Мировая транспортная система
Транспорт, в современных условиях, выступает одним из главных факторов, влияющих на размещение производительных сил, и обеспечивает эффективность использования производственных ресурсов.
Доля транспорта в ВВП большинства стран колеблется в пределах 4-9 %, а в занятости 3-8 %. Развитие мирового транспорта характеризуется ростом грузовых и пассажирских перевозок и путей сообщения. Однако рост перевозок опережает рост путей сообщения.
Мировая транспортная система состоит из следующих видов транспорта: автомобильный, железнодорожный, морской, трубопроводный, внутренний водный и авиационный транспорт.
По структуре мирового грузо - и пассажирооборота лидирует автомобильный транспорт, на который приходится 8 % грузооборота и 80 % пассажирооборота от общего мирового объема.
Самая большая протяженность автодорог в США, Индии, Японии, Китае, России, Франция. Самая густая сеть автодорог в Великобритании, Франции, Германии, Италии, Японии, Испании; самый высокий уровень автомобилизации в США – 600 автомобилей на 1000 жителей. Здесь же и самый высокий грузооборот автомобильного транспорта.
Быстрый рост грузовых перевозок автомобильным транспортом приводит к сокращению других видов транспорта, особенно железнодорожного и внутреннего водного, Это объясняется многими причинами, в том числе меньшей густотой их сети, их неспособностью без перегрузки обеспечить доставку товара от «двери к двери».
На железнодорожный транспорт приходится 16 % грузооборота и 11% пассажирооборота. Наибольшая протяженность железных дорог в США, Канаде, России, Индии, Китае. Самой густой сетью железных дорог обладают Германия, Бельгия, Швейцария, Чехия. По грузообороту лидируют Россия, США, Китай, Канада, Польша.
На трубопроводный транспорт приходится 11 % грузооборота. Лидерами по протяженности нефте - и газопроводов являются США и Россия. Крупнейшие в мире магистральные трубопроводы проложены в России – это «Дружба», «Союз», «Прогресс» и др.
Важной составляющей мировой транспортной системы, является морской транспорт, выполняющей межконтинентальные перевозки. На него приходится 62 % грузооборота. Морской транспорт обеспечивает 98 % внешнеторговых перевозок Японии и Великобритании, 90 % всех внешнеторговых перевозок США и стран СНГ.
По тоннажу морского флота лидирует следующие страны: Либерия, Панами, Япония, Норвегия, США, Греция, Кипр, Россия. Растет тоннаж морского флота развивающихся стран. Это связано с представлением так называемых дешевых флагов. Дело в том, что морские суда фиксируются по флагу регистрации. В этом случае ведущие позиции занимают страны открытой регистрации, относящиеся к развивающимся странам. Ведущими странами регистрации выступают Либерия, Панама, Багамы.
Судовладельцы, регистрирующие свои суда под удобными флагами, получают преимущества в конкурентной борьбе за счет более низких налогов и заработной платы. Подобная практика создает проблемы для других судовладельческих компаний промышленно развитых стран.
Речной транспорт, на который приходится 3 % грузооборота, наиболее развит в странах: США, Китае, России, Германии, Канаде, Нидерландах, Франции. Эти страны лидирует по грузообороту речного транспорта.
В настоящее время широко используются суда типа «река – море», позволяющие доставлять грузы от морских портов через системы рек и каналов.
На воздушный транспорт приходится 1 % грузооборота и 8 % пассажирооборота. Он обеспечивает перевозку пассажиров и грузов на большие расстояния. Наибольший пассажирооборот отмечается в странах: США, России, Японии, Великобритании, Канаде, Франции, Германии.
Интенсивное развитие магистрального и местного транспорта привело к возникновению многовидовой транспортной структуре и усилению взаимодействия между отдельными видами транспорта. В огромной степени это достигается организацией контейнерных перевозок, за счет которых значительно повысилась эффективность использования транспорта, поднялась производительность труда.
Смешанные перевозки подтолкнули транспортные компании к преодолению их сегментной разобщенности и способствовали процессу вертикальной интеграции всей транспортной индустрии. Наряду с другими факторами они привели к образованию многовидовых и общих транспортных компаний, которые распространяют свои услуги не только на перевозку, но и на многие сопутствующие операции.
