logo search
сравнит мен пивоваров учебник

3.1. Теоретические модели управления

Управление является процессом, который происходит в определенной внешней среде, существенно влияющей на то, каким образом протекает этот процесс. На рис. 3.1 и 3.2 представлены модели управления Фармера-Ричмена и Негандхи-Прасада соответственно.

Р. Н. Фармер и В. М Ричмен разработали свою модель в середине 60-х гг. XX в. для ответа на вопрос, что и каким образом влияет на поведение менеджеров. При этом осознавалось, что практика менеджмента оказывает существенное влияние на эффективность управленческого труда. В модели Фармера-Ричмена подчер­кивается значение внешних институциональных и культурных факторов.1 Вто­рой важный момент — указание на то, что это воздействие осуществляется через управленческие процессы. Например, МНКс культурой, ориентированной на вы­полнение задач, приходя в страну, где культивируется поддержание хороших от­ношений, необходимо или специально отбирать людей, или устраивать тренинги. В противном случае способы управления, принятые в фирме, будут неадекватно восприниматься персоналом.

Рис. 3.1. Модель Фармера-Ричмена

Источник: Ronen S. Comparative and Multinational Management, N. Y., 1986.

Рис. 3.2. Модель Негандхи-Прасада

Источник: Ronen S. Comparative and Multinational Management, N. Y., 1986.

Модель Фармера-Ричмена критиковали за статичный характер, так как в ней не отражено влияние развития общества на внешние факторы. Другим слабым пунктом считается то, что предприятие в этой модели реагирует на изменение внешней среды пассивно, путем адаптации. Наконец, А. Р. Негандхи и С. В. Пра-сад указали, что в одинаковой окружающей среде фирмы должны бы были, со­гласно модели Фармера-Ричмена, вести себя одинаково, но в действительности это не так. Негандхи и Прасад сделали акцент на наличии у предприятий управ­ленческой философии, которая выражается в особом отношении к работникам, потребителям, поставщикам, акционерам, правительственным или муниципаль­ным органам. В их модели именно управленческая философия является факто­ром, решающим образом влияющим на поведение фирмы.

Эмпирические исследования подтвердили значимость рассмотренных выше моделей и несомненность влияния институциональных и культурных факторов на формирование стилей руководства. С точки зрения национальных различий в стиле руководства такие факторы, как система ценностей, интенсивность различ­ных типов потребностей, картина мира, особенности процесса познания, воспри­ятие риска, пути формирования менеджмента и искусство межличностного об­щения, различаются от страны к стране.2