logo
MPI_otvety

Концепции Евразийского союза

3 октября 2011 года тогдашний российский премьер-министр, а ныне президент Владимир Путин опубликовал в газете «Известия» статью о создании Евразийского союза (ЕАС) на базе Таможенного союза и Единого экономического пространства трех стран — России, Беларуси и Казахста­на — на основе принципов равнопра­вия, суверенитета и добровольности. При этом ЕАС способен стать одним из полюсов современного мира и играть роль эффективной «связки» между Европой и динамичным Азиатско-Ти­хоокеанским регионом. Кроме того, в статье много говорится о желатель­ности взаимодействия с Европой. «Ев­разийский союз будет строиться... как неотъемлемая часть Большой Европы, объединенной едиными ценностями свободы, демократии и рыночных за­конов». В то же время «экономически логичная и сбалансированная система партнерства Евразийского союза и ЕС способна создать реальные условия для изменения геополитической и гео­экономической конфигурации всего континента и имела бы несомненный позитивный глобальный эффект».

Инициативу Путина вполне мож­но рассматривать как план разви­тия так называемой евразийской интеграции с участием институтов региональных и субрегиональных интеграций. Это и Содружество Не­зависимых Государств (СНГ), и Евра­зийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС), и Таможенный союз (ТС) России, Казахстана и Беларуси. Это и планы расширения состава участ­ников региональной экономической интеграции, например за счет Кыр­гызстана и Таджикистана. А в итоге — это планы создания Единого эко­номического пространства (ЕЭП) и затем Евразийского союза. ЕАС будет являться мощным наднациональным объединением с единым политиче­ским, экономическим, военным, та­моженным, гуманитарным, культур­ным пространством.

Эта идея достаточно широко об­суждается в политических и эксперт­ных кругах многих стран, естествен­но — и Китая. Президенты Беларуси и Казахстана также высказали свои мнения. 17 октября 2011 года Алек­сандр Лукашенко опубликовал ста­тью «О судьбе нашей интеграции», затем 25 октября Нурсултан Назарба­ев тоже выступил в печати со статьей «Евразийский союз: от концепции к будущему»2. Главы двух государств единодушно выразили безоговороч­ную поддержку инициативы В. Пути­на и оптимистичный взгляд на буду­щее развития этого союза; вместе с Россией они даже готовы стать ядром нового объединения. Так что возник­ла насущная необходимость понять: почему В. Путин предложил свой ин­теграционный проект именно в тот момент? каковы его истинные наме­рения? какие перспективы ожидают союз? как КНР относится к инициати­ве Путина? как интеграционные уси­лия на постсоветском пространстве могут быть совместимы с политикой Китая, особенно с ее экономической составляющей? какие плюсы и ми­нусы этого процесса существуют для Китая? Ответы на эти вопросы мы постараемся дать в настоящей статье.

Причины Евразийского интеграционного проекта

С момента распада Советского Со­юза начался процесс региональной интеграции в Евразии, но желаемые результаты до сих пор еще не достиг­нуты. На ранних стадиях реинтегра­ции в связи с внутренними проти­воречиями и различиями интересов между государствами—участниками СНГ, а также нестабильной региональ­ной политической и экономической ситуацией путь к реинтеграции был довольно трудным. Еще 14 сентяб­ря 1995 года тогдашний президент России Б. Ельцин впервые утвердил принципы взаимоотношений Рос­сийской Федерации с государства­ми—участниками Содружества Неза­висимых Государств, в котором было четко заявлено, что «развитие СНГ отвечает жизненным интересам Рос­сийской Федерации, а отношения с государствами СНГ — важный фактор включения России в мировые полити­ческие и экономические структуры; на территории СНГ сосредоточены главные жизненные интересы Рос­сии в области экономики, обороны, безопасности, защиты прав росси­ян; главной целью политики России в отношении СНГ является создание интегрированного экономического и политического объединения госу­дарств, способного претендовать на достойное место в мировом сообществе»3.

Активно участвуя в делах СНГ, Рос­сия вкладывает много сил в развитие Содружества. Она подписала целый ряд соглашений и организовала мно­жество саммитов в целях достиже­ния политической, экономической и военной интеграции и продвиже­ния общего развития СНГ. Например, жизнеспособными и многообеща­ющими в первые десять лет истории Содружества выглядели планы по развитию совместной деятельно­сти по обеспечению прав и основ­ных свобод человека в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, координации внешнеполитической деятельности, сотрудничестве в фор­мировании и развитии общего эко­номического пространства, общеев­ропейского и евразийского рынков, в области таможенной политики, в развитии транспорта и связи, в воп­росах миграционной политики, борь­бы с организованной преступностью, в проблемах охраны здоровья и окру­жающей среды.

Словом, были очерчены основные векторы многостороннего взаимо­действия стран Содружества, способные уже тогда заложить прочную базу внутрирегиональной интеграции, прежде всего в экономической сфере. Однако на практике получилось не совсем так, как мыслилось на бумаге. Эти усилия не смогли в корне изме­нить ситуацию несбалансированной региональной интеграции. Когда В. Путин пришел к власти, Россия пе­ресмотрела стратегию развития «пол­номасштабной интеграции» в ель­цинский период и укрепила модель разноскоростной и разноформатной интеграции в рамках СНГ. Союз госу­дарств Беларуси и России, Организа­ция Договора о коллективной безопас­ности (ОДКБ), ЕврАзЭС, ТС в рамках ЕврАзЭС, ЕЭП и другие организации стали важными инструментами для продвижения интеграции в Евразии. В последние годы Россия постепенно фокусируется на развитии военной и экономической интеграции, то есть развитии «небольших, но качествен­ных» интеграционных организаций, чтобы добиться прорыва в процессе евразийской интеграции.

