7.4. Профиль евроменеджера
Если с осторожными и даже пессимистическими оценками в отношении концепции евроменеджмента можно согласиться, то более или менее реальным представляется облик евроменеджера. Б. Харн (Brian Hum), делясь впечатлениями о путешествии на экспрессе Eurostar в Брюссель, так описал своего попутчика — голландского менеджера: «Время от времени он отрывался от работы на ноутбуке и делал звонки по мобильному телефону. Кроме голландского он свободно говорил на английском, французском, немецком и итальянском языках. Легко и непринужденно вступая в контакт с собеседниками, он мог переключаться на стили коммуникации, свойственные разным культурам: быстро «переходя к делу» с голландцами или подчеркивая личный аспект отношений со своими итальянскими партнерами.14
Признаки этого нового поколения менеджеров, евроменеджеров, — свободное владение иностранными языками, кросс-культурная осведомленность и адаптивность, позволяющая ответить на вызовы и возможности высококонкурентного европейского рынка. Кроме того, они умеют пользоваться всеми доступными средствами коммуникации и имеют развитые навыки применения современных информационных технологий.
Кого, однако, можно считать евроменеджером? Того, кто родился и вырос в Европе, занимает управленческие должности в фирме и имеет регулярные и обширные деловые контакты с теми, кто родился или работает в другой европейской стране или за пределами Европы? Или это менеджер, европеец по происхождению, совершающий сделки в масштабах всей Европы? Р. Хилл (RichardHill) определяет евроменеджера как того, кто «несет основную ответственность за производство товаров и услуг в масштабах всей или части Европы».15
К сожалению, в настоящее время практически нет публикаций, в которых рассматривалось бы поведение европейских (не германских, или французских, например, а именно европейских) менеджеров в сопоставлении с американскими или японскими. Поведение европейских менеджеров в международных компаниях с учетом того, что они (менеджеры) родились и выросли в конкретной европейской стране, так или иначе, в большей или меньшей степени будет испытывать на себе влияние предпринимательской системы и культуры этой страны. Пока, как отмечал А. Лоран, «национальное происхождение европейских менеджеров оказывает значительное влияние на их представления о том, каким должен быть менеджмент».16
Следует различать два разных обозначения — «евроменеджер» и «европейский менеджер». Европейским менеджером принято было называть того, кто назначен на должность, предполагающую ответственность за европейский рынок, либо того, кто направлялся МНК (неевропейской) в Европу и наделялся полномочиями по управлению европейскими операциями. Статус же «евроменеджера» применим больше к европейскому менеджеру будущего, профиль которого только формируется."
Евроменеджер — это не просто тот, кто, находясь в служебной командировке, завтракает в Брюсселе, обедает в Берлине и ужинает в Амстердаме. Такую картину можно наблюдать достаточно часто и сейчас. Это — менеджер с истинным пониманием многонациональных и мультикультурных проблем. «Идеальный профиль евроменеджера» включает такие его черты, как18:
• способность вовлекать людей:
- коммуникативные навыки (слушание, консультирование, объяснение, диалог);
- навыки в психологии (понимание людей, культурных различий);
- способность работать в команде (мультинациональной, многоуровневой, мультикультурной);
- способность координировать, вызывать энтузиазм и мотивировать;
• международные навыки:
- международный опыт;
- языковая компетентность (как минимум три языка);
- географическая мобильность;
- глобальное мышление;
- гибкость:
- склонность к управлению изменениями;
- склонность к управлению многообразием;
- толерантность к неясности и неопределенности;
- способность к обучению (самооценка и открытость);
• интуиция:
- креативность, способность к инновациям;
• широкое видение:
- склонность к широкому взгляду на ситуацию (объединяющему несколько дисциплин, обращающемуся к историческому контексту, предполагающему системный подход);
- глубокое понимание (социологическое, философское, этическое).нескольких дисциплин, обращающение к историческому контексту, предполагающему системный подход)
Контрольные вопросы
1. Какие модели экономического развития характерны для «старых стран» Европейского Союза (ЕС-15)? Каким образом данные модели влияют на национальную специфику управления в странах ЕС?
2. Назовите положительные и отрицательные черты англосаксонской неолиберальной модели макроэкономического развития и социального рыночного хозяйства континентальных европейских стран.
3. Какова роль государства в странах Европейского союза (группировка ЕС-15)? Как с учетом роли государства в экономике должны строиться системы взаимодействия бизнеса и государства?
4. В чем проявляется многообразие деловых культур в Европе?
5. Сравните характеристики европейского менеджмента в различных исследованиях.
6. Опишите различные классификации организационных культур.
7. Что представляет собой концепция евроменеджмента?
8. Что представляет собой «идеальный профиль» евроменеджера?
