Население и трудовые ресурсы.
В силу ряда объективных причин, численность населения Земли точно установить не предоставляется возможным, т.к. результат дают переписи населения, проводящиеся раз в 5 или 10 лет. В некоторых странах они не проводятся (из 209 стран в 40 странах переписи не проводились более 10 лет).
На 1996 году население Земли составило около 5716 млн. человек. В октябре 2000 года численность населения составила 6 млрд. человек, а в 2006 году она составила 6600 млн. человек.
Динамика численности населения по регионам мира представлена в таблице 1.
Таблица 1
Удельный вес регионов в мировом населении.
-
Регион
1950 год
1996 год
2004 год
Европа
22,7%
13,8%
12%
Азия
54,8%
59,4%
60%
Африка
8,9%
12,7%
14%
Северная Америка
8,7%
7,9%
5%
Южная Америка
4,5%
5,6%
8%
Австралия и Океания
0,5%
0,5%
1%
Относительно быстро в мировом хозяйстве растет население развивающихся стран. За последние 20 лет население в этих странах увеличилось в 1,4 раза, тогда как в развитых странах – на 89 %. 95 % годового увеличения численности Земли обеспечивают страны Африки, Азии и Латинской Америки.
Средний возраст населения Африки – 18 лет. По сравнению с 1960 годом к 2000 году численность населения Африки увеличилась в 3 раза; Латинской Америки и Азии - более чем в 3 раза; Северной Америки – на 50 %; Европы – на 20 %.
Население мира по странам в 2007 году составляло:
‑ Китай – 1321,9 млн. человек
‑ Индия – 1129,8 млн. человек
‑ США – 301,1 млн. человек
‑ Индонезия – 234,7 млн. человек
‑ Бразилия – 190 млн. человек
‑ Пакистан – 164,7 млн. человек
‑ Бангладеш – 150,5 млн. человек;
‑ РФ – 142 млн. человек.1)
По прогнозам Всемирной организации труда к 2050 году население Земли изменится следующим образом:
‑ население Европы уменьшиться на 4 %;
‑ Африки и Ближнего Востока – увеличится в 2 раза;
‑ Северной Америки – увеличится в 1,5 раза;
‑ Латинской Америки – уменьшатся в 2 раза темпы роста.
‑ в США доля белых жителей уменьшится с 69 % до 50 %.
Снижение темпов роста населения объясняется двумя причинами, во-первых, падением рождаемости, во-вторых, распространением СПИДа и других болезней. В 2050 году женщины будут в среднем иметь 2 ребенка. Сейчас на одну женщину в мире, в среднем, приходится - 2,6 ребенка. Однако, во Франции – 1,85; в Великобритании – 1,6, в России – 1,25. Численность РФ, Болгарии, Эстонии, Грузии, Латвии, Украины сократится на 30-50 %.
Численность населения Индии возрастет до 1,5 млрд. человек и догонит Китай.
Расходы на содержание пенсионеров увеличатся до 30-50 % ВВП.
Количество людей старше 60 лет будет приближаться к 2 млрд. человек, а численность населения Земли будет приближаться к 13 млрд. человек.
Россия по продолжительности жизни находится сейчас на 118 месте из 174 стран. В нашей стране, на 1.07.08 средняя продолжительность жизни у мужчин составляет 59 лет (в мире -70 лет), а у женщин - 72 года (в мире - 80 лет).
В результате рождаемости и смертности происходит процесс непрерывного возобновления населения, который получил название “воспроизводство”. С этим процессом связано два понятия:
“естественный прирост населения”; за исключением периода войн, эпидемий, голода, рождаемость слегка превышает смертность. Ежегодный прирост населения, как правило, достигает нескольких единиц на 1000, причем верхний предел 10 на 1000, т.е. 1 % прироста;
‑ понятие “замены поколений”. “Замена поколений” наблюдается, когда данное поколение обеспечило себе замену. Полная замена наблюдается в том случае, если 1000 человек данного поколения, учтенные с момента рождения, произвели на свет 1000 новорожденных.
Изменение численности населения анализируют с помощью следующих показателей:
Коэффициент рождаемости (смертности) – число родившихся или умерших на 1000 граждан страны.
Коэффициенты исчисляются за календарный год. Расчет этих коэффициентов таков: число родившихся (умерших) за год делится на среднюю численность населения, и частное от деления умножается на 1000.
Средняя численность населения определяется по состоянию на 30 июня текущего года.
