2.3. Исследования г. Хофстеде
Первые же эмпирические исследования организационного поведения в различных странах показали его несхожесть в них.37 Многие исследователи указывали на влияние культурных факторов. Подтверждение или опровержение этой гипотезы связано с двумя главными проблемами: необходимо показать влияние культурной среды на формирование индивидуальных ценностей, установок и потребностей, а также исследовать связь этих закономерностей с поведением людей в организациях. Одним из методов решения данных проблем является формализация переменной «страна» в кросс-культурных исследованиях организационного поведения. В 70-е гг. XX в. был проведен целый ряд исследований, ориентированных на решение этой задачи.
Отмечается наличие двух подходов, характерных для работ того периода.40 Большинство ученых использовали «кабинетный подход», основанный на предположении, что существуют определенные переменные, ответственные за страховые различия в установках и поведении работников. Наиболее часто в качестве таких переменных избирались религия, язык (отражение культуры), политическая система и уровень индустриализации (отражение национальных, государственных особенностей), а также географическое расположение (как комплексный показатель отражает и культурные, и социальные экономические характеристики), В качестве показателя уровня индустриализации часто использовался ВНП на душу населения.
Другой подход, названный эмпирическим, заключается в выделении переменных («культурных измерений») эмпирически, путем анализа различий в установках работников, а уже затем попытке связать выделенные переменные с теми или иными объективно наблюдаемыми национальными или культурными различиями (ВНП надушу населения, географическое положение и т. п.). Наиболее ярким примером этого подхода являются исследования, проведенные в 1967-1969 и 1971 -1973 гг. голландским ученым Г. Хофстеде.
Данное исследование стало классическим. Его описание включается не только в учебники по сравнительному и международному менеджменту, но и в учебники и хрестоматии по общему менеджменту. Значительность этого исследования объясняется как впечатляющей эмпирической базой (было собрано свыше 116 тыс. анкет, розданных сотрудникам компании IBM в 40 странах, причем каждая анкета содержала более 150 вопросов42), так и тщательностью проработки теоретического и методического подходов.
Г. Хофстеде исходил из того, что культура как «коллективное духовное программирование» определяет установки и поведение людей. Сама культура изменяется с трудом, а если меняется, то очень медленно. Она имеет тенденцию воплощаться, кристаллизироваться в создаваемых людьми общественных институтах. В свою очередь, общественные институты в определенной степени как ограничивают, так и стимулируют различные методы мышления. Г. Хофстеде исследовал различия в ценностях, связанных с работой, с целью показать влияние культуры. Особенно его интересовали методы, с помощью которых определенные культура и мышление реализуют самооправдывающиеся прогнозы.
При анализе данных Г. Хофстеде основное внимание уделил ответам на вопросы, связанные с рабочей обстановкой. Эти вопросы касались организации работы, климата в коллективе, а также ценностей в терминах желаемого и желательного. Восприятие организации работы связывалось со степенью, в которой начальники консультировали подчиненных. Восприятие организационного климата отражалось как создаваемые работой стрессы. Желаемое в исследованиях Г. Хофстеде понималось как некоторая идеологическая ориентация работника, например негативное отношение к конкуренции между работниками как обычно приносящей больше вреда, чем пользы. Желательные ценности выражали важность различных аспектов работы.
Окончательный анализ проводился по 32 вопросам, выбранным и сгруппированным на основании теоретических соображений и выявленных статистических закономерностей. Факторный анализ, в котором каждая страна представляла собой единицу анализа, а переменными были средние значения показателя по стране, показал наличие 4 культурных измерений, или, как их назвал сам Г. Хофстеде, индексов. С помощью этих индексов объяснялось 50% расхождений между странами в ответах на вопросы по поводу ценностей.
Выделение индексов, с помощью которых можно описать деловую культуру, представляется наиболее важным вкладом голландского ученого в сравнительный менеджмент. В связи с этим имеет смысл рассмотреть их подробнее.