С другой стороны, в 2008 году гло­бальный экономический и финан­совый кризис нанес тяжелый ущерб развитию мировой экономики. Ев­ропа и Соединенные Штаты Амери­ки понесли от него большие потери, их международный авторитет также значительно снизился. В частности, некоторые государства—члены ЕС «увязли» в кризисе суверенного дол­га, зона евро подвергается опасности развала, развитие европейской интег­рации переживает новые испытания, привлекательность западных стран для развивающихся государств сни­жается. В то же время Россия — член группы поднимающихся стран-гига­нтов — увеличивала свою экономи­ческую мощь. Хотя ее экономика тоже пострадала от глобального кризиса, правительство России приняло свое­временные антикризисные меры, и ее экономика в настоящее время вышла из кризиса, достигнув уровня около 4 процентов годового прироста ВВП. Кроме того, финансовый кризис на­нес тяжелые удары экономическому развитию ряда стран СНГ.

В настоящее время Европа и Со­единенные Штаты заняты своим экономическим восстановлением и не уделяют большого внимания раз­витию ситуации в СНГ. В итоге ряд стран этого региона начал снова вы­бирать Россию в качестве приоритета свой внешней политики. По словам В. Путина, «характерно, что в период мирового финансового кризиса, за­ставившего государства искать новые ресурсы для экономического роста, интеграционные процессы получи­ли дополнительный импульс»4. В свя­зи с этим центростремительная сила некоторых стран СНГ увеличивается; воспользовавшись этой редкой воз­можностью, Россия может постепен­но ускорить процесс региональной интеграции. Именно в этом контексте и появился на свет новый интеграци­онный проект В. Путина для Евразии.

Благоприятные условия и трудности создания Евразийского союза

В 2005 году В. Путин назвал распад СССР «крупнейшей геополитической катастрофой века»5. Из его слов выте­кает, что Президент РФ сожалеет об утраченных возможностях советской эпохи и что его инициатива полно­стью соответствует его собственным идеям. На президентских выборах в марте 2012 года В. Путин одержал по­беду, получив поддержку 59,3 процен­та голосов избирателей. Это означает,что, если не будет никаких неожидан­ных событий, Путин будет находить­ся у власти еще шесть или двенадцать лет. Таким образом, он, вероятно, станет одним из немногих лидеров в русской истории, кто сможет за­нимать высокие посты более, чем 20 лет. Это полностью совпадает с его знаменитой фразой: «Дайте мне еще двадцать лет, и вы не узнаете Россию». Теперь россияне намерены дать ему эти вожделенные 20 лет. Вопрос в сле­дующем: сможет ли Путин воспользо­ваться этими двадцатью годами для чудесных изменений?! Мы полагаем, что Президент РФ частично ответил на этот вопрос. В соответствии с его графиком, создание Евразийского со­юза будет завершено в 2015 году. На основании наших наблюдений и ны­нешней ситуации можно утверждать, что существуют некоторые благопри­ятные условия для превращения ини­циативы Путина в реальность.

Во-первых, благодаря экономи­ческому росту влияние и авторитет России в странах СНГ усиливаются; в целом она обладает экономической мощью, необходимой для создания Евразийского союза.

В. Путин пришел к власти после того, как в течение десяти лет Россия претерпевала значительные измене­ния. При нем в стране закончилось внутреннее политическое противо­стояние, в обществе царит стабиль­ностью, политическая жизнь страны движется в направлении стандартиза­ции и институционализации. Путин создал хорошую внутреннюю среду для экономического развития путем укрепления центральной власти и поддержки национального единства.

Под его руководством, с одной сто­роны, макроэкономические условия России значительно улучшились, а с другой — благодаря благоприятной конъюнктуре на мировом рынке цены на сырье и энергию значительно вы­росли. В итоге российская экономи­ка вышла из серьезного кризисного состояния и быстро восстановилась. Семь лет подряд поддерживались экономический рост и рост золото­валютных резервов, уровень доходов населения значительно повысился. Кроме того, Путин проводит вне­шнюю политику, направленную на создание благоприятных условий для развития экономики России и полу­чение наибольшей экономической выгоды. Хотя мировой экономиче­ский кризис в 2008 году нанес тяже­лый ущерб экономике России, но по сравнению с кризисом 1998 года она довольно быстро восстановилась. С ростом экономической мощи при­влекательность и влияние России на другие страны СНГ увеличиваются. Сформированный в июле 2010-го и приступивший к работе в январе 2012 года, Таможенный союз, действующий в формате Единого экономического пространства, является наглядным свидетельством этого факта. Именно в последние годы под руководством России процесс интеграции в рамках СНГ развивается быстрыми темпами. Россия с помощью своей экономи­ческой мощи играет лидирующую роль в этом процессе, что и является экономической основой для созда­ния Евразийского союза.

Во-вторых, создание Евразийско­го союза имеет прочную идеологи­ческую и теоретическую основу. Идея создания ЕАС в определенной степе­ни тесно связана с евразийством — идейным течением, распространен­ным в среде русских интеллигентов. В 1990-х годах с распадом Советского Союза и неудачным проведением Рос­сией радикальных либеральных ре­форм произошло быстрое разруше­ние прежних идеологии и ценностей, социально-экономическое положе­ние страны резко ухудшилось, между­народный статус России значительно снизился, а ее национальная гордость подверглась тяжелым ударам. Именно в этих условиях и сложилось неоевра­зийство, представляющее собой ре­зультат развития классического евр­азийства. Согласно представлениям неоевразийцев, Россия должна иг­рать роль баланса между Востоком и Западом. Используя историю Евразии и географическое пространство для создания евразийской цивилизации, она станет одним из полюсов много­полярного мира, чтобы восстановить свой статус сверхдержавы в XXI веке.

