2.6. Конвергенция и дивергенция
Страны довольно существенно различаются как в институциональном плане, так и по своим деловым культурам. Возникает естественный вопрос, сохранится ли такое различие в будущем, уменьшится ли оно или увеличится?
Существует точка зрения, что нас ждет впереди мир с довольно однородной средой, в котором, конечно, возможны индивидуальные различия. Однако последние не будут иметь определяющего характера, чтобы стать предметом научного изучения. Подразумевается, что основополагающей мировой тенденцией является процесс вестернизации.
Другая точка зрения заключается в том, что усиление глобальной конкуренции, наоборот, активизирует стремление к сохранению традиционных культурных ценностей, сохранению статус-кво и соответственно сложившихся конкурентных преимуществ.
Представляется, что оценить перспективы конвергенции или дивергенции деловых культур можно, только рассмотрев, какие силы воздействуют на этот процесс. По мнению Р. Веббера61, следует различать два аспекта проблемы: во-первых, это межличностные отношения и, во-вторых, это отношение работников к процессу труда.
В табл. 2.13 представлена модифицированная модель Р. Веббера. Очевидно, что в сфере межличностных отношений преобладают силы дивергенции, в то время как в аспекте отношения к труду наблюдается тенденция сближения деловых культур.
Технологический прогресс рассматривается многими авторами как ведущая сила, уменьшающая национальные различия. Предполагается, что технология полностью определяет как задачи работников, так и способ их реализации. Более того, согласно
Таблица 2.13. Факторы, определяющие конвергенцию и дивергенцию деловых культур
Дивергентные силы (действуют не человека, сфера межличностных отношений) | Конвергентные силы (действуют в сфере производства, отношение индивида к работе) |
Культурная инерция | Технология |
Ступень развития общества | Образование |
Природные ресурсы | Прагматическая философия |
Демография | Организационные цели и адаптация |
Источник: Допел ^..Comparative and Multinational Management. N. Y., 1986, p. 238.
Р. Вебберу, социальная структура общества все в большей степени будет определяться производственной структурой, а необходимость в квалифицированной рабочей силе снижает социальное и экономическое неравенство. Нам представляется такая точка зрения упрощенной. Например, в работе Б. Хотц-Хартаи довольно четко продемонстрирована зависимость выбора того или иного пути технологического развития от институциональных и культурных особенностей той или иной страны. Да и сама структура рассматриваемой модели указывает на определенные границы воздействия данного фактора. Тем не менее необходимо подчеркнуть выдающуюся роль технологии в формировании деловой культуры и наибольшее воздействие в плане конвергенции человеческих сообществ.
Унификация технологий сближает системы образования в разных странах. Это, в свою очередь, направляет техническое развитие примерно в одно русло и, что более важно, формирует схожий образ мыслей и систему ценностей. Кроме того, развитие системы образования способствует созданию более эгалитарного общества, снижает часть социальных барьеров.
Новые технологии также создают предпосылки для борьбы с бедностью и повышения уровня жизни работников. В свою очередь, это способствует замене специфических, характерных для каждой данной страны ценностей на систему прагматических ценностей постиндустриального общества.
В сторону сближения культур также действует необходимость решать однотипные организационные проблемы. Распространение современных управленческих технологий, в том числе путем «экспорта» менеджеров, снижает воздействие национальных и культурных различий. При определении целей организации и путей их достижения большую роль начинают играть такие моменты, как учет ситуации, организационных особенностей и даже личностный аспект.
На уровне межличностных отношений действует ряд факторов, способствующих дивергенции деловых культур. К ним относятся: культурная инерция, уровень развития общества, ресурсный и демографический потенциалы.
Хотя культура и развивается в тесной взаимосвязи с изменением общественных отношений, она также обладает и собственной логикой развития. В частности, наблюдается такое явление, которое можно назвать культурной инерцией: национальная система ценностей может не соответствовать требованиям современной технологии. Это касается как технических стандартов и экономических методов, так и управленческих технологий. В работе С. Ронена63 приводится пример неудачи при обучении иранских пилотов из-за культурного шока, обусловленного отсутствием опыта использования современных технических средств в иранском обществе и соответственно невозможностью опираться на накопленные поколениями навыки.
