2. Основы и особенности ценообразования на мировом рынке
Торговые отношения на мировых рынках строятся на основе закона стоимости. В обмене участвуют товары, производимые в странах с различным уровнем развития производительных сил, различными формами общественной организации, и закон стоимости безразличен к этим обстоятельствам.
Обмен по стоимости в международной торговле означает, что товаропроизводители должны ориентироваться на общественно необходимые затраты труда в международном масштабе. Это стимулирует участвующие в интернациональном обмене страны к снижению затрат труда. Страна, обменивая товар, национальная стоимость которого меньше интернациональной, получает еще и дополнительную прибыль.
Однако действие закона стоимости на мировом рынке имеет свои особенности. Так, необходимо учитывать, что реализация товаров на мировом рынке даже по ценам ниже интернациональных (мировых) цен, не обязательно означает снижение прибыли экспортера, т.к. экспортер зачастую получает финансовую поддержку государства и может на вырученную валюту закупить импортную технику, если цены на нее ниже соответствующих национальных цен.
В мировой торговле выделяют следующие основные факторы, оказывающие влияние на формирование мировых цен.
Во-первых, состояние спроса и предложения. На цену предлагаемого товара со стороны спроса оказывают влияние:
платежеспособный спрос покупателя данного товара;
объем спроса – количество товара, которое способен приобрести покупатель:
полезность товара и его потребительские свойства и другие.
Со стороны предложения:
количество товара, предлагаемое продавцом на рынке;
издержки производства и обращения при реализации товара;
цены на ресурсы или на средства производства, используемые в производстве соответствующего товара и другие.
Масштабы влияния спроса и предложения на мировые цены зависят от степени конкурентности рынков. Они тем значительные, чем сильнее конкуренция. В связи с этим, различают цены «свободного рынка», испытывающие на себе влияние соотношения между спросом и предложением и цены «замкнутого рынка», формирующиеся при определенных специфических отношениях между продавцами и покупателями и не испытывающие на себе результатов соотношения между спросом и предложением.
К ценам «замкнутых рынков» можно отнести цены внутрифирменной торговли, например в рамках ТНК; внутренние цены интеграционных группировок; льготные цены специальных соглашений и др.
Во-вторых, ценообразование зависит от типа мировых товарных рынков. В условиях рынка совершенной конкуренции стремление каждого экспортера к получению максимальной прибыли приводит к снижению цены на товар. Для сохранения своих позиций на рынке экспортер прибегает к скидкам. Выигрыш экспортера - в возрастающих объемах продаж. На практике к данному типу рынка можно отнести, например, международную торговлю различными товарами широкого потребления – одеждой, обувью, сельхозпродукцией и т.д.
На рынках чистой монополии, монополистической конкуренции с дифференциацией товара и олигополии установление цен осуществляется по классической схеме.
В-третьих, на мировые цены значительное влияние оказывается со стороны государства. Государственное регулирование внутренних цен, субсидирование экспорта, поддержка импорта, проведение таможенно-тарифной политики и т.д. в конечном счете, оказывает существенное влияние и на цены внешние.
В качестве форм воздействия государства на цены международной торговли можно назвать следующие.
1. Государство определенным образом регулирует внутренние цены и тарифы (например, на транспорт, электроэнергию) и тем самым оказывает воздействие на цены тех товаров, которые фирмы данной страны экспортируют.
2. Государство может субсидировать (брать на себя определенную часть расходов) отечественный экспорт с целью его поддержки, тем самым, создавая предпосылки для снижения цен на экспортируемые отечественные товары и повышения международной конкурентоспособности отечественных фирм – экспортеров.
3. Государство может проводить соответствующую таможенную политику в области импорта. Например, устанавливать низкие импортные полшины на поступающие из-за границы сырье и комплектующие изделия, из которых производится в данной стране экспортная продукция. Оно тем самым влияет и на цены, по которым данная продукция будет экспортироваться.
4. Государство может устанавливать определенные количественные ограничения, квоты во внешней торговле. Например, в рамках некоторых торговых союзов и интеграционных группировок практикуется так называемое «добровольное ограничение экспорта», когда страны по взаимному согласованию сдерживают экспорт тех или иных товаров, что дает возможность поддерживать на соответствующем уровне цены на них.
5. К формам прямого воздействия государства на цены международной торговли можно отнести антидемпинговые меры.
На уровень мировых цен воздействуют также условия поставки, валюта платежа, условия расчета и некоторые другие, как экономические, так и внеэкономические факторы.
Существуют особенности формирования цен и на минеральное сырье. Одной из особенностей является существование рентных отношений. В горнодобывающей промышленности цена производства, как правило, определяется худшими из эксплуатируемых в данный момент месторождений, предприятиями с наиболее высокими издержками производства. Это обеспечивает другим производителям получение горной ренты.