Один из идеологов неоевразийства философ Александр Дугин назвал «абсолютно правильной» инициати­ву В. Путина о создании Евразийско­го союза. По его мнению, «это и есть изложение евразийского видения, где интеграция постсоветского про­странства является лишь одним из элементов более сложной стратегии. Евразийство — это выстраивание многополярного мира, для которого России необходимо выйти за свои национальные границы»6. Между тем идею Евразийского союза Путина можно рассматривать и как страте­гию развития России после прези­дентских выборов 2012 года.

В-третьих, В. Путин со своим оба­янием, мужеством и способностями имеет широкую социальную и по­литическую поддержку. Идея Евра­зийского союза соответствует как концепции Президента РФ, так и же­ланию большинства граждан страны. С момента вступления в должность президента РФ В. Путин неизменно сохраняет высокий уровень поддерж­ки со стороны общества, что в зна­чительной степени обусловлено его твердым характером. В период его президентства Россия пережила пе­реход от беспорядка к стабильности. Путин предпринял целый комплекс политических, экономических и дру­гих мер, в результате проведения ко­торых были достигнуты огромные ус­пехи, жизненный уровень повысился, и Россия снова играет активную роль на международной арене. Президент РФ выдвигал концепцию управления страной на основе традиционных ценностей, но с признанием значения принципов демократии, рыночной экономики и общечеловеческих цен­ностей. Эти взгляды Путина получили широкую поддержку народа и стали основой грандиозной стратегии воз­рождения России. Поэтому продвига­емая президентом идея Евразийского союза соответствует его концепции управления страной; он пытается воспользоваться возможностью со­здать новый мировой центр силы, чтобы приобрести геополитические и геоэкономические преимущества.

Инициатива В. Путина получи­ла положительный отклик в верх­ней и нижней палатах российского парламента, который организовал специальный семинар по проблеме создания Евразийского союза. Как председатель Совета МПА СНГ, Ва­лентина Матвиенко намерена «коор­динировать усилия парламентариев Содружества по унификации нацио­нальных законодательств и синхро­низации ратификаций соглашений, принятых главами государств, в пер­вую очередь в сфере экономической и бюджетно-финансовой политики»7. В то же время Евгений Примаков от­метил, что «нельзя торопиться с рас­ширением объединений — в нашем случае Таможенного союза, который является базой Евразийского эконо­мического союза, все потенциальные участники объединения должны отвечать определенным критериям, наработанным до, а не в процессе вступления»8. В целом очевидно, что создание Евразийского союза будет иметь прочную социальную и обшир­ную политическую поддержку.

Наконец, создание Евразийского союза является объективной необ­ходимостью реинтеграции бывшего Советского Союза. В контексте бур­ного развития глобализации и реги­ональной интеграции разные стра­ны и регионы в мире стремятся к содействию своему национальному и региональному развитию. Вступ­ление в региональные интеграцион­ные институты — неизбежное про­явление тенденции к продвижению региональной интеграции. Создание Евразийского союза как новой фор­мы такой интеграции соответствует мировой тенденции. В период су­ществования Советского Союза фор­мировались общие инфраструктура, экономическое, культурное и линг­вистическое пространство. Эти бла­гоприятные факторы способствуют интеграции и обеспечивают прочную основу и долгосрочное устойчивое сотрудничество в сферах экономики, безопасности, гуманитарных и дру­гих связей. Благодаря этому сотруд­ничеству страны СНГ могут избежать опасности маргинализации, укре­пить свой авторитет и влияние в меж­дународных и региональных делах. Большую роль играют также условия финансового кризиса, ставшего сти­мулом для укрепления региональной интеграции в целях противостояния внешним рискам, преодоления труд­ностей, достижения экономическо­го подъема, защиты политических и экономических интересов. В целом реализация проекта региональной интеграции соответствует общим ин­тересам государств—членов Евразий­ского союза.

Вместе с тем в процессе реализа­ции проекта концепция создания Ев­разийского союза будет сталкиваться со следующими неблагоприятными факторами. Во-первых, уровень со­циально-экономического развития в странах СНГ является неоднородным, позиции по созданию ЕАС между не­которыми странами еще не получили окончательного согласования, что серьезно препятствует делу продви­жения интеграции.

Государства—члены СНГ относятся к числу стран с переходной эконо­микой, существует большая разница в масштабах их экономик, типах по­литической организации и т. д. Эко­номические системы в большинстве стран остаются хрупкими, рынки — недостаточно развитыми, инвестици­онный климат нуждается в совершен­ствовании; по-прежнему преобладает модель сырьевого экономического развития. За короткое время странам СНГ трудно избавиться от такой мо­дели. По замечаниям экспертов, «на РФ приходится 72 процента сово­купного регионального ВВП (в па­ритетных ценах), 67—68 процентов суммарного экспорта товаров и услуг. В ВВП стран ЕврАзЭС и Таможенного союза доля России составляет около 90 процентов. Российская экономика больше экономик Киргизии, Молда­вии и Таджикистана в 160—165 раз, экономик Армении и Грузии — в 100 раз. Валовой национальный доход на душу населения в РФ в три раза боль­ше, чем на Украине, и в 11 — 16 раз больше, чем в Узбекистане, Киргизии и Таджикистане»9. Таким образом, Россия обладает явными преимуще­ствами. Разрыв по уровню социаль­но-экономического развития между странами очень велик. Такая ситуация приведет к тому, что в процессе со­трудничества каждое государство-член будет стремиться к защите ис­ключительно собственных интересов. В некоторой степени это сдерживает координацию позиций стран в разви­тии интеграционных процессов.