PS – число родившихся (умерших);
РМ – средняя численность населения.
Динамику численности населения страны анализируют с помощью коэффициента среднего прироста населения – это прирост населения в течение рассматриваемого года.
РR - прирост в течение года;
PM - средняя численность населения страны.
Анализ динамики численности населения мира показывает, что в большинстве европейских стран, а также в странах Северной Америки в Х1Х-ХХ веках, уровень смертности населения снизился. В других государствах мира заметное снижение смертности населения началось лишь после распада колониальной системы, т.е. с середины 20 века.
Смертность, с 50–х годов ХХ века уменьшилась на 50%, с 20 до 10 смертей на 1000. Прирост населения в мире уменьшился с 2,4% до 1,3%.
Предпосылками снижения смертности являются:
– общее повышение жизненного уровня населения;
– улучшение медицинского обслуживания населения;
– проведение профилактических мероприятий по предупреждению болезней, в первую очередь инфекций.
Выделяют два характерных типа демографического перехода к новому типу воспроизводства:
“Классический” (европейский) тип или демографическая «зима».
Переход с высоких уровней смертности и рождаемости к низким уровням, происходит в течение длительного времени, причем коэффициент рождаемости превышает коэффициент смертности меньше чем на 10 %, что ведет к замедлению прироста численности населения;
“Современный” тип или демографическая «весна».
Снижение общего коэффициента смертности за более краткие, чем в первом случае, сроки до уровня примерно 10 %, при стабилизации или повышении значительного по величине коэффициента рождаемости. Это приводит к быстрому росту населения (удвоение его численности примерно за 20 лет). К этому типу воспроизводства относятся развивающиеся страны. 95 % увеличения населения в год происходит за счет стран Африки.
Кроме того, может проявляться специфический тип воспроизводства, когда смертность превышает рождаемость, а результатом становится сокращение численности населения (депопуляция).
В России с 1983 года по 1987 год ежегодно рождалось 2,5 млн. человек, а с 1988 года по 1993 год – 1,4 млн. человек. В последнее десятилетие в России наблюдается устойчивая тенденция сокращения численности населения.
Демографическая ситуация в странах мира прямо и непосредственно влияет на состояние трудовых ресурсов в мировом хозяйстве. При анализе трудовых ресурсов в мировом хозяйстве используют различные характеристики, например:
– половозрастные характеристики – участие молодежи, женщин, пенсионеров в общественном производстве;
– отраслевые характеристики – распределение по отраслям;
– региональные характеристики – размещение и миграция рабочей силы.
В развитых странах с рыночной экономикой наемный труд составляет 80-90 % всей рабочей силы. Кроме того, определенную часть рабочей силы составляют так называемые самостоятельные работники, являющиеся в массе своей мелкими предпринимателями, не использующими наемный труд, и лица свободных профессий (адвокаты, журналисты, писатели, артисты, художники и другие), не работающие по найму.
В изменениях, происходящих в отраслевой структуре рабочей силы развитых стран, прослеживаются две тенденции: резкое сокращение численности занятых в материальном производстве, прежде всего в сельском хозяйстве, и увеличение их в сфере услуг. В сельском хозяйстве США занятость сократилась с 6,5 млн. человек в 1955 году до 3,2 млн. человек в 1994 году, а в сфере услуг возросла с 30,1 млн. человек в 1955 году до 91,3 млн. человек в 1994 году.
В 70-90 годах происходил также ускоренный рост занятости в наукоемких отраслях экономики. Занятость здесь росла в 2 раза быстрее, чем в промышленности в целом.
Категорию «трудовые ресурсы» анализируют с помощью понятия «профессионально – квалификационная структура» рабочей силы. Это понятие включает в себя самостоятельные, хотя и тесно связанных между собой параметры. В нем выделяют:
– профессиональную структуру – т.е. совокупность представителей различных профессий и профессиональных групп;
– квалифицированную структуру – совокупность работников различных уровней квалификации;
– содержание квалификации – набор требующихся для выполнения данной работы навыков, знаний, опыта и других компонентов квалификации.
При характеристике профессиональной структуры следует отметить увеличение работников, преимущественно умственного труда (инженеры, техники, ученые, административно-управленческий персонал), а также многочисленных групп конторских и торговых служащих. Особенно быстрыми темпами растет численность принципиально новых профессий, связанных с развитием НТР – аналитиков систем, специалистов в области программирования и обслуживания ЭВМ. В то же время, внедрение компьютеров сокращает потребность в ряде высококвалифицированных конторских служащих и низшего управленческого персонала, занятых сбором, систематизацией и обработкой информации.
