logo
МЭ и МЭО лекции

2.2.1 Международная торговля: сущность, понятия и государственный протекционизм

Международная торговля – это сфера международных товарно-денежных отношений по поводу обмена товарами и услугами между продавцами и покупателями различных стран.

Главным внешним признаком существования международной торговли является перемещение товаров, услуг и факторов производства между странами. Международная торговля товарами характеризуется двумя встречными потоками: экспортом товаров и импортом товаров. Мировой товарооборот отражает динамику развития внешнеторговых связей между субъектами мировой экономики и подсчитывается путем суммирования объемов экспорта всех стран.

Для оценки участия отдельной страны в международной торговле используют термины «внешняя торговля» и «внешнеторговый оборот».

Внешняя торговля – обмен той или иной страны с другими странами товарами и услугами.

Внешнеторговый оборот страны – сумма стоимости экспорта и импорта отдельной страны. Например, в 2007 году внешнеторговый оборот РФ составил 558 млрд. долларов, из них на экспорт приходилось 335 млрд. долл., а на импорт – 223 млрд. долл. При этом, темпы роста экспорта составили 17%, а импорта – 35%. Высокие темпы роста импорта свидетельствуют о низкой конкурентоспособности российской экономики и чрезмерном укреплении рубля.

Различают стоимостный объем внешней торговли, который исчисляется за определенный период времени в текущих ценах соответствующих лет с использованием текущих валютных курсов.

Физический объем внешней торговли исчисляется в постоянных ценах и позволяет осуществить необходимые сопоставления и определить ее реальную динамику.

В зависимости от происхождения и назначения товаров экспорт имеет следующие виды:

– вывоз товаров, изготовленных в данной стране, который сопровождается притоком иностранной валюты в страну;

– реэкспорт – вывоз товаров, ранее ввезенных из-за границы, включая товары, проданные на международных аукционах, товарных биржах и т. д.;

– временный вывоз за границу отечественного товара (на выставки, ярмарки и т. п.) с последующим их возвратом или вывоз временно ввезенных иностранных товаров (на аукционы, выставки, ярмарки);

– вывоз отечественных товаров, сырья и полуфабрикатов для переработки за границей под таможенным контролем с последующим возвратом;

– поставки в рамках ТНК, а также вывоз в порядке прямых производственных связей, прежде всего в международной специализации.

Учет экспортных поставок осуществляется в ценах FOB (free on board – свободно по борту). Цена FOB (франко-граница страны-экспортера) включает в себя сумму всех расходов, связанных с доставкой товара до борта корабля и перемещением его за поручни судна в порту отгрузки.

Импорт, так же проявляется в различных формах:

– ввоз из-за границы товаров, технологий для реализации и предложения на внутреннем рынке, а так же возмездное получение от иностранного партнера услуг производственного или потребительского назначения, сопровождающийся оттоком валюты из страны;

– реимпорт – обратный ввоз из-за границы отечественных товаров, ранее вывезенных туда по экспорту;

– импорт товаров для переработки в данной стране и последующего вывоза за границу;

– временный ввоз товаров на выставки, ярмарки и т. п.;

– импортные поставки в рамках ТНК.

Учет импортных поставок осуществляется в ценах CIF (cost, insurance, freight – стоимость, страхование, фрахт). Цена CIF (франко-граница страны импортера) включает в себя стоимость груза на условиях цены FOB, а также расходы по страхованию груза в пути и его транспортировки до порта назначения. Цена CIF совпадает со стоимостью товара в порту прибытия судна и выше цены FOB на стоимость транспортных расходов и страхования товара в пути. Термины, которые используются в международных коммерческих сделках, в данном случае, название цены FOB и CIF определены международными правилами интерпретации терминов, известных как «ИНКОТЕРМС – 2000».

Для каждой страны, участвующей в международной торговле происходит:

– расширение внутреннего потребления за счет импорта;

– рост ВВП за счет роста эффективности производства на основе международной специализации, за счет экспорта;

– создание дополнительного спроса на национальном рынке.

В зависимости от экономической ситуации в стране, современные государства осуществляют определенную внешнеэкономическую политику, которая представляет собой совокупность мер по регулированию внешнеэкономической деятельности. Традиционными направлениями внешнеторговой политики государства являются протекционизм и фритредерство. Долевое соотношение протекционизма и свободной торговли показывает их относительно равное соотношение (в 90-е годы, в общем объеме мирового обмена товарами на торговлю по правилам свободной торговли приходилось 20%, и 25% - в условиях действия протекционистских механизмов) [5, стр. 117.].

Фритредерство (free trade) – это политика невмешательства государства в международную торговлю. В этом случае внешняя торговля осуществляется и развивается в соответствии с международным разделением труда и современным вариантом теории сравнительных преимуществ. Считается, что такая политика ведет к наиболее эффективному распределению ресурсов в мировом масштабе и к максимизации мирового дохода, так как она:

- стимулирует процессы конкуренции как среди отечественных производителей, так и на мировом рынке в целом;

- позволяет осуществлять международную торговлю в соответствии с законом сравнительных конкурентных преимуществ;

- содействует расширению границ рынка и создает основы для массового производства и получения положительного эффекта от него.

Французский экономист М. Пебро дает такое определение свободной торговли в современных условиях: «Это наиболее благоприятное правило игры для лидирующей экономики» [5, стр.6.]. Страны, у которых наблюдается серьезный разрыв в условиях технологических укладов, не смогут стать полноценными, равноправными партнерами. В настоящее время, развитые страны Запада, имеющие прочные позиции на мировых рынках, заинтересованы в том, чтобы внешнеторговая политика России проводилась в духе фритредерства, так как это создает для них безусловные односторонние преимущества.

Протекционизм (защита, покровительство) экономическая политика государства, направленная на защиту экономических субъектов национальной экономики от иностранной конкуренции

Как теория внешнеэкономического поведения протекционизм утвердился в XXI веке в процессе соперничества с фритредерством. Сторонники протекционизма критикуют результаты свободной торговли между странами с различным уровнем экономического развития. Они считают, что свобода торговли осуществляется в интересах развитых стран, ведет к их доминированию и затрудняет создание национальной промышленности в относительно отсталых странах. Представители этой теории указывают на тот очевидный факт, что под защитой протекционизма проходили становление и развитие американская, германская, французская промышленность и национальный капитал.

В современных условиях протекционистские меры носят специфический характер. Так, в отношениях развитых стран между собой – это области сельского хозяйства, текстиля, одежды и стали. В торговле развитых стран с развивающимися странами – это экспорт промышленных товаров развивающимся странам. В торговле развивающихся стран – это товары традиционного экспорта.

Выделяют следующие формы протекционизма:

– селективный протекционизм – направлен против отдельных стран или отдельных товаров;

– отраслевой протекционизм – защищает определенные отрасли, прежде всего сельское хозяйство;

– коллективный протекционизм – проводится объединениями стран в отношении третьих стран;

– скрытый протекционизм – осуществляется методами внутренней экономической политики государства.

В условиях глобализации протекционистские меры государства называют «неопротекционизмом». Он реализуется преимущественно в форме нетарифных методов воздействия на процессы международной торговли. В современном мире сложилось неоднозначное соотношение между протекционизмом и либерализацией внешнеторговой политики. При явной либерализации торговых режимов в большинстве стран мира сохраняется тенденция к протекционизму в случае необходимости защиты наиболее «чувствительных» отраслей национальной экономики.

Инструменты государственного регулирования международной торговли по своему характеру делятся, в основном, на экономические (тарифные) и административные (нетарифные). Они либо ограничивают импорт, либо стимулируют экспорт.