Европейский Союз. Маастрихский и Амстердамские договора
Возникнув как региональное сообщество, Европейский Союз все более приобретает трансконтинентальный характер. В 1951 г. шесть европейских стран (Бельгия, Франция, Федеративная республика Германии, Италия, Люксембург и Нидерланды) договорились о создании Европейского объединения угля и стали с целью объединения их ресурсов под независимой наднациональной властью. В 1954 г. эти же страны вместе с Великобританией, Испанией, и Португалией подписывают соглашения о создании Западноевропейского Союза. Спустя еще три года, в 1957 г. страны первой шестерки подписываютРимский договор о создании Европейского Экономического Сообщества(ЕЭС) и Европейского Сообщества Атомной Энергии. Согласно этому Договору, рынок становился общим для всех секторов экономики государств-членов договора.
В 1960 г. другие семь государств Европы (Австрия, Исландия, Лихтенштейн, Норвегия, Швейцария, Швеция и Финляндия) учреждают Европейскую ассоциацию свободной торговли (ЕФТА). В 1973 г. Великобритания, Ирландия и Дания присоединяются к ЕЭС. Затем их примеру последовали Греция (в 1981 г.), Испания и Португалия (в 1986 г.). В том же году государства-члены ЕЭС подписали Единый европейский акт, предусматривавший создание общего для всех рынка. Намечено было завершить эту работу к 1992 г.
В порядке подведения итогов проделанной в этом направлении работы в 1990–1992 гг. были проведены две межправительственные конференции (в Риме 15 декабря 1990 г. и в Брюсселе 3 февраля 1992 г.), после которых 12 стран ЕЭС подписали 7 февраля 1992 г. в г. Маастрихте целый пакет соглашений о создании Европейского Союза (ЕС). Этот пакет включает в себя Договор о Европейском Союзе, 17 протоколов и 33 декларации.
Подписавшие и ратифицировавшие их государства обязывались учредить экономический и денежно-кредитный Союз, проводить общую политику во внешних делах и обеспечении безопасности. Эти соглашения утверждали принцип коллективного решения всех вопросов, касающихся жизни ЕС. Властные полномочия распределялись между Европейским парламентом, Советом министров и Европейской комиссией. На референдуме в том же году население Дании отклонило Договор как противоречащий Конституции страны. В срочном порядке были внесены поправки в Конституцию Дании, после чего состоявшийся в следующем, 1993 г., референдум одобрил Договор.
Согласно Маастрихтскому договору, общий рынок вступал в права с 1 января 1993 г. В 1994 г. ЕС и 7 членов ЕФТА договариваются о едином рынке для 19 стран Европы, после чего государства-члены ЕФТА (Австрии, Финляндии, Норвегии и Швеции) вступают в Европейский Союз. Австрия, Финляндия и Швеция ратифицировали соглашения и стали членами ЕС с 1 января 1995 г., Норвегия не ратифицировала их. Таким образом, с 1 января 1995 г. ЕС объединяет 15 европейских государств. 30 марта 1998 г. был начат процесс присоединения к Европейскому Союзу еще десяти стран Центральной и Восточной Европы и Кипра.
В ходе работы над Маастрихским договором и его реализации обнаружилось значительное несовпадение точек зрения его участников (особенно Германии и Франции, с одной стороны, и Великобритании, с другой) относительно экономического и валютного союза и социальной политики. Поэтому была принята концепция развития Европы со «многими скоростями». Допускалась возможность «более интенсивного» сотрудничества отдельной группы заинтересованных государств-членов внутри ЕС по определенному кругу вопросов. К числу таких вопросов относится и Шенгенское соглашение, считающее территории государств-участников этого сообщества единым пространством с общими внешними границами. В соответствии с ним, человек, приехавший по визе одной страны-участницы соглашения, может свободно перемешаться по всему пространству стран Шенгена без дополнительных виз. Согласно другим договоренностям (лейпцигским, мадридским, нордвикским и т. д.), территории государств-членов ЕС становятся единым пространством для общей сельскохозяйственной политики, единой политики в области окружающей среды, единых трансевропейских сетей, технологического и другого развития.
По новому договору, одобренному Европейским советом в Амстердаме 16 – 17 июня 1997 г., все эти положения включены в учредительные документы ЕС. Дальнейшие поправки к Договору о Союзе предусматривают продвижение в областях судебного сотрудничества, свободного перемещения людей, внешней политики и политики по обеспечению безопасности. Права и свободы человека рассматриваются как сердцевина политики Европейского Союза.
