальной справедливости» и улучшение существующих условий труда, что может быть достигнуто регламентацией рабочего времени (включая установление максимальной продолжительности рабочего дня), охраной труда, безопасностью и распространением всех названных норм на иммигрантов и т.п.
Отличительной особенностью участия в МОТ стран-членов является трехсторонний принцип представительства – от правительства, работодателей и профсоюзов.
МОТ осуществляет деятельность по следующим направлениям:
разработка конвенций и рекомендаций о труде;
оказание технической помощи развивающимся странам Азии, Африки и Латинской Америки;
обучение и просвещение по вопросам, входящим в круг деятельности МОТ.
Каждая страна-член МОТ принимает на себя обязательства:
обеспечивать применение принципа равных возможностей трудящихся-мигрантов и членов их семей с гражданами своей страны, изучать жалобы на несоблюдение этого принципа;
в случае нарушения законов предпринимателями или другими лицами или организациями, несущими ответственность за их выполнение, должны применяться меры административного, гражданского и уголовного наказания;
обеспечивать соответствие национальных законов и правил международным нормам по правам мигрантов;
содействовать скорейшему воссоединению семей, для чего заключать двусторонние и многосторонние соглашения;
содействовать координации деятельности социальных служб на своей территории с социальными службами других стран и нести ответственность за работу социальных служб;
проводить консультации по вопросам проблем мигрантов с предпринимателями, социальными службами и другими организациями.
На международном уровне также действует Международная организация по миграции (MOM). Она разрабатывает программы, направленные на упорядочение миграционных потоков, оказание практической помощи в организации миграции. В функции MOM входит:
способствовать упорядочению и планированию миграции граждан;
способствовать перемещению квалифицированной рабочей силы и членов их семей, которые могут содействовать развитию принимающей страны;
организовывать перемещение беженцев и др.
Большую работу по защите беженцев и их репатриации проводит Управление Верховного комиссара по беженцам при ООН.
Во многих международных организациях есть службы, которые занимаются вопросами миграции. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) – служба, занимающаяся разработкой специальных норм по физическому состоянию трудящихся-мигрантов и их семей. Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) – служба, которая разрабатывает и реализует программы в области образования трудящихся-мигрантов и членов их семей. Можно также выделить Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Систему постоянного наблюдения за миграцией (СОПЕМИ), в Западной Европе – Межправительственный комитет по вопросам миграции (СИМЕ).
Одним из важных методов наднационального регулирования иммиграции работников является заключение международных дву- и многосторонних соглашений. Их основная цель состоит в том, чтобы ввести количественные ограничения в процесс трудовой миграции. Многосторонние соглашения получили распространение в Западной Европе. Между ее странами на различных уровнях в последнее время происходят переговоры о проведении единой иммиграционной политики.
Таким образом, интенсивное развитие межстрановой трудовой миграции и процессов ее регулирования является одной из характерных черт развития МЭО в современных условиях.
- Содержание
- Лекция 1. ««Мировое хозяйство: системное определение, сущность, закономерности и тенденции развития. Международное разделение труда»
- Определение и сущность всемирного хозяйства
- 1.2 Этапы, черты и тенденции развития всемирного хозяйства.
- 1.3 Субъекты современного мирового хозяйства. Показатели и критерии группировки стран в мировой экономике.
- Развитые страны в мировой экономике
- Развивающиеся страны в мировой экономике
- Страны переходной экономики
- 1.4 Глобализация и глобальные проблемы мировой экономики.
- 1.5 Международное разделение труда как основа развития мирового хозяйства
- Лекция 2. «Ресурсы современного мирового хозяйства»
- 2.1 Природно-климатический потенциал мирового хозяйства.
- 2.2 Трудовые ресурсы мирового хозяйства и их структура
- 2.3 Научные ресурсы мирового хозяйства.
- 2.4 Отраслевая структура мирового хозяйства.
- 2.5 Финансовые ресурсы мирового хозяйства: их структура и виды.
- Лекция 3.«Понятие, формы и современные тенденции развития мэо»
- 3.1 Сущность, субъекты и формы мэо.
- Факторы развития мэо
- 3.3 Тенденции развития мирохозяйственных связей на современном этапе.
- Лекция 4. «Международная торговля товарами как ведущая форма мирохозяйственных связей».
- 4.1 Понятие, объекты и субъекты международной торговли.
- 4.2 Мировой рынок и его конъюнктура.
- 4.3 Особенности динамики международной торговли товарами на современном этапе.
- 4.4 Сущность и основные виды мировых цен.
- Внешнеторговая политика государства. Тарифные и нетарифные ограничения.
- 4.5 Международная торговая политика в рамках гатт/вто
- Лекция 5. «Международная торговля услугами».
- 5.1 Сущность и особенности международной торговли услугами.
- 5.2 Сегменты мирового рынка услуг и тенденции их развития на современном этапе.
- 5.3 Регулирование мту на национальном и международном уровнях.
- Лекция 6. «Международная миграция капитала».
- 6.1 Международная миграция капитала: сущность, этапы и факторы развития.
- 6.2 Формы международной миграции капитала.
- 6.3 Миграция капитала в предпринимательской форме и ее современные особенности
- 6.4 Миграция ссудного капитала и становление мирового рынка ссудного капитала.
- Лекция 7. «Международные валютно-кредитные и финансовые отношения. Балансы международных расчётов страны».
- 7.1 Понятия «валютные отношения», «валютная система».
- 7.2 Виды и элементы валютных систем.
- 7.3 Эволюция мвс. Европейская валютная система.
- 7.4 Валюта и валютные курсы.
- 7.5 Валютный рынок: понятие, виды, современные тенденции.
- 7.6 Роль мвф, Всемирного банка, частных клубов кредиторов и других международных финансовых организаций в функционировании мвс.
- 7.7 Сущность и виды балансов международных расчетов
- 7.8 Платёжный баланс страны: принципы составления, структура.
- 7.9 Методы государственного регулирования платёжного баланса.
- Лекция 8. «Международная миграция рабочей силы».
- 8.1. Международная миграция рабочей силы как форма мэо.
- 8.2. Факторы, определяющие миграцию рабочей силы и ее последствия
- 8.3. Государственная миграционная политика: сущность, виды и инструменты
- 8.4. Международное регулирование миграционных процессов.
- Лекция 9. «Интеграционные процессы в системе мирохозяйственных связей».
- 9.1 Тнк в мировом хозяйстве.
- Экономическая интеграция: сущность, предпосылки и цели.
- 9.3 Этапы интеграционного процесса
- 9.4 Уровни развития интеграционных объединений.