Различия в системах ценностей порой предопределяют расхождения в путях развития. В этой связи можно упомянуть создание во второй половине XX в. сети мусульманских банков, согласующих финансовую практику с законами шариата, соответственно видоизменяющими банковские технологии.
Наличие или отсутствие материальных или людских ресурсов также воздействует на специализацию тех или иных стран, способствует или, наоборот, препятствует появлению в них современных технологий. Понятно, что наличие значительных дешевых трудовых ресурсов способствует развитию трудоемких производств и соответствующей деловой культуры. Дефицит трудовых ресурсов повышает ценность работника, заставляет рационааизировать производство, в первую очередь с целью повышения производительности труда.
Рассмотренные факторы действуют одновременно, давая в каждый момент времени итоговый результат, предопределяемый как интенсивностью воздействия каждого из них, так и своеобразием рассматриваемого общества. В связи с этим представляется целесообразным проследить на частном примере, как «работают» указанные факторы. Для этого приведем историю одного японского менеджера.64 ТошимиТанака — типичный представитель своего поколения — поступил в компанию Tanhe65 в 1964 г. после окончания престижного Университета Кейо. Экономическое положение Японии и соответственно ее граждан было трудным, нация билась за выживание. Для Тошнмн Танака средством выживания стала Tanhe. Это была достаточно крупная компания, входившая в одну из японских финансово-промышленных групп (кейретсу) и заключившая с ним долгосрочный контракт, известный как система «пожизненного найма». Тошими Танака стал членом «семьи Tanhe*. За всю свою карьеру, которая продлилась почти 30 лет, он никогда не видел разницы между целями компании и своими личными целями.
Наш герой начал свою трудовую деятельность в отделе внутренних продаж. Танака не только хорошо изучил особенности своей компании и продаваемых продуктов, но и отлично знал оптовых и розничных торговцев, с которыми имел дело. Благодаря этому он консультировал покупателей, поддерживал их лояльность компании и контролировал каналы сбыта.
Экономика Японии росла, развивался и бизнес Tanhe. Через 7 лет после поступления в фирму молодой менеджер был направлен в торговое представительство компании в Нью-Йорке. Его задачей стало увеличение рыночной доли Tanhe. Реализация этой цели требовала тесной работы с дистрибьюторами. В функции Танаки входили также разработка и претворение в жизнь программ стимулирования сбыта.
Деятельность Танаки в США в 1970-е гг. была весьма успешной, в том числе потому, что опиралась на постоянное улучшение продуктов и производства представляемой им фирмы. В начале 1970-х гг. продукция компании была конкурентоспособной по цене и позиционировалась как дешевая. Американские конкуренты в ответ снижали издержки, переводя производство за границу, но при этом они не уделяли должного внимания совершенствованию производства. Tanhe тогда изменила конкурентную стратегию и стала конкурировать не столько по цене, сколько по качеству. Танака работал по 13 часов, включая выходные. В 1979 г. он был назначен начальником отдела (качо).
В 1985 г. жена Тошими Танаки вместе с детьми вернулась в Токио для того, чтобы они смогли закончить образование. Глава семьи проработал в США еще 4 года, встречаясь с женой и детьми 1-2 раза в год. Наконец в 1989 г. он также вернулся в Токио, где был назначен начальником управления внутренних продаж (бучо). Был пик роста экономики.
Организация дела в фирме шокировала Танаку. Простая и понятная линейная структура превратилась в разветвленную бюрократическую организацию. В 1980-х гг. для усиления штабных подразделений в период экспансии Tanhe набрала массу энергичных агрессивных выпускников университетов. Для того чтобы засвидетельствовать свое почтение новому боссу, Танаке пришлось пройти по анфиладе офисов, тесно заставленных столами с возвышающимися над ними административными работниками и занимавших целый этаж. В управлении внутренних продаж менеджеры бесконечно кочевали с одного совещания на другое.
