1.Сущность и формы международной торговли
Международная торговля – это торговля товарами и услугами, в обмене которыми участвуют субъекты хозяйствования из разных государств.
Международная или мировая торговля в процессе международного разделения труда формирует устойчивые товарно-денежные отношения между странами или единый мировой рынок.
На мировой рынок поставляются торгуемые товары (услуги), под которыми понимаются товары, перемещаемые между различными странами. Международная статистика признаком международной торговли считает факт пересечения товаром границы государства и фиксацию этого перемещения в таможенной отчетности. В теории же платежного баланса важнейшим признаком международной торговли является смена собственника товара.
Товары (услуги), которые не перемещаются между странами, а потребляются на внутренних рынках стран, где они произведены, получили название не торгуемых товаров.
В международной торговле осуществляются следующие формы торговли и виды сделок:
Первая форма - экспорт товаров – это вывоз товаров за границу для продажи, который предполагает следующие виды сделок:
a) Экспортные сделки. Для осуществления сделки экспортер должен изучить конъюнктуру рынка, выбрать целесообразную стратегию поведения на рынке, изучить таможенный режим страны-импортера, провести рекламу своего товара, направить перспективным покупателям предложения на продажу товара, провести переговоры и подписать с одним из них контракт, а затем проводить контроль исполнения контракта;
b) Реэкспортные сделки – коммерческая деятельность, связанная c продажей и вывозом из страны ранее ввезенного в нее товара без его переработки.
Эти сделки применяются в случаях:
- вынужденного реэкспорта, который возникает из-за невозможности продажи ранее импортированного товара;
- спекулятивного реэкспорта, возникающего при биржевых закупках товаров, когда компания-экспортер покупает на бирже товары с целью перепродажи его в будущем по более высокой цене;
- технологического реэкспорта типичного для строительных инжиниринговых компаний, компаний-производителей комплектного оборудования, когда ранее импортированные товары включаются составными частями в экспортную продукцию компаний-экспортеров.
Вторая форма - импорт товаров – покупка и ввоз товаров в страну покупателя. Виды сделок:
a) Импортные сделки. Для осуществления сделки инициативу проявляет импортер. Он изучает цены на интересующие его товары, выбирает потенциальных экспортеров и целесообразный способ закупки товаров, проводит переговоры, подписывает контракт на импорт товаров и обеспечивает своевременную оплату;
b) Реимпортные сделки – это ввоз из-за границы ранее экспортированных из страны отечественных товаров, которые за рубежом не подвергались переработки.
Реимпорт осуществляется из-за невозможности по каким-либо причинам продать товар в первоначально выбранной для экспорта стране, например, для восстановления потребительских свойств товаров путем их ремонта или замены дефектных товаров или вследствие возврата непроданных товаров по причине банкротства или ликвидации филиала, принадлежащего компании-производителю. Реимпорт может быть произведен также по причине невостребованности товара на рынках той или иной страны.
Во всех странах мира объемы экспорта и импорта рассчитываются в натуральных и стоимостных показателях. Стоимостные показатели рассчитываются в национальных валютах, а потом переводятся в доллары США для осуществления международных сравнений.
Важным показателем участия страны в мировой торговле является внешнеторговое сальдо или разность стоимости экспорта и импорта. Положительное сальдо внешнеторгового баланса свидетельствует об активной внешнеторговой политике страны, наличии у нее валютных поступлений.
Страны, участвующие в мировой торговле, суммируют стоимость экспорта и импорта и рассчитывают еще один показатель – внешнеторговый оборот страны.
В мировой экономике под мировым внешнеторговым оборотом понимается сумма экспорта всех стран-участников международной торговли. Такая методика позволяет избежать «двойного счета», так как в международной торговле экспорт стран-продавцов одновременно выступает импортом для стран-покупателей.
Третья форма – встречная торговля товарами. К ней относятся такие внешнеторговые операции, при совершении которых в едином контракте фиксируются твердые обязательства контрагентов произвести полный или частично сбалансированный обмен товарами. Виды сделок:
a) бартерные операции – это безвалютный, но оцененный, сбалансированный обмен товарами;
b) встречные закупки, когда экспортеры принимают на себя встречные обязательства по закупке встречного товара, но не на полную сумму экспорта;
c) выкуп устаревшей продукции. При поставке новых товаров экспортер выкупает устаревшие модели;
d) операции с давальческим сырьем. Они являются сбалансированными, безвалютными и заранее оцененными. По заключенным контрактам одна из сторон экспортирует исходное сырье и импортирует продукты переработки или готовую продукцию, другая - перерабатывает это сырье (называемое давальческим) своими средствами. За переработку экспортеры сырья осуществляют дополнительную поставку;
e) компенсационные операции. От бартерной сделки они отличаются двумя моментами:
- в бартерной сделке чаще всего обменивают товар на товар, а в компенсационной – список товаров на список товаров;
- бартерная операция строго сбалансирована, а в компенсационной сделке может быть некоторая разница между стоимостью взаимных поставок.