Литература
1. Calori R., De Woot P. (eds.). A European management model: beyond diversity. — London: Prentice Hall, 1994.
2. Geppert M., Matten D., Williams K. (eds.) Challenges for European management in a global context: Experiences from Britain and Germany. — Palgrave Macmillan, 2002.
3. Hickson D. (ed.) Management in Western Europe: Society, culture and organization in twelve nations. — Berlin: de Gruyter, 1993.
4. Koopman P. L., Den HartogD. N., KonradE., etal. National culture and leadership profiles in Europe: Some results from the GLOBE Study // European Journal of Work and Organizational Psychology, 1999, Vol. 8, No. 4. - P. 503-520.
5. Thurley K., Wirdenius H. Towards European management. — London: Pitman, 1989.
6. Глобализационные приоритеты экономической политики Евросоюза. — М., 2000.
7. Европейский союз на пороге XXI века. — М., 2001.
8. Казакова Н. Д. Хозяйственные порядки Вальтера Ойкена и модели экономического развития. — М., 1998.
9. ОйкенВ. Основные принципы экономической политики. — М„ 1995.
10. Ойкен В. Основы национальной экономики. — М., 1996.
11. Погорлецкий А. И. Экономика зарубежных стран. — СПб., 2000 (второе издание-СПб., 2001).
12. Погорлецкий А. И., Шеров-Игнатьев В. Г., Ныцырева А. Ю. Мировая экономика. - СПб., 2003.
13. ЦукалнЛ. Новая европейская экономика: попытка переосмысления. — СПб., 2001.
Примечания
1 В основу социального рыночного хозяйства легла теория хозяйственных порядков В. Ойкена, которая обосновывала необходимость государственной политики регулирования социально-экономических процессов для формирования конкурентной среды. При этом создание правил игры должно было стать приоритетом государственной экономической политики, в то время как политика регулирования хозяйственных процессов имела второстепенный, вспомогательный характер. Другой видный представитель фрайбургской школы Ф. Бём, являвшийся юристом по образованию, обосновывал необходимость сильного правового государства как гаранта свободной и эффективной рыночной экономики.
Западногерманские пеолибералм подметили опасность, которую порождает Чрезмерная активность государства вне зависимости от его капиталистической или социалистической сущности. В. Репке, в частности, выступал против любых социалистических и капиталистических отношений, которые подавляют личность, свободу и достоинства индивида. Отрицая как капитализм, так и тоталитаризм. В. Репке настаивал на «третьем пути» развития — экономическом гуманизме, при котором достигается приоритет индивида над коллективом и государством. В такой системе человек становится главным хозяйствующим и политическим субъектом, базисной ценностью экономики. Соответственно в своей экономической политике государство должно ориентироваться на создание достойных условий существования человека.
Приверженец социального учения католицизма А. Мюллер-Армак был первым, кто предложил соответствующий термин для «третьего пути» развития — социальное рыночное хозяйство. По Мюллсру-Армаку, смысл хозяйственного порядка должен заключаться в том, что государство использует свою мощь для поддержки развития хозяйственных сил, а те, в свою очередь, направляют свою деятельность на достижение общего интереса. Частная собственность и частное предпринимательство при этом не упраздняются, но их цели и интересы должны подчиняться государственным целям, имевшим высший приоритет. В данной системе очень важна роль государственной социальной политики, занимающейся перераспределением доходов дня их выравнивания и реализации принципа социальной справедливости в обществе. Результаты исследования процитированы в: Hofstede G. Cultures and organizations. — London: McGraw-Hill, 1991. - P.MO-142.
Brossard A., Maurice M. Is there a universal model of organizational structure? // International Studies of Management and Organizations, 1976, Vol. 6. — P. 11-45: HorovitzJ. Top management control in Europe. — London: Macmillan. 1980; Stewart R., BarsouxJ.-L., Kieser A., Gamer D., Walgenbach P. Managing in Britain and Germany. — London: Macmillan, 1994.
Кластерный анализ - метод статистического анализа, при котором осуществляется группировка людей или предметов в однородные группы по представляющим интерес для исследователя характеристикам.
Lessem R., Neubauer F. European management systems: Towards unity out of cultural diversity. — London: McGraw-Hill, 1993. Ibid. - P. 40. Ibid.-P. 214-215.
Myers A., Kakabadse A., McMahon Т., Spony G. Top management styles in Europe: implications for business and cross-national teams//European Businessjournal, 1995.- P.21. Thurley K., WirdeniusH. Towards European Management. — London: Pitman, 1989. Цит. no: БоддиД., Пэйтоп P. Основы менеджмента. - СПб.: Питер , 2000. - С. 128-129. Calori R., DufourB. Management European style // Academy of Management Executive, August 1995, Vol. 9 Issue 3. - P. 61-71; Calori R., De Woot P. (Eds.). A European management model: Beyond diversity. — London: Prentice Hall, 1994; Bloom H., Calori R., De Woot P. Euromanagement: A new style for the global market. — London: Kogan Page, 1994.