Люди, работающие в торговле, стали умнее, а система продаж «застыла». Торговцы стали контролировать Tanhe и использовать ее торговых агентов для демонстрации товара при его продвижении или даже для доставки товара в розничную сеть.
Дома Танаку также ждали неприятные сюрпризы. Дети стали независимыми и потеряли почтение к родителям. Его сын решил сделать карьеру за пределами корпоративной структуры. Поведение жены тоже изменилось. Она 4 года управляла семейными делами и теперь стала, на взгляд Тошнми, чересчур свободолюбива.
В 1990 г., когда в Японии разразился экономический кризис, Tanhe неожиданно оказалась в долгах. Вложения в недвижимость резко обесценились, падение фондового индекса крайне негативно сказалось на инвестициях в акции. Темп роста объемов производства сначала упал почти до нуля. В 1992 г. производство уже сократилось на 1%, а в первой половине 1993 г. упало на 8%. Насколько серьезным стало положение, Тошимо Танака осознал, когда своего поста лишился вице-президент по финансам.
Проблемы нарастали. Возникла напряженность в отношениях с подчиненными и профсоюзом, увидевшим угрозу продвижению работников по служебной лестнице из-за перевода производства за границу. Тошимо Танаку «попросили» принять снижение зарплаты на 10%. Он стал сомневаться в своих профессиональных способностях из-за потери «чувства покупателя», так как его работа была забюрократизирована и вместо контактов с клиентами и анализа состояния дел приходилось заниматься администрированием.
В середине 1993 г. президент Tanhe объявил о конце поисков компанией «собственного лица» и начале программы структурных изменений, в том числе сокращении на 20% административного персонала и реализации программы досрочных пенсий для менеджеров старше 46 лет.
Т. Танака планировал закончить свою карьеру в фирме в 57 лет, а затем еще поработать директором одного из ее дочерних предприятий. Это типичное завершение карьеры управленца в крупной японской корпорации. Однако в 51 год Т. Танака попал в программу «похлопывания по плечу» (катататаки). Руководитель отдела управления человеческими ресурсами попросил его найти работу на стороне. Действие договора «пожизненного найма» прекратилось, карьера Т. Танаки в Tanhe закончилась. Система ценностей управленческих работников под влиянием развития процессов глобализации вестернизируется. При этом возникают различия и даже противоречия между поколениями менеджеров одной и той же страны. Характерным примером является ситуация, сложившаяся в 90-е гг. XX в. в Гонконге (см. табл. 2.14).
Таблица 2.14. Китайские управленческие философии старого и нового поколения
Старое поколение | Молодое поколение |
Считают, что у них больше опыта | Считают, что лучше образованы |
Чувствуют, что их роль заключается в защите и помощи рабочим | Чувствуют, что их роль заключается в найме компетентных работников, от которых ожидают эффективной работы |
Верят, что решения проблем — дело начальника | Верят, что решения проблем — личное дело каждого работника |
Делают упор на то, что в обязанности начальника входит забота о подчиненных | Делают упор на то, что рабочий отвечает за то, чтобы работа была сделана хорошо |
Придают особое значение тому, что работник должен присоединяться к большинству | Подчеркивают, что индивид должен максимизировать свои способности и потенциал |
Верят, что работа не может быть четко разделена, и любят быть вовлечены во все дела | Верят, что начальник должен заниматься своим делом, дав свободу работникам делать их работу |
Воспринимают работу как нечто более важное, чем назначение на должность и организационная структура | Считают, что распределение должностей и организационная структура важны для успешного выполнения работы |
Считают, что менеджеры должны помогать рабочим в решении их проблем | Считают, что менеджеры должны задавать цели и достигать их |
Жалуются, что молодое поколение любит использовать усложненные управленческие методы | Жалуются, что старые менеджеры в каждом отдельном случае действуют иначе |
Чувствуют, что представители молодого поколения любит изменения, и ожидают немедленных результатов | Чувствуют, что представители старого поколения нединамичны и сопротивляются изменениям |
Верят, что молодые неопытны в ведении бизнеса | Разочарованы тем, что старики крепко держатся за власть |
Подчеркивают, что они должны заботиться о старых рабочих в процессе роста компании | Подчеркивают, что они должны добиться понимания со стороны коллег |
Подчеркивают, что этика важна в бизнесе | Подчеркивают значение стратегии в бизнесе |
Предчувствуют, что молодое поколение ожидают большие трудности, если они воспримут западные концепции бизнеса | Испытывают фрустрацию от того, что старшее поколение не позволяет им испытать их концепции менеджмента |
Верят в ограниченность способностей индивида и считают, что индивид должен сообразовываться с тем, что имеет | Верят, что существует множество возможностей для достижений и роста |
Источник: Dr. Lee Jean. Culture and Management - A study of small Chinese family business in Singapore // Journal of small business management, July 1996.
