Институты борьбы с международной преступностью. Интерпол.
Полицейские власти одними из первых осознали нарастающую опасность уголовной преступности и объединились для совместного противостояния ей. Представители полиции 17 стран, приехавшие по приглашению принца Альберта I в Монако в 1914 г., решили создать централизованную международную полицейскую службу для согласования принципов поимки и выдачи преступников, скрывающихся на территории других стран. Начавшаяся вскоре Первая мировая война помешала реализации этой идеи, и к ней вернулись после ее окончания. Собравшийся в 1923 г. в Вене Второй международный конгресс полиции решил объединить усилия полицейских властей различных стран и учредил в качестве постоянно работающего органа Международную комиссию уголовной полиции. В телеграфной связи стали использовать слова «интернациональная полиция», или еще сокращеннее – Интерпол. Это название закрепилось за организацией и стало популярным, обрастая всевозможными легендами и мифами, хотя в действительности речь идет о рутиной работе по координации борьбы с уголовной преступностью. Организация была призвана осуществлять «непосредственные межгосударственные контакты полицейских органов по оказанию взаимной помощи без участия дипломатических служб». Они должны были происходить, главным образом, в областях согласования методов идентификации, поиска преступников, их выдачи и централизации информации о преступниках. Комиссия уголовной полиции функционировала в Вене под руководством полицеймейстера австрийской столицы. Когда после аншлюса Австрии Германией архив и картотека Комиссии уголовной полиции попали в руки нацистов, Комиссия фактически перестала функционировать. В 1946 г. руководители полиции ведущих стран мира на своей встрече в Брюсселе г. решили возродить международную полицейскую организацию на новой основе. А с 1955 г. ООН начала систематически проводит конгрессы по предотвращению преступности и обращению с преступниками, что способствовало усилению внимания и к Интерполу. 10 конгресс состоялся 15 апреля 2000 г. в Вене. В 1956 г. Устав Интерпола был пересмотрен. Изменились как название международного института (он стал называться Международной организацией уголовной полиции – ICPO), так и его статус. Из неправительственной организации Интерпол превратился в межправительственную организацию. Число ее членов постоянно растет. Так, на момент образования в Организацию входили 17 государств. В 1955 г их стало 50, в 1985 г. – 130, в октябре 2003 г. – 181. Согласно Статье 2 Устава Интерпола целями этой организации таковы: «а) обеспечивать и развивать широкое взаимное сотрудничество всех органов уголовной полиции в рамках действующего в их странах законодательства и в духе Всеобщей декларации прав человека; б) создавать и развивать учреждения, которые могут успешно способствовать предотвращению и борьбе с уголовной преступностью. На 60 сессии ГА Интерпола в 1991 г. в эту статью были внесены некоторые коррективы. Целями организации объявлены «обеспечение и развитие полицейского сотрудничества между странами для предупреждения международной преступности, передачи правонарушителей в руки правосудия и защиты людей и собственности». Речь идет, таким образом, не о обще уголовной, а о международной преступности. В «Стратегическом плане развития», одобренном Генеральной Ассамблеей Интерпола в 1997 г. и подтвержденном в 2002 г., ставилась задача «стать выдающейся всемирной организацией, поддерживающей все институты, власти и службы, чьей миссией является предупреждение или расследование международной преступности». В отчете тогдашнего Генерального секретаря Интерпола Р. Ф. Кендалла о деятельности организации за 1998 г. говорится, что «…Интерпол является организацией по оказанию услуг поддержки международному праву… в самом широком смысле». По мнению многих бывших генеральных секретарей Интерпола (Ж. Непота, А, Боссара и др.), термин «международная преступность» часто используется неверно. Некоторые российские правоведы (И. И. Карпец) считали и считают международную преступность политической. Другие не согласны с этим. Если принять данный тезис, не без оснований считает К. С. Родионов, то Интерпол занимается не своим делом, поскольку Ст. 3 Устава запрещает ему «предпринимать любое вмешательство или действия политического, военного, религиозного или расового характера». После многочисленных дискуссий Интерпол все-таки выработал свое собственное понимание международной преступности, которое изложено в номере журнала международной уголовной полиции, посвященном 50-летию