3.3. Стиль принятия решений
Культура предопределяет также особенности процесса принятия решения в той или иной стране.23 Например, европейская традиция заключается в том, что менеджеры в значительной степени основываются на прошлом опыте, решения подготавливаются тщательно, большое внимание уделяется их качеству. Американские менеджеры склонны в большей степени сосредоточиваться на будущем, перспективах. Решения принимаются ими быстрее, большую значимость имеет сам факт принятия решения, чем основательность его обоснования. Еще в большей мере скорость принятия решения ценится в Латинской Америке, где подчиненные ждут от начальства именно решительности. Причем если в США принято рационально обосновывать решения, то для латиноамериканцев это не столь важно — релевантная информация может собираться в явно недостаточной степени, а само решение приниматься иррационально. Латиноамериканские менеджеры значительно чаще поддаются эмоциям и полагаются на интуицию и импровизацию, чем их северные соседи. Дж. Д. Гарброн21 отметил у бразильских менеджеров тенденцию, которая, возможно, минимизирует последствия иррационального принятия решения и которую можно определить, как «подождем — увидим». Бразильцы стараются избегать кардинальных мер по преодолению серьезных проблем, предпочитая паллиативные решения.
Японцы, как уже отмечалось выше, предпочитают групповое принятие решения и склонны полагаться на других при решении проблем. В США также популярны командный дух и партисипативные методы управления. Однако здесь в их основе лежат учет индивидуальных особенностей и делегирование полномочий. Впрочем, С. Ронен полагает, что это касается менее важных решений.25 Согласно уже упоминавшимся выше исследованиям Басса и Бургера, в наименьшей степени предпочитают и используют коллективные методы принятия решения представители романской культуры — испанцы, португальцы, итальянцы, французы.
Они же в наименьшей степени полагаются на других при решении проблем, что не удивительно, так как эти аспекты взаимосвязаны.
Еще один важный аспект, характеризующий стиль управления, — степень его демократизма. Выделяют такие измерения, как распределение власти (демократия — автократия) и способ принятия решения (директивность — партисипатив-ность).
Автократический стиль связывается с возможностью прямого применения насилия или угрозой его применения. Демократический лидер основывает свою власть на умении добиваться большинства при голосовании или пользуется доверием своих последователей.
Способ принятия решения может основываться на вовлечении подчиненных в этот процесс или их исключения из него. Вовлеченность может осуществляться разными путями. Руководитель может консультироваться с подчиненными (с глазу на глаз или в группе), а также передавать им полномочия по принятию решения. В табл. 3.6 на основании известных исследований26 детализируется степень дирек-тивности принятия решений.
Ситуационные теории лидерства связывают эффективность того или иного стиля принятия решения с характером решаемой задачи, состоянием внешней среды, особенностями организации, квалификацией менеджмента. Исследования в рамках сравнительного менеджмента показали, что национальные особенности являются составной частью ситуации. В работе Ориена27 приводится пример, когда успешные южноафриканские и американские компании, находящиеся примерно в одинаковых условиях (низкая конкуренция), в области принятия решений были организованы по-разному. В южноафриканских компаниях (как и следовало из теории) решения принимались централизованно, но в США децентрализованные компании оказались успешнее. Американская культура менеджмента, как известно, основывается на индивидуальной ответственности работника, а это, в свою очередь, связано с правом принятия решений. Отсюда предпочтительность децентрализации принятия решений в случае, когда другие обстоятельства говорят в пользу централизации. Ясно, что в Южной Африке в условиях апартеида идея вовлечения всех работников в процесс принятия решений без учета расовой принадлежности встречала серьезное идеологическое и культурное сопротивление и просто не была бы работоспособной. Исследования в других странах подтвердили, что использование партисипативных методов не всегда оптимально.28
В качестве выводов следует отметить, что национальные культурные различия оказывают влияние на поведение менеджеров, они являются элементом управленческой ситуации.
На стиль руководства оказывают влияние система ценностей, интенсивность различных типов потребностей, картина мира, особенности процесса познания, восприятие риска, пути формирования менеджмента и искусство межличностного общения.
Важнейший канал влияния — это система ценностей. Ценности могут определять поведение как прямо, так и через культурно обусловленные информационные фильтры. В этой ситуации выигрывают менеджеры, изначально настроенные прагматично.
