Соотношение национального и международного права в деятельности международных институтов
Многие международные институты в своих уставах сочетают оба эти принципа. При этом они учитывают характер принимаемых поправок: накладывают они обязательства на государства членов или же не накладывают. Если они не связывают государства новыми обязательствами, то вступают в силу после одобрения их двумя третями членов. А если связывают, то после одобрения таким соотношением голосов на конференции (иногда требуется одобрение пяти шестых или трех четвертей членов института) поправки должны быть еще ратифицированы законодательными органами оговоренным в самих договорах числом государств-членов. После этого в одних случаях они становятся обязательными только для тех, кто их одобрил и ратифицировал, в других – для всех членов международного института. В конце XX в. появились новые критерии вступления в силу международных соглашений и поправок к ним. В 1992 г. ГА ООН приняла «Рамочную конвенцию об изменении климата». Конвенция исходит из признания того, что глобальный климат должен быть защищен для пользы ныне живущих и будущих поколений людей. На развитые страны возлагается обязанность предпринять все необходимые шаги для предотвращения негативного влияния на климат, поскольку большинство вредных для экологии газов поступает в атмосферу из этих стран. Первое пятилетие реализации Конвенции показало ее неэффективность. Поэтому в конце 1997 г. на третьей конференции государств-участников Конвенции в г. Киото (Япония) был принят Протокол к ней («Киотский протокол»), который установил количественные обязательства стран по ограничению поступления парниковых газов в атмосферу. Протокол мог вступить в силу только после ратификации его 55 странами, в том числе и теми, которые ответственны за 55% выбросов в 1990 году. То есть критерием вступления соглашения в силу становится не только число ратифицировавших государств, но и объем загрязняющих атмосферу выбросов. Это привело к тому, что без ратификации Протокола США и Россией или США и Китаем он не мог вступить в силу. Государства-члены международных институтов часто выступают против принятия тех или иных поправок и отказываются ратифицировать принятые поправки. В принципе каждое государство суверенно в решении таких вопросов. Но, с другой стороны, не может считаться нормальным положение, когда одно или несколько государств встают на пути абсолютного большинства государств при решении глобальных проблем и получают возможность навязывать им свою волю. Поэтому практика международных институтов выработала разные варианты выхода из таких положений. На сегодняшний день их три. Во-первых, несогласные с желанием конституционного большинства государств решать те или иные проблемы посредством международного института должны или могут добровольно выйти из этих институтов. Во-вторых, государства-члены института делают оговорки о том, что они не берут на себя новых обязательств, но в то же время не будут препятствовать другим государствам при реализации их воли. И, в-третьих, государства могут быть исключены из международной организации за систематическое невыполнение своих уставных обязательств. Дело в том, что существуют обязательства, несоблюдения которых никак не допустимо. Так, устав организации Договора об Антарктиде требует единогласия при принятии поправок и обязательного исключения государств, не ратифицировавших принятых таким путем поправок. Финансирование деятельности международных институтов. Деятельность любого института требует определенных расходов, а деятельность международных институтов – крупных расходов (оплата труда работников исполнительных органов, печатание документов института, проведение международных встреч, финансовая поддержка международных программ и мн. др.). Бюджет организации определяется руководящими органами и утверждается конференцией или ассамблеей государств-членов. В нем учитываются все необходимые расходы на оплату труда штата сотрудников международного института и для создания необходимых условий труда (помещения, оборудование, связь), а также на подготовку и проведение предусмотренных на предстоящий год мероприятий. В ООН эти подсчеты ведутся консультативным комитетом по административным и бюджетным вопросам, состоящим из представителей 9 государств, Пятым комитетом Генеральной Ассамблеи и утверждаются Генеральной Ассамблеей большинством в две трети голосов. В других институтах и специальных агентствах подсчет расходов доверяется руководителю исполнительного органа и утверждается на заседании руководящего органа. Расходы распределяются между всеми членами международного института в виде взносов. Поскольку финансовые