logo search
сравнит мен пивоваров учебник

5.5. Каналы коммуникации и современные информационно-коммуникационные технологии

Для процесса коммуникации важное значение приобретает вопрос о средствах и способах передачи информации, ибо от этого также зависит успех или неудача коммуникации. Канал — это средство, с помощью которого сообщение передает­ся от источника к получателю. М. Мак-Люэн (MarshallMcLuhan) большее внима­ние обращал именно на канат передачи сообщения. Суть сформулированного им еще в 60-х гг. XX в. выражения *the medium is the message*12 сводится к тому, что в коммуникативной среде нового, «электронного общества» важной становится не сама информация (message), а средство ее передачи (medium).

Коммуникационный канат предоставляет отправителю и получателю сообще­ния средства для его создания и восприятия, т. е. знаки, языки, коды, материаль­ные носители сообщений, технические устройства. Для обслуживания внутри­фирменной коммуникации имеются различные средства или каналы: устная коммуникация в ходе совещаний и собеседований, письменная (документная) коммуникация посредством печатных изданий. Кроме того, информация может распространяться через доски объявлений и различные формы социальной дея­тельности.

К техническим устройствам, используемым в коммуникации, относятся: теле­граф, телефон и автоответчик, радио, телевидение, видеомагнитофон, факс, ко­пир, сотовый телефон, компьютер, CD и DVD, модем. Процессы коммуникации осуществляются теперь в компьютерной среде с использованием компьютерных каналов связи и телекоммуникаций, что позволяет говорить о становлении ком­пьютерно-опосредованной коммуникации, или электронной коммуникации.

Поистине революционными для формирования электронной коммуникацион­ной среды стали создание глобальной сети Интернет, электронной почты, а также различных сервисов: дискуссионных групп, списков рассылки, телеконференций, форумов, WWW. Все это создает возможности осуществления коммуникации на основе сетевых технологий каждым, без ограничения во времени и пространстве, а также индивидуальной или групповой коммуникации в зависимости от исполь­зуемых программных средств (интернет-технологий). На основе комбинации двух физических параметров (местонахождение участников в пространстве и времени в момент осуществления коммуникации) можно выделить четыре вида сетевых технологий:

• одно время/одно местонахождение: локальные сетевые программы, чаты;

• одно время/разное местонахождение (синхронные технологии): программы для одновременной совместной работы в компьютерной сети, интернет-пей-джинг и ICQ, интернет-телефония, компьютерные аудио- и видсоконфе-ренц-связь;

• разное время/одно местонахождение (интерактивные технологии): веб-фо­румы, дискуссионные списки, гостевые книги, анкеты-формы;

• разное время/разное местонахождение (асинхронные технологии): элект­ронная почта, списки рассылки, телеконференции."

Электронная почта является одной из самых распространенных в настоящее время форм компьютерно-опосредованной коммуникации. Через телефонные линии, компьютерные и спутниковые каналы сообщения по электронной почте могут достичь любого уголка планеты за считанные секунды. Система электрон­ной почты дает возможность для межличностной коммуникации в разных фор­матах: один/один, один/многие, многие/многие.