Таблица 3.6. Степень директивности принятия решений
Стиль принятия решения | ТаппепЬаит Л Schmidt | Sadler & Hofstede | Heller Л Yukl | Bass & Valenzl | Vroom & Yetton |
Директивный
| Принимает решение и объявляет об этом | Сообщает | Руководитель сам решает и ничего не объясняет | Директивный | Al |
«Продает» решения | Продает | Руководитель решает сам, но объясняет | Убеждающе- манипулятивный | - | |
Дает идеи и провоцирует вопросы | Консультируется | Консультации | Консультативный | All, CI | |
Партиси-пативный
| Дает предварительные решения для модификации | Консультируется | Консультации | Консультативный | All, CI |
Сообщает о проблемах, делает предположения и выводы | Консультативный | Консультации | Консультативный | All, CI | |
Определяет рамки и просит группу принять решение | Присоединяется | Совместное принятие решений | Партиси-пативный | GII | |
Разрешает последователям действовать в определенных рамках |
| Делегирование | Делегирующий | - |
Контрольные вопросы
1. Какие факторы определяют национальные различия в стиле руководства?
2. Каков механизм воздействия системы ценностей на поведение менеджеров?
3. В чем различие в отношении применения партисипативных методов управления сторонников подходов, которые выделил Дж. Диксон?
4. Какие методы влияния на подчиненных эффективны в культуре вины, а какие — в культуре стыда?
5. Какие культурные особенности способствуют эффективной деятельности менеджера в условиях риска?
6. Что обусловливает искусство межличностного общения согласно исследованиям Басса и Бургера?
7. Каковы особенности партисипативного и директивного стиля принятия решений? Является ли степень демократизма характеристикой, на которую влияет национальная культура?
Примечания
1 С. Ронен рассматривает все факторы как относящиеся к культуре. Нам представляется, что целесообразно выделять институциональную среду и собственно культуру.
2 См.: Ronen S. Comparative and Multinational Management, N. Y., 1986.
* Там же.
4 International Business Case Studies for the Multicultural Marketplace / Ed. by R. T.Moran, D. 0. Braaten.J. E. Walsh,Jr. - Houston: Gulf Publishing Company, 1994.
5 Fey C. F. Opening the black box of motivation: a cross-cultural comparison of Sweden and Russia. - St.-Pctersburg, SSE in St.-Petersburg, 2000 (preprint).
6 Ronen S. Comparative and Multinational Management, N. Y., 1986.
7 Большой популярностью пользуется подход Маслоу. заключающийся в том, что люди последовательно переходят к удовлетворению групп потребностей согласно иерархии последних.
' Bass В. М., Burger P. Assessment of Managers: An International Comparison. — N.Y.: Free Press, 1979.
9 Dickson J. Top managers' beliefs and rationales in participation // Human Relations, 1982, v.5.№3, pp. 203-217.
10 Maruyama M. Paradigmatology and its application to cross disciplinary, cross professional and cross cultural communication // Dialectica, 1974, p. 28.
" Ronen S. Comparative and Multinational Management. N. Y., 1986.
в Именно этот критерий положен в основу классификации деловых культур Р. Льюисом, однако важность такого деления отмечалась исследователями практически с самого начала становления сравнительного менеджмента (см., например, Hall, Е.Т. Beyond Culture. - N. Y.: Doubleday, 1976).
11 Ronen S. Comparative and Multinational Management. N. Y., 1986.
M Bass В. M., Burger P. Assessment of Managers: An International Comparison. - N. Y.: Free Press, 1979.
15 Ronen S. Comparative and Multinational Management, N. Y., 1986.
16 Farmer R. N. and Richman В. M. Comparative Management and Economic Progress. — Homewood, П.: Irwin, 1965.
17 Явно предполагается, что надо использовать рационально-всеобъемлющий способ принятия решений. Он не является единственным и не всегда (не при любых обстоятельствах) лучший.
18 Следует отметить, что и структура советских предприятий но набору подразделений отличалась от характерной для западных компаний.
19 См., например, d'Iribarne P. La logiqucde I'honncur: Gestion des cntreprises ct traditions nationales. — Paris: Editions du Seuil, 1989; International Business Case Studies for the Multicultural Marketplace / Ed. by R. T. Moran, D. 0. Braaten.J. E. Walsh, Jr. — Houston: Gulf Publishing Company, 1994.
20 BassB.M. Leadership in different cultures//Stogdill's handbook of leadership, N.Y., Free Press, 1981, pp. 522-549.
21 Ronen S. Comparative and Multinational Management, N. Y., 1986.
22 BassB.M., Burger P. Assessment of Managers: An International Comparison. — N. Y.: Free Press, 1979. В выборке были представлены менеджеры из следующих стран и регионов: США, Великобритания, Голландия, Бельгия, Германия-Австрия, Скандинавские страны, Франция, Италия, Испания—Португалия, Латинская Америка, Индия, Япония.
23 Ronen S. Comparative and Multinational Management, N.Y., 1986.
21 HarbronJ. D. The dilemma of an elite group: The industrialist in Latin America // Inter-American Economic Affairs, 1965, v. 19, p. 43-62. Ronen S. Comparative and Multinational Management, N. Y., 1986, p. 220.
