5.3 Регулирование мту на национальном и международном уровнях.
Межгосударственное и государственное регулирование международного рынка услуг
Регулирование внутреннего рынка услуг
Приемы регулирования внутреннего рынка услуг включают в себя:
1. Обязательные сертификация и лицензирование
2. Принятие специальных законов и даже кодексов, регулирующих отдельные отрасли (особенно финансы, здравоохранение или образование).
3. Создание специальных регулирующих ведомств, имеющих право устанавливать собственные регулятивы в виде подзаконных актов, и иногда получающих статус министерств.
4. Различные меры, обеспечивающие и узаконивающие деятельность отраслевых профсоюзов.
5. Прямое регулирование условий труда и заработной платы.
6. Установление юридических и фактических монополий, картелей, цехов и т.д.
7. Антимонопольное и антидемпинговое законодательство.
8. Прямое регулирование номенклатуры и качества предоставляемых услуг.
9. Прямое регулирование цен.
Ю.Субсидирование, как прямое, так и косвенное.
И. Разнообразные регулятивы, призванные прекратить или хотя бы сократить нецелевое использование субсидируемых услуг, в том числе экспорт субсидируемых услуг или товаров (или других услуг) производимых с их помощью.
12. Национализация и другие формы огосударствления (городской транспорт во многих странах принадлежит муниципалитетам) .
Теоретическое обоснование данных мер:
Во многих случаях речь идет об откровенном подкупе избирателей, либо о столь же откровенном удовлетворении требований отраслевых лоббистов.
Нередко в защиту жестких приемов регулирования выдвигаются и более убедительные соображения - как «чисто прагматические», так и «теоретические»
Нередко сильная зарегулированность отдельных отраслей вообще не имеет никакого убедительного объяснения и оказывается простым исторически сложившимся результатом явления, известного как «эффект храповика».
Факты:
В Великобритании медицинское обслуживание полностью национализировано. Подготовка медицинских работников контролируется при помощи вполне социалистических мер, в соответствии с планируемыми потребностями госпредприятий.
Впрочем, поскольку правительство не может принуждать абитуриентов поступать именно в медицинские ВуЗы и среднеспециальные учебные заведения, время от времени возникающие дефициты медицинских работников приходится компенсировать за счет снижения иммиграционных барьеров и прямой рекламы иммиграции.
Так, в феврале 2003 года была запущена рекламная кампания в медицинских журналах 11 стран, рекламирующая возможности трудоустройства в Великобритании.
Благодаря этой политике Великобритании удается удерживать один из самых низких уровней расходов на здравоохранение в расчете на душу населения среди развитых стран
Недовольство такой политикой вылилось в неожиданную форму: Великобритания оказалась на одном из первых мест в мире по количеству уголовных дел, заводимых по обвинениям во врачебных ошибках.
Регулирование международного рынка услуг
Подготовкой соглашений по вопросам регулирования рынка услуг занимаются специализированные межправительственные организации:
• Организация международной гражданской авиации - ИКАО.
• Международная морская организация - ИМО.
• Всемирная туристическая организация - ВТО и др. а также международные торгово-экономические организации широкого профиля.
• ГАТТ/ВТО
• ЮНКТАД (Конференция ООН по торговле и развитию).
• ОЭСР.
Коммерческое присутствие
• Регулирование этих услуг теснейшим образом связано с миграционной политикой.
• Оба подкласса услуг третьего типа (оффшорные услуги и коммерческое присутствие) представляют собой относительно неблагодарный объект для прямой регуляции
Соглашение по ТРИМС
Соглашение признает, что инвестиционные меры и связанные с ними некоторые положения законов могут нарушать некоторые статьи ГАТТ и оказывать неблагоприятное воздействие на торговлю. Стороны ТРИМС обязались не применять такие меры, а уже применяемые - устранить, поставив об этом в известность Секретариат ВТО.
Когда через границу происходит один только информационный обмен.
