10.1. Общая характеристика страны
Территория Великобритании — 244 тыс. кв. км, население — 60,4 млн. человек (2005 г.). Большая часть жителей страны, четыре пятых, проживают в городах, которые занимают 11% территории страны. В мировой экономике Великобритания по совокупному объему производимого ВВП занимает шестое место. По паритету покупательной способности величина се ВВП в 2005 г. составила приблизительно $1,8 трлн.
Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии (так звучит полное название страны) — конституционная монархия, номинальной главой которой с 1952 г. является королева Елизавета II. Великобритания возглавляет и объединение бывших колоний и доминионов Британской империи — Содружество наций (Commonweals of Nations), в которое на сегодняшний день входит 50 стран, включая Канаду, Индию, Новую Зеландию, Малайзию, Сингаиур.ЮАР.
Наиболее важными полезными ископаемыми, которыми располагает Великобритания, являются нефть и газ, добываемые на континентальном шельфе в Северном море. Кроме того, Великобритания располагает определенными запасами угля и известняка. Таким образом, у страны есть собственные энергоресурсы, но прочими полезными ископаемыми она наделена недостаточно, их приходится импортировать. Земельные ресурсы страны, площади суши, пригодные для ведения сельского хозяйства, составляют 77% территории Великобритании.
Великобритания имеет выгодное географическое положение, которое с давних времен делало страну великой морской державой. Над Великобританией проходят и международные воздушные коридоры, соединяющие Европу и Северную Америку. Весьма значительны и трудовые ресурсы страны, объединяющие не только квалифицированных рабочих, но и видных мыслителей и ученых. Великобритания — это родина капиталистического способа производства. Страна и в настоящее время продолжает поддерживать классические традиции капитализма, развивая свою экономику на принципах свободного предпринимательства. Экономика государства основана на частном предпринимательстве, доля частного сектора в общем объеме выпуска страны превышает 80%. Частный сектор обеспечивает свыше 3/4 всей занятости в стране. Политика правительства Великобритании гарантирует самые благоприятные условия для развития предпринимательства.
Особенности макроэкономической модели развития Великобритании
Главной отличительной особенностью макроэкономических особенностей развития Великобритании является то, что страна развивается не на основе принципов социального рыночного хозяйства, как Германия или Франция, а использует неолиберальную, англосаксонскую модель развития. Поэтому модель британской экономики наиболее близка к США и очень сильно отличается от континентальных европейских стран.
Основы современной неолиберальной модели развития английской экономики были заложены в 1979 г., когда в стране была осуществлена политика «тэтче-ризма», названная так по имени знаменитой «железной леди» Маргарет Тэтчер, лидера британских консерваторов и премьер-министра страны в 1979-1990 ГГ. «Тэтчеризм» в Великобритании точно так же, как и «рейганомика» в США, предполагал неоконсервативные реформы в экономике, направленные на снижение активной роли государства в экономике. Причем «тэтчеризм» начал осуществляться раньше «рейганомики», что было связано с более ранней победой на выборах консерваторов в Великобритании, чем в США. Тем не менее на М. Тэтчер и ее будущую команду реформаторов решающее значение при выборе нового курса страны оказали американские профессора, пропагандировавшие идеи неолиберализма.
Экономическая политика правительства Великобритании в период нахождения у власти консерваторов включала в себя ряд программ.
Поддержка рыночного механизма и предпринимательства, эффективности и гибкости экономической системы, которая осуществлялась через:
• политику приватизации (с 1979 по 1994 г., когда у власти находились консерваторы, программа приватизации принесла в государственный бюджет $134 млрд., были проданы такие гиганты английской экономики, как British Telecom, British Coal и многие другие);
• дерегулирование (издержки и административные расходы государства на регулирование экономики были существенно при этом уменьшены);
• налоговые реформы (налоговое бремя на физических и юридических лиц было значительно снижено: базовая ставка индивидуального подоходного налога стала равняться 25%, а налог на прибыль корпораций снизился до 30%).
Снижение расходов правительства с 47,5% ВВП в 1982 г. до 41,6% в 1996 г. (в 2003 г. доля государственных расходов в ВВП соответствовала 42,2%), при этом государственный сектор производит в настоящее время около 8% ВВП. Для снижения расходов были проведены реформы в социальной сфере, по сути дела приведшие к отказу от принципов прежней системы, напоминавшей социальное рыночное хозяйство континентальных европейских стран. Однако при этом стимул к трудовой деятельности у населения был значительно повышен, а с иждивенческими настроениями в обществе было практически покончено.