Говоря о квалификационной структуре необходимо отметить рост образовательного уровня. Так за период с 1970 года по 1993 год в США доля лиц со средним образованием возросла с 52 % до 81 %, а получивших законченное или незаконченное высшее образование – с 21 % до 46 %.
В содержании квалификации отмечают переход от преимущественно физического труда, состоящего в управлении станками и агрегатами к преимущественно не физическому труду, который выражается в анализе и контроле производственных процессов.
В результате, к важнейшим особенностям трудовых ресурсов в современных условиях следует отнести:
– массовый творческий труд и значительную распространенность среди населения предпринимательской деятельности;
– выравнивание общей образовательной подготовки трудовых ресурсов и повышение ее в среднем до уровня младшего колледжа;
– утверждение в системе образования и подготовки кадров принципа индивидуального развития личности;
– закрепление в народном хозяйстве концепции первостепенной ценности человеческой личности, а в социальных отношениях – принципа консенсуса.
Трудовые ресурсы непосредственно связаны с функционированием рынка труда, который претерпевает изменения в связи с проявляющейся глобализацией, не только на национальном уровне, но и в мировом хозяйстве. Международная миграция рабочей силы способствует унификации систем образования различных стран, выработке общих подходов к квалификационным характеристикам специалистов, повышению мобильности трудовых ресурсов.
- Модуль 1. Становление и сущность мирового хозяйства Тема 1.1. Мировая экономика: становление, сущность и тенденции развития (1 час)
- 1.1.1. Сущность и экономические основы мирового хозяйства. Международное разделение труда
- 1.1.2. Этапы становления и развития мирового хозяйства
- 1.1.3. Субъекты мирового хозяйства
- Тесты для контроля знаний по теме
- 1.1 «Мировая экономика: становление, сущность и тенденции развития».
- Рекомендованная литература
- Тема 1.2. Основные черты мировой экономики
- 1.2.1. Природно-ресурсный потенциал мирового хозяйства (общая характеристика)
- Земельные ресурсы
- Лесные ресурсы
- Водные ресурсы
- Ресурсы энергетического и минерального сырья
- Население и трудовые ресурсы.
- 1.2.2. Отраслевая структура мирового хозяйства
- Отраслевая структура промышленности
- Добывающая промышленность Добыча и переработка нефти
- Газовая промышленность
- Угольная промышленность
- Добыча минерального сырья
- Энергетика
- Обрабатывающие отрасли промышленности
- Аграрный сектор в мировом хозяйстве.
- Сфера услуг в мировом хозяйстве
- Мировая транспортная система
- Тесты для контроля знаний по теме
- 1.2 «Основные черты мирового хозяйства»
- Рекомендованная литература
- Тема 1.3 Классификация стран по уровню социально-экономического развития (2 часа)
- 1.3.1 Система показателей уровня социально-экономического развития стран
- 1.3.2. Классификация стран в мировом хозяйстве
- 1.3.3.Место и роль России в мировом хозяйстве
- Тесты для контроля знаний по теме 1.3 «Классификация стран в мировом хозяйстве»
- Рекомендованная литература
- Модуль 2. Международные экономические отношения и их формы Тема 2.1. Теории международной торговли (2 часа)
- 2.1.1 Классическая теория международной торговли
- 2.1.2 Неоклассические теории внешней торговли
- 2.1.3. Неотехнологические теории международной торговли
- 2.1.4 Теория международной конкуренции м.Портера
- Тесты для контроля знаний по теме 2.1 « Теории внешней торговли»
- Рекомендованная литература
- Тема 2.2 Международная торговля и ее особенности (2 часов)
- 2.2.1 Международная торговля: сущность, понятия и государственный протекционизм
- 2.2.2 Таможенное обложение в международной торговле
- 2.2.3 Нетарифные барьеры в международной торговле
- Финансовые барьеры
- 2.2.4 Ценообразование в мировой торговле
- 2.2.5 Платежный баланс
- Классификация статей платежного баланса
- 2.2.6. Особенности международной торговли товарами
- 2.2.7. Международная торговля услугами: структура, динамика и тенденции развития
- Контрольные тесты по теме 2.2 «Международная торговля и ее особенности»
- Рекомендованная литература
- Тема 2.3. Международная миграция капиталов и ее черты (2 часа)
- 2.3.1. Сущность, причины и формы вывоза капитала
- 2.3.2. Особенности вывоза капитала в предпринимательской форме
- Миграция капитала в предпринимательской форме
- 2.3.3.Особенности мирового рынка ссудных капиталов и международный кредит;
- 2.3.4.Мировой рынок капиталов и деятельность транснациональных корпораций.
