logo search
сравнит мен пивоваров учебник

Сравнительный менеджмент

Под редакцией С.Э. Пивоварова

Возникновение и эволюция

Культура и стили

Страновый анализ

Предисловие

Глобальная экономика, ставшая исторической реальностью во второй половине XX столетия и новой моделью развития традиционной мировой экономики, при­обретает все больший вес и влияние.

По весьма точному определению М. Кастельса, «глобальная экономика — это экономика, способная работать как единая система в режиме реального времени в масштабе всей планеты». Д. Бодди и Р. Пэйтон оценивают глобализацию как про­цесс возрастания значений международных трансакций компании в сравнении с внутренними, а также как тенденцию уменьшения значения государственных границ как барьеров на пути потоков товаров и услуг.

Процесс глобализации является объективной закономерностью, не зависящей от воли и действий отдельных людей, правительств и государств. В основе глобализа­ции лежит интернационализация воспроизводственного процесса в масштабе ми­ровой экономики, который с целью оптимизации затрат и получения максимальной прибыли ломает национальные барьеры и становится интернациональным.

Следовательно, глобализация движима в первую очередь экономическими причинами. Вывод продукции за национальные рамки осуществляется с целью приближения производства к источникам сырья и рынкам сбыта товаров, сниже­ния издержек производства и трансакционных расходов, приближения к рынкам продаж, сферы предоставления услуг послереализационного сервиса, для освое­ния новых секторов и сегментов мирового рынка ради расширения бизнеса и по­лучения более высоких результатов хозяйственной деятельности.

Новая фаза деловой активности характеризуется и ускоряющимися темпами роста прямых иностранных инвестиций, и увеличением объемов внутрифирмен­ной торговли. Наряду с основными производствами создаются сборочные пред­приятия в разных странах, усложняются системы поставок транснациональных корпораций в результате поглощений, организуются совместные предприятия, используются и другие формы взаимодействия.

Нарастающие процессы глобализации неразрывно связаны с развитием эконо­мики передовых индустриальных стран. Она способствовала и рождению новых индустриально развитых стран, в первую очередь в Юго-Восточной Азии (Юж­ная Корея, Тайвань, Гонконг), а также стран, успешно приближающихся к этой стадии.

Успешное развитие глобализации напрямую взаимосвязано с информационно-коммуникационной революцией конца XX столетия. Только благодаря технологи­ческим возможностям в области средств информации и коммуникаций удалось реализовать главную организационно-управленческую задачу этого феномена — работу единой системы в режиме реального времени в международных масштабах.

Глобализация и рост информационной экономики заставляют по-новому взглянуть на соотношение конвергентных и дивергентных факторов в развитии человечества начала XXI в. С одной стороны, как писал около двадцати лет назад Т. Левит, мы являемся свидетелями процесса конвергенции, все более усиливаю­щейся общности различных частей мира. Возникают глобальные рынки стандар­тизированных потребительских товаров с гомогенизированной структурой пред­почтений и потребителей. Достоянием прошлого становятся многие различные, свойственные той или иной культуре предпочтения, национальные вкусы и стан­дарты, а также бизнес-институты.

Однако вопреки прогнозам глобализация не приводит к стиранию культурных различий, скорее, наоборот, она усиливает национальное и культурное разнооб­разие в современном мире, являющееся основой разнообразия национальных мо­делей менеджмента. Если бы все рынки стали глобальными, то мир менеджеров, как пишут Р. Абделал и Р. Тедлоу, стал бы скучным, ибо речь шла бы о единствен­ной стратегии управления и одной универсальной модели менеджмента, пригод­ной для этих рынков.

Наблюдается культурная и национальная дифференциация общества, прояв­ляющаяся в межцивилизационных, межкоифессиоиальных и межэтнических конфликтах. Плодами глобализации и информационно-коммуникационных тех­нологий пользуются в основном развитые страны, прежде всего США, усиливая свое технологическое, экономическое, политическое, идеологическое и культур­ное влияние на остальной мир. Проявления глобализации в виде «макдональди-зации» общественных отношений наталкиваются на стремление сохранить и от­стоять культурную самобытность.