Монетарная политика. Для борьбы с инфляцией, которая к моменту прихода М. Тэтчер к власти составляла более 13%, проводилась кредитно-денежная политика по классическим канонам монетаризма. Контролировалось количество денег в обращении, а важнейшим инструментом монетарной политики стали краткосрочные процентные ставки. За счет их достаточно высокого уровня в период всей деятельности консерваторов Великобритании удалось привлечь значительное количество иностранного капитала и сохранить большую часть национального капитала.
В целом «тэтчеризм» осуществлялся в соответствии с концепцией экономики предложения, предполагавшей отход от кейнсианской идеи приоритета спроса в пользу поддержки предложения. Экономика предложения включала в себя:
• отмену прямого государственного контроля;
• стимулирование конкуренции на внутреннем рынке;
• минимальное государственное регулирование, переход к косвенным механизмам макроэкономического контроля правительства нал ситуацией в экономике;
• селективную поддержку ряда cqVp, в которых рыночные механизмы оказываются неэффективными, но которые жизненно необходимы для всего национального хозяйства (атомная энергетика, некоторые виды транспорта и т. п.);
• приватизацию, активизацию роли частного сектора в экономике.
В результате государство избавилось от прежних неэффективных и убыточных предприятий, которые стали высокодоходными в руках частного сектора, оставив себе либо эффективные государственные предприятия, либо жизненно важные сферы экономической активности. Новая роль государства — это косвенное регулирование экономики через монетарную и фискальную политику, обеспечение экономического роста при низком уровне инфляции и здоровых государственных финансах. Кстати, то, что Великобритания проводит свою собственную политику борьбы с инфляцией, используя неоконсерватизм, стало причиной выбытия фунта стерлингов в 1992 г. из европейского механизма валютных курсов.
Примером успешного функционирования прежде убыточных государственных компаний в руках частного сектора может служить авиакомпания British Airways. Убыточная государственная авиакомпания смогла уже через два года стать рентабельной и войти в десятку крупнейших авиакомпаний мира, перейдя в результате приватизации под частное управление и контроль. Сейчас British Airways — одна из крупнейших авиакомпаний мира, она возглавляет мощный авиаальянс Oneworld, под ее контролем находится множество английских региональных и иностранных авиакомпаний.
Консерваторам и их лидеру М.Тэтчер удалось добиться значительных успехов именно в изменении философии бизнеса в стране. Через приватизацию и усиление роли сферы услуг, в которой создавались рабочие места для высвобождавшейся в промышленном секторе рабочей силы, Великобритания получила высокоэффективную структуру современной смешанной экономики. Новая корпоративная культура Великобритании предполагает лидерство частного бизнеса, отсутствие преград для его развития со стороны государства. В стране создан благоприятный экономический климат, замечательные условия для инвестирования.
Отличие английской модели экономики от немецкой или французской модели социального рыночного хозяйства, менее активная роль государства и свобода частного предпринимательства являются следствием радикальных экономических реформ М. Тэтчер. Хотя английские неоконсервативные реформы не обошлись без социальных конфликтов, самое главное, что удалось сделать М. Тэтчер, это разрушить социально-экономические основы коллективистских традиций британцев, стимулировать свободный рынок и личную ответственность предпринимателей и работников. Кстати, «железная леди» получила свое символическое прозвище именно за бескомпромиссность в борьбе за либеральные принципы, за решительную позицию по отношению к необходимости сокращения социальных программ.
Несмотря на первоначальный успех неоконсервативных программ реформирования британской экономики, в конце 1980-х гг. популярности у консерваторов несколько поубавилось. В немалой степени этому способствовало не только активное наступление правительства на систему социальных гарантий британцев, но и ситуация в экономике. В 1987 г. произошел кризис на фондовом рынке страны, что вызвало новую волну инфляции и значительное повышение уровня процентных ставок, ограничившее доступ населения и предпринимателей к кредитным ресурсам.
В 1990 г. М. Тэтчер сменил ее последователь Джон Мейджер, действовавший также в соответствии с принципами неоконсерватизма. С точки зрения процесса европейской экономической интеграции политика правительства консерваторов отличалась особой ролью Великобритании в ЕЭС и ЕС. Тэтчер и Мейджер стремились противопоставить британскую модель экономики традиционному социальному рыночному хозяйству большинства стран — членов ЕЭС/ЕС, в связи с чем между Великобританией и континентальными европейскими странами возникали частые разногласия по вопросам единой европейской экономической политики. Строительство единого европейского дома также объективно заставляло скорректировать консервативный курс развития Великобритании.