Во-вторых, создание наднацио­нального сообщества зависит не от одной страны. Чтобы в конечном итоге прийти к соглашению, мало же­лания соответствующих стран, между ними необходимо вести долговре­менные и жесткие переговоры. Бо­лее того, хотя президенты Беларуси и Казахстана высказали решительную поддержку инициативы Путина, ряд стран СНГ опасается, что интеграция с Россией повредит их национально­му суверенитету. Однако очевидно, что вступление в ЕАС означает, что отдельными странам необходимо передать часть суверенитета. А то, на­сколько добровольно это произой­дет, будет существенно влиять на про­цесс создания Евразийского союза. Путин надеется, что большинство го­сударств—членов СНГ вступит в Евра­зийский союз. Тем не менее ситуация в СНГ далека от оптимизма. За годы существования Содружества про­явились острые противоречия меж­ду странами-участницами. С одной стороны, РФ стремится сохранить свое традиционное влияние в СНГ и содействовать процессу интеграции, но с другой — страны СНГ относятся с определенной настороженностью к ее доминирующей позиций; при этом часть самой России имеет тенденцию к дезинтеграции. Кроме того, неко­торые страны региона для защиты своей безопасности и экономичес­ких интересов активно развивают и укрепляют отношения с западными державами, особенно с США, пытаясь найти баланс между США и РФ. Оче­видно, что в рамках СНГ тенденция к «независимости» становится более очевидной, чем тяга к «содружеству».

Среди членов СНГ Украина являет­ся вторым по масштабу государством, с развитыми образованием, промыш­ленностью, сельским хозяйством. Ее история, экономика и культура спо­собствуют тесным отношениям с Россией. Вступление Украины в Евра­зийский союз значительно увеличит интеграционное объединение. Но проблема состоит в том, что Украина по-прежнему хочет интегрироваться в Европу, вовлечение в европейскую интеграцию является приоритетным направлением ее внешней полити­ки; и в ближайшем будущем трудно сказать, какой выбор она сделает в конечном итоге. К тому же если Тамо­женный союз окажется неспособным включить в свой состав такую боль­шую экономику СНГ, как Украина, то перспективы союза не будут опти­мистичными.

Наконец, создание Евразийского союза будет сталкиваться с блокиро­ванием со стороны так называемых внешних сил. В данном случае под «внешними силами» разумеются за­падные страны во главе с США, кото­рые будут оказывать значительное воздействие на создание Евразийско­го союза. После распада Советского Союза Соединенные Штаты и запад­ные страны проникли на простран­ство СНГ посредством расширения на восток НАТО и ЕС, «цветных ре­волюций», проектов «Большой Цен­тральной Азии» и «Восточного парт­нерства». Перед лицом вмешательства США и западных стран в дела СНГ Рос­сия приняла меры для защиты своего традиционного стратегического про­странства в рамках Содружества. Од­нако усилия России претерпели ряд неудач.

Естественным их следствием стало усиление тенденции к дезинтегра­ции и дисбалансу интеграционных процессов. В результате СНГ стало ареной жесткой международной кон­куренции: за влияние на него актив­но борются не только Россия, но и США, Евросоюз, Индия, Турция и не­которые другие государства. Страны Запада (и прежде всего США) проти­водействуют любым объединитель­ным тенденциям в СНГ, стремясь не допустить усиления позиций России, которую они рассматривают прежде всего как своего геополитического конкурента. С возвращением В. Пути­на на пост президента западные стра­ны опасаются, что отношения России с Западом опять станут напряженны­ми. Вдобавок к этому Президент РФ заявил, что Евразийский союз будет являться одним из полюсов совре­менного мира, а Россия займет цен­тральное положение в Евразии. Это усилило опасения Запада. Ему будет нелегко отказаться от устоявшегося политического курса по отношению к СНГ, поэтому он сделает все воз­можное, чтобы воспрепятствовать созданию Евразийского союза. Имен­но жесткая конкуренция со стороны Запада станет основным препятст­вием для развития интеграционных процессов.

Перспективы создания Евразийского союза

В последнее время интеграция на пространстве СНГ набирает быстрый темп. Кажется, перспективы создания Евразийского союза становятся все более позитивными. Согласно плану Путина, изложенному в его статье, вначале предполагается создать Евра­зийский экономический союза (ЕЭС) для достижения единой экономи­ческой и денежно-кредитной поли­тики, а впоследствии на этой основе сформировать Евразийский союз. На данный момент Таможенный союз России, Беларуси и Казахстана су­ществует совсем недолго — он только приступает к работе в формате Еди­ного экономического пространства. В будущем при переходе от ТС к об­щему рынку и ЕЭС перед перечислен­ными странами возникнет еще мно­го нерешенных проблем. Это будет трудный и длительный процесс. Та­ким образом, мы полагаем, что веро­ятность завершения процесса созда­ния Евразийского союза в 2015 году мала. Однако с точки зрения долго­срочной перспективы не исключено появление к 2020 году Евразийского союза как нового центра силы в мире, созданного при участии Китая, США и Европы.

В день своего вступления в долж­ность президента, 7 мая 2012 года, В. Путин подписал указ «О мерах по ре­ализации внешнеполитического кур­са Российской Федерации», в котором было четко заявлено: «рассматривать развитие многостороннего взаимо­действия и интеграционных процес­сов на пространстве Содружества Не­зависимых Государств как ключевое направление внешней политики Рос­сийской Федерации; способствовать углублению евразийской интеграции в рамках Таможенного союза и Еди­ного экономического пространства Российской Федерации, Республики Белоруссия и Республики Казахстан и созданию к 1 января 2015 г. Евразий­ского экономического союза, исходя из открытости этих процессов для присоединения других государств, прежде всего членов Евразийского экономического сообщества и участ­ников Содружества Независимых Государств, содействовать междуна­родному позиционированию новых интеграционных структур»10.