Индекс «дистанция власти» (PD) отражает степень неравномерности власти в организации. Мерой этой неравномерности выступают централизация власти и автократичность руководства. Особенность этого индекса заключается в том, что он показывает не только то, насколько идеей централизации власти проникнуты руководители, но и то, насколько глубоко она проникла в культуру общества, как воспринимается рядовыми работниками. Развивая этот подход, М. Малдер43 измерил дистанцию власти с помощью трех показателей: боязнь подчиненного, что его мнение не совпадет с точкой зрения начальства, воспринимаемые и предпочитаемые стили руководства. Серия его лабораторных и полевых исследований позволила сформулировать гипотезу уменьшения дистанции власти для людей, чье стремление к власти частично удовлетворено.
Дистанция власти как культурное измерение создается в процессе социализации семьей, школой и другими социальными институтами. Возникнув на ранних ступенях социализации, дистанция власти определяет организационное поведение. Согласно Г. Хофстеде44, высокое значение индекса PD означает большую централизацию власти, большое количество уровней иерархии, значительную долю управленческого персонала, большую дифференциацию заработной платы, большее уважение к умственному труду, чем физическому, и низкую квалификацию низкостатусных работников.
Интересно, что была обнаружена зависимость величины индекса от образования работников. Малообразованные сотрудники демонстрировали ббльшие значения индекса, чем высокообразованные. Межстрановые сопоставления выявили, что расхождения значений индекса в группах с низким образованием меньше, чем между высокообразованными работниками из разных стран.
Согласно гипотезе Г. Хофстеде, в обществах, где дистанция власти велика, подчиненные стремятся к зависимости или взаимозависимости. В то же время в странах, где значения этого индекса невелико, подчиненные предпочитают консультативный стиль руководства.
Исследования Г. Хофстеде показали, что 43% различий между странами поэтому индексу обусловлены географическим положением, 51 — комбинацией географического положения и численностью населения и около 58% вариации объясняется, если к этим двум переменным добавить ВНП на душу населения. По предположению Г. Хофстеде, ключевым моментом для зависимости «географическое положение — дистанция власти» является большая потребность в технологическом развитии в северных странах из-за холодного климата. Это порождает определенную (более развитую) социальную структуру.
Для лучшего понимания смысла этого индекса приведем те социальные ассоциации, которые и легли в основу его формирования. Значительная дистанция власти связана со следующими моментами. В мире существует неравенство, причем каждый должен занимать свое законное место. Высокий и низкий статус защищены установленным порядком. Лишь немногие люди могут быть независимыми, большинство должны быть зависимыми. Иерархия означает существование неравенства. Начальство рассматривает подчиненных как людей другого сорта. В свою очередь, подчиненные также рассматривают начальство как нечто отличное от себя. Начальство недоступно. Власть является базовым общественным явлением, которое предшествует рассуждениям о добре и зле. Вопрос о легитимности власти здесь не причем. Отметим, что для культур с маленький дистанцией власти использование последней должно быть узаконено и служит предметом суждения, является ли это благом. То есть законность предшествует использованию власти и служит основанием для нее. Носители власти обладают привилегиями (при малых значениях индекса — все имеют равные права). Носители власти должны выглядеть настолько важными персонами, насколько это возможно. Проигравший (подчиненный) виноват. (В культурах с низким значением PD справедливо противоположное утверждение — виновата система.) Способом изменения социальной системы является смена людей у власти. (В культурах с низким значением PD способом изменения социальной системы является перераспределение власти.) Окружающие являются потенциальной угрозой для власть предержащих, и им редко можно доверять. Существует скрытый конфликт между теми, кто у власти, и теми, кто ее лишен. Трудно осуществлять кооперацию между не имеющими власти людьми, так как господствует норма недоверия к людям.