Интерпола (июль 1973 г.). Ее признаками являются: а) опасность преступления более чем для одной страны; б) природа совершенного преступления; в) характеристика преступника или хотя бы одного из участников группы как лица, проходящего по ряду преступлений, совершенных в двух или более странах; г) поведение преступника или его сообщников. «При решении вопроса о том, является ли преступление международным, – делает журнал вывод, – информации о самом преступнике придается первостепенное значение». Интерпол – такая международная организация, которая координирует борьбу с преступностью во всемирном масштабе, но на территории отдельных стран борьба ведется только национальными полицейскими силами и в строгом соответствии с национальным законодательством. Интерполу запрещено вмешиваться в дела политические, военные, религиозные и расовые. Государства-члены Интерпола руководствуются в своей деятельности рядом общих принципов. Ими являются: • взаимное сотрудничество; • суверенное равенство всех членов Организации; • невмешательство во внутренние дела друг друга; • привлечение к сотрудничеству других правоохранительных органов государств (суда, прокуратуры, таможенной и миграционной служб). Считается, что любой орган полиции или уголовного преследования может извлечь из такого сотрудничества пользу, поскольку оно содействует предупреждению и искоренению преступности. Реализации задач Интерпола призваны способствовать предусмотренная его Уставом структура руководящих органов (Схема 7). Важнейшими из них являются Генеральная Ассамблея, Исполнительный комитет, Генеральный секретариат и Национальные центральные бюро (НЦБ). Генеральная Ассамблея (ГА) – высший совещательный орган, в котором представлены все государства-члены Интерпола. Созывается она один раз в год. Здесь принимаются все основные решения, определяющие политику и практику организации, формируются руководящие органы, согласовываются программы действий и решаются финансовые вопросы. Все решения ГА принимаются большинством голосов. Исполнительный комитет, избираемый Генеральной Ассамблеей из представителей государств-членов сроком в 4 года, состоит из 13 человек во главе с Президентом Организации. Он руководит работой Генеральной Ассамблеи и Исполнительного комитета, следит за выполнением решений руководящих органов и держит постоянный контакт с Генеральным секретарем Интерпола. В помощь ему избираются 3 вице-президента. Срок их нахождения на должности составляет три года без права переизбрания подряд. Исполнительный Комитет собирается на свои заседания три раза в год. Он готовит повестку дня сессий ГА, утверждает программы действий, составляет проект бюджета и контролирует деятельность Генерального секретариата.
Это постоянно работающий административный орган, проводящий в жизнь решения Генеральной Ассамблеи и Исполнительного комитета. Он аккумулирует всю информацию о преступниках и преступлениях, организует и координирует все практические действия по борьбе с международной преступностью. Генеральный секретариат осуществляет постоянные контакты с полицейскими властями других стран. Возглавляется этот орган Генеральным секретарем, назначаемым Генеральной Ассамблеей сроком на пять лет и ответственным перед ней и Исполнительным комитетом. Генеральный секретарь формирует штат технического и административного аппарата, призванного организовать работу секретариата.
В Статье 5 Устава Интерпола предусмотрены органы, которых не существует в других международных институтах. В частности, каждое государство, вступающее в Интерпол, обязано создать в своей полицейской службе особый орган – Национальное центральное бюро (НЦБ) Интерпола.
Первоначально НЦБ входило в структуру Интерпола. Оно должно было представлять Интерпол в своей стране, выражать его интересы, добиваться активного участия национальных полицейских сил во всех акциях Интерпола, проводить в жизнь решения его Генеральной Ассамблеи. Но вскоре стали очевидными многочисленные обстоятельства, затруднявшие международное сотрудничество в борьбе с преступностью. К ним относятся: особенности организации полицейских сил в различных странах, когда трудно определить, кто конкретно занимается проблемами, представляющими интерес для Интерпола; многоязычие народов, затрудняющее быстрое общение и координацию; разнообразие правовых систем мира, когда одни и те же деяния в разных странах оцениваются по-разному. Учитывая все это, на 60-й сессии Генеральной Ассамблеи Интерпола в Уругвае в 1991 г. было решено изменить статус НЦБ и осуществить соответствующую редакцию его 5-й Статьи.