Анализ и оценка приведенных выше теорий культуры приводят к трем главным выводам.
1. Поскольку не существует единой и целостной теории культуры, международный менеджер должен в разумной мере быть знакомым с каждой из основных теорий такого рода.
2. Теории, безусловно, являются взаимодополняющими, и соответственно рекомендации, даваемые ими, как раз и должны предоставлять менеджеру возможность складывать мозаику культурной картины, которую он хочет изучить.
3. По-видимому, дальнейшее развитие сравнительного менеджмента все же должно вычленить тот «центральный стержень», вокруг которого могут быть эффективно структурированы все основные теории культуры.
Контрольные вопросы
1. В чем состоит феномен культуры и что характерно для сочетания исторических и национальных оснований его развития?
2. Согласны ли исследователи и специалисты в том, что культура базисно влияет на национальные модели менеджмента? (И если нет, то каковы основные точки зрения на этот вопрос?)
3. В чем особенность подхода Рокича к изучению феномена культуры?
4. Какова типология внутреннего содержания личности в теории культуры?
5. Почему важнейшим критерием классификации деловых культур Льюис выбрал отношение ко времени?
6. В чем сходство и различие систем описания культуры Хофстеде и Тром-пенаарсом?
7. Каково значение исследований Хофстеде для развития сравнительного менеджмента?
8. Какие проблемы осложняют выделение кластеров стран со схожей культурой?
Примечания
1 Trulsson P. Strategies for enterprencurship; understanding, industrial cntcrprcncurship and structural change in Northwest Tanzania. — Linkoepiiig: Department of technology and social change, 1997. — 374 p.
2 Обзор важнейших из них, используемых также и в сравнительном менеджменте, содержится в учебнике: Международный менеджмент / Под. ред. С. Э. Пнвоварова, Л. С. Тарасевича и А. И. Майзеля. СПб.: Питер, 2005.
3 Шихирео II. Н. Введение в российскую деловую культуру. М.: Новости, 2000.
4 Понятно, что субкультуры могут возникать и в рамках нескольких национальных культур, формируя своего рода кросс-субкультуру (например, рок-культура, культура байкеров и т. д.).
5 Ср.: Эпштейп М. 3. Сравнительный менеджмент. СПб., 2003: G. Redding The thick description and comparison of societal systems of capitalisn //Jornal of International Business Studies, pp. 1-33. url: www.jibs.net. Online publication 17 February 2005.
6 Deresky II. Global Management: strategic and interpersonal. — Upper-Saddle River (New Jersey): Prentice Hall, 2002. - 398 p.
7 Поддержание теплых отношений с работниками также приветствуется в российской культуре. Начальник, лично посещающий рабочие места и «советующийся» с работниками, как правило, будет «своим человеком» и «хорошим руководителем», даже если он не добивается положительных результатов в деятельности предприятия.
Мнение рабочих о руководителе, управляющем «издалека», не поддерживающем с ними личных отношении, будет неважным и в том случае, когда производственный процесс организован хорошо, предприятие функционирует аффективно и другие потребности работников, кроме ЛИЧНОГО внимания руководителя, удовлетворены.
8 См. Ronen S. Comparative and Multinational Management. N.Y.. 1986.