Избежание неопределенности (UA). Этот индекс измеряет степень, до которой общество рассматривает себя находящимся под угрозой из-за неопределенной или двусмысленной ситуации. Чем больше этот индекс, тем больше стремление избежать подобной ситуации за счет большей стабильности в профессиональной карьере, создания формальных правил, нетерпимости к инакомыслию и девиант-ному поведению, вере в наличие абсолютных истин. В то же время в таких обществах высок уровень тревожности и агрессивности, что создает сильное внутреннее стремление к упорному труду.
Природа избежания неопределенности не так ясна, как дистанции власти, но данная группа ценностей является характерной для большинства представителей так называемого среднего класса. Нормы, связанные с этой группой ценностей, снимают рост тревожности. В странах с высоким значением индекса тревожность снимается с помощью проявления эмоций, агрессивности. В культурах с низким значением индекса UA релаксация имеет пассивный характер, проявление эмоций не поощряется. Вообще, в таких культурах толерантность выше.
С высокими значениями индекса избежания неопределенности связаны следующие социальные ассоциации:
• неопределенность в жизни воспринимается как постоянная угроза, с которой надо бороться;
• характерны значительная тревожность и сильные стрессы;
• время — деньги;
• существует внутреннее стремление к упорному труду45;
• собственное агрессивное поведение (как, впрочем, и окружающих);
• предпочитается открытое проявление эмоций;
• конфликт и конкуренция могут спровоцировать агрессию и должны избегаться46;
• строгая необходимость в консенсусе;
• девиантные личности и идеи опасны, соответственно низкий уровень толерантности;
• распространен национализм;
• молодые люди подозрительны;
• много внимание уделяется вопросам безопасности;
• ведется поиск чистой, абсолютной правды и вечных ценностей;
• ощущается потребность в письменных правилах и инструкциях;
• если правило не удается выполнить, то люди ощущают себя грешниками и должны раскаяться47;
• доверяют экспертам и их знаниям48;
• обычные граждане некомпетентны по сравнению с властями49.
Самое значительное влияние на организационное поведение этот индекс оказывает при распределении функций между сотрудниками. Другие важные отличия модели менеджмента в странах с высоким и низким значением индекса UA отражены в табл. 2.7.
Источник: Hofstede G. Colture's Consequences. International Differences in Work Related Values, Beverly Hills: Sage, 1980.
Индивидуализм (IN). Третье измерение представлено у Г. Хофстеде шкалой, одной из крайних точек которой является индивидуализм, а другой — коллективизм. Эта шкала отражает отношение индивида и общества как целого. Движение в сторону индивидуализма означает тенденцию индивида заботиться в первую очередь о себе самом и своей семье.30 Коллективизм предполагает принадлежность к группе как основную ценность и соответственно взаимную заботу членов группы (коллектива) в обмен на лояльность.
Это измерение имеет во многих культурах явно выраженную морально-этическую окраску. Так, в США индивидуализм рассматривается как замечательная черта национального характера, способствующая величию страны. В Японии, Китае или России индивидуалист будет, скорее всего, подвергнут строгому осуждению. В странах, где силен коллективизм, вовлеченность людей в дела организации базируется в основном на морально-этических нормах.
Командный дух также характерен для стран с высоким значением индекса IN, но основа включенности в коллектив здесь иная, более рациональная, «просчитываемая». Подробнее характеристики этого индекса отражены в табл. 2.8.
Различия в значении индекса «индивидуализма» сказываются и на организационном поведении. Результаты исследований сведены в табл. 2.9.