Это означает, что Путин во время своего нового президентства будет прилагать все усилия для продвиже­ния евразийской интеграции и воз­рождения российской нации, чтобы Россия могла стать независимой стра­тегической силой, с которой следует считаться другим странам в будущем устройстве мира, а затем превратить­ся в один из полюсов современного мира и внести важный вклад в со­здание нового типа международных отношений. Реализация такой стра­тегии интеграции обязательно будет оказывать ряд благоприятных и не­благоприятных воздействий на Ки­тай, который станет самым близким соседом ЕАС.

Факторы положительного влияния ЕАС на Китай

Во-первых, создание Евразийского союза предоставляет новую платфор­му для китайско-российского сотруд­ничества, будет способствовать даль­нейшему обогащению и углублению двустороннего стратегического пар­тнерства и взаимодействия. Россия без сомнения будет занимать доми­нирующее положение в будущем ЕАС. Среди стран СНГ она является наибо­лее важной страной для Китая. После распада Советского Союза отноше­ния между РФ и КНР развиваются на принципах дружбы, конструктивного стратегического партнерства и взаи­модействия, и движутся к всесторон­нему их проявлению. Обе страны на двустороннем региональном и гло­бальном уровнях развивают деловое сотрудничество и достигли серьезных результатов. Главы обеих стран высо­ко оценили отношения между Росси­ей и Китаем, которые служат приме­ром сотрудничества между крупными странами, поэтому развитие китай­ско-российских отношений имеет значительное влияние как для реги­она, так и для всего мира. Практика показывает, что именно потому, что Китай рационально установил отно­шения стратегического партнерства и взаимодействия с Россией, послед­няя сыграла весьма конструктивную роль в определении государственной границы на северо-западе Китая, в создании Шанхайской организации сотрудничества и в других вопросах. ЕАС не станет исключением из этой тенденции.

По мнению известного китайского эксперта по России У Дахуэя, «разви­тие китайско-российских отношений всегда следует двум логикам: внутрен­няя логика — две больших соседних страны должны дружить, а не высту­пать против друг друга, мы нуждаемся друг в друге, так что стратегическое сотрудничество между двумя стра­нами неизбежно; внешняя логика — подъем Китая и возрождение России сталкиваются с давлением внешних сил как с идеологической точки зре­ния, так и с точки зрения националь­ных интересов; некоторые западные страны по-прежнему рассматривают Китай и Россию как вызов западному миру и продолжают оказывать на них давление. Китай и Россия должны при­лагать совместные усилия для того, чтобы уменьшить свои собственные расходы по возрождению»11.

Россия надеется, что Евразийский союз сыграет важную роль на меж­дународной арене, поэтому ее новые идеи и инициативы не могут обой­тись без поддержки Китая. В то же время она надеется и на более тес­ное стратегическое взаимодействие с КНР. Параллельный подъем двух ги­гантов неизбежно определяет необ­ходимость их взаимной поддержки. Китай и Россия совместными усилия­ми будут способствовать формирова­нию нового международного полити­ческого и экономического порядка. XXI век станет веком Азиатско-Тихо­океанского региона — политический и экономический центр мира пере­местился именно в эту часть мира. Путин намерен вернуть свою страну на путь современного развития и на­ращивать участие в региональных интеграционных процессах в целях содействия ускоренному социаль­но-экономическому развитию реги­онов Восточной Сибири и Дальнего Востока РФ. Китай на сегодняшний день вполне может стать источником экономического оживления, необхо­димого как для развития России, так и для стимулирования масштабной интеграции в рамках ЕАС. Следует отметить, что, независимо от двусто­ронних или многосторонних форм сотрудничества ЕАС с Китаем, созда­ние Евразийского союза откроет но­вые возможности для развития ки­тайско-российского сотрудничества. Таким образом, ЕАС может стать новой основой для дальнейшего углубления китайско-российского стратегиче­ского взаимодействия и партнерства.

Во-вторых, Евразийский союз при­зван содействовать процессу евразий­ской интеграции, и с этой точки зре­ния создание ЕАС представляет собой уникальное «окно возможностей» для Китая и других стран Евразии. Осу­ществление реинтеграции на постсо­ветском пространстве является одной из стратегических целей России, с чем согласны и другие страны СНГ, осо­бенно страны Центральной Азии, по­тому что участие в интеграционных процессах отвечает их национальным стратегическим интересам (что осо­бенно видно на примере Казахстана). По мнению китайского эксперта Син Гуанчэна, «Евразийский союз является проектом, направленным на содей­ствие региональной экономической интеграции, Китай также является убеж­денным сторонни­ком регионального сотрудничества и не будет выступать в роли противника процессов интегра­ции в Евразии, пото­му что любой процесс интеграции в рамках СНГ создает для Китая больше преимуществ, чем недостатков. Ки­тай сможет тесно взаимодействовать с Евразийским союзом на двусторон­них или многосторонних основах и добиться взаимного выигрыша»12.

В условиях экономической глоба­лизации китайская экономика долж­на неизбежно и конкурентоспособно участвовать в мировом экономичес­ком разделении труда. В этих целях Китай надеется полностью исполь­зовать преимущества географичес­ких, территориальных и природных ресурсов западной части страны для создания благоприятных условий и координации функции региональ­ного транзита и торговли в рамках стратегии по развитию западных тер­риторий в целях развития западной части Китая. Именно использование ресурсов стран СНГ может позволить быстро добиться экономического развития западной части КНР. С одной стороны, Китай готов поддерживать нормальные торгово-экономические и политические отношения с евра­зийскими странами, с другой сторо­ны, евразийские страны также наме­рены сотрудничать с Китаем, чтобы развить эти отношения. Одним сло­вом, Китай и страны СНГ могут много выиграть от этого интеграционного проекта. Таким образом, в обозримом будущем Китай сможет участвовать в процессе евразийской интеграции и регионального сотрудничества с бу­дущими государствами—членами Ев­разийского союза.