Отныне НЦБ стало постоянным полицейским (милицейским) органом государства, призванным осуществлять международное сотрудничество в области борьбы с уголовной преступностью. Этот орган наделен достаточно широкими полномочиями для того, чтобы он мог оперативно реагировать на любые запросы Генерального секретариата и НЦБ различных стран. Национальные центральные бюро действуют строго в рамках национального законодательства. Основные функции НЦБ сводятся к следующему:
сбор документов и данных о преступлениях, передача их Генеральному секретариату и другим НЦБ;
проведение полицейских операций на своей территории по просьбе НЦБ других стран;
получение информации от НЦБ других стран, ее проверка и ответы на запросы;
передача запросов судебных и полицейских органов своей страны полицейским органам и НЦБ других стран;
участие в сессиях ГА, где национальная делегация возглавляется руководителем НЦБ;
выполнение решений Генеральной Ассамблеи Интерпола.
Национальные центральные бюро, как правило, общаются непосредственно между собой и информируют Генеральный секретариат о всех совершенных на территориях их государств преступлениях, а также координированных операциях. Днем и ночью они могут получать информацию из Автоматизированного центра расследований (АЦР) в штаб-квартире Интерпола, где собраны голоса, снимки, изображения преступников, отпечатки их пальцев и многое другое. Так, в 2000 г. база данных Интерпола содержала информацию о 165 тыс. международных преступниках, 43 тыс. изображений, включая фото и отпечатки пальцев. В 1990-е гг. ежегодные запросы полицейских властей мира друг к другу составляли около 2 млн. в год. В1997 -2001 гг. их число возросло на 44 % и составило более 2700 тыс.
Постоянная комиссия по информационной технологии, состоящая из технических экспертов, представляющих разные НЦБ, встречается два раза в год и вырабатывает советы, рекомендации Исполнительному Комитету относительно новых технологий, представляющих интерес для Интерпола.
В Интерполе имеется штат советников из числа высокоавторитетных специалистов своего дела, которые назначаются на должность Генеральной ассамблеей сроком в три года. Их задача – консультировать Интерпол по тем или иным вопросам его компетенции.
Общая администрация Интерпола разделена на несколько отделов. Первый отдел занимается всей организационно-технической работой (подготовка сессий ГА, всевозможных встреч в Интерполе, переводы документов с языка на язык, печатание, рассылка и т. п.). Второй отдел ответственен за сбор информации и разрешение международных криминальных дел. Все данные о международных преступниках и их преступных деяниях, следы преступлений и преступников собраны в особый электронный архив, доступ к которому по особой линии связи имеют все НЦБ. Есть также Отдел связи и криминальной разведки, состоящий из Европейского бюро связи, Регионального бюро координации и четырехподотделов, каждый из которых занимается специальными видами преступности (организованной преступностью и терроризмом, экономическими и финансовыми преступлениями, распространением наркотиков). В 1993 г. созданСектор анализа криминальной разведки, которая должна снабжать государства-члены Интерпола рекомендациями о том, как использовать электронные и прочие каналы информации.
В целях усиления сотрудничества для борьбы с преступностью в Европе решением 54-й сессии ГА Интерпола (1985 г.) при Генеральном секретариате создан Европейский секретариат. А три года спустя, в 1988 г. на этот секретариат были возложены функции Европейского бюро связи. В 1994 г. в связи с возрастанием активности Интерпола на всех континентах мира были учреждены Региональные бюро координации. В их задачу входят: определение региональных элементов в структуре полицейского сотрудничества, которые могли бы эффективно использоваться и в других регионах; содействие созданию в регионах таких структур, как Европейская комиссия Интерпола и Европейское бюро связи; улучшение форм полицейского сотрудничества в регионах и т. д.
