2.2.7. Международная торговля услугами: структура, динамика и тенденции развития
Международная торговля услугами является одним из наиболее динамичных секторов мирового рынка. Торговля услугами ежегодно увеличивается ≈ 8 %, а за 20 лет (с 1980-2000 гг.) экспорт услуг вырос ≈ в 4 раза.
Понятие «услуга» в теории определяется как вид деятельности, не имеющий материальной формы в явном виде.
Услуга – это изменение в положение институциональной единицы, которое произошло в результате действия и на основе взаимного соглашения с другой институциональной единицей.
Долгое время услуги согласно международной стандартной классификации, принятой ООН, относились к «неторгуемым» товарам, т.е. к товарам, которые потребляются в той же стране, что и производятся.
Отличия услуг от товаров, в натурально-вещественной форме, состоит в том, что:
– они не осязаемы и невидимы;
– не поддаются хранению;
– производство и потребление услуг, как правило, совпадает по времени и месту.
Этим отличиями обуславливаются особенности международной торговли услугами, по сравнению с международной торговлей товарами:
– экспорт (импорт) услуг часто требует непосредственной встречи продавца и покупателя;
– в экспорт услуг включается оказание услуг иностранным гражданам, находящимся на таможенной территории страны продавца;
– ассортимент услуг, предлагаемых на мировых рынках меньше их ассортимента на внутреннем рынке и меньше номенклатуры товаров, включаемых в международный оборот;
– специфическая нормативно-правовая база собственного регулирования, как на национальном, так и международном уровнях.
По мере развития НТП, интернационализации хозяйственной жизни, часть услуг была вовлечена в мировой хозяйственный оборот, и появился термин «торгуемые услуги», которые по рекомендации МВФ отражаются в платежном балансе страны. К ним относят 11 видов услуг:
Транспорт (пассажирский и грузовой) – означает платежи между резидентами и нерезидентами за международную перевозку пассажиров и грузов всеми видами транспорта и оказание сопутствующих услуг;
Поездки (деловые и личные) означают платеж между резидентами и нерезидентами за товары и услуги, приобретенные в командировках и туристических поездках;
Связь - услуги почтовой, курьерской, телефонной и иной связи между резидентами и нерезидентами;
Страхование – страхование резидентов и нерезидентов страховыми компаниями – резидентами, (рисков и личное);
Финансовые услуги – финансовое посредничество между резидентами и нерезидентами (комиссия за открытие аккредитивов, за обмен валюты, брокерские услуги и т.д.);
Строительство;
Компьютерные и информационные услуги – консультации в области компьютерных программ между резидентами и нерезидентами, информационные услуги (обработка данных, обслуживание компьютеров);
Роялти и лицензионные платежи – пользование правами собственности (торговая марка, патент, копирайт и т.д.) и использование оригиналов или прототипов (фильмов, рукописей) на основе лицензии;
Бизнес-услуги:
– посреднические;
– лизинг (лизинг и фрахт судов, самолетов без экипажей и другого транспортного оборудования);
– профессиональные (правовые, бухгалтерские, управленческие, рекламные и иные услуги, а так же услуги по проектированию, картографии, надзору за строительством, защите урожая, разведка полезных ископаемых и др.).
Личные, культурные услуги - производство фильмов, радио- и телевизионных программ, компакт-дисков. К этой группе так же относят гонорары артистов, показ выставок, проведение спортивных мероприятий и др.;
Правительственные услуги – обслуживание посольств, консульств и представительств международной организации, деятельность ООН по поддержанию мира.
Кроме этого, в аналитических целях существуют различные группировки услуг в зависимости от различных признаков (факторные и нефакторные).
Услуги по своей экономической природе не отличаются от товаров, если ими торгуют на мировом рынке. Поэтому все теории спроса и предложения в международной торговле полностью применимы и к рынку услуг (и модель абсолютных преимуществ, и сравнительных преимуществ и вмененных издержек производства, хотя, в силу специфики услуг, трудно представить относительные преимущества одной страны).