возможности государств не одинаковы, то они классифицируются по их платежеспособности. Для каждого класса устанавливается свой размер взносов. Причем само государство информирует институт о том, в качестве члена какого класса оно желает присоединиться к нему. Однако многие институты устанавливают фиксированные взносы в зависимости от уровня развития страны и ее материальных возможностей. При определении суммы взноса государства ООН в начале своей деятельности исходил из ВНП страны. При учреждении ООН США взяли на себя обязательство нести основную часть расходов всемирной организации. После США крупнейшими плательщиками в фонды ООН являлись СССР, Англия и другие богатые в то время страны. Остальным государствам-членам ООН был установлен годовой взнос в размере 0,04 % стоимости их валового общественного продукта. США, исходя из своего финансового вклада в деятельность организации, пытались определить и ее политику. Поэтому в 1954 г. ГА ООН принимает правило, согласно которому одно государство не может нести более одной трети расходов этой организации. Согласно пункту 161 правил процедур ООН, размеры взносов для каждой страны устанавливаются ежегодно на Генеральной Ассамблее, беря за основу годовой бюджет самой Организации. Член ООН, за которым числится задолженность по уплате денежных взносов, лишается права голоса в Генеральной Ассамблее, если сумма задолженности равняется или превышает сумму взносов, причитающихся с него за два полных предыдущих года. Генеральная Ассамблея может, однако, разрешить такому члену участвовать в голосовании, если она признает, что просрочка платежа произошла по независящим от него обстоятельствам. Расходы международных институтов делятся на ординарные и экстраординарные. Первые возлагались в начале на всех членов международных институтов, а вторые – лишь на участников организуемых ими встреч, конференций и симпозиумов, которые требовали дополнительных расходов. Однако в 1959 г. «активисты» международных институтов потребовали пересмотра этой нормы, заявив, что они пекутся не только о себе, организуя незапланированные встречи и обсуждая на них мировые проблемы. В ООН есть также программы и расходы по ним, называемые «экстрабюджетными». Они формируются за счет добровольных взносов. Например, фонды в помощь детям, беженцам, жертвам стихийных бедствий и др. Сейчас добровольные пожертвования приветствуются многими международными институтами. Особую статью расходов ООН составляют расходы на «операции ООН по поддержанию мира» в различных странах. Поскольку не всегда подобные операции поддерживаются всеми членами ООН, некоторые государства отказываются нести соответствующие расходы. Так, например, СССР в свое время отказался нести расходы по операциям ООН в Конго, но Международный Суд вынес решение о том, что участвовать в возмещении этих расходов обязаны все государства-члены ООН.
- Система международных институтов
- Типология международных институтов
- Правовые основы деятельности международных институтов
- Соотношение национального и международного права в деятельности международных институтов
- Лига Наций.
- Международные конфликты в 1930-х гг. И роль Лиги Наций
- Уроки Лиги Наций
- Международные институты в период Второй Мировой войны
- Образование оон
- Цели и принципы деятельности оон
- Руководящие органы оон и процедура принятия решений
- Специализированные учреждения оон
- 2) Право человека пользоваться плодами научно-технического прогресса;
- Роль оон в регулировании международных конфликтов
- Миротворческие операции оон
- Проблемы реформирования оон
- Организация Американских Государств
- Континентальные институты Африки.
- 21. Совет Европы: Правовая основа и руководящие органы.
- Европейские сообщества
- Европейский Союз. Маастрихский и Амстердамские договора
- Лиссабонский договор о функционировании ес
- Расширение Европейского Союза
- Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе
- Снг как тип международного института
- Концепции Евразийского союза
- Международные институты в Азии
- Лига арабских государств и Организация исламской конференции
- Шанхайская организация сотрудничества.
- Международный парламентский союз
- Ассоциированные члены Межпарламентского союза
- Военно-политические блоки и союзы. Их природа и цели
- Нато. Военно-политическая доктрина и роль в мировой политике
- Багдадский пакт (Сенто), сеато, анзюз
- Организация Варшавского договора
- Глобальные институты по защите прав человека.
- Европейский Суд по правам человека
- Институты защиты прав человека Африканского и Американского континентов
- Международные военные трибуналы
- Международный уголовный суд
- Институты борьбы с международной преступностью. Интерпол.