В целях более тесной координации с учетом региональных интересов Интерпол учредил несколько Субрегиональных бюро (для Юго-Восточной Азии в Бангкоке, для Южной Америки в Буэнос-Айресе и для Западной Африки в Абиджане).
Третий отдел занимается правовыми вопросами. В его задачу входят: выработка рекомендаций о деятельности Интерпола, о международных полицейских операциях; составление проектов соглашений с государствами и международными институтами, резолюций ГА; подготовка контрактов; обслуживание Контрольного бюро для внутреннего надзора за архивами Интерпола; издание журнала международной уголовной полиции (2 раза в год); подготовка международных симпозиумов и др.
Определяющими в деятельности Интерпола являются международный розыск, уведомления, запросы. Интерпол признан официальным каналом передачи просьб государств о временном аресте в соответствии с такими двусторонними и многосторонними соглашениями, как Европейская конвенция о выдаче, Конвенция экономического сообщества западноафриканских государств о выдаче, типового договора ООН о выдаче и др.
Розыск преступников начинает страна, закон которой в результате совершения преступления оказался нарушенным. Она направляет просьбу о розыске в НЦБ страны, где преступник предположительно скрывается. НЦБ проверяет запрос с точки зрения его соответствия Статьям 2 и 3 Устава Интерпола, после чего информирует обо всем Генеральный секретариат. Законным основанием для такого запроса является решение судебных властей страны об аресте преступника с указанием оснований, по которым вынесено такое решение.
Получив эти данные, Генеральный секретарь составляет так называемый розыскной циркуляр на бланке со символикой Интерпола в правом верхнем углу на красном фоне. Его копии с фотографией и снимком отпечатков пальцев руки рассылаются во все НЦБ. Получив розыскной циркуляр, НЦБ проверяет его на предмет соответствия национальному законодательству и, в случае положительного исхода, принимает решение об объявлении розыска на территории страны, давая полицейским силам распоряжение о начале розыска.
При обнаружении преступника, он задерживается; в суд подается ходатайство о его аресте с целью выдачи. Если суд откажет в разрешении на арест, наблюдение за преступником продолжается. Об обнаружении преступника, произведенном аресте или продолжающемся наблюдении сразу же информируется НЦБ страны, возбудившей ходатайство, а тот, в свою очередь, Генеральный секретариат.
НЦБ немедленно информирует соответствующие власти своей страны о задержании преступника. Последние должны в установленные сроки представить стране, где задержан предполагаемый преступник, все необходимые документы и убедительные свидетельства виновности обвиняемого. В экстренных случаях страна может посылать запросы по радио с просьбой временного ареста того или иного лица с целью его выдачи непосредственно государствам-членам Интерпола. Но такие обращения имеют меньше значения, чем «красный циркуляр», поскольку в этом случае отсутствует полная информация (фотографии и отпечатки пальцев), необходимая для надежной идентификации и вынесения решения судебными властями.
В случаях, когда человек только подозревается в совершении преступления или страны не имеют между собою договора о взаимной выдаче преступников, объявляется розыск с целью определения местонахождения преступников и наблюдения за ними. В этом случае Генеральный секретарь заполняет «зеленый циркуляр». К циркуляру прилагаются все необходимые сведения, фотография преступника, отпечатки пальцев и обращение к НЦБ с просьбой взять его под наблюдение. В случаях, когда нужно обнаружить местонахождение подозреваемого в совершении преступления, применяется «синий циркуляр». Установление местонахождения подозреваемого необходимо, чтобы задать ему вопросы по уголовному делу.
Розыск пропавших без вести, особенно детей, ведется по «желтому циркуляру», а оповещение о нахождении неопознанных трупов – по «черному циркуляру».
