2. Структура и классификация мировых рынков
В рыночном пространстве можно выделить два основных уровня: рынок базовых товаров и рынок готовых изделий.
Во второй половине ХХ столетия в условиях бурного развития автоматизации, электроники, телекоммуникации, биотехнологии верхний уровень мирового рынка в свою очередь расслоился на три яруса: низко-, средне- и высокотехнологичные изделия.
К первой категории относятся продукты черной металлургии, конструкционные материалы, текстиль, швейные изделия, обувь и другая продукция легкой промышленности.
Ко второй – станки, транспортные средства, резинотехнические и пластмассовые изделия, продукты основной химии и деревообработки.
К третьей – аэрокосмическая техника, автоматизированное конторское оборудование и информационная техника, электроника, фармацевтика, точные и измерительные приборы, электрооборудование. В последние десятилетия этот ярус мирового рынка готовых изделий быстро расширяется, превысив долю не только сельскохозяйственных, но и продуктов добывающей промышленности. Этот сегмент мирового рынка имеет большое будущее.
Большинство высокоразвитых стран присутствует на всех уровнях мирового рынка, но в тоже время, каждая из них имеет свою основную арену. Быстро расширяющиеся верхние уровни этой структуры представляют сферу ожесточенной конкуренции между постиндустриальными странами, вовлеченными в гонку бесконечных научно-технических инноваций и не заинтересованных в появлении на этом поле новых претендентов на какую-либо долю того рынка.
Средний ярус – рынок средне - и низкотехнологичных, как правило, трудоемких готовых изделий и полуфабрикатов, на котором ведут борьбу индустриализирующиеся страны. Число участников этой борьбы постоянно пополняется за счет развивающихся и бывших социалистических стран, а сама она становится более жестокой, хотя и не настолько, как на верхних ярусах мирового рынка.
Нижний ярус – это, в основном, удел менее развитых стран, специализирующихся на экспорте ресурсо – и трудоемких товаров. Здесь тоже немало соперников, борющихся за свою долю на рынке, которая в относительном измерении непрерывно сужается. Именно на этом ярусе мирового рынка сбывают более половины своей продукции наряду с африканскими и латиноамериканскими странами, постсоветские государства.
Различные уровни мирового рынка отличаются друг от друга характером конкуренции. Конкурентоспособность базовых ресурсов (агропродукты, лесоматериалы, топливо, минеральное сырье) определяется двумя составляющими: их природными качествами и издержками производства, хранения и транспортировки.
Основа конкуренции на рынках готовых изделий – не столько цена, сколько потребительские свойства товара. В значительной мере это обусловлено тем, что качество готовых изделий по самой природе изменчиво и неустойчиво.
Тенденция к постоянному улучшению качества готовых изделий порождает у покупателей ожидание дальнейшего совершенствования потребительских свойств каждого такого изделия. Поэтому при выборе на рынке они предпочитают (в пределах доступной для них цены) самые лучшие образцы, ибо завтра может появиться нечто более совершенное, и сегодняшнее приобретение окажется неудачным.
Отсюда вытекают некоторые особенности международной торговли готовыми изделиями.
Во-первых, оптимальное сочетание качества и цены готовых изделий зависит от объема платежных средств импортера, то есть от среднего уровня доходов в данной стране: потребительские товары самого лучшего качества импортируются преимущественно в страны с наиболее высокими доходами на душу населения, изделия среднего качества – в страны с умеренными доходами и т.д.
Поэтому страны с более или менее схожими уровнями доходов склонные иметь примерно одинаковую структуру спроса на готовые изделия (по их ассортименту и качеству).
Эта концепция «совпадающего спроса» частично объясняет, почему обмен готовыми изделиями высокого качества наиболее интенсивно протекает между богатыми странами. Правда, основную часть этой торговли составляют не предметы личного потребления, а инвестиционные товары и полупродукты. Поэтому дело здесь не столько в высоких доходах населения, сколько в высоком уровне производственной культуры, культуры быта и досуга, который предопределяет структуру импортного спроса на оборудование и прочие инвестиционные товары.
Во-вторых, страны с близкими уровнями технико-экономического развития обречены на обмен друг с другом различными вариантами однотипных готовых изделий. Структуры их спроса и предложения готовых изделий очень близки, но не совпадают абсолютно, хотя бы потому, что инновация в производстве того или иного продукта появляется сначала в какой-то одной стране. А поскольку в высокоразвитых странах инновации имеют место если не одновременно, то постоянно, у них всегда есть возможность обмениваться новинками готовых изделий, не говоря уже об обмене полупродуктами в процессе производственного кооперирования. Поэтому между такими странами особенно интенсивно развивается внутриотраслевая торговля.