Все виды транспорта и все звенья транспортного процесса в их взаимодействии на национальном, международном, межконтинентальном и мировом уровнях составляют транспортную систему. В то же время транспортные системы различных группировок стран имеют существенные различия. В основном это выражается в разном уровне их развития и особенностях социально-экономической организации.
Преобладающие позиции на рынках транспортных услуг занимает транспорт промышленно развитых стран. Транспортные системы развитых стран характеризуются следующими показателями:
- общая протяженность транспортной сети составляет 78 % от мировой;
- на них приходится 74 % мирового грузооборота;
- плотность транспортной сети составляет 50 – 60 км на 100 кв. км территории;
- характеризуется высоким техническим уровнем;
- тесным взаимодействием всех видов транспорта;
- сложной конфигурацией транспортной сети;
- высокой «подвижностью» населения.
Характерными чертами транспортных систем развивающихся стран являются:
- общая протяженность транспортной сети 22 % мировой;
- 26 % мирового грузооборота;
- плотность транспортной сети – 5- 10 км на 100 кв. км;
- невысокий технический уровень;
- преобладание одного - двух видов транспорта;
- низкая «подвижность» населения;
- преобладание транспортных линий, соединяющих главный центр с районами экспортной специализации.
Транспортная система Российской Федерации является частью мировой транспортной системы. Россия обладает развитой транспортной сетью, включающей в себя 115 тыс. км железных дорог, 115 тыс. км внутренних водных судоходных путей, более 600 тыс. км автомобильных дорог с твердым покрытием, 70 тыс. км магистральных нефте - и продуктопроводов, свыше 140 тыс. км магистральных газопроводов. В транспортную сеть России входят свыше 600 тыс. км воздушных лини и множество морских трасс различной протяженности.
Под влиянием НТП в мировой транспортной системе постоянно происходят существенные изменения. В перспективе предполагается:
- строительство на железнодорожном транспорте ряда новых, в основном скоростных, линий;
- увеличение количества аэропортов и протяженности внутренних авиалиний;
- для развития внутреннего водного транспорта в ряде стран проведение гидротехнических работ и реконструкции портов;
- увеличение протяженности автомобильных дорог с твердым покрытием.
В области взаимодействия различных видов транспорта будут совершенствоваться существующие, и создаваться новые средства и системы для бесперегрузочных сообщений.
Международное регулирование транспорта и связи
Регулирование транспорта и связи осуществляется на двух уровнях: межправительственном и экономических отношений компаний. При этом сотрудничество происходит как на двусторонней, так и на многосторонней основе. В качестве основного средства международного регулирования выступают международные договоры и соглашения, которые дополняются образованием различных органов.
Многосторонние межправительственные отношения осуществляются в рамках международных и региональных организаций. Так, общетранспортной международной организацией является Комитет по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии ООН. Он изучает вопросы, связанные с развитием всех видов транспорта и связи в Европе, разрабатывает проекты международных конвенций и соглашений.
В области морского транспорта ведущее место занимает межправительственная Международная морская организация (ИМО), которая занимается внедрением в практику оптимальных стандартов и норм, обеспечивающих безопасность человеческой жизни и имущества, координацией международно-правовых вопросов, связанных с техническими аспектами торгового судоходства и плавания рыбопромысловых судов.
В сфере гражданской авиации примерно такими же вопросами занимается межправительственная Международная организация гражданской авиации (ИКАО). Основная цель этой организации заключается в разработке принципов и методов международной аэронавигации и в содействии планированию и развитию международного воздушного транспорта.
Координация деятельности автомобильного и железнодорожного транспорта на межправительственном уровне осуществляется в рамках региональных экономических комиссий ООН.
В сфере связи регулирование осуществляется такими организациями как: Международный телекоммуникационный союз, Международная организация спутниковой связи «Интелсат», Почтовый союз северных стран и др.
На уровне компаний и владельцев также осуществляется многостороннее регулирование в рамках международных неправительственных организаций. Важное место в их деятельности занимает ценовое и/или тарифное регулирование. По сути дела они нередко выступают как картели, созданные для поддержания уровня цен в определенных районах и направлениях.
Так, в области авиационного транспорта известна Международная ассоциация воздушного транспорта (ИАТА), которая занимается разработкой и принятием рекомендаций по организации перевозок, а определение тарифов и их уровней возложены на региональные конференции по перевозкам.