Окончательное поражение консерваторы понесли в 1997 г., когда население, устав от засилья консерваторов во власти, оказало поддержку партии лейбористов, надеясь на возвращение к социальной ориентации в макроэкономической политике правительства и рост доходов за счет перераспределительной роли государства. Однако новый премьер-министр страны Э. Блейер не стал менять прежний экономический курс М. Тэтчер и Д. Мейджера. Такие позиции Блейера и партии лейбористов объясняются в первую очередь тем, что британская модель смешанной экономики оказалась более эффективной по сравнению с большинством европейских стран. Эту модель отличают минимум государственного вмешательства в экономику и максимум частной инициативы. Великобритания идет в ногу с научно-техническим прогрессом, перестройка отраслевой структуры ее экономики вывела на первый план отрасли высоких технологий, в которых создается значительное количество высокооплачиваемых мест. Темпы роста экономики составляли в конце XX в. порядка 2,5-3,5%, уровень безработицы примерно вдвое ниже, чем в Германии или Франции.
Из-за того, что экономика Великобритании находится в лучшем структурном положении, чем национальное хозяйство Франции и Германии, план Э. Блейера предполагает противостояние Великобритании политике двух вышеназванных стран, которые будут стараться использовать для укрепления своих позиций Европейский валютный союз и единую валюту евро. Великобритания продолжает занимать свою принципиальную позицию в ЕС прежде всего потому, что интеграция при гегемонии Германии и Франции с их социально-рыночным хозяйством будет означать для Великобритании отход от прежних принципов либерализма в экономике. В противном случае Великобритании придется действовать точно так же, как и в большинству стран ЕС: увеличивать налоги и уровень государственного регулирования экономики. Поэтому не случайно, что, хотя сам Блейер в отличие от своих предшественников не имеет ничего против европейской интеграции, Великобритания не вошла в европейский экономический и валютный союз и не стала вводить евро с января 1999 г.
Британская модель экономики благодаря усилиям консерваторов и сохранению прежних достижений лейбористами является потенциально более сильной и конкурентоспособной, чем немецкая и французская социально-рыночные модели. В этой связи Великобритания не случайно активно борется с Германией и Францией за европейское экономическое лидерство. Современная макроэкономическая ситуация в Великобритании имеет следующие основные особенности:
• Относительно низкий уровень безработицы (5% в 2004 г.). Великобритания демонстрирует высокоэффективную модель рынка труда с довольно низким уровнем государственного регулирования на этом рынке, что обеспечивает неплохие показатели занятости. Британский рынок труда отличают значительное число рабочих мест, создаваемых в частном секторе; низкие индивидуальные подоходные налоги, стимулирующие занятость; ликвидация препятствий в мобильности рабочей силы. Для повышения мобильности рабочей силы были внесены изменения в пенсионную систему страны, согласно которым теряет былую значимость непрерывный трудовой стаж, а люди, часто меняющие работу, не лишаются пенсии. Для облегчения перемены места жительства в связи со сменой работы была проведена и реформа на рынке жилья. В июне 1999 г. Э. Блейер провозгласил манифест, поддерживающий гибкий рынок труда и отмену государственных ассигнований на его субсиирование, что должно стимулировать создание рабочих мест в частном секторе экономики, а также заставить британцев более активно предлагать свои услуги на рынке труда. Реформа «государства благоденствия», по Блей-еру, предполагает также создание рабочих мест для молодежи, для чего правительство предполагает потратить около $6 млрд.
• Благоприятная налоговая политика. Налоговый климат Великобритании является одним из самых благоприятных в Западной Европе: низкий уровень индивидуальных подоходных и корпоративных налогов, налоговые льготы для инвесторов. Правительство Блейера даже предполагало пойти еще дальше своих консервативных предшественников в сфере снижения налогов: минимальная ставка индивидуального подоходного налога должна была быть сокращена до 10%, однако пока этого не произошло.