Статья 1 договора о Европейском Союзе гласит: «В соответствии с этим договором, Высокие Договаривающиеся стороны устанавливают между собой Европейский Союз, в дальнейшем называемый “Союз”. Этот Договор отмечает новую стадию в процессе создания близкого чем когда бы то ни было союза народов Европы. Союз основывается на европейских сообществах, добавленных политикой и формами сотрудничества, определенными этим Договором. Ее задачи должны решаться в манере, демонстрирующей последовательность и солидарность между государствами-членами и их гражданами».
Цели ЕС указаны в Статье 2 Договора. Ими являются:
продвижение экономического и социального прогресса, который сбалансирован и жизнеспособен, в особенности путем создания зоны без внутренних границ, укрепления экономического и социального единства и учреждения экономического и денежно-кредитного союза, включая, в конечном счете, единую валюту в соответствии с условиями этого Договора;
утверждение его идентичности на международной арене, в особенности путем осуществления общей внешней и безопасности политики, включая возможность выработки общей политики обороны, которая могла бы со временем привести к общей обороне;
усиление защиты прав и интересов граждан государств-членов через введение гражданства Союза;
развитие тесного сотрудничества в областях юстиции и внутренних дел.
Союз должен обеспечивать последовательность внешних действий его членов в вопросах безопасности, экономического и политического развития, а его руководящие органы, прежде всего Европейский Совет и Европейская Комиссия, должны нести ответственность за обеспечение такой последовательности. Согласно ст. 11 целями внешней и оборонной политики должны стать:
защита общих ценностей, фундаментальных интересов и независимости Союза;
укрепление всеми способами безопасности Союза и его членов;
сохранение мира и укрепление международной безопасности в соответствии с принципами Устава ООН, Заключительного Акта Совещания в Хельсинки и Парижской хартии;
продвижение международного сотрудничества;
развитие и консолидация демократии и правления закона, уважение к правам человека и фундаментальным свободам.
Эти цели должны реализоваться постепенно, по согласованному расписанию. Тесное сотрудничество государств-членов должно осуществляться также в областях законодательства и внутренней политики. Особое внимание уделяется следующим вопросам:
предоставления убежища;
правилам, регулирующим пересечение людьми внешних границ государств-членов;
политике иммиграции, проживания граждан третьих стран на территории государств-членов ЕС;
борьбе с незаконной эмиграцией, наркоторговлей, терроризмом;
правового сотрудничества в гражданских и уголовных делах, в таможенной политике.
- Система международных институтов
- Типология международных институтов
- Правовые основы деятельности международных институтов
- Соотношение национального и международного права в деятельности международных институтов
- Лига Наций.
- Международные конфликты в 1930-х гг. И роль Лиги Наций
- Уроки Лиги Наций
- Международные институты в период Второй Мировой войны
- Образование оон
- Цели и принципы деятельности оон
- Руководящие органы оон и процедура принятия решений
- Специализированные учреждения оон
- 2) Право человека пользоваться плодами научно-технического прогресса;
- Роль оон в регулировании международных конфликтов
- Миротворческие операции оон
- Проблемы реформирования оон
- Организация Американских Государств
- Континентальные институты Африки.
- 21. Совет Европы: Правовая основа и руководящие органы.
- Европейские сообщества
- Европейский Союз. Маастрихский и Амстердамские договора
- Лиссабонский договор о функционировании ес
- Расширение Европейского Союза
- Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе
- Снг как тип международного института
- Концепции Евразийского союза
- Международные институты в Азии
- Лига арабских государств и Организация исламской конференции
- Шанхайская организация сотрудничества.
- Международный парламентский союз
- Ассоциированные члены Межпарламентского союза
- Военно-политические блоки и союзы. Их природа и цели
- Нато. Военно-политическая доктрина и роль в мировой политике
- Багдадский пакт (Сенто), сеато, анзюз
- Организация Варшавского договора
- Глобальные институты по защите прав человека.
- Европейский Суд по правам человека
- Институты защиты прав человека Африканского и Американского континентов
- Международные военные трибуналы
- Международный уголовный суд
- Институты борьбы с международной преступностью. Интерпол.