Подобная система существует и на морском транспорте, где известна Международная ассоциация судовладельцев. Помимо нее действует Международная палата судоходства. Тарифное регулирование также осуществляется в форме конференций.
Судоходные конференции традиционно являются способом регулирования конкуренции, они носят региональный характер. В них участвуют владельцы судов разных стран, перевозящих грузы и пассажиров на определенных морских линиях.
Дорожный транспорт регулируется Международным союзом дорожного транспорта (МАС) – это всемирная организация, которая занимается решением проблем автомобильного транспорта в 68 странах на четырех континентах. МАС защищает интересы отрасли, независимо от того, идет речь о перевозке пассажиров или товаров, представляет интересы всех операторов сферы автотранспорта.
Проблемы унификации, совершенствования технических средств и эксплуатации, железных дорог решаются Международным союзом железных дорог (МСЖД). Это международная неправительственная организация – ассоциация железнодорожных компаний.
Экономические отношения в системах транспорта и связи осуществляются в тесной взаимосвязи национальных и межгосударственных форм регулирования.
Основные категории и понятия
Национальные, региональные и международные рынки услуг связи, мировая транспортная система, общетранспортная международная организация, международная морская организация, международная организация гражданской авиации, международный телекоммуникационный союз.
Контрольные вопросы
Какие страны занимают ведущие позиции в мире по оказанию услуг связи?
Раскройте преобладающие тенденции на рынке телекоммуникационных услуг.
Из каких видов транспорта состоит мировая транспортная система?
Как осуществляется международное регулирование услуг транспорта и связи?
- Мировая экономика и международные экономические отношения
- Раздел 1. Мировое хозяйство
- Тема 1. Мировое хозяйство: основные черты и особенности развития
- Сущность мирового хозяйства
- 2. Теории мирового хозяйства
- 1. Теория стадий экономического роста
- 2. Теория нового индустриального общества
- 3. Теория постиндустриального общества
- 4. Теория единой цивилизации
- 5. Теория столкновения цивилизаций
- 6. Теория упадка империй
- 3. Предпосылки и факторы развития мирового хозяйства
- 4. Эволюция мирового хозяйства
- Тема 2. Международное разделение труда как основа развития мирового хозяйства
- Сущность и основные факторы мрт
- Экономическое значение и показатели участия стран в мрт
- 3. Международная специализация производства
- 4. Международная кооперация производства
- Тема 3. Основные виды мирохозяйственных структур и их особенности
- Отраслевая структура
- Воспроизводственная структура
- Демографическая структура
- 4. Природно - ресурсная структура
- Тема 4. Международная экономическая интеграция
- Сущность и факторы развития экономической интеграции
- 3. Главные интеграционные группировки мира
- Тема 5. Положение и роль различных группировок стран в мировом хозяйстве
- 1. Основные принципы систематизации стран в мировом хозяйстве
- 2. Критерии формирования основных группировок стран и виды противоречий между ними
- 3. Промышленно развитые страны
- 4. Развивающиеся страны
- 5. Страны с переходной экономикой
- Тема 6. Современные проблемы мировой экономики
- Глобальные проблемы мировой экономики
- Глобализация мировой экономики
- Раздел II. Международные экономические отношения и их основные формы
- Тема 7. Сущность международных экономических отношений
- 1. Сущность и основные формы международных экономических отношений
- 2. Факторы развития современных международных экономических отношений
- 3. Основные тенденции в развитии международных экономических отношений
- 4. Место и роль мэо в развитии национальной экономики
- Тема 8. Мировой рынок и его современные особенности
- 1. Сущность мирового рынка, его возникновение и этапы развития
- 2. Структура и классификация мировых рынков
- Тема 9. Сущность и основные тенденции развития международной торговли
- 1.Сущность и формы международной торговли
- Показатели участия стран в международной торговле и ее классификация
- Географическая и товарная структура международной торговли и факторы ее роста
- Тема 10. Основные теории международной торговли
- 1. Меркантилистская теория международной торговли
- 2. Классические теории международной торговли
- 3.Неоклассические теории международной торговли
- Тема 11. Ценообразование в международной торговле
- 1. Классификация ценнообразующих факторов в международной торговле
- 2. Основы и особенности ценообразования на мировом рынке
- 3. Методы установления и источники информации внешнеторговых цен
- Тема 12. Внешний рынок основных товаров
- Структурные изменения в производстве обработанных товаров
- 2. Социально – экономические аспекты использования минеральных ресурсов
- 3. Производство продовольствия и продовольственная безопасность
- Тема 13. Международная торговля услугами
- Сущность и способы международной торговли услугами
- Виды услуг в международной торговле
- Внешнеторговые сделки по купле-продаже результатов творческой деятельности
- Тема 14. Информационное и транспортное обеспечение международных экономических связей
- 1. Мировой рынок услуг связи
- Мировая транспортная система
- Тема 15. Международный технологический обмен
- Сущность и экономическая целесообразность технологического обмена
- 2. Мировой рынок технологий
- 3. Типы технологий и основные способы их передачи
- 4. Международное регулирование технологического обмена
- Тема 16. Балансы международных расчетов
- 1. Виды и балансы международных расчетов.