Наконец, Евразийский союз в неко­торой степени будет способствовать национальной безопасности Китая. Большинство государств—членов бу­дущего Евразийского союза является близкими соседями Китая, изменение ситуации в этих соседних стран и их отношение к КНР неизбежно будут оказывать прямое и косвенное влия­ние на восточного соседа. Китай очень болезненно воспринимает увеличи­вающийся потенциал хаоса у своих центрально-азиатских соседей, что может непосредственно отразиться на внутренней стабильности китай­ских западных провинций. В этих ус­ловиях стабильное внешнее окруже­ние жизненно важно для Пекина как гарантия спокойствия на северном и западном участках границы КНР.

Китай может рассматривать ЕАС как новую форму комплексного вза­имодействия разноформатной и раз-носкоростной интеграции в рамках СНГ. По мнению бывшего посла Китая в России Лю Гучана, «в целом созда­ние Евразийского союза полезно для Китая, потому что страны этого реги­она являются нашими близкими сосе­дями, развитие межгосударственных отношений России с этими странами способствует развитию и стабильно­сти в регионе, и наоборот, стабиль­ное развитие защитит национальную безопасность Китая»13. В то же время это способствует созданию мирной международной обстановки и окру­жающей среды для мирного развития Китая и реализации стратегии разви­тия западной части страны.

Негативные последствия создания ЕАС для Китая

Прежде всего, Евразийский союз окажет глубокое влияние на эконо­мические и торговые отношения Ки­тая с государствами — его членами. Евразийский союз, в который наряду с Россией и Казахстаном могут в пер­спективе войти Киргизия и Таджи­кистан, будет прикрывать западную границу Китая. В условиях экономи­ческой глобализации очень важны товары, поступающие из России и стран Центральной Азии, используе­мые в интересах реализации страте­гии освоения западной части КНР и устойчивого экономического разви­тия страны в целом.

В своей статье В. Путин заявил, что Таможенный союз и Единое эконо­мическое пространство станут ядром будущего Евразийского союза. В на­стоящее время обе организации уже официально работают; между госу­дарствами — их членами не только сняты торговые барьеры и осущестля-ется свободная торговля, но и создан единый внешний тариф. Другими словами, ликвидированы торговые барьеры между членами Таможенно­го союза и изменены правила вне­шнеэкономической деятельности всех государств-членов, приняты еди­ный внешний тариф и торговая по­литика. Таким образом в будущем ТС может изменить экономические ус­ловия для Китая, сложившиеся в Цен­тральной Азии, Казахстане и России. К настоящему времени Китай поддер­живает тесные экономические отно­шения с государствами в Евразии и стал крупнейшим торговым партне­ром России и Казахстана, основным торговым партнером Беларуси. Буду­щее присоединение Таджикистана и Кыргызстана к ТС несомненно ока­жет определенное влияние на торго­во-экономические отношения между КНР и членами Евразийского союза.

Таможенный союз является типич­ной формой экономической интег­рации, дополнением к другим ее фор­мам. Он будет постепенно расширять свою географию и содержание/фор­му. Важной особенностью ТС являет­ся принцип «внутренней свободы и внешней защиты», то есть он может предусматривать ограничение досту­па на рынок для внешних партнеров. Кроме того, ТС призван способство­вать не только увеличению объемов внутрирегиональной торговли, но и уменьшению объемов торговли го­сударств—членов союза со странами, находящимися за его пределами, а по­этому влияние такого образования на международную торговлю будет зна­чительным.

В обозримом будущем Китай стол­кнется с ситуацией, когда государ­ства—члены Евразийского союза станут членами Таможенного союза. Экспорт китайских товаров в любое государство будет подвергаться ан­тидемпинговому расследованию со стороны всех государств—членов ТС. К тому времени двусторонние тор­говые трения будут автоматически распространяться на все другие госу­дарства-члены. Кроме того, компании членов Таможенного союза получат конкурентные преимущества, и тогда китайские предприятия столкнутся с более жесткой конкуренцией в реги­ональных инвестициях. Несмотря на эксклюзивность Таможенного союза для всех стран, он способен оказать существенное влияние на китайский рынок в определенные периоды, по крайней мере на китайский экспорт, хотя правдой является и то, что чле­ны Таможенного союза скоро станут членами Всемирной торговой орга­низации.

Кроме того, с одной стороны, раз­рыв в масштабах экономического потенциала между Китаем и Россией в дальнейшем еще более увеличится, интересы двух стран в регионе СНГ совпадают не полностью, а потому не исключено, что создание Евразийско­го союза окажет и негативное воздей­ствие на Китай, приведет в трудностях в китайско-российских отношениях.

В последние годы, особенно в но­вом международном контексте и под влиянием мирового экономического кризиса, ситуация в мире резко изме­нилась. Развитие китайско-россий­ских отношений сталкивается с не­которыми трудностями и вызовами. С точки зрения реагирования на гло­бальные проблемы в случае осложне­ния международной обстановки Ки­тай и Россия окажутся перед лицом необходимости совместного реаги­рования на вызовы времени во имя поддержания мира, развития и про­цветания во всем мире. С точки зрения развития торгово-экономических от­ношений двух стран существующие нерациональные структуры торговли и низкий уровень взаимных инвести­ций не могут удовлетворить обе сто­роны. Хотя мы часто говорим о том, что китайско-российский торгово-экономический потенциал огромен, пока еще не до конца ясно, как пол­ностью реализовать эти потенциаль­ные возможности. Это тоже большая и реальная проблема. С точки зрения образа Китая в глазах русского наро­да, часть населения неоднозначно от­носится к Китаю.