9 Harris P. R., Moran R. T. Managing Cultural Differences. - Houston: Gulf Publishing, 1979.
10 Не стоит приписывать данные нормы поведения исключительно восточным культурам. Например, итальянский бизнес весь пронизан подобными связями.
11 Например, до недавнего времени в России не готовили магистров.
12 В ФРГ после начальной школы часть учеников сразу же ориентируется системой образования на получение рабочих специальностей, отсекается от возможностей получения университетского образования. В Дании система построена более демократично, учащийся может сделать выбор позже, догнать более успешно учившихся ровесников в конце периода обучения в средней школе. Российская система по возможностям выбора путей образования занимает промежуточное место между немецкой и датской.
13 Эти особенности заставляют некоторых экономистов говорить о различных системах капитализма (см. Redding G. The thick description and comparison of societal systems of capitalism //Journal of International Business Studies, February 2005, p. 1-33; Hall P. A., Soskice D. An Introduction to Varieties of Capitalism // Varieties of Capitalism: The Institutional Foundations of Comparative Advantage, N.Y., Oxford University Press, 2001, p. 1-70; Whitley R. Divergent Capitalisms: The Social Structuring and Change of Business Systems, N.Y., Oxford University Press, 301 p.; Аоки M. Фирма в японской экономике. СПб.: Лениздат, 1995.-431 с; АльберМ. Капитализм против капитализма. СПб.: Экономическая школа, 1998. — 296 с; Бункина М. К. Национальная экономика. М.: Дело, 1997. — 271 с. и др.).
14 Альбер М. Капитализм против капитализма. СПб.: Экономическая школа, 1998. -296 с.
15 Как социальное рыночное хозяйство характеризуется экономика страны в Конституции ФРГ.
16 См. Glozier Comparing Structues and Comparing//European Contributions to Organization Theory/Ed. be G. Hofstede and S. Kassem. - Van Gogenm, 1976, pp. 193-207
17 В этой связи можно сопоставить развитие экономик Сингапура и Южной Кореи во второй половине XX в. В истории первой страны можно найти образцы диктатуры, не участвующей прямо в хозяйственной жизни, а история второй - образец переплетения интересов, диктаторских режимов и взращенной i-осуларством бизнес-элиты.
18 На наш взгляд, неправомерно разрывать развитие общественных экономических отношений и религиозного сознания - они взаимообусловлены. Однако религиозная этика не единственная форма отражения ценностной ориентации общества.
19 William //. White, Jr. The Organization Man. - Garden City (New York): Doubleday Anchor Books, 1957. - 471 p.
20 Особенно остро эта проблема встала в связи с распространением СПИДа.
Ronen, S. Flexible Working Hours; An Innovation in the Quality of Work Life. — New York: McGraw-Hill, 1981. " J. Rokeach. The Nature of Human Values, N.Y.: Free Press, 1973.
21 Allport G. W., Vernon P. E. and Lindzey Q. A Study of Values. - Boston: Houghton Mifflin, 1960.
24 Он черпает силы в религиозном порядке, в представлениях о целостности мироздания, определяемого религиозными истинами.
25 HallE. Beyond culture. N. Y., 1976.
26 YokoiJ., Bolten J. Aspekte deutsch-japanischer Unternehmenskommunikation // Cross Culture — Interkulturelles Handeln in der Wirtschaft. 2., ueberarb. Aufl. — Sternenfels, 1999, S. 185-194.
27 Национально-культурная специфика речевого поведения / Под. ред. А. А. Леонтьева, Ю. А. Сорокина, Е. Ф. Тарасова. М.: Наука, 1977. - 352 с, с. 322.
28 Там же, с. 321.
29 Там же, с. 323.
30 Hall Е. Beyond culture. N. Y., 1976, рр.111,112.
31 См.: Строительство (Россия), октябрь 1997, с. 34-37.
32 Там же, с. 36.
33 Там же, с. 34.