Таблица 2.7. Влияние индекса «избежание неопределенности» на организационное поведение
Низкое значение индекса UA | Высокое значение индекса UA |
Меньшее структурирование деятельности Меньше письменных правил Работники с более универсальным образованием, характерен общий или дилетантский подход, допускается плюрализм мнений Менеджер уделяет больше внимания стратегическим вопросам Менеджеры в большей степени ориентированы на внутригрупповое взаимодействие, меняют стиль руководства в зависимости от обстоятельств Менеджеры охотнее принимают индивидуальные и рискованные решения Высокий уровень текучести рабочей силы Более амбициозные работники Более низкий уровень удовлетворения Меньше власти благодаря контролю неопределенности Менее ритуализированное поведение | Большее структурирование деятельности Больше письменных инструкций Большее число узких специалистов, все должно быть унифицировано (стандартизировано), насколько это возможно Менеджеры уделяют больше внимания деталям Менеджеры в большей степени ориентированы на задачи и менее склонны менять свой стиль руководства Менеджеры неохотно принимают индивидуальные решения и решения в условиях риск Низкая текучесть рабочей силы Менее амбициозные работники Более высокий уровень удовлетворения Больше власти благодаря контролю неопределенности Более ритуализированное поведение |
Таблица 2.8. Характеристики индекса IN
Источник: Hofstede С. Motivation, Leadership and Organization: Do American Theories Apply Abroad? // Organizational Dynamics, Summer 1980, p. 48.
Г. Хофстеде показал, что наиболее развитые страны (с большим ВНП на душу населения) имеют и более высокие значения индекса IN.51 Также было замечено, что индивидуализм растет при распаде в обществе сложных семей и переходе к простым, т. е. в процессе модернизации. Также было отмечено наличие негативной корреляции между индексами PD и IN.52
Маскулинизм. Маскулинизм рассматривается Г. Хофстеде как доминирование в обществе традиционных мужских ценностей, таких как успех, деньги, материальные ценности. Собственно, данное измерение, наверное, лучше было бы назвать «феминизм — маскулинизм», так как оно отражает переход от доминирования традиционных женских ценностей (забота о других, качество жизни) к господству мужских представлений.
Таблица 2.9. Изменение организационного поведения в зависимости от степени индивидуализма
Индивидуализм | Коллективизм |
Каждый член общества должен заботиться о себе и своей семье Имеет влияние индивидуальное сознание Идентичность основывается на личных качествах человека Не существует эмоциональной зависимости от организаций и институтов Причастность к организации основывается на рациональных мотивах Акцент делается на частную инициативу и достижения, идеалом является лидерство Каждый имеет право на личную жизнь и собственное мнение От социально-экономической системы требуется автономия личности, разнообразие, удовольствие и индивидуальная финансовая безопасность Ощущается потребность в особенных (личных) дружеских отношениях Доверием пользуется индивидуальный процесс принятия решений Ценности и нормы носят универсальный характер(универсализм) | Члены общества принадлежат сложной семье / клану, которые заботятся о них Имеет влияния коллективное сознание Идентичность основывается на принадлежности к социальной группе Существует эмоциональная зависимость человека от организаций и институтов Причастность к организации основана на морали Акцент делается на принадлежность к организации; идеалом является членство в ней Личная жизнь человека контролируется организациями или кланами, к которым он принадлежит Индивид получает от организации или клана экспертные знания, порядок обязанности и безопасность Дружеские связи определяются стабильными социальными отношениями, но ощущается потребность в престиже в рамках этих отношений Доверием пользуется коллективное принятие решений Поведение внутри и вне группы регулируется различными ценностями и нормами (партийность) |
Источник: Ronen S. Comparative and Multinational Management. N.Y., 1986.