- 2. Сущность и структура платежного баланса
- Государственное и межгосударственное регулирование платежного баланса
- Тема 17. Государственное регулирование внешней торговли
- Сущность внешнеторговой политики и ее основные тенденции
- 2. Тарифные и нетарифные методы регулирования внешней торговли
- 3. Особенности внешнеторговой политики в современных условиях
- Тема 18. Международное регулирование мировой торговли
- Основные формы международного регулирования мировой торговли
- 2. Всемирная торговая организация, и ее роль в регулировании международной торговли
- 3. Структура и условия вступления в вто
- Тема 19. Международная миграция и мировой рынок рабочей силы
- 1. Международная миграция рабочей силы
- Основные направления международной миграции рабочей силы
- 3. Экономические последствия миграции рабочей силы
- 4. Международное и государственное регулирование миграции рабочей силы
- Мировой рынок труда
- Тема 20. Международная миграция капитала
- Сущность и предпосылки вывоза капитала
- 2. Основные формы ввоза-вывоза капитала
- 3. Последствия миграции капитала для национальных экономик
- Основные направления регулирования движения капитала между странами
- Тема 21. Мировой рынок капиталов и его структура
- Сущность мирового рынка капиталов
- 2. Структура и механизм функционирования мирового рынка капитала
- Тема 22. Международные корпорации и их роль в мировой экономике
- 1. Сущность и типы международных корпораций
- 2. Транснационализация банковского капитала
- 3. Стратегические альянсы транснациональных фирм
- 4. Масштабы и особенности доминирования современных транснациональных корпораций
- Тема 23. Свободные экономические зоны
- Сущность свободных экономических зон и основные цели их создания
- 2. Классификация свободных экономических зон
- 3. Особенности инвестиционного климата свободных экономических зон
- Тема 24. Международные валютно-финансовые отношения
- Международные валютные отношения и их участники
- 2. Международные валютные системы: сущность и эволюция
- 3. Валютный курс и факторы его определяющие
- 4. Мировой валютный рынок и особенности его функционирования
- 5. Валютная политика государства
- Тема 25. Международные финансово-кредитные организации
- Классификация и функции международных финансовых институтов
- Международный валютный фонд и его функции
- Группа Всемирного банка
- 4. Региональные финансово-кредитные организации
- Раздел III. Внешнеэкономические связи России
- Тема 26. Организация и правовые основы внешнеэкономических связей России
- 1. Сущность и классификация внешнеэкономических связей
- 2. Внешнеэкономическая политика
- 3. Правовые основы внешнеэкономической деятельности России
- Тема 27 . Природно - ресурсный и экономический потенциал России
- Особенности переходного периода в России
- Природно-ресурсный потенциал России
- Промышленно-производственные комплексы России
- Тема 28 . Внешнеэкономическая деятельность регионов России
- 1. Межрегиональные различия по участию во внешнеэкономических связях
- Типы субъектов рф по характеру внешнеэкономических связей
- Тема 29 . Россия в системе международной экономической интеграции
- Россия и Европейский союз
- Россия и страны Азиатско-Тихоокеанского региона
- 3. Внешнеэкономические связи России с северо- и южноамериканскими интеграционными группировками
- 4. Россия и Содружество независимых государств
- Россия в субрегиональном сотрудничестве
- Тема 30 . Место и роль России на основных мировых рынках
- Россия и международная торговля товарами
- Россия и международный рынок труда
- Россия в международном движении капитала
- Россия и институты международного экономического сотрудничества
- Содержание