Известный российский эксперт по Азии В. Михеев отметил, что в связи с растущей своей экономической мо­щью Китай все более пытается занять лидирующие позиции как инвестор на мировом и региональном уровнях, включая регион СНГ. В этих условиях Россия столкнулась с проблемой адап­тации к росту стремительно глобали­зирующегося Китая14. Последний уже вышел на второе место в мире по объ­ему ВВП и в ближайшей перспективе, по оценке международных, в том чис­ле американских, экспертов, превзой­дет по этому показателю США. Растет и совокупная мощь КНР в различных регионах. Учитывая дальнейшее уве­личение разрыва в уровнях эконо­мического развития Китая и России, часть российской элиты ощущает все большее беспокойство. Как отмечает известный российский эксперт по Китаю А. Лукин, «с тех пор почти два столетия (считая и советский период) Россия превосходила Китай в воен­ном, политическом и экономическом отношении, и россияне привыкли к этому. Нынешний исторический по­ворот в пользу Китая нарушает сло­жившиеся представления и потому многими нашими согражданами вос­принимается болезненно»15.

Правда, В. Путин убежден, что «рост китайской экономики — отнюдь не угроза, а вызов и шанс, но это не оз­начает, что все беспроблемно. Наши коммерческие интересы в третьих странах далеко не всегда совпадают, не совсем устраивает нас и склады­вающаяся структура товарооборота, низкий уровень взаимных инвести­ций. Будем внимательно следить за миграционными потоками из КНР»16. В опубликованном окончательном тексте «Стратегии 2020», который разрабатывался большой группой эк­спертов по заданию правительства, возглавляемого В. Путиным, также выражена озабоченность по отно­шению к Китаю. «Основные риски для России, связанные с появлением новых "центров силы", обусловлены ростом экономического потенциа­ла и международного статуса Китая». Грядущее превращение юаня в «ми­ровую расчетную, а затем инвести­ционную и резервную валюту., может привести к снижению стабильности международной валютной системы, ограничению возможностей исполь­зования российского рубля в между­народных расчетах». И кроме того, «высокая конкурентоспособность китайской обрабатывающей про­мышленности... будет способствовать дальнейшему вытеснению с россий­ского рынка отечественных произ­водителей аналогичной продукции, а также препятствовать торгово-инвес-тиционной экспансии российских компаний за рубежом». Наконец, «бо­лее активное переговорное и интер­венционистское поведение Китая как "богатого новичка" в "клубе мировых лидеров", укрепление формата G-2 (США и Китай) в управлении глобаль­ными экономическими процесса­ми, усиление влияния Китая в МВФ и ВТО» будет происходить в ущерб тре­тьим странам, в том числе России17. По словам Ф. Лукьянова, «авторитет заказчика придает "Стратегии 2020" дополнительную значимость. В до­кументах такого уровня до сих пор никогда столь четко не заявляли, что рост и развитие Китая представляет собой угрозу»18. Вышеизложенные вопросы заставляют нас задуматься о перспективах китайско-российского стратегического взаимодействия и партнерства. Не исключено, что Рос­сия будет корректировать политику по отношению к Китаю, и отношения между двумя странами столкнутся с новыми вызовами.

СНГ является традиционной сфе­рой влияния и приоритетным на­правлением внешней политики Рос­сии, и она не позволяет внешним силам вторгаться в этот значимый для себя район, к любым внешним силам здесь она очень чувствительна, и КНР не является исключением. Китай в последние годы усилил торгово-эко­номическое сотрудничество со стра­нами СНГ, что не обошли вниманием российские специалисты. Например, коллектив экспертов Российского института стратегических исследо­ваний подготовил доклад, в котором было показано, что «Китай уже дав­но активно и многопрофильно дей­ствует не только в Центральной Азии, но и в Белоруссии, Молдове, стра­нах Закавказья, на Украине и даже в, казалось бы, далеких от его границ странах Балтии. Это свидетельству­ет о том, что как минимум китайская внешняя политика в Евразии, являясь продолжением внутреннего курса на достижение мирового статуса, при­менительно к идее Евразийского сою­за создает совершенно другую, менее выгодную для участников последнего объединения конкурентную среду. Ки­тай уже существенно проник не толь­ко в экономику Евразии, он достиг успехов в достижении лояльности по отношению к себе политических элит стран Евразии. Все это потенциально чревато в будущем столкновением интересов Китая, с одной стороны, и стран—членов Евразийского сою­за — с другой»19. Учитывая приведен­ные факты, можно прогнозировать рост настроений настороженности по отношению к китайской политике и психологического сопротивления со стороны России.

Наконец, Евразийский союз сможет увеличить сложность участия Китая в экономической интеграции в рам­ках ШОС и в определенной степени окажет влияние на будущее развития Шанхайской организации сотрудни­чества. Как сторонник и инициатор регионального сотрудничества с на­чала проведения политики рефор­мы и открытости, Китай уже добился значительных достижений в поощре­нии регионального сотрудничества и продвижении региональной ин­теграции. Восточная и Центральная Азия являются ключевыми районами участия Китая в региональном эко­номическом сотрудничестве в Азии и так называемыми «двумя крыла-ми» экономического развития Китая. В Восточной Азии Китай принимает активное участие и впредь будет со­действовать сотрудничеству в фор­матах «10+1», «10+3», а также в трех­стороннем сотрудничестве между Китаем, Японией и Южной Кореей.

1 января 2010 года официально стартовала крупнейшая в мире зона свободной торговли КНР — АСЕАН. Это означает, что экономические свя­зи между Китаем и странами АСЕАН достигли нового исторического уровня, причем КНР сыграла актив­ную роль в содействии региональной экономической интеграции. В Цент­ральной Азии Китай и государства— члены ШОС добились значительных успехов в борьбе с терроризмом, се

паратизмом и экстремизмом, транс­национальной преступностью, не­законным оборотом наркотиков и других нетрадиционных безопас­ных областях. На этом фоне резуль­таты региональной экономической интеграции являются не особенно заметными. Китай еще в 2003 году предложил программу многосто­роннего торгово-экономического сотрудничества государств—членов ШОС, а на второй встрече премьер-министры государств—членов ШОС утвердили эту программу, и «до 2020 года государства—члены ШОС будут стремиться к максимально эффектив­ному использованию региональных ресурсов на взаимовыгодной основе, содействию создания благоприятных условий для торговли и инвестиций в целях постепенного осуществления свободного передвижения товаров, капиталов, услуг и технологий».