Ключевым моментом в торговле услугами является то, что в большинстве случаев в какой-то момент должно произойти физическое соприкосновение покупателя и продавца. Только в этом случае сделка международной купле-продаже услуги состоится. Существует несколько механизмов совершения сделок по международной торговле услугами, которые характеризуются следующими признаками:
– мобильность покупателя - покупатель услуги, являясь резидентом одной страны, приезжает к продавцу услуги, который является резидентом другой страны. За рубежом покупатель может получить услугу, которой нет в его стране, либо у которой качество выше, либо стоимость ее ниже, чем у него в стране;
– мобильность продавца - продавец услуг, являющийся резидентом одной страны, приезжает к покупателю услуги, который является резидентом другой страны. Мобильность продавца обычно основана на том, что его покупатель находится за рубежом и не может переместиться к продавцу (аудиторские, бухгалтерские услуги), либо специфический характер услуги (строительство);
– одновременная мобильность продавца и покупателя или мобильный характер услуги - продавец, и покупатель одновременно совместно используют услугу (международный телефонный разговор), либо собираются в третьей стране (международные конференции), либо продавец оказывает покупателю услугу через представительство в третьей стране (иностранные специалисты из московского представительства Мирового банка в странах СНГ и др.).
На интенсивное развитие сферы услуг в мировом хозяйстве оказали влияние следующие факторы:
– НТП, способствующий росту производства услуг, появлению их новых видов и расширению сфер их применения;
– длительный экономический подъем в большинстве стран мира, который сопровождался ростом деловой активности, ростом производительности труда, уровня благосостояния;
– увеличение доли услуг в структуре ВВП во многих странах мира.
- Модуль 1. Становление и сущность мирового хозяйства Тема 1.1. Мировая экономика: становление, сущность и тенденции развития (1 час)
- 1.1.1. Сущность и экономические основы мирового хозяйства. Международное разделение труда
- 1.1.2. Этапы становления и развития мирового хозяйства
- 1.1.3. Субъекты мирового хозяйства
- Тесты для контроля знаний по теме
- 1.1 «Мировая экономика: становление, сущность и тенденции развития».
- Рекомендованная литература
- Тема 1.2. Основные черты мировой экономики
- 1.2.1. Природно-ресурсный потенциал мирового хозяйства (общая характеристика)
- Земельные ресурсы
- Лесные ресурсы
- Водные ресурсы
- Ресурсы энергетического и минерального сырья
- Население и трудовые ресурсы.
- 1.2.2. Отраслевая структура мирового хозяйства
- Отраслевая структура промышленности
- Добывающая промышленность Добыча и переработка нефти
- Газовая промышленность
- Угольная промышленность
- Добыча минерального сырья
- Энергетика
- Обрабатывающие отрасли промышленности
- Аграрный сектор в мировом хозяйстве.
- Сфера услуг в мировом хозяйстве
- Мировая транспортная система
- Тесты для контроля знаний по теме
- 1.2 «Основные черты мирового хозяйства»
- Рекомендованная литература
- Тема 1.3 Классификация стран по уровню социально-экономического развития (2 часа)
- 1.3.1 Система показателей уровня социально-экономического развития стран
- 1.3.2. Классификация стран в мировом хозяйстве
- 1.3.3.Место и роль России в мировом хозяйстве
- Тесты для контроля знаний по теме 1.3 «Классификация стран в мировом хозяйстве»
- Рекомендованная литература
- Модуль 2. Международные экономические отношения и их формы Тема 2.1. Теории международной торговли (2 часа)
- 2.1.1 Классическая теория международной торговли
- 2.1.2 Неоклассические теории внешней торговли
- 2.1.3. Неотехнологические теории международной торговли
- 2.1.4 Теория международной конкуренции м.Портера
- Тесты для контроля знаний по теме 2.1 « Теории внешней торговли»
- Рекомендованная литература
- Тема 2.2 Международная торговля и ее особенности (2 часов)
- 2.2.1 Международная торговля: сущность, понятия и государственный протекционизм
- 2.2.2 Таможенное обложение в международной торговле
- 2.2.3 Нетарифные барьеры в международной торговле
- Финансовые барьеры
- 2.2.4 Ценообразование в мировой торговле
- 2.2.5 Платежный баланс
- Классификация статей платежного баланса
- 2.2.6. Особенности международной торговли товарами
- 2.2.7. Международная торговля услугами: структура, динамика и тенденции развития
- Контрольные тесты по теме 2.2 «Международная торговля и ее особенности»
- Рекомендованная литература
- Тема 2.3. Международная миграция капиталов и ее черты (2 часа)
- 2.3.1. Сущность, причины и формы вывоза капитала
- 2.3.2. Особенности вывоза капитала в предпринимательской форме
- Миграция капитала в предпринимательской форме
- 2.3.3.Особенности мирового рынка ссудных капиталов и международный кредит;
- 2.3.4.Мировой рынок капиталов и деятельность транснациональных корпораций.