Соотношение типов запросов в процентах от всех запросов выглядит следующим образом (Схема 7):
Схема 7. Соотношение типов запросов Интерпола
(в процентах от общего количества)
Тип запроса | 2000 г. | 2001 г. |
Красные | 72,0 | 84,0 |
Желтые | 13,0 | 8,0 |
Черны | 6,0 | 4,0 |
Синие | 5,0 | 3,5 |
Зеление | 4,0 | 0,5 |
Поле деятельности Интерпола постоянно расширяется, во-первых, из-за разрастания самой организации, которая охватывала в конце октября 2003 г. 181 государство. Во-вторых, из-за модернизации самой преступности, становящейся еще более изощренной. По самым скромным подсчетам, суммы отмываемых преступными элементами в мире ежегодно денег составляют от 2 до 5 процентов глобального валового национального продукта. Доходы от организованной преступности увеличились с 85 миллиардов долл. США в 1990 г. до 500 млрд. долларов в 2000 г. Поддельные товары составляют приблизительно 5 % всей мировой торговли.
Особый размах в 1990-х гг. приняла международная торговля женщинами и детьми как товаром для расширявшейся «секс индустрии». Это вынудило Интерпол создать у себя целое подразделение по борьбе с данным видом преступности, проводить всемирные конгрессы по вопросам сексуальной эксплуатации детей в коммерческих целях».
Расширяется практика торговли органами тела под прикрытием медицинских учреждений, где опять-таки используются похищенные, украденные и вывезенные из стран рождения дети, нередко под предлогом усыновления. Здесь уже сами государства нередко попустительствуют этой форме преступности. Дело в том, что международные соглашения об усыновлении предусматривают, что до достижения детьми совершеннолетия государство, в котором усыновленные дети родились, ежегодно должно получать информацию об их судьбе и состоянии здоровья. Но, к величайшему сожалению, это требование не выполняется. Всего за 1990-е гг. из России были вывезены около 20 тысяч детей. Нередко детьми торговали как живым товаром.
Все больше возрастает роль Интерпола в установлении местонахождения украденных или вывезенных из стран национальных ценностей. И в этом случае Интерпол действует через НЦБ. Последние, обнаружив местонахождение украденных ценностей, сообщают заинтересованным странам об этом и, в соответствии с национальным и международным правом, предпринимают шаги по возвращению их законным собственникам.
- Система международных институтов
- Типология международных институтов
- Правовые основы деятельности международных институтов
- Соотношение национального и международного права в деятельности международных институтов
- Лига Наций.
- Международные конфликты в 1930-х гг. И роль Лиги Наций
- Уроки Лиги Наций
- Международные институты в период Второй Мировой войны
- Образование оон
- Цели и принципы деятельности оон
- Руководящие органы оон и процедура принятия решений
- Специализированные учреждения оон
- 2) Право человека пользоваться плодами научно-технического прогресса;
- Роль оон в регулировании международных конфликтов
- Миротворческие операции оон
- Проблемы реформирования оон
- Организация Американских Государств
- Континентальные институты Африки.
- 21. Совет Европы: Правовая основа и руководящие органы.
- Европейские сообщества
- Европейский Союз. Маастрихский и Амстердамские договора
- Лиссабонский договор о функционировании ес
- Расширение Европейского Союза
- Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе
- Снг как тип международного института
- Концепции Евразийского союза
- Международные институты в Азии
- Лига арабских государств и Организация исламской конференции
- Шанхайская организация сотрудничества.
- Международный парламентский союз
- Ассоциированные члены Межпарламентского союза
- Военно-политические блоки и союзы. Их природа и цели
- Нато. Военно-политическая доктрина и роль в мировой политике
- Багдадский пакт (Сенто), сеато, анзюз
- Организация Варшавского договора
- Глобальные институты по защите прав человека.
- Европейский Суд по правам человека
- Институты защиты прав человека Африканского и Американского континентов
- Международные военные трибуналы
- Международный уголовный суд
- Институты борьбы с международной преступностью. Интерпол.