34 Е. Холлу принадлежит следующее определение моно- и полнхронностн: «Monochronic time means paying attention to and doing only one thing at a time. Polychronic time means being involved with many things at once. Like oil and water the two systems do not mix* [HallE. Т., Hall M. R. Hidden Differences: Doing Business with thejapanese, N.Y., 1987, p. 16|.
35 Составлено по книге: Льюис P. Деловые культуры в международном бизнесе. М.: Дело, 1999. - 440 с.
36 Triandis Н. Dimensions of Cultural Variations as Parameters of Organizational theories// International Studies of Management and Organization, v. 12, # 4, 1982, p. 139-169
37 Ронеп С. [flowen5.Comparativeand Multinational Management, N.Y., 1986).
38 См. описание соответствующих индексов по Г. Хофстеде для критериев 7-9.
39 См. описание этого фактора по Е. Холлу.
40 Ronen S. Comparative and Multinational Management. N.Y.:John Wiley & Sons, 1986
41 Ronen S. Comparative and Multinatonal Management. — N.Y.: John Wiley&Sons, 1986; C. A. Bartlett and S. Ghoshal. Transnational Management. 3-rd Ed. — Barr Ridge, IN.: I win/ McGraw-Hill, 2000; Мясоедов С. П. Основы кросскультурного менеджмента. М.: Дело, 2003; Виханский О. С, Наумов А. И. Менеджмент. — 3-е изд. М.: Гардарика, 1998; Hodgetts R. М., Luthans F. International Management: Culture, Strategy and Behavior. — 4-th Ed., 2000; Organization Theory: Selected Readings / Ed. by D. S. Pugh. - 3-rd Ed. -London: Penguin Books, 1990. В данном учебном пособии, если не оговорено иное, результаты исследований Хофстеде излагаются по упомянутой выше работе С. Ронена.
42 Позже были добавлены результаты исследований еще по 10 странам.
43 Mulder М. The Daily Power Game. - Leyden: Martinus Nijhoff, 1977.
44 Hofstede G. Culture's Consequences. International Differences in Work Related Values, Beverly Hills: Sage, 1980.
45 При низких значениях UA упорный труд сам по себе не является ценностью.
46 В культурах с низким значением индекса UA конфликты могут контролироваться и разрешаться в рамках «честной игры» (/airplay). Отсюда возникает идея «конструктивных конфликтов».
4' В культурах с низким значением UA просто меняют правила.
4Я При низком U А доверяют универсально образованным людям и здравому смыслу.
49 При низких значениях UA власти существуют, чтобы обслуживать граждан.
50 Речь идет не о сложной семье, включающей массу родственников, а о простой семье, ближайших родственниках.
51 Данные за 1970 г., коэффициент корреляции — 0,82; Япония не выпадает, но крайней мерс значительно, из этого ряда.
52 Взаимосвязь социального поведения и значения индекса IN.
53 См.: Hodgetts R. М., Lulhans F. International Management: Culture, Strategy and Behavior. -4-th Edition, 2000.
54 Там же.
55 Согласно ранним исследованиям Ф. Тромпенаарса, Таиланд являлся весьма «коллективистской» страной. Через несколько лет его исследования показали довольно высокое значение индекса индивидуализма в этой стране. Объяснение этого явления Ф. Тромненаарсом — рост духа предпринимательства в последние годы — весьма подозрительно, если иметь в виду культуру страны в целом.
56 Отмечается, что представители специальной культуры — экстраверты, а диффузной -интроверты. Как видим, но набору стран имеются явные противоречия с другими исследованиями (см., например, Льюис Р. Деловые культуры в международном бизнесе. М., 1999).
57 Hodgetts R. М., Luthans F. International Management: Culture, Strategy and Behavior. — 4-th Edition, 2000.
В очередной раз проявляется проблема методологии. В одних странах СНГ клано-вость — реальное явление, в других — значительно менее значимый фактор. В одних типах бизнеса, действительно, групповая принадлежность — решающая вещь, в других — нет.