Другой особенностью является то, что мировые цены по ряду сырьевых товаров характеризуются разнообразием, множественностью. Это объясняется тем, что в рамках мирового рынка выделяются отдельные зоны, имеющие значительную специфику своего ценообразования. В данном случае речь идет о ценах в регионах мира, где сосредоточены производство и / или торговля сырьевыми товарами. Это цены так называемых базисных или репрезентативных (представительных) рынков.
Например, базой мировых цен являются:
- на нефть - официальные продажные цены стран-членов ОПЕК;
- на нефтепродукты - цены основных товарных рынков – района Карибского моря, а в Западной Европе – Роттердам (Нидерланды);
- на каменный уголь - цены крупнейших экспортеров (США и Австралии) и импортеров (Японии и стран Западной Европы);
- на железную руду - цены крупнейших экспортеров (Австралии, Бразилии, Канады) и т.д.
Таким образом, для современного мирового рынка характерна множественность цен, т.е. наличие ряда цен на один и тот же товар.
В современных условиях существуют следующие основные уровни цен:
- цены по обычным коммерческим сделкам;
- цены по клиринговым соглашениям;
- цены по бартерным сделкам;
- цены по программам помощи и т. д.
Для того чтобы при множественности цен, выделить мировую цену, необходимо, чтобы она удовлетворяла ряду требований. Цена может считаться мировой, если:
Во-первых, по ней осуществляются крупные коммерческие сделки, предусматривающие раздельные, не связанные экспортные и импортные операции. При встречных, или бартерных сделках партнеры могут соглашаться на существенные отклонения от обычных, нормальных цен;
Во-вторых, платежи должны осуществляться в свободно конвертируемой валюте, так как оплата в неконвертируемой валюте приводит к завышению цены;
В-третьих, мировыми могут быть признаны цены сделок, осуществляемых в важнейших центрах международной торговли, где регулярно проводятся крупные экспортные и импортные операции.
В тоже время процесс ценообразования на международном рынке имеет свои особенности:
- соотношение спроса и предложения в условиях мирового рынка ощущается субъектами внешней торговли гораздо острее, чем субъектами внутреннего рынка, Участники международной торговли сталкиваются на рынке с большим числом конкурентов, чем на рынке внутреннем;
- возможны случаи «искажения спроса и предложения». В условиях увеличенного спроса может возникнуть ситуация, при которой на рынок будет представлен товар, произведенный в наихудших условиях по национальной цене. Она по существу и будет какое-то время определять мировую цену и наверняка будет весьма высокая. И наоборот, нередко предложение значительно превышает спрос. Тогда основной объем продаж будет приходиться на те субъекты международной торговли, условия производства у которых наилучшие, а цены ниже;
- в рамках мирового рынка, факторы производства менее мобильны. Их перемещение сдерживается национальными границами, отношениями валютной сферы и т.п., что естественно отражается на формировании мировых цен.
- Мировая экономика и международные экономические отношения
- Раздел 1. Мировое хозяйство
- Тема 1. Мировое хозяйство: основные черты и особенности развития
- Сущность мирового хозяйства
- 2. Теории мирового хозяйства
- 1. Теория стадий экономического роста
- 2. Теория нового индустриального общества
- 3. Теория постиндустриального общества
- 4. Теория единой цивилизации
- 5. Теория столкновения цивилизаций
- 6. Теория упадка империй
- 3. Предпосылки и факторы развития мирового хозяйства
- 4. Эволюция мирового хозяйства
- Тема 2. Международное разделение труда как основа развития мирового хозяйства
- Сущность и основные факторы мрт
- Экономическое значение и показатели участия стран в мрт
- 3. Международная специализация производства
- 4. Международная кооперация производства
- Тема 3. Основные виды мирохозяйственных структур и их особенности
- Отраслевая структура
- Воспроизводственная структура
- Демографическая структура
- 4. Природно - ресурсная структура
- Тема 4. Международная экономическая интеграция
- Сущность и факторы развития экономической интеграции
- 3. Главные интеграционные группировки мира
- Тема 5. Положение и роль различных группировок стран в мировом хозяйстве
- 1. Основные принципы систематизации стран в мировом хозяйстве
- 2. Критерии формирования основных группировок стран и виды противоречий между ними
- 3. Промышленно развитые страны
- 4. Развивающиеся страны
- 5. Страны с переходной экономикой
- Тема 6. Современные проблемы мировой экономики
- Глобальные проблемы мировой экономики
- Глобализация мировой экономики
- Раздел II. Международные экономические отношения и их основные формы
- Тема 7. Сущность международных экономических отношений
- 1. Сущность и основные формы международных экономических отношений
- 2. Факторы развития современных международных экономических отношений
- 3. Основные тенденции в развитии международных экономических отношений
- 4. Место и роль мэо в развитии национальной экономики
- Тема 8. Мировой рынок и его современные особенности
- 1. Сущность мирового рынка, его возникновение и этапы развития
- 2. Структура и классификация мировых рынков
- Тема 9. Сущность и основные тенденции развития международной торговли
- 1.Сущность и формы международной торговли
- Показатели участия стран в международной торговле и ее классификация
- Географическая и товарная структура международной торговли и факторы ее роста
- Тема 10. Основные теории международной торговли
- 1. Меркантилистская теория международной торговли
- 2. Классические теории международной торговли
- 3.Неоклассические теории международной торговли
- Тема 11. Ценообразование в международной торговле
- 1. Классификация ценнообразующих факторов в международной торговле
- 2. Основы и особенности ценообразования на мировом рынке
- 3. Методы установления и источники информации внешнеторговых цен
- Тема 12. Внешний рынок основных товаров
- Структурные изменения в производстве обработанных товаров
- 2. Социально – экономические аспекты использования минеральных ресурсов
- 3. Производство продовольствия и продовольственная безопасность
- Тема 13. Международная торговля услугами
- Сущность и способы международной торговли услугами
- Виды услуг в международной торговле
- Внешнеторговые сделки по купле-продаже результатов творческой деятельности
- Тема 14. Информационное и транспортное обеспечение международных экономических связей
- 1. Мировой рынок услуг связи
- Мировая транспортная система
- Тема 15. Международный технологический обмен
- Сущность и экономическая целесообразность технологического обмена
- 2. Мировой рынок технологий
- 3. Типы технологий и основные способы их передачи
- 4. Международное регулирование технологического обмена
- Тема 16. Балансы международных расчетов
- 1. Виды и балансы международных расчетов.
