logo
МЭ и МЭО лекции

Финансовые барьеры

Финансовые методы торговой политики используются для снижения стоимости экспортируемого товара и повышения его конкурентоспособности на мировом рынке. Различают:

– субсидии – денежные выплаты, направленные на поддержку национальных производителей и косвенную дискриминацию импорта.

По характеру выплат субсидии делятся на:

– прямые субсидии – непосредственные выплаты экспортеру после совершения им экспортной операции на сумму разницы его издержек и полученного им дохода;

– косвенные субсидии – скрытое дотирование экспортеров через предоставление льгот по уплате налогов, льготных условий страхования, займов и т. д.;

– внутренние субсидии - предусматривают бюджетное финансирование производства внутри страны товаров, конкурирующих с импортными товарами;

– экспортные субсидии – это бюджетные выплаты национальным экспортерам, позволяющие продавать товар иностранным покупателям по более низкой цене, чем на внутреннем рынке.

– демпинг – это метод финансовой нетарифной торговой политики, заключающийся в продвижении товара на внешний рынок за счет снижения экспортных цен, по сравнению с существующими ценами в этих странах. Различают:

– спорадический демпинг – это эпизодическая продажа по заниженным ценам;

– преднамеренный демпинг – это временное умышленное снижение цен;

– обратный демпинг – завышение цен на экспорт по сравнению с ценами продажи тех или иных товаров на внутреннем рынке (по цене ниже справедливой);

– взаимный демпинг – встречная торговля двух стран одним и тем же товаром по заниженным ценам.

Кроме перечисленных выше барьеров, к нетарифным барьерам относят экономическое эмбарго, то есть полный запрет на осуществление всех экономических операций с какой-либо страной, (США объявили в 1961 году эмбарго Кубе, которое сохраняется до настоящего времени). А так же, существенно ограничивает внешнюю торговлю - государственная монополия на внешнюю торговлю. Она представляет собой условие функционирования национальной экономики, при котором все внешнеэкономические операции имеет право осуществлять только один хозяйствующий субъект – государство (в 1918-1991гг. – государственная монополия на внешнюю торговлю существовала в России, СССР).