- Тесты для контроля знаний по теме
- 2.3 «Международная миграция капитала»
- Рекомендованная литература
- Тема 2.4. Международная миграция рабочей силы (2 часа)
- 2.4.1. Сущность и причины международной миграции рабочей силы (2 часа)
- 2.4.2. Особенности экспорта и импорта рабочей силы для стран
- 2.4.3. Мировые центры миграции рабочей силы
- 2.4.4. Государственное регулирование международной миграции рабочей силы
- Тесты для контроля знаний по теме Международная миграция рабочей силы»
- Рекомендованная литература
- Тема 2.5. Международные валютно-расчетные отношения (2 часа)
- 2.5.1. Валютные отношения: понятие и особенности проявления
- 2.5.2. Валютная система и особенности ее функционирования
- 2.5.3. Этапы становления международной валютной системы и их сравнительная характеристика
- 2.5.4. Валютный курс, как экономическая категория. Теории определения валютного курса
- 2.5.5. Виды валютных курсов и факторы их определяющие
- Факторы, влияющие на валютный курс
- 2.5.6. Валютные рынки: понятие, структура, инструменты. Виды валютных рынков
- 2.5.7. Европейская валютная система
- Тесты для контроля знаний по теме
- 2.5 Международные валютно-расчетные отношения»
- Рекомендованная литература
- Модуль 3. Международное сотрудничество и его формы Тема 3.1. Международная экономическая интеграция и ее формы (2 часа)
- 3.1.1.Международное сотрудничество и его формы
- 3.1.2. Основные формы международной экономической интеграции
- 3.1.3. Сущность, этапы становления и особенности интеграционных процессов в Европе
- Удельный вес стран в Европейском Союзе в 2004 году
- 3.1.4. Международные экономические союзы других регионов мира
- Тесты для контроля знаний по теме 3.1 «Международная экономическая интеграция и ее формы»
- Рекомендованная литература
- Тема 3.2. Международные экономические организации (1 час)
- 3.2.1.Международные экономические организации (мэо) и их роль в мировом хозяйстве. Функции мэо и их классификация
- 3.2.2. Этапы становления, причины возникновения и цели функционирования международных экономических организаций Система Организации Объединенных Наций.
- Международные экономические организации, регулирующие мировую торговлю.
- 3.2.3. Особенности взаимоотношений рф с некоторыми международными экономическими организациями (мэо)
- Тесты для контроля знаний по теме 3.2 «Международные экономические организации»
- Рекомендованная литература
- Электронные ресурсы
- 3.3. Глобальные проблемы мировой экономики
- 3.3.1. Глобализация: сущность, причины и формы. Классификация глобальных проблем
- 3.3.2. Социальные проблемы (проблемы народонаселения, нищеты, голода, продовольствия, здравоохранения)
- 3.3.3. Экологические и топливно-сырьевые проблемы
- 3.3.4. Проблемы международного терроризма, войны и военных конфликтов. Проблема сохранения мира
- 3.3.5. Основные принципы решения глобальных проблем. Критика глобального проекта «однополярной глобализации»
- Тесты для контроля знаний по теме 3.3. «Глобальные проблемы мировой экономики»
- Рекомендованная литература
- Содержание
- Тема 1.1. Мировая экономика: сущность и тенденции развития на современном этапе
- 1.1.2. Этапы становления и развития мирового хозяйства……………….7
- 1.1.3. Субъекты мирового хозяйства………………………………………12
- Тема 1.2. Основные черты мировой экономики
- Тема 1.3. Классификация стран в мировом хозяйств
- Тема 2.1. Теории международной торговли
- Тема 2.2. Международная торговля и ее особенности
- Тема2. 3. Международная миграция капиталов и ее черты
- Тема 2.4. Международная миграция рабочей силы
- Тема2.5. Международные валютно-расчетные отношения
- Тема 3.1. Международная экономическая интеграция и ее формы
- Тема 3.2. Международные экономические организации
- Тема 3.3. Глобальные проблемы мировой экономики