11 В. Краснова, А. Матвеева и Т. Смородина пишут, что у Европы «...вообще нет своей модели менеджмента. Да и корректно ли говорить о такой модели? Ясно ведь, что испанцы или греки никогда не станут работать так же, как шведы или немцы». (См.: Эксперт, 2000, № 25,3 июля.)
12 Calori R., De Woot P. (Eds.). A European management model: Beyond diversity. — London: Prentice Hall, 1994. - P. 42.
13 Ibid. P. 48.
11 Hum B.J. The new Euro-executive// Industrial and Commercial Training, 1999, Vol. 31, No. 1.-P. 19.
15 Hill R. Euro-Managers and martians: The Business cultures of Europe's trading nations. —
Brussels: Europublic, 1994. - P. 249. Ifi Laurent A. The Cultural diversity of western conception of management // International
Studies of Management and Organization, 1983, Vol. 13, No. 1-2. - P. 77.
17 Gowlland R. The cross-national manager in the single European market // European Businessjournal, 1991. — P. 44.
18 DufourB. Changes in management education and development: a European perspective // Calori R., De Woot P. (Eds.). A European management model: Beyond diversity. Chapter 9. — London and New York: Prentice Hall, 1994. - P. 237.
- Сравнительный менеджмент
- Глава 1 Возникновение и эволюция сравнительного менеджмента
- 1.1. Сравнительный менеджмент как учебная дисциплина и раздел теории и практики менеджмента на Западе
- 1.2. Предмет курса «Сравнительный менеджмент»
- 1.3. Возникновение сравнительного менеджмента в России
- Глава 2 Культура в сравнительном менеджменте
- 2.1. Теории культуры
- 2.2. Классификации деловых культур
- 2.3. Исследования г. Хофстеде
- 2.4. Измерение культуры ф. Тромпенаарсом
- 2.5. Кластеризация культур
- 2.6. Конвергенция и дивергенция
- Глава 3 Культура и стили руководства
- 3.1. Теоретические модели управления
- 3.2. Факторы формирования стиля руководства
- 3.3. Стиль принятия решений
- Глава 4 Управление мотивацией в сравнительном менеджменте
- 4.1. Мотивационная дифференциация в мультннациональном коллективе
- 4.2. Влияние культурно-странового контекста на мотивационные изменения
- 4.3. Практика стимулирования труда в различных странах
- Глава 5 Коммуникации в системе сравнительного менеджмента
- 5.1. Коммуникация как процесс
- 5.2. Межкультурная коммуникация
- 5.3. Стили коммуникации
- 5.4. Коммуникационные потоки
- 5.5. Каналы коммуникации и современные информационно-коммуникационные технологии
- 5.6. Культурные шумы в коммуникационном процессе
- 5.7. Коммуникация и языковые барьеры
- 5.8. Невербальная коммуникация
- 5.9. Управление кросс-культурной коммуникацией
- 5.10. Способы преодоления языковых барьеров в международном бизнесе
- Глава 6 Менеджмент сша
- 6.1. Экономико-географическая характеристика
- 6.2. Теория конкурентоспособности наций м. Портера
- Глава 7 Менеджмент в Европе
- 7.1. Модели экономического развития и роль государства в экономике стран Европейского союза
- 7.2. Многообразие деловых культур и менеджмент в Европе
- 7.3. Концепция евроменеджмента
- 7.4. Профиль евроменеджера
- Глава 8 Немецкая модель менеджмента
- 8.1. Общая характеристика экономики Германии
- 8.2. Немецкая деловая культура и стиль управления
- 8.3. Модель менеджмента
- Глава 9 Французская модель менеджмента
- 9.1. Экономика Франции
- 9.2. Французская модель менеджмента
- Глава 10 Менеджмент в Великобритании
- 10.1. Общая характеристика страны
- 10.2. Модель менеджмента
- Глава 11 Шведская модель менеджмента
- 11.1. Скандинавская модель экономики
- 11.2. Шведская модель менеджмента
- Глава 12 Японская модель менеджмента
- 12.1. Экономико-географическая характеристика и национальная специфика развития
- 12.2. Особенности послевоенного развития Японии
- 12.3. Информационные технологии в Японии
- 12.4. Японская модель менеджмента
- 12.5. Экономическая ситуация в Японии на рубеже XX-XXI вв. И кризис японской модели экономики и управления
- Глава 13 Менеджмент Кореи
- 13.1. Общая характеристика экономики Республики Корея
- 13.2. Корейский менеджмент
- Глава 14 Китайский менеджмент
- 14.1. Общая характеристика
- 14.2. Китайский менеджмент