58 Ronen S. Comparative and Multinational Management, N. Y., 1986.
60 Hodgetts R M.. Luthans F. International Management: Culture, Strategy and Behavior. — 4-th Edition, 2000.
61 Webber R. H. Convergence or divergence // Columbia Journal of World Business, 1969. v. 4, »3, p. 75-83.
и S. Ronen. Comparative and Multinational Management, N.Y., 1986., p. 238.
63 Hotz-Hart B. Modernisierung von Unternehmen und Industrien bei unterschiedlichen
industriellen Bezichungen. - Bern, 1989. - 353 S. M HoriSh. Fixingjapans white-collar economy: A personal view// Harvard business review,
Nov.-Dec, 1993, p. 157-172. 65 Название вымышленное; по-видимому, речь идет о Sanyo. 60 S. Ronen. Comparative and Multinational Management, N. Y„ 1986.
- Сравнительный менеджмент
- Глава 1 Возникновение и эволюция сравнительного менеджмента
- 1.1. Сравнительный менеджмент как учебная дисциплина и раздел теории и практики менеджмента на Западе
- 1.2. Предмет курса «Сравнительный менеджмент»
- 1.3. Возникновение сравнительного менеджмента в России
- Глава 2 Культура в сравнительном менеджменте
- 2.1. Теории культуры
- 2.2. Классификации деловых культур
- 2.3. Исследования г. Хофстеде
- 2.4. Измерение культуры ф. Тромпенаарсом
- 2.5. Кластеризация культур
- 2.6. Конвергенция и дивергенция
- Глава 3 Культура и стили руководства
- 3.1. Теоретические модели управления
- 3.2. Факторы формирования стиля руководства
- 3.3. Стиль принятия решений
- Глава 4 Управление мотивацией в сравнительном менеджменте
- 4.1. Мотивационная дифференциация в мультннациональном коллективе
- 4.2. Влияние культурно-странового контекста на мотивационные изменения
- 4.3. Практика стимулирования труда в различных странах
- Глава 5 Коммуникации в системе сравнительного менеджмента
- 5.1. Коммуникация как процесс
- 5.2. Межкультурная коммуникация
- 5.3. Стили коммуникации
- 5.4. Коммуникационные потоки
- 5.5. Каналы коммуникации и современные информационно-коммуникационные технологии
- 5.6. Культурные шумы в коммуникационном процессе
- 5.7. Коммуникация и языковые барьеры
- 5.8. Невербальная коммуникация
- 5.9. Управление кросс-культурной коммуникацией
- 5.10. Способы преодоления языковых барьеров в международном бизнесе
- Глава 6 Менеджмент сша
- 6.1. Экономико-географическая характеристика
- 6.2. Теория конкурентоспособности наций м. Портера
- Глава 7 Менеджмент в Европе
- 7.1. Модели экономического развития и роль государства в экономике стран Европейского союза
- 7.2. Многообразие деловых культур и менеджмент в Европе
- 7.3. Концепция евроменеджмента
- 7.4. Профиль евроменеджера
- Глава 8 Немецкая модель менеджмента
- 8.1. Общая характеристика экономики Германии
- 8.2. Немецкая деловая культура и стиль управления
- 8.3. Модель менеджмента
- Глава 9 Французская модель менеджмента
- 9.1. Экономика Франции
- 9.2. Французская модель менеджмента
- Глава 10 Менеджмент в Великобритании
- 10.1. Общая характеристика страны
- 10.2. Модель менеджмента
- Глава 11 Шведская модель менеджмента
- 11.1. Скандинавская модель экономики
- 11.2. Шведская модель менеджмента
- Глава 12 Японская модель менеджмента
- 12.1. Экономико-географическая характеристика и национальная специфика развития
- 12.2. Особенности послевоенного развития Японии
- 12.3. Информационные технологии в Японии
- 12.4. Японская модель менеджмента
- 12.5. Экономическая ситуация в Японии на рубеже XX-XXI вв. И кризис японской модели экономики и управления
- Глава 13 Менеджмент Кореи
- 13.1. Общая характеристика экономики Республики Корея
- 13.2. Корейский менеджмент
- Глава 14 Китайский менеджмент
- 14.1. Общая характеристика
- 14.2. Китайский менеджмент