logo search
сравнит мен пивоваров учебник

1.2. Предмет курса «Сравнительный менеджмент»

Предметом сравнительного менеджмента являются национальные модели менедж­мента, сходства и различия в которых определяются культурно-институциональ­ными особенностями стран и регионов. Все то, чем занимается сравнительный менеджмент, полагают авторы учебника «Международный менеджмент», следу­ет считать методологической основой международного менеджмента, поскольку абсолютным условием его успешности является всестороннее изучение фено­мена культуры в сравнительном контексте, анализ и оценка возможностей и ог­раничений, которые несут в себе культурные константы. При таком подходе следует считать правомерным изучение сравнительного менеджмента парал­лельно (и даже с известным опережением) с международным менеджментом.16

Международный менеджмент изучает управленческие отношения в междуна­родных компаниях. Преподавание этой дисциплины, появившейся в российских вузах несколько раньше, опиралось на достаточно большое количество работ как российских, так и зарубежных авторов но вопросам внешнеэкономической дея­тельности, мировой экономики, управления в международных компаниях и т. п. Однако очень скоро выяснилось, что вопросы привлечения иностранных инве­стицнй, выбора страны размещения зарубежных подразделений и филиалов, создания международных стратегических альянсов и совместных предприятий требуют учета культурных различий, сопоставления и «стыковки» различных стилей менеджмента. Другими словами, международный менеджмент и сравни­тельный являются очень близкими дисциплинами. По этой причине иногда тео­ретический курс носит название «Международный (и) сравнительный менедж­мент» (International (and) Comparative Management). Например, под таким названием был издан известный учебник С. Ронена (Simcha КопепУ и выпуска­ется журнал Journal of Comparative International Management.

Далее, необходимо пояснить различие между «международным» и «кросс-культурным (кросс-культуральным)» подходами в сравнительном менеджменте. Международный подход включает сопоставления (сравнения) моделей менедж­мента с целью выявления сходств и различий между странами. Кросс-культур­ный подход также предполагает сравнения, но они нацелены преимущественно на идентификацию социокультурного контекста в управленческой практике. Собственно говоря, то, что культура играет важную роль в менеджменте, никем не оспаривается. Теоретические и эмпирические работы должны пролить свет на масштабы и формы, в которых становятся значимыми культурные различия. Для этого необходимы скрупулезные научные исследования, которые раскрывают «объясняющую силу» культуры относительно других факторов как внешней (со­циально-экономических, политических, институциональных, и т. п.), так и внут­ренней среды организации (организационно-правовая форма и размер предприя­тия, структура и тип собственности, отраслевая принадлежность, качественный состав персонала и т. п.).

Кросс-культурный менеджмент изучает поведение людей, представляющих раз­ные культуры и работающих вместе в одной организационной среде. Актуальность такой дисциплины и сферы исследований предопределяется тем, что взаимодей­ствие людей из разных стран и культур осуществляется на фоне растущего многооб­разия форм и методов организации и управления транснациональными фирмами, международными проектами, межстрановыми рабочими группами (глобальными командами), стратегическими альянсами. Можно заметить, что речь идет о тради­ционных вопросах дисциплины «Организационное поведение», таких, как мотива­ция, лидерство, принятие решений, групповая динамика, но рассматриваемых в международном контексте. Кросс-культурный менеджмент предполагает исследо­вания культурных различий как на международном, так и на страновом (националь­ном) уровнях, как за пределами, так и внутри национальных границ. Он охватывает описания поведения людей — представителей разных культур, работающих в одной организации, и сравнение поведения людей в организациях, расположенных в двух и более разных странах. Таким образом, кросс-культурный менеджмент расширяет область организационного поведения за счет мультикультурного измерения.

Аналогичным образом он дополняет сферу исследований в области междуна­родного бизнеса и менеджмента за счет поведенческого измерения. И наконец, кросс-культурный менеджмент дополняет сравнительный менеджмент, который фокусируется на идентификации сходств и различий между национальными мо­делями менеджмента, за счет добавления еще одного измерения — кросс-куль­турного взаимодействия. Таким образом, кросс-культурный менеджмент можно рассматривать и как самостоятельный курс, и как раздел сравнительного менедж­мента, в рамках которого изучается влияние культурных различий на эффектив­ность ведения бизнеса в компаниях, или, другими словами, управленческие отно­шения в мультикультурной среде.

Сравнительный менеджмент является межпредметной дисциплиной, включаю­щей положения антропологии, этнографии, лингвистики, психологии, социологии, культурологии и др. С одной стороны, этим можно объяснить эклектичность учеб­ного материала и содержания дисциплины в ее нынешнем виде. С другой — меж­предметность и даже многодисциплинарность позволяют использовать достиже­ния разных областей знания. Предмет сравнительного менеджмента таков, что он частично совпадает с предметом других, близких дисциплин, прежде всего между­народного менеджмента и кросс-культурного менеджмента, а также сравнительной психологии и социологии, культурологи, антропологии и т. п.