Вместе с тем становится, очевидно, что учет культурно-институциональных различий в менеджменте позволяет достичь успеха в глобальной конкуренции, в которую вовлечены фирмы, страны, культуры и цивилизации. Культурно-ин­ституциональное разнообразие вполне может способствовать достижению кор­поративных целей.

Таким образом, общие тенденции глобализации экономики и развития инфор­мационных и коммуникационных технологий, повышение роли факторов куль­туры в обеспечении конкурентоспособности стран и фирм делают актуальным сравнительный анализ национальных моделей менеджмента.

В предлагаемом учебнике, прежде всего, рассматриваются вопросы структуры, основного содержания и постановки основных проблем дисциплины «Сравни­тельный менеджмент», методологии сравнительного подхода, проблемы сравни­тельного менеджмента в России. Большое внимание уделяется культурному ас­пекту сравнительного менеджмента, включая конструктивные определения понятий, основные положения универсального и культурно-кластерного подхо­дов к анализу феномена культуры, общий обзор основных теорий культуры, оцен­ку их как базис понимания специфики «национального» в управлении трансна­циональными компаниями.

В книге анализируются модели интерпретации национальной культуры Г. Хофстеде, полихронные и монохронные культуры, культурные неременные Ф. Тромпенаарса, кластеры культур, конвергенция и дивергенция деловых национальных культур в эпоху глобализации. Рассматриваются также особенности на­циональных культур и стили руководства, анализируются модели управлении, факторы формирования стилей руководства и принятия решений.

Серьезное внимание уделяется вопросам управления мотивацией в сравни­тельном менеджменте, представлен анализ существующих теорий мотивации, оцениваются пути разрешения мотивационных проблем сравнительного менедж­мента, вопросы мотивационной дифференциации в мультннациональном коллек­тиве, влияние культурно-странового аспекта на мотивационные изменения, прак­тика стимулирования труда в различных странах.

В разделе, посвященном коммуникациям в сравнительном менеджменте, рас­смотрены сущность и структурные составляющие коммуникации, интерактивная модель коммуникации, межкультурная коммуникация, вопросы национальной стереотипизации и этноцентризма, стили коммуникации и коммуникационные потоки, коммуникация и языковые барьеры, невербальная коммуникация, управ­ление межкультурной коммуникацией и роль менеджера мультинационального коллектива как «коммуникатора».

В учебнике подробно рассматриваются вопросы, связанные с развитием нацио­нальных моделей менеджмента, проблемы «интернационализации» современно­го менеджмента: мифы и реальности сложного сочетания дивергентных и кон­вергентных процессов.

Авторы посчитали целесообразным рассмотреть европейские проблемы менедж­мента на «национальном» и «мультннациональном» уровнях в отдельной главе, включив в нее модели экономического развития и роль государства в экономике стран ЕС, концепцию евроменеджмента, проблемы управления «между крайно­стями», характерные черты организационных культур в Европе.

Предваряя изложение особенностей национальных моделей менеджмента раз­ных стран, мы посчитали необходимым включить краткие экономико-географи­ческие характеристики и дать оценку специфике их развития. В книге рассмотре­ны национальные модели менеджмента ряда ведущих и наиболее продвинутых в этой области стран мира: США, Германии, Франции, Британии, Швеции, Япо­нии, Китая, Южной Кореи.

По ряду соображений мы не включили в данное издание подробный раздел, посвященный особенностям российского менеджмента. Мы руководствовались прежде всего тем, что по известным причинам рыночный менеджмент в России находится только в стадии своего становления. Однако к этой проблеме мы не­пременно вернемся в дальнейшем — естественно, если будем располагать для это­го необходимыми возможностями.

Данная книга является первым российским учебником по дисциплине «Срав­нительный менеджмент».

Учебник написан авторским коллективом кафедры международного менедж­мента Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финан­сов в составе: к. э. н., доцент А. В. Бутуханов (предисловие, гл. 1,5-14); д. э. н., про­фессор С. Э. Пивоваров (введение, гл. 1,2,6-12); д. э. н, доцент А. И. Погорлецкий (гл. 6-14); к. э. н., доцент Н. В. Трифонова (гл. 4, 14); к. э. н., доцент М. 3. Эпштейн (гл. 2-3).