Таблица 2.10. Последствия различий в значениях индекса маскулинизма
Высокое значение IN | Низкое значение IN | |
Причастность к организации основана на рациональных мотивах (калькулируется) Работники не ожидают, что организация будет заботиться о них «с колыбели до могилы» Организации оказывают умеренное влияние на жизнь и благополучие своих членов Работники готовы сами защищать свои собственные интересы Политика и организационные практики должны допускать частную инициативу Выдвижение на вакантную позицию людей как изнутри организации, так и извне, но с учетом рыночной оценки работника (космополитизм) Менеджеры стараются быть на уровне современных требований и реализовывать новейшие управленческие идеи Политика и организационные практики применяются ко всем одинаково (универсализм) | Причастность к организации определяется морально-этическими соображениями Работники ожидают, что организация будет заботиться о них, как семья, и могут почувствовать себя отвергнутыми, если организация не оправдает их ожиданий Организации оказывают большое влияние на жизнедеятельность и благополучие своих членов Работники ожидают, что организация защитит их интересы Политика и методы действия в организации основываются на лояльности и чувстве долга Продвижение внутри организации с учетом старшинства, как правило, стажа работы (местничество) В организации не очень озабочены внедрением модных управленческих идей Политика и организационные практики меняются в зависимости от отношения к работникам (партийность) | |
Страны с низким значением индекса маскулинизма | Страны с высоким значением индекса маскулинизма | |
Некоторые молодые работники стремятся к карьерному росту, другие — нет Организация не должна вмешиваться в личную жизнь сотрудников Больше женщин на рабочих местах, требующих большей квалификации и лучше оплачиваемых Женщины на рабочих местах, требующих большей квалификации, не особенно важничают Меньше профессиональных стрессов Меньше производственных конфликтов Привлекательна реструктуризация рабочих мест, увеличивающая групповую сплоченность | От молодых людей ожидают карьерного роста, те, кто не продвигаются по службе, рассматривают себя в качестве неудачников Интересы организации — законная причина для вмешательства в личную жизнь Меньше женщин на рабочих местах, требующих большей квалификации и лучше оплачиваемых Женщины на рабочих местах, требующих большей квалификации, очень важничают Больше профессиональных стрессов Больше производственных конфликтов Привлекательна реструктуризация рабочих мест, дающая возможность добиться индивидуальных результатов |
Источник: Hofstede G. Culture's Consequences. International Differences in Work Related Values, Beverly Hills: Sage, 1980.
Согласно исследованиям Г. Хофстеде, наблюдается корреляция между этим индексом и географическим положением. Чем ближе страна к экватору, тем выше индекс маскулинизма, и соответственно, приближаясь к полюсам, он снижается. Г. Хофстеде объяснял этот факт необходимостью владения комплексными навыками в суровых климатических условиях. Были выявлены и некоторые другие статистические закономерности (негативная корреляция маскулинизма с ростом населения в богатых странах и положительная корреляция этой пары показателей для бедных стран). Представляется, что различия в значениях этого индекса объясняются историей и традициями стран. С организационной точки зрения индекс маскулинизма показывает важность для представителей национальной культуры высоких доходов, признания, достижений и вызовов (challenges). Последствия различий в уровне этого показателя отражены в табл. 2.10. Сам индекс описывается факторами, связанными с оценкой важности трудовой деятельности (см. табл. 2.11).Такие показатели, как достижения и доходы, имеют положительную корреляцию с индексом маскулинизма, в то время как социальные и экономические показатели — отрицательную. Отсюда вытекает, что представления о хорошем рабочем месте и гуманном характере труда не совпадают у представителей разных культур. В «маскулинных» культурах преобразование характера труда должно учитывать стремление людей к признанию, достижениям, преодолению трудностей. «Женские» культуры требуют сосредоточения на создании хорошей рабочей атмосферы, групповой кооперации.
Таблица 2.11. Характеристики индекса маскулинизма
«Женская» культура | «Мужская» культура |
Мужчины не обязательно должны быть агрессивны, они также могут выполнять воспитательные функции Половые роли в обществе более расплывчаты Предполагается равенство полов Важно качество жизни Работать, чтобы жить Важны люди и окружающая среда Идеалом является взаимозависимость Сервис обеспечивает мотивацию Неудачливые пользуются сочувствием Маленькое и медленное красиво Идеалом является унисексуальность и человечность | Мужчины должны быть агрессивными, а женщины — выполнять функции воспитания Половые роли в обществе четко расписаны Мужчины доминируют в обществе Качество выполнения работы — то, на что обращают внимание в первую очередь Жить, чтобы работать Важны деньги и материальные ценности Идеалом является независимость Амбиции обеспечивают продвижение Восхищаются человеком, добивающимся успеха Большое и быстрое красиво Ценится нарочитая мужественность («быть мачо») |
Источник: Hofslede G. Motivation, Leadership and Organization: Do American Theories Apply Abroad? // Organizational Dynamics, Summer 1980, p. 49.