Современные мировые рынки товаров и услуг очень разнообразны и их товарно-отраслевая классификация состоит из следующих рынков:
- готовых изделий: рынки машин, оборудования, бытовых промышленных изделий и прочих готовых изделий.
- сырья и полуфабрикатов: рынки топлива, промышленного сырья, сельскохозяйственных, лесных и прочих товаров.
- услуг: научных изобретений, транспортных, связи, туристических и прочих услуг.
Существует и географическая классификация товарных рынков: Северной Америки; Латинской Америки; Западной Европы; Восточной и Центральной Европы, СНГ; Африки; Ближнего и Среднего Востока; Азии; Австралии и Океании.
Общее представление о структуре мировой торговли, которая сложилась на рубеже веков, дают следующие данные: промышленные товары - 50%; услуги - 30%; ископаемое сырье – 10 %; сельхозпродукция – 10 %.
Необходимо отметить, что в общей структуре мировой торговли быстро увеличивается доля услуг. Первенство принадлежит Европе. Значительная ее часть приходится также на страны Северной Америки (в основном США).
Мировые рынки товаров и услуг отличаются между собой и по характеру сделок. В этом отношении можно выделить следующие типы рынков:
- монополистический рынок, где доминирует один поставщик;
- олигополистический рынок, где доминирует несколько крупных производителей (рынок автомобилей);
- атомистический рынок с невысокой концентрацией предложения товаров и острой конкурентной борьбой. Такие рынки характерны для сырьевых товаров, а также товаров текстильной, швейной и обувной промышленности.
Основные категории и понятия
Мировой рынок, рынок базовых товаров, рынок готовых изделий, товарно-отраслевая классификация мировых рынков, географическая классификация мировых рынков.
Контрольные вопросы
1. Раскройте отличительные черты мирового рынка.
2. Какие этапы в своем развитии прошел мировой рынок?
3. Каковы особенности международной торговли готовыми изделиями?
4. Дайте товарно-отраслевую и географическую классификацию мировых рынков.
- Мировая экономика и международные экономические отношения
- Раздел 1. Мировое хозяйство
- Тема 1. Мировое хозяйство: основные черты и особенности развития
- Сущность мирового хозяйства
- 2. Теории мирового хозяйства
- 1. Теория стадий экономического роста
- 2. Теория нового индустриального общества
- 3. Теория постиндустриального общества
- 4. Теория единой цивилизации
- 5. Теория столкновения цивилизаций
- 6. Теория упадка империй
- 3. Предпосылки и факторы развития мирового хозяйства
- 4. Эволюция мирового хозяйства
- Тема 2. Международное разделение труда как основа развития мирового хозяйства
- Сущность и основные факторы мрт
- Экономическое значение и показатели участия стран в мрт
- 3. Международная специализация производства
- 4. Международная кооперация производства
- Тема 3. Основные виды мирохозяйственных структур и их особенности
- Отраслевая структура
- Воспроизводственная структура
- Демографическая структура
- 4. Природно - ресурсная структура
- Тема 4. Международная экономическая интеграция
- Сущность и факторы развития экономической интеграции
- 3. Главные интеграционные группировки мира
- Тема 5. Положение и роль различных группировок стран в мировом хозяйстве
- 1. Основные принципы систематизации стран в мировом хозяйстве
- 2. Критерии формирования основных группировок стран и виды противоречий между ними
- 3. Промышленно развитые страны
- 4. Развивающиеся страны
- 5. Страны с переходной экономикой
- Тема 6. Современные проблемы мировой экономики
- Глобальные проблемы мировой экономики
- Глобализация мировой экономики
- Раздел II. Международные экономические отношения и их основные формы
- Тема 7. Сущность международных экономических отношений
- 1. Сущность и основные формы международных экономических отношений
- 2. Факторы развития современных международных экономических отношений
- 3. Основные тенденции в развитии международных экономических отношений
- 4. Место и роль мэо в развитии национальной экономики
- Тема 8. Мировой рынок и его современные особенности
- 1. Сущность мирового рынка, его возникновение и этапы развития
- 2. Структура и классификация мировых рынков
- Тема 9. Сущность и основные тенденции развития международной торговли
- 1.Сущность и формы международной торговли
- Показатели участия стран в международной торговле и ее классификация
- Географическая и товарная структура международной торговли и факторы ее роста
- Тема 10. Основные теории международной торговли
- 1. Меркантилистская теория международной торговли
- 2. Классические теории международной торговли
- 3.Неоклассические теории международной торговли
- Тема 11. Ценообразование в международной торговле
- 1. Классификация ценнообразующих факторов в международной торговле
- 2. Основы и особенности ценообразования на мировом рынке
- 3. Методы установления и источники информации внешнеторговых цен
- Тема 12. Внешний рынок основных товаров
- Структурные изменения в производстве обработанных товаров
- 2. Социально – экономические аспекты использования минеральных ресурсов
- 3. Производство продовольствия и продовольственная безопасность
- Тема 13. Международная торговля услугами
- Сущность и способы международной торговли услугами
- Виды услуг в международной торговле
- Внешнеторговые сделки по купле-продаже результатов творческой деятельности
- Тема 14. Информационное и транспортное обеспечение международных экономических связей
- 1. Мировой рынок услуг связи
- Мировая транспортная система
- Тема 15. Международный технологический обмен
- Сущность и экономическая целесообразность технологического обмена
- 2. Мировой рынок технологий
- 3. Типы технологий и основные способы их передачи
- 4. Международное регулирование технологического обмена
- Тема 16. Балансы международных расчетов
- 1. Виды и балансы международных расчетов.
