logo
МЭ и МЭО лекции

Мировая транспортная система

Мировое хозяйство и мировая торговля не могут существовать без развития транспортной системы. В состав транспортной системы мирового хозяйства входят: железные и автомобильные дороги, водные (речные и морские) пути, а так же воздушные пути, магистральные газопроводы и нефтепроводы. В последнее время происходят качественные изменения в мировой транспортной системе, связанные с внедрением достижений НТП: растет протяженность электрифицированных железных дорог, автомагистралей с усовершенствованным, твердым покрытием, трубопроводов крупного диаметра. Это увеличивает производительность транспортной системы мира.

Таблица 2

Мировая транспортная система. Структура перевозок.

Вид транспорта

Измерители

трлн. км и пасс-км в % к итогу:

1950

1970

1980

1990

Всего

грузооборот:

пассажирооборот:

6,88

2,5

28,9

8,0

47,6

14,2

45,7

6,1

Железнодорожный

грузооборот:

пассажирооборот:

30,8

25,6

18,9

15,2

14,5

11,8

16,0

1,2

Автомобильный

в т.ч., легковой

грузооборот:

пассажирооборот:

7,5

71,4

14,6

56,8

8,0

77,2

16,7

60,5

6,9

79,0

19,0

60,0

8,3

79,0

19,8

60,1

Внутренний водный

грузооборот

пассажирооборот

5,6

0,6

3,0

0,5

2,5

0,4

2,7

0,4

Морской

грузооборот

пассажирооборот

51,9

0,8

62,7

0,3

67,5

0,3

62,1

0,3

Нефтяной трубопровод

грузооборот

3,1

5,0

6,0

7,2

Газопроводный

грузооборот

1,1

2,3

2,5

3,6

Воздушный

грузооборот

пассажирооборот

0,1

1,2

0,16,7

0,1

8,5

0,1

8,2

Главный вид транспорта в грузоперевозках мирового хозяйства – водный морской, на его долю приходится 63 % всего грузооборота. Происходит изменение структуры перевозок. В грузообороте соотношение между железнодорожным и автомобильным транспортом изменилось с 4:1 до 2:1 и затем прогноз до 1,25:1. Доля трубопроводов выросла с 4,2 % до 10,8 %. Воздушный пассажирооборот приблизился к железнодорожному пассажирообороту, с 8,4 % до 11,2 %.

Важнейшими критериями для выявления национальных и международных различий в работе транспортной системы являются следующие:

– транспортоемкость производства, отражает, соотношение между транспортом и производством в национальной экономике (т/км на 1 дол ВНП). Этот показатель в Северной Америке – 1,2; Западной Европе – 0,27; Японии – 0,34; странах СНГ – 5,3; Восточной Европе – 1,72. В развивающихся странах от 0,84 до 1,7;

– транспортная подвижность населения, отражающая тип расселения и степень урбанизации (измеряется в тыс.пасс/км). Этот показатель в Северной Америке – 12,7, Западной Европе – 8,2, Японии – 5,5, странах СНГ – 4,0, Восточной Европе – 2,5. В развивающихся странах – 0,65;

– соотношение пассажирских и грузовых перевозок (1 тонн/км = 1 пасс/км). Если объем пассажирооборота принять за 1, то в Северной Америке это показатель будет равен – 1,2, в Западной Европе – 0,34, Японии – 1,1, странах СНГ – 7,5, Восточной Европе – 3,53. В развивающихся странах – от 0,4 до 2,5

– соотношение видов транспорта в транспортной работе. В развитых странах на железнодорожный транспорт приходится – 40 %, на автомобильный транспорт – 40 % на другие виды транспорта– 20% всех перевозок. В странах СНГ и Восточной Европы на железнодорожный транспорт приходится – 60 %, а на автомобильный транспорт < 6 % всех перевозок. В Северной Америке на железнодорожный транспорт приходится – 25%, а на автомобильный транспорт – 25 %всех перевозок. 90 % грузооборота воздушного транспорта приходится на развитые страны. В России его доля в 12 раз ниже, чем в США.

Эти критерии развития транспортной системы подходят к уже принятой классификации стран.