- 2. Сущность и структура платежного баланса
- Государственное и межгосударственное регулирование платежного баланса
- Тема 17. Государственное регулирование внешней торговли
- Сущность внешнеторговой политики и ее основные тенденции
- 2. Тарифные и нетарифные методы регулирования внешней торговли
- 3. Особенности внешнеторговой политики в современных условиях
- Тема 18. Международное регулирование мировой торговли
- Основные формы международного регулирования мировой торговли
- 2. Всемирная торговая организация, и ее роль в регулировании международной торговли
- 3. Структура и условия вступления в вто
- Тема 19. Международная миграция и мировой рынок рабочей силы
- 1. Международная миграция рабочей силы
- Основные направления международной миграции рабочей силы
- 3. Экономические последствия миграции рабочей силы
- 4. Международное и государственное регулирование миграции рабочей силы
- Мировой рынок труда
- Тема 20. Международная миграция капитала
- Сущность и предпосылки вывоза капитала
- 2. Основные формы ввоза-вывоза капитала
- 3. Последствия миграции капитала для национальных экономик
- Основные направления регулирования движения капитала между странами
- Тема 21. Мировой рынок капиталов и его структура
- Сущность мирового рынка капиталов
- 2. Структура и механизм функционирования мирового рынка капитала
- Тема 22. Международные корпорации и их роль в мировой экономике
- 1. Сущность и типы международных корпораций
- 2. Транснационализация банковского капитала
- 3. Стратегические альянсы транснациональных фирм
- 4. Масштабы и особенности доминирования современных транснациональных корпораций
- Тема 23. Свободные экономические зоны
- Сущность свободных экономических зон и основные цели их создания
- 2. Классификация свободных экономических зон
- 3. Особенности инвестиционного климата свободных экономических зон
- Тема 24. Международные валютно-финансовые отношения
- Международные валютные отношения и их участники
- 2. Международные валютные системы: сущность и эволюция
- 3. Валютный курс и факторы его определяющие
- 4. Мировой валютный рынок и особенности его функционирования
- 5. Валютная политика государства
- Тема 25. Международные финансово-кредитные организации
- Классификация и функции международных финансовых институтов
- Международный валютный фонд и его функции
- Группа Всемирного банка
- 4. Региональные финансово-кредитные организации
- Раздел III. Внешнеэкономические связи России
- Тема 26. Организация и правовые основы внешнеэкономических связей России
- 1. Сущность и классификация внешнеэкономических связей
- 2. Внешнеэкономическая политика
- 3. Правовые основы внешнеэкономической деятельности России
- Тема 27 . Природно - ресурсный и экономический потенциал России
- Особенности переходного периода в России
- Природно-ресурсный потенциал России
- Промышленно-производственные комплексы России
- Тема 28 . Внешнеэкономическая деятельность регионов России
- 1. Межрегиональные различия по участию во внешнеэкономических связях
- Типы субъектов рф по характеру внешнеэкономических связей
- Тема 29 . Россия в системе международной экономической интеграции
- Россия и Европейский союз
- Россия и страны Азиатско-Тихоокеанского региона
- 3. Внешнеэкономические связи России с северо- и южноамериканскими интеграционными группировками
- 4. Россия и Содружество независимых государств
- Россия в субрегиональном сотрудничестве
- Тема 30 . Место и роль России на основных мировых рынках
- Россия и международная торговля товарами
- Россия и международный рынок труда
- Россия в международном движении капитала
- Россия и институты международного экономического сотрудничества
- Содержание