Четвертая форма - аукционная торговля товарами. Международные аукционы представляют собой специально организованные, периодически действующие в определенных местах рынки. На этих рынка путем публичных торгов в заранее обусловленное время и в специально назначенном месте производится продажа предварительно осмотренных покупателем товаров. Товары, выставленные на аукцион, переходят в собственность покупателя, предложившего наиболее высокую цену.
Процесс проведения аукционов включает четыре стадии: подготовку аукциона, осмотр товара, аукционный торг, оформление и исполнение аукционной сделки.
Пятая форма – международные торги. Это способ закупки товара, размещения заказов и выдачи подрядов, который предполагает привлечение к определенному, заранее установленному сроку предложений от нескольких поставщиков или подрядчиков разных стран и заключение контракта с тем из них, предложение которого наиболее выгодно организаторам торгов (по ценам, и другим коммерческим и техническим условиям).
В зависимости от способа проведения различаются торги открытые (публичные) и закрытые (ограниченные или негласные).
К участию в открытых торгах привлекаются все желающие фирмы и организации, как местные, так и иностранные. На открытых торгах обычно размещаются заказы на стандартное и универсальное оборудование, а также на относительно небольшие по объему подрядные работы.
В закрытых торгах участвуют лишь фирмы, которым заблаговременно высылаются специальные приглашения. На закрытых торгах, как правило, размещаются заказы на уникальное, сложное и специальное оборудование. К закрытым торгам прибегают и в случаях размещения срочных заказов.
К участию в закрытых торгах привлекается обычно небольшое число наиболее солидных, известных в данной области фирм, имеющих большой опыт и хорошо технически вооруженных.
Техника проведения международных торгов предполагает следующие этапы: подготовительная работа по проведению торгов; представление предложений участниками торгов; выбор поставщика; подписание контракта с фирмой, выигравшей торги.
- Мировая экономика и международные экономические отношения
- Раздел 1. Мировое хозяйство
- Тема 1. Мировое хозяйство: основные черты и особенности развития
- Сущность мирового хозяйства
- 2. Теории мирового хозяйства
- 1. Теория стадий экономического роста
- 2. Теория нового индустриального общества
- 3. Теория постиндустриального общества
- 4. Теория единой цивилизации
- 5. Теория столкновения цивилизаций
- 6. Теория упадка империй
- 3. Предпосылки и факторы развития мирового хозяйства
- 4. Эволюция мирового хозяйства
- Тема 2. Международное разделение труда как основа развития мирового хозяйства
- Сущность и основные факторы мрт
- Экономическое значение и показатели участия стран в мрт
- 3. Международная специализация производства
- 4. Международная кооперация производства
- Тема 3. Основные виды мирохозяйственных структур и их особенности
- Отраслевая структура
- Воспроизводственная структура
- Демографическая структура
- 4. Природно - ресурсная структура
- Тема 4. Международная экономическая интеграция
- Сущность и факторы развития экономической интеграции
- 3. Главные интеграционные группировки мира
- Тема 5. Положение и роль различных группировок стран в мировом хозяйстве
- 1. Основные принципы систематизации стран в мировом хозяйстве
- 2. Критерии формирования основных группировок стран и виды противоречий между ними
- 3. Промышленно развитые страны
- 4. Развивающиеся страны
- 5. Страны с переходной экономикой
- Тема 6. Современные проблемы мировой экономики
- Глобальные проблемы мировой экономики
- Глобализация мировой экономики
- Раздел II. Международные экономические отношения и их основные формы
- Тема 7. Сущность международных экономических отношений
- 1. Сущность и основные формы международных экономических отношений
- 2. Факторы развития современных международных экономических отношений
- 3. Основные тенденции в развитии международных экономических отношений
- 4. Место и роль мэо в развитии национальной экономики
- Тема 8. Мировой рынок и его современные особенности
- 1. Сущность мирового рынка, его возникновение и этапы развития
- 2. Структура и классификация мировых рынков
- Тема 9. Сущность и основные тенденции развития международной торговли
- 1.Сущность и формы международной торговли
- Показатели участия стран в международной торговле и ее классификация
- Географическая и товарная структура международной торговли и факторы ее роста
- Тема 10. Основные теории международной торговли
- 1. Меркантилистская теория международной торговли
- 2. Классические теории международной торговли
- 3.Неоклассические теории международной торговли
- Тема 11. Ценообразование в международной торговле
- 1. Классификация ценнообразующих факторов в международной торговле
- 2. Основы и особенности ценообразования на мировом рынке
- 3. Методы установления и источники информации внешнеторговых цен
- Тема 12. Внешний рынок основных товаров
- Структурные изменения в производстве обработанных товаров
- 2. Социально – экономические аспекты использования минеральных ресурсов
- 3. Производство продовольствия и продовольственная безопасность
- Тема 13. Международная торговля услугами
- Сущность и способы международной торговли услугами
- Виды услуг в международной торговле
- Внешнеторговые сделки по купле-продаже результатов творческой деятельности
- Тема 14. Информационное и транспортное обеспечение международных экономических связей
- 1. Мировой рынок услуг связи
- Мировая транспортная система
- Тема 15. Международный технологический обмен
- Сущность и экономическая целесообразность технологического обмена
- 2. Мировой рынок технологий
- 3. Типы технологий и основные способы их передачи
- 4. Международное регулирование технологического обмена
- Тема 16. Балансы международных расчетов
- 1. Виды и балансы международных расчетов.