- Тесты для контроля знаний по теме
- 2.3 «Международная миграция капитала»
- Рекомендованная литература
- Тема 2.4. Международная миграция рабочей силы (2 часа)
- 2.4.1. Сущность и причины международной миграции рабочей силы (2 часа)
- 2.4.2. Особенности экспорта и импорта рабочей силы для стран
- 2.4.3. Мировые центры миграции рабочей силы
- 2.4.4. Государственное регулирование международной миграции рабочей силы
- Тесты для контроля знаний по теме Международная миграция рабочей силы»
- Рекомендованная литература
- Тема 2.5. Международные валютно-расчетные отношения (2 часа)
- 2.5.1. Валютные отношения: понятие и особенности проявления
- 2.5.2. Валютная система и особенности ее функционирования
- 2.5.3. Этапы становления международной валютной системы и их сравнительная характеристика
- 2.5.4. Валютный курс, как экономическая категория. Теории определения валютного курса
- 2.5.5. Виды валютных курсов и факторы их определяющие
- Факторы, влияющие на валютный курс
- 2.5.6. Валютные рынки: понятие, структура, инструменты. Виды валютных рынков
- 2.5.7. Европейская валютная система
- Тесты для контроля знаний по теме
- 2.5 Международные валютно-расчетные отношения»
- Рекомендованная литература
- Модуль 3. Международное сотрудничество и его формы Тема 3.1. Международная экономическая интеграция и ее формы (2 часа)
- 3.1.1.Международное сотрудничество и его формы
- 3.1.2. Основные формы международной экономической интеграции
- 3.1.3. Сущность, этапы становления и особенности интеграционных процессов в Европе
- Удельный вес стран в Европейском Союзе в 2004 году
- 3.1.4. Международные экономические союзы других регионов мира
- Тесты для контроля знаний по теме 3.1 «Международная экономическая интеграция и ее формы»
- Рекомендованная литература
- Тема 3.2. Международные экономические организации (1 час)
- 3.2.1.Международные экономические организации (мэо) и их роль в мировом хозяйстве. Функции мэо и их классификация
- 3.2.2. Этапы становления, причины возникновения и цели функционирования международных экономических организаций Система Организации Объединенных Наций.
- Международные экономические организации, регулирующие мировую торговлю.
- 3.2.3. Особенности взаимоотношений рф с некоторыми международными экономическими организациями (мэо)
- Тесты для контроля знаний по теме 3.2 «Международные экономические организации»
- Рекомендованная литература
- Электронные ресурсы
- 3.3. Глобальные проблемы мировой экономики
- 3.3.1. Глобализация: сущность, причины и формы. Классификация глобальных проблем
- 3.3.2. Социальные проблемы (проблемы народонаселения, нищеты, голода, продовольствия, здравоохранения)
- 3.3.3. Экологические и топливно-сырьевые проблемы
- 3.3.4. Проблемы международного терроризма, войны и военных конфликтов. Проблема сохранения мира
- 3.3.5. Основные принципы решения глобальных проблем. Критика глобального проекта «однополярной глобализации»
- Тесты для контроля знаний по теме 3.3. «Глобальные проблемы мировой экономики»
- Рекомендованная литература
- Содержание
- Тема 1.1. Мировая экономика: сущность и тенденции развития на современном этапе
- 1.1.2. Этапы становления и развития мирового хозяйства……………….7
- 1.1.3. Субъекты мирового хозяйства………………………………………12
- Тема 1.2. Основные черты мировой экономики
- Тема 1.3. Классификация стран в мировом хозяйств
- Тема 2.1. Теории международной торговли
- Тема 2.2. Международная торговля и ее особенности
- Тема2. 3. Международная миграция капиталов и ее черты
- Тема 2.4. Международная миграция рабочей силы
- Тема2.5. Международные валютно-расчетные отношения
- Тема 3.1. Международная экономическая интеграция и ее формы
- Тема 3.2. Международные экономические организации
- Тема 3.3. Глобальные проблемы мировой экономики