logo
МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА исправленное

1.Сущность и формы международной торговли

Международная торговля – это торговля товарами и услугами, в обмене которыми участвуют субъекты хозяйствования из разных государств.

Международная или мировая торговля в процессе международного разделения труда формирует устойчивые товарно-денежные отношения между странами или единый мировой рынок.

На мировой рынок поставляются торгуемые товары (услуги), под которыми понимаются товары, перемещаемые между различными странами. Международная статистика признаком международной торговли считает факт пересечения товаром границы государства и фиксацию этого перемещения в таможенной отчетности. В теории же платежного баланса важнейшим признаком международной торговли является смена собственника товара.

Товары (услуги), которые не перемещаются между странами, а потребляются на внутренних рынках стран, где они произведены, получили название не торгуемых товаров.

В международной торговле осуществляются следующие формы торговли и виды сделок:

Первая форма - экспорт товаров – это вывоз товаров за границу для продажи, который предполагает следующие виды сделок:

a) Экспортные сделки. Для осуществления сделки экспортер должен изучить конъюнктуру рынка, выбрать целесообразную стратегию поведения на рынке, изучить таможенный режим страны-импортера, провести рекламу своего товара, направить перспективным покупателям предложения на продажу товара, провести переговоры и подписать с одним из них контракт, а затем проводить контроль исполнения контракта;

b) Реэкспортные сделки – коммерческая деятельность, связанная c продажей и вывозом из страны ранее ввезенного в нее товара без его переработки.

Эти сделки применяются в случаях:

- вынужденного реэкспорта, который возникает из-за невозможности продажи ранее импортированного товара;

- спекулятивного реэкспорта, возникающего при биржевых закупках товаров, когда компания-экспортер покупает на бирже товары с целью перепродажи его в будущем по более высокой цене;

- технологического реэкспорта типичного для строительных инжиниринговых компаний, компаний-производителей комплектного оборудования, когда ранее импортированные товары включаются составными частями в экспортную продукцию компаний-экспортеров.

Вторая форма - импорт товаров – покупка и ввоз товаров в страну покупателя. Виды сделок:

a) Импортные сделки. Для осуществления сделки инициативу проявляет импортер. Он изучает цены на интересующие его товары, выбирает потенциальных экспортеров и целесообразный способ закупки товаров, проводит переговоры, подписывает контракт на импорт товаров и обеспечивает своевременную оплату;

b) Реимпортные сделки – это ввоз из-за границы ранее экспортированных из страны отечественных товаров, которые за рубежом не подвергались переработки.

Реимпорт осуществляется из-за невозможности по каким-либо причинам продать товар в первоначально выбранной для экспорта стране, например, для восстановления потребительских свойств товаров путем их ремонта или замены дефектных товаров или вследствие возврата непроданных товаров по причине банкротства или ликвидации филиала, принадлежащего компании-производителю. Реимпорт может быть произведен также по причине невостребованности товара на рынках той или иной страны.

Во всех странах мира объемы экспорта и импорта рассчитываются в натуральных и стоимостных показателях. Стоимостные показатели рассчитываются в национальных валютах, а потом переводятся в доллары США для осуществления международных сравнений.

Важным показателем участия страны в мировой торговле является внешнеторговое сальдо или разность стоимости экспорта и импорта. Положительное сальдо внешнеторгового баланса свидетельствует об активной внешнеторговой политике страны, наличии у нее валютных поступлений.

Страны, участвующие в мировой торговле, суммируют стоимость экспорта и импорта и рассчитывают еще один показатель – внешнеторговый оборот страны.

В мировой экономике под мировым внешнеторговым оборотом понимается сумма экспорта всех стран-участников международной торговли. Такая методика позволяет избежать «двойного счета», так как в международной торговле экспорт стран-продавцов одновременно выступает импортом для стран-покупателей.

Третья форма – встречная торговля товарами. К ней относятся такие внешнеторговые операции, при совершении которых в едином контракте фиксируются твердые обязательства контрагентов произвести полный или частично сбалансированный обмен товарами. Виды сделок:

a) бартерные операции – это безвалютный, но оцененный, сбалансированный обмен товарами;

b) встречные закупки, когда экспортеры принимают на себя встречные обязательства по закупке встречного товара, но не на полную сумму экспорта;

c) выкуп устаревшей продукции. При поставке новых товаров экспортер выкупает устаревшие модели;

d) операции с давальческим сырьем. Они являются сбалансированными, безвалютными и заранее оцененными. По заключенным контрактам одна из сторон экспортирует исходное сырье и импортирует продукты переработки или готовую продукцию, другая - перерабатывает это сырье (называемое давальческим) своими средствами. За переработку экспортеры сырья осуществляют дополнительную поставку;

e) компенсационные операции. От бартерной сделки они отличаются двумя моментами:

- в бартерной сделке чаще всего обменивают товар на товар, а в компенсационной – список товаров на список товаров;

- бартерная операция строго сбалансирована, а в компенсационной сделке может быть некоторая разница между стоимостью взаимных поставок.

Четвертая форма - аукционная торговля товарами. Международные аукционы представляют собой специально организованные, периодически действующие в определенных местах рынки. На этих рынка путем публичных торгов в заранее обусловленное время и в специально назначенном месте производится продажа предварительно осмотренных покупателем товаров. Товары, выставленные на аукцион, переходят в собственность покупателя, предложившего наиболее высокую цену.

Процесс проведения аукционов включает четыре стадии: подготовку аукциона, осмотр товара, аукционный торг, оформление и исполнение аукционной сделки.

Пятая форма – международные торги. Это способ закупки товара, размещения заказов и выдачи подрядов, который предполагает привлечение к определенному, заранее установленному сроку предложений от нескольких поставщиков или подрядчиков разных стран и заключение контракта с тем из них, предложение которого наиболее выгодно организаторам торгов (по ценам, и другим коммерческим и техническим условиям).

В зависимости от способа проведения различаются торги открытые (публичные) и закрытые (ограниченные или негласные).

К участию в открытых торгах привлекаются все желающие фирмы и организации, как местные, так и иностранные. На открытых торгах обычно размещаются заказы на стандартное и универсальное оборудование, а также на относительно небольшие по объему подрядные работы.

В закрытых торгах участвуют лишь фирмы, которым заблаговременно высылаются специальные приглашения. На закрытых торгах, как правило, размещаются заказы на уникальное, сложное и специальное оборудование. К закрытым торгам прибегают и в случаях размещения срочных заказов.

К участию в закрытых торгах привлекается обычно небольшое число наиболее солидных, известных в данной области фирм, имеющих большой опыт и хорошо технически вооруженных.

Техника проведения международных торгов предполагает следующие этапы: подготовительная работа по проведению торгов; представление предложений участниками торгов; выбор поставщика; подписание контракта с фирмой, выигравшей торги.