26 Tannenbaum R. and Schmidt W. H. How to choose a leadership pattern // Harvard Business Review, 1958, v. 36, pp. 95-101; Sadler P. J. and Ho/stede G. H. Leadership styles: Preferences and perceptions of employees of an international company in different countries // Mens en Onderneming, 1972, v. 26, pp. 43-63; Heller, F. A. and Yukl, G. Participation, managerial decision-making, and situational variables // Organizational Behavioral Human Performance. 1969, v. 4, pp. 227-241; Bass В. M., Valcnzi E. R, Farrow, D. I., Solomon R.J. Management styles associated with organizational, task, personal and interpersonal contingencies//Journal of Applied Psychology, 1975. v.60, pp. 720-729; Vroom V. H. A new look at managerial decision-making //Organizational Dynamics, 1974, v. 5, pp. 66-80. Al — руководитель принимает решение самостоятельно, на основании имеющейся у него информации; АН — руководитель получает информацию от подчиненных, не обязательно сообщая им о проблеме, а затем самостоятельно принимает решение; CI — руководитель делится проблемой с подчиненными (CI — индивидуально, СИ — в группе), консультируется, а затем самостоятельно принимает решение, СП — руководитель сообщает проблему своим подчиненным как группе, а затем на основе консенсуса вырабатывается групповое решение.
27 Огреп, С. Market conditions, decentralization and managerial effectiveness in South-African and American corporations// Management International review, 1978, № 1, pp. 61-67.
28 Ronen. Comparative and Multinational Management, N. Y„ 1986.
- Сравнительный менеджмент
- Глава 1 Возникновение и эволюция сравнительного менеджмента
- 1.1. Сравнительный менеджмент как учебная дисциплина и раздел теории и практики менеджмента на Западе
- 1.2. Предмет курса «Сравнительный менеджмент»
- 1.3. Возникновение сравнительного менеджмента в России
- Глава 2 Культура в сравнительном менеджменте
- 2.1. Теории культуры
- 2.2. Классификации деловых культур
- 2.3. Исследования г. Хофстеде
- 2.4. Измерение культуры ф. Тромпенаарсом
- 2.5. Кластеризация культур
- 2.6. Конвергенция и дивергенция
- Глава 3 Культура и стили руководства
- 3.1. Теоретические модели управления
- 3.2. Факторы формирования стиля руководства
- 3.3. Стиль принятия решений
- Глава 4 Управление мотивацией в сравнительном менеджменте
- 4.1. Мотивационная дифференциация в мультннациональном коллективе
- 4.2. Влияние культурно-странового контекста на мотивационные изменения
- 4.3. Практика стимулирования труда в различных странах
- Глава 5 Коммуникации в системе сравнительного менеджмента
- 5.1. Коммуникация как процесс
- 5.2. Межкультурная коммуникация
- 5.3. Стили коммуникации
- 5.4. Коммуникационные потоки
- 5.5. Каналы коммуникации и современные информационно-коммуникационные технологии
- 5.6. Культурные шумы в коммуникационном процессе
- 5.7. Коммуникация и языковые барьеры
- 5.8. Невербальная коммуникация
- 5.9. Управление кросс-культурной коммуникацией
- 5.10. Способы преодоления языковых барьеров в международном бизнесе
- Глава 6 Менеджмент сша
- 6.1. Экономико-географическая характеристика
- 6.2. Теория конкурентоспособности наций м. Портера
- Глава 7 Менеджмент в Европе
- 7.1. Модели экономического развития и роль государства в экономике стран Европейского союза
- 7.2. Многообразие деловых культур и менеджмент в Европе
- 7.3. Концепция евроменеджмента
- 7.4. Профиль евроменеджера
- Глава 8 Немецкая модель менеджмента
- 8.1. Общая характеристика экономики Германии
- 8.2. Немецкая деловая культура и стиль управления
- 8.3. Модель менеджмента
- Глава 9 Французская модель менеджмента
- 9.1. Экономика Франции
- 9.2. Французская модель менеджмента
- Глава 10 Менеджмент в Великобритании
- 10.1. Общая характеристика страны
- 10.2. Модель менеджмента
- Глава 11 Шведская модель менеджмента
- 11.1. Скандинавская модель экономики
- 11.2. Шведская модель менеджмента
- Глава 12 Японская модель менеджмента
- 12.1. Экономико-географическая характеристика и национальная специфика развития
- 12.2. Особенности послевоенного развития Японии
- 12.3. Информационные технологии в Японии
- 12.4. Японская модель менеджмента
- 12.5. Экономическая ситуация в Японии на рубеже XX-XXI вв. И кризис японской модели экономики и управления
- Глава 13 Менеджмент Кореи
- 13.1. Общая характеристика экономики Республики Корея
- 13.2. Корейский менеджмент
- Глава 14 Китайский менеджмент
- 14.1. Общая характеристика
- 14.2. Китайский менеджмент