- Сравнительный менеджмент
- Глава 1 Возникновение и эволюция сравнительного менеджмента
- 1.1. Сравнительный менеджмент как учебная дисциплина и раздел теории и практики менеджмента на Западе
- 1.2. Предмет курса «Сравнительный менеджмент»
- 1.3. Возникновение сравнительного менеджмента в России
- Глава 2 Культура в сравнительном менеджменте
- 2.1. Теории культуры
- 2.2. Классификации деловых культур
- 2.3. Исследования г. Хофстеде
- 2.4. Измерение культуры ф. Тромпенаарсом
- 2.5. Кластеризация культур
- 2.6. Конвергенция и дивергенция
- Глава 3 Культура и стили руководства
- 3.1. Теоретические модели управления
- 3.2. Факторы формирования стиля руководства
- 3.3. Стиль принятия решений
- Глава 4 Управление мотивацией в сравнительном менеджменте
- 4.1. Мотивационная дифференциация в мультннациональном коллективе
- 4.2. Влияние культурно-странового контекста на мотивационные изменения
- 4.3. Практика стимулирования труда в различных странах
- Глава 5 Коммуникации в системе сравнительного менеджмента
- 5.1. Коммуникация как процесс
- 5.2. Межкультурная коммуникация
- 5.3. Стили коммуникации
- 5.4. Коммуникационные потоки
- 5.5. Каналы коммуникации и современные информационно-коммуникационные технологии
- 5.6. Культурные шумы в коммуникационном процессе
- 5.7. Коммуникация и языковые барьеры
- 5.8. Невербальная коммуникация
- 5.9. Управление кросс-культурной коммуникацией
- 5.10. Способы преодоления языковых барьеров в международном бизнесе
- Глава 6 Менеджмент сша
- 6.1. Экономико-географическая характеристика
- 6.2. Теория конкурентоспособности наций м. Портера
- Глава 7 Менеджмент в Европе
- 7.1. Модели экономического развития и роль государства в экономике стран Европейского союза
- 7.2. Многообразие деловых культур и менеджмент в Европе
- 7.3. Концепция евроменеджмента
- 7.4. Профиль евроменеджера
- Глава 8 Немецкая модель менеджмента
- 8.1. Общая характеристика экономики Германии
- 8.2. Немецкая деловая культура и стиль управления
- 8.3. Модель менеджмента
- Глава 9 Французская модель менеджмента
- 9.1. Экономика Франции
- 9.2. Французская модель менеджмента
- Глава 10 Менеджмент в Великобритании
- 10.1. Общая характеристика страны
- 10.2. Модель менеджмента
- Глава 11 Шведская модель менеджмента
- 11.1. Скандинавская модель экономики
- 11.2. Шведская модель менеджмента
- Глава 12 Японская модель менеджмента
- 12.1. Экономико-географическая характеристика и национальная специфика развития
- 12.2. Особенности послевоенного развития Японии
- 12.3. Информационные технологии в Японии
- 12.4. Японская модель менеджмента
- 12.5. Экономическая ситуация в Японии на рубеже XX-XXI вв. И кризис японской модели экономики и управления
- Глава 13 Менеджмент Кореи
- 13.1. Общая характеристика экономики Республики Корея
- 13.2. Корейский менеджмент
- Глава 14 Китайский менеджмент
- 14.1. Общая характеристика
- 14.2. Китайский менеджмент