• Благоприятный инвестиционный климат. Хорошую инвестиционную обстановку в стране обеспечивает не только ее благоприятный налоговый климат, но и достаточно низкие в сравнении с предыдущим периодом процентные ставки (около 5%), а также общее благоприятное состояние экономики страны и высокий уровень конкуренции на внутреннем рынке. Государство созда-
ло неплохие условия для привлечения в экономику иностранного капитала, особенно в сферу высоких технологий. В стране, в частности, ведут активную деятельность такие мировые ТНК — лидеры НТП, как Motorola, Nokia, Epson, Ford, BMW, Samsung и многие др. (в Великобритании действует свыше 13 тыс. иностранных компаний). До трети всех иностранных инвестиций в ЕС направляется в Великобританию, в том числе около 40% американских капиталовложений — в экономику Евросоюза. Особенно ощутимы иностранные инвестиции в производстве компьютеров и в автомобилестроении. Все вышеназванное гарантирует Великобритании стабильные темпы экономического роста, сильную национальную валюту. Великобритания среди других развитых стран мира отличается и высокими темпами роста производительности труда, которые в 1980-1990-е гг. составили в среднем порядка 5% в год, а ныне снизились до 2% (2003 г.), что все равно неплохо.
- Сравнительный менеджмент
- Глава 1 Возникновение и эволюция сравнительного менеджмента
- 1.1. Сравнительный менеджмент как учебная дисциплина и раздел теории и практики менеджмента на Западе
- 1.2. Предмет курса «Сравнительный менеджмент»
- 1.3. Возникновение сравнительного менеджмента в России
- Глава 2 Культура в сравнительном менеджменте
- 2.1. Теории культуры
- 2.2. Классификации деловых культур
- 2.3. Исследования г. Хофстеде
- 2.4. Измерение культуры ф. Тромпенаарсом
- 2.5. Кластеризация культур
- 2.6. Конвергенция и дивергенция
- Глава 3 Культура и стили руководства
- 3.1. Теоретические модели управления
- 3.2. Факторы формирования стиля руководства
- 3.3. Стиль принятия решений
- Глава 4 Управление мотивацией в сравнительном менеджменте
- 4.1. Мотивационная дифференциация в мультннациональном коллективе
- 4.2. Влияние культурно-странового контекста на мотивационные изменения
- 4.3. Практика стимулирования труда в различных странах
- Глава 5 Коммуникации в системе сравнительного менеджмента
- 5.1. Коммуникация как процесс
- 5.2. Межкультурная коммуникация
- 5.3. Стили коммуникации
- 5.4. Коммуникационные потоки
- 5.5. Каналы коммуникации и современные информационно-коммуникационные технологии
- 5.6. Культурные шумы в коммуникационном процессе
- 5.7. Коммуникация и языковые барьеры
- 5.8. Невербальная коммуникация
- 5.9. Управление кросс-культурной коммуникацией
- 5.10. Способы преодоления языковых барьеров в международном бизнесе
- Глава 6 Менеджмент сша
- 6.1. Экономико-географическая характеристика
- 6.2. Теория конкурентоспособности наций м. Портера
- Глава 7 Менеджмент в Европе
- 7.1. Модели экономического развития и роль государства в экономике стран Европейского союза
- 7.2. Многообразие деловых культур и менеджмент в Европе
- 7.3. Концепция евроменеджмента
- 7.4. Профиль евроменеджера
- Глава 8 Немецкая модель менеджмента
- 8.1. Общая характеристика экономики Германии
- 8.2. Немецкая деловая культура и стиль управления
- 8.3. Модель менеджмента
- Глава 9 Французская модель менеджмента
- 9.1. Экономика Франции
- 9.2. Французская модель менеджмента
- Глава 10 Менеджмент в Великобритании
- 10.1. Общая характеристика страны
- 10.2. Модель менеджмента
- Глава 11 Шведская модель менеджмента
- 11.1. Скандинавская модель экономики
- 11.2. Шведская модель менеджмента
- Глава 12 Японская модель менеджмента
- 12.1. Экономико-географическая характеристика и национальная специфика развития
- 12.2. Особенности послевоенного развития Японии
- 12.3. Информационные технологии в Японии
- 12.4. Японская модель менеджмента
- 12.5. Экономическая ситуация в Японии на рубеже XX-XXI вв. И кризис японской модели экономики и управления
- Глава 13 Менеджмент Кореи
- 13.1. Общая характеристика экономики Республики Корея
- 13.2. Корейский менеджмент
- Глава 14 Китайский менеджмент
- 14.1. Общая характеристика
- 14.2. Китайский менеджмент