Тем не менее до сих пор торгово-экономические связи между государ­ствами—членами ШОС в основном реализуются на двустороннем уровне. Процесс экономической интеграции в рамках Евразийского экономиче­ского сообщества, Таможенного со­юза и других региональных эконо­мических организаций под эгидой России обещает стать более быстрым, чем в рамках ШОС. 1 января 2012 года уже стартовало Единое экономиче­ское пространство России, Беларуси и Казахстана. К 2015 году, когда будет построен Евразийский экономиче­ский союз, степень экономической интеграции в регионе будет значи­тельно повышена. Это окажет огром­ное влияние на процесс экономи­ческой интеграции в рамках ШОС. В этом случае будущее Шанхайской организации сотрудничества станет весьма неопределенным.

Центральная Азия является тради­ционной сферой влияния и «задним двором» России, которая смотрела на этот район как на сферу укрепле­ния своего статуса великой державы. До сих пор Россия сложно относится к присутствию Китая в Центральной Азии: с одной стороны, взаимодей­ствуя с Китаем, ей нужно сопротив­ляться проникновению туда Соеди­ненных Штатов Америки и других западных стран; с другой стороны, она не хочет, чтобы КНР достигла большого влияния в регионе — ее обеспокоит, что Китай в конечном итоге может занять ведущее поло­жение в ШОС. Такой подход России частично отражается в невысоком уровне экономического сотрудни­чества в рамках этой организации. В последние годы отношения Китая с государствами Центральной Азии на­ходятся на подъеме, а потому озабо­ченность России только увеличива­ется. Так, например, ведущий эксперт московского Центра Карнеги А. Ма-лашенко считает, что «Китай создает мощные транспортные, энергетиче­ские инфраструктуры, которыми он привязывает к себе ЦА, что одновре­менно обеспечивает ему продвиже­ние в западном направлении, в Евро­пу. При таком случае Россия, отвечая на китайский вызов, во-первых, стре­мится поддерживать свое влияние че­рез интеграцию: Таможенный союз, Единое экономическое пространство и грядущий в 2015 году Евразийский союз — тому безусловное свидетель­ство. Во-вторых, по мере сил она уча­ствует в совместных проектах. Неот­разимый символ тому — Шанхайская организация сотрудничества»20.

Не случайно, бывший посол по особым поручениям — специальный представитель Президента Россий­ской Федерации по делам ШОС Ви­талий Воробьев признает: «Элемент конкуренции между Россией и Кита­ем в Центральной Азии несомненно есть и будет. Обе страны отдают себе отчет в том, что согласованность их действий имеет для ШОС судьбонос­ное значение. Залог будущего ШОС — в сохранении совместимости подхо­дов и интересов России и Китая там, где это касается долгосрочных задач и фундаментальных моментов функ­ционирования организации во всех ее аспектах и измерениях»21. Поэтому если в будущем Россия сделает упор на Евразийский союз и изменит по­зицию относительно ШОС, то это, вероятно, повлияет на перспективы развития Шанхайской организации сотрудничества и сможет осложнить взаимодействие государств—членов этой организации.

Заключение

Резюмируя вышесказанное, мы считаем, что в контексте описанных благоприятных и неблагоприятных воздействий на Китай вследствие со­здания Евразийского союза китайско-российские отношения добрососед­ства, дружбы и сотрудничества играют определяющую роль. Россия несо­мненно занимает и будет занимать ве­дущее место и сыграет лидирующую роль в интеграционном процессе на бывшем советском пространстве. В связи с этим Китай и Россия вполне смогут активно координировать свои позиции, надлежащим образом разре­шать описанные проблемы, устранять их неблагоприятные последствия. В обозримом будущем Китай и Россия продолжат углублять китайско-рос­сийские отношения всеобъемлюще­го, равноправного и доверительного стратегического  взаимодействия и партнерства. Таким образом, в дол­госрочной перспективе для Китая преимущества евразийского интег­рационного проекта В. Путина пере­вешивают его недостатки, потому что «процветающий и стабильный Китай нужен России, и в свою очередь Китаю нужна сильная и успешная Россия».

В настоящее время продвижение евразийской интеграции является приоритетным направлением вне­шней политики России и главной внешнеполитической задачей на новый срок президентства Путина. Мы воспринимаем идею президен­та В. Путина о том, что Евразийский союз — это шаг к единому рынку от Лиссабона до Дальнего Востока, мост от европейского экономического пространства к тихоокеанскому, как объективную потребность постсо­ветских государств в объединении своего экономического потенциала, как закономерную тенденцию эпохи глобализации, включая углубление интеграционных процессов на про­странстве Содружества и укрепление роли региональных объединений.

Как важнейший центр глобальной экономики Китай не намерен «про­тивостоять» интеграционному про­цессу; наоборот, он будет стремить­ся сотрудничать с ЕАС. Тем более что нами накоплен полезный опыт взаи­модействия с Европейским Союзом, АСЕАН и другими региональными структурами — и такое взаимодей­ствие с ЕАС будет весьма выгодно для всех заинтересованных сторон. Мы убеждены, что только взаимовы­годное сотрудничество и совмест­ные усилия всех стран позволят нам занять достойное место в сложном мире XXI века, особенно в период, когда происходят глубокие преобра­зования международного ландшаф­та, сопровождающиеся потрясения­ми в сферах экономики, политики и международных отношений.