- 2. Сущность и структура платежного баланса
- Государственное и межгосударственное регулирование платежного баланса
- Тема 17. Государственное регулирование внешней торговли
- Сущность внешнеторговой политики и ее основные тенденции
- 2. Тарифные и нетарифные методы регулирования внешней торговли
- 3. Особенности внешнеторговой политики в современных условиях
- Тема 18. Международное регулирование мировой торговли
- Основные формы международного регулирования мировой торговли
- 2. Всемирная торговая организация, и ее роль в регулировании международной торговли
- 3. Структура и условия вступления в вто
- Тема 19. Международная миграция и мировой рынок рабочей силы
- 1. Международная миграция рабочей силы
- Основные направления международной миграции рабочей силы
- 3. Экономические последствия миграции рабочей силы
- 4. Международное и государственное регулирование миграции рабочей силы
- Мировой рынок труда
- Тема 20. Международная миграция капитала
- Сущность и предпосылки вывоза капитала
- 2. Основные формы ввоза-вывоза капитала
- 3. Последствия миграции капитала для национальных экономик
- Основные направления регулирования движения капитала между странами
- Тема 21. Мировой рынок капиталов и его структура
- Сущность мирового рынка капиталов
- 2. Структура и механизм функционирования мирового рынка капитала
- Тема 22. Международные корпорации и их роль в мировой экономике
- 1. Сущность и типы международных корпораций
- 2. Транснационализация банковского капитала
- 3. Стратегические альянсы транснациональных фирм
- 4. Масштабы и особенности доминирования современных транснациональных корпораций
- Тема 23. Свободные экономические зоны
- Сущность свободных экономических зон и основные цели их создания
- 2. Классификация свободных экономических зон
- 3. Особенности инвестиционного климата свободных экономических зон
- Тема 24. Международные валютно-финансовые отношения
- Международные валютные отношения и их участники
- 2. Международные валютные системы: сущность и эволюция
- 3. Валютный курс и факторы его определяющие
- 4. Мировой валютный рынок и особенности его функционирования
- 5. Валютная политика государства
- Тема 25. Международные финансово-кредитные организации
- Классификация и функции международных финансовых институтов
- Международный валютный фонд и его функции
- Группа Всемирного банка
- 4. Региональные финансово-кредитные организации
- Раздел III. Внешнеэкономические связи России
- Тема 26. Организация и правовые основы внешнеэкономических связей России
- 1. Сущность и классификация внешнеэкономических связей
- 2. Внешнеэкономическая политика
- 3. Правовые основы внешнеэкономической деятельности России
- Тема 27 . Природно - ресурсный и экономический потенциал России
- Особенности переходного периода в России
- Природно-ресурсный потенциал России
- Промышленно-производственные комплексы России
- Тема 28 . Внешнеэкономическая деятельность регионов России
- 1. Межрегиональные различия по участию во внешнеэкономических связях
- Типы субъектов рф по характеру внешнеэкономических связей
- Тема 29 . Россия в системе международной экономической интеграции
- Россия и Европейский союз
- Россия и страны Азиатско-Тихоокеанского региона
- 3. Внешнеэкономические связи России с северо- и южноамериканскими интеграционными группировками
- 4. Россия и Содружество независимых государств
- Россия в субрегиональном сотрудничестве
- Тема 30 . Место и роль России на основных мировых рынках
- Россия и международная торговля товарами
- Россия и международный рынок труда
- Россия в международном движении капитала
- Россия и институты международного экономического сотрудничества
- Содержание