В число запрещенных мер входит:
требование, чтобы предприятие использовало (в порядке, предписанном законом) в производстве товара определенную долю продуктов национального производства (внутренние количественные ограничения);
требование, чтобы использование импортируемых товаров было по количеству или стоимости увязано с закупками местных товаров (требование, связанное с регулированием платежного баланса);
ограничение импорта товаров используемых предприятием в местном производстве, количеством экспортируемых местных товаров (требование равновесия валютных расходов);
ограничение импорта путем ограничения доступа предприятия к иностранном валюте (валютные ограничения);
требование продажи предприятием товаров на экспорт в виде доли от объема местного производства (экспортный потенциал).
- Содержание
- Лекция 1. ««Мировое хозяйство: системное определение, сущность, закономерности и тенденции развития. Международное разделение труда»
- Определение и сущность всемирного хозяйства
- 1.2 Этапы, черты и тенденции развития всемирного хозяйства.
- 1.3 Субъекты современного мирового хозяйства. Показатели и критерии группировки стран в мировой экономике.
- Развитые страны в мировой экономике
- Развивающиеся страны в мировой экономике
- Страны переходной экономики
- 1.4 Глобализация и глобальные проблемы мировой экономики.
- 1.5 Международное разделение труда как основа развития мирового хозяйства
- Лекция 2. «Ресурсы современного мирового хозяйства»
- 2.1 Природно-климатический потенциал мирового хозяйства.
- 2.2 Трудовые ресурсы мирового хозяйства и их структура
- 2.3 Научные ресурсы мирового хозяйства.
- 2.4 Отраслевая структура мирового хозяйства.
- 2.5 Финансовые ресурсы мирового хозяйства: их структура и виды.
- Лекция 3.«Понятие, формы и современные тенденции развития мэо»
- 3.1 Сущность, субъекты и формы мэо.
- Факторы развития мэо
- 3.3 Тенденции развития мирохозяйственных связей на современном этапе.
- Лекция 4. «Международная торговля товарами как ведущая форма мирохозяйственных связей».
- 4.1 Понятие, объекты и субъекты международной торговли.
- 4.2 Мировой рынок и его конъюнктура.
- 4.3 Особенности динамики международной торговли товарами на современном этапе.
- 4.4 Сущность и основные виды мировых цен.
- Внешнеторговая политика государства. Тарифные и нетарифные ограничения.
- 4.5 Международная торговая политика в рамках гатт/вто
- Лекция 5. «Международная торговля услугами».
- 5.1 Сущность и особенности международной торговли услугами.
- 5.2 Сегменты мирового рынка услуг и тенденции их развития на современном этапе.
- 5.3 Регулирование мту на национальном и международном уровнях.
- Лекция 6. «Международная миграция капитала».
- 6.1 Международная миграция капитала: сущность, этапы и факторы развития.
- 6.2 Формы международной миграции капитала.
- 6.3 Миграция капитала в предпринимательской форме и ее современные особенности
- 6.4 Миграция ссудного капитала и становление мирового рынка ссудного капитала.
- Лекция 7. «Международные валютно-кредитные и финансовые отношения. Балансы международных расчётов страны».
- 7.1 Понятия «валютные отношения», «валютная система».
- 7.2 Виды и элементы валютных систем.
- 7.3 Эволюция мвс. Европейская валютная система.
- 7.4 Валюта и валютные курсы.
- 7.5 Валютный рынок: понятие, виды, современные тенденции.
- 7.6 Роль мвф, Всемирного банка, частных клубов кредиторов и других международных финансовых организаций в функционировании мвс.
- 7.7 Сущность и виды балансов международных расчетов
- 7.8 Платёжный баланс страны: принципы составления, структура.
- 7.9 Методы государственного регулирования платёжного баланса.
- Лекция 8. «Международная миграция рабочей силы».
- 8.1. Международная миграция рабочей силы как форма мэо.
- 8.2. Факторы, определяющие миграцию рабочей силы и ее последствия
- 8.3. Государственная миграционная политика: сущность, виды и инструменты
- 8.4. Международное регулирование миграционных процессов.
- Лекция 9. «Интеграционные процессы в системе мирохозяйственных связей».
- 9.1 Тнк в мировом хозяйстве.
- Экономическая интеграция: сущность, предпосылки и цели.
- 9.3 Этапы интеграционного процесса
- 9.4 Уровни развития интеграционных объединений.