- 2. Сущность и структура платежного баланса
- Государственное и межгосударственное регулирование платежного баланса
- Тема 17. Государственное регулирование внешней торговли
- Сущность внешнеторговой политики и ее основные тенденции
- 2. Тарифные и нетарифные методы регулирования внешней торговли
- 3. Особенности внешнеторговой политики в современных условиях
- Тема 18. Международное регулирование мировой торговли
- Основные формы международного регулирования мировой торговли
- 2. Всемирная торговая организация, и ее роль в регулировании международной торговли
- 3. Структура и условия вступления в вто
- Тема 19. Международная миграция и мировой рынок рабочей силы
- 1. Международная миграция рабочей силы
- Основные направления международной миграции рабочей силы
- 3. Экономические последствия миграции рабочей силы
- 4. Международное и государственное регулирование миграции рабочей силы
- Мировой рынок труда
- Тема 20. Международная миграция капитала
- Сущность и предпосылки вывоза капитала
- 2. Основные формы ввоза-вывоза капитала
- 3. Последствия миграции капитала для национальных экономик
- Основные направления регулирования движения капитала между странами
- Тема 21. Мировой рынок капиталов и его структура
- Сущность мирового рынка капиталов
- 2. Структура и механизм функционирования мирового рынка капитала
- Тема 22. Международные корпорации и их роль в мировой экономике
- 1. Сущность и типы международных корпораций
- 2. Транснационализация банковского капитала
- 3. Стратегические альянсы транснациональных фирм
- 4. Масштабы и особенности доминирования современных транснациональных корпораций
- Тема 23. Свободные экономические зоны
- Сущность свободных экономических зон и основные цели их создания
- 2. Классификация свободных экономических зон
- 3. Особенности инвестиционного климата свободных экономических зон
- Тема 24. Международные валютно-финансовые отношения
- Международные валютные отношения и их участники
- 2. Международные валютные системы: сущность и эволюция
- 3. Валютный курс и факторы его определяющие
- 4. Мировой валютный рынок и особенности его функционирования
- 5. Валютная политика государства
- Тема 25. Международные финансово-кредитные организации
- Классификация и функции международных финансовых институтов
- Международный валютный фонд и его функции
- Группа Всемирного банка
- 4. Региональные финансово-кредитные организации
- Раздел III. Внешнеэкономические связи России
- Тема 26. Организация и правовые основы внешнеэкономических связей России
- 1. Сущность и классификация внешнеэкономических связей
- 2. Внешнеэкономическая политика
- 3. Правовые основы внешнеэкономической деятельности России
- Тема 27 . Природно - ресурсный и экономический потенциал России
- Особенности переходного периода в России
- Природно-ресурсный потенциал России
- Промышленно-производственные комплексы России
- Тема 28 . Внешнеэкономическая деятельность регионов России
- 1. Межрегиональные различия по участию во внешнеэкономических связях
- Типы субъектов рф по характеру внешнеэкономических связей
- Тема 29 . Россия в системе международной экономической интеграции
- Россия и Европейский союз
- Россия и страны Азиатско-Тихоокеанского региона
- 3. Внешнеэкономические связи России с северо- и южноамериканскими интеграционными группировками
- 4. Россия и Содружество независимых государств
- Россия в субрегиональном сотрудничестве
- Тема 30 . Место и роль России на основных мировых рынках
- Россия и международная торговля товарами
- Россия и международный рынок труда
- Россия в международном движении капитала
- Россия и институты международного экономического сотрудничества
- Содержание