Концепции Евразийского союза
3 октября 2011 года тогдашний российский премьер-министр, а ныне президент Владимир Путин опубликовал в газете «Известия» статью о создании Евразийского союза (ЕАС) на базе Таможенного союза и Единого экономического пространства трех стран — России, Беларуси и Казахстана — на основе принципов равноправия, суверенитета и добровольности. При этом ЕАС способен стать одним из полюсов современного мира и играть роль эффективной «связки» между Европой и динамичным Азиатско-Тихоокеанским регионом. Кроме того, в статье много говорится о желательности взаимодействия с Европой. «Евразийский союз будет строиться... как неотъемлемая часть Большой Европы, объединенной едиными ценностями свободы, демократии и рыночных законов». В то же время «экономически логичная и сбалансированная система партнерства Евразийского союза и ЕС способна создать реальные условия для изменения геополитической и геоэкономической конфигурации всего континента и имела бы несомненный позитивный глобальный эффект».
Инициативу Путина вполне можно рассматривать как план развития так называемой евразийской интеграции с участием институтов региональных и субрегиональных интеграций. Это и Содружество Независимых Государств (СНГ), и Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС), и Таможенный союз (ТС) России, Казахстана и Беларуси. Это и планы расширения состава участников региональной экономической интеграции, например за счет Кыргызстана и Таджикистана. А в итоге — это планы создания Единого экономического пространства (ЕЭП) и затем Евразийского союза. ЕАС будет являться мощным наднациональным объединением с единым политическим, экономическим, военным, таможенным, гуманитарным, культурным пространством.
Эта идея достаточно широко обсуждается в политических и экспертных кругах многих стран, естественно — и Китая. Президенты Беларуси и Казахстана также высказали свои мнения. 17 октября 2011 года Александр Лукашенко опубликовал статью «О судьбе нашей интеграции», затем 25 октября Нурсултан Назарбаев тоже выступил в печати со статьей «Евразийский союз: от концепции к будущему»2. Главы двух государств единодушно выразили безоговорочную поддержку инициативы В. Путина и оптимистичный взгляд на будущее развития этого союза; вместе с Россией они даже готовы стать ядром нового объединения. Так что возникла насущная необходимость понять: почему В. Путин предложил свой интеграционный проект именно в тот момент? каковы его истинные намерения? какие перспективы ожидают союз? как КНР относится к инициативе Путина? как интеграционные усилия на постсоветском пространстве могут быть совместимы с политикой Китая, особенно с ее экономической составляющей? какие плюсы и минусы этого процесса существуют для Китая? Ответы на эти вопросы мы постараемся дать в настоящей статье.
Причины Евразийского интеграционного проекта
С момента распада Советского Союза начался процесс региональной интеграции в Евразии, но желаемые результаты до сих пор еще не достигнуты. На ранних стадиях реинтеграции в связи с внутренними противоречиями и различиями интересов между государствами—участниками СНГ, а также нестабильной региональной политической и экономической ситуацией путь к реинтеграции был довольно трудным. Еще 14 сентября 1995 года тогдашний президент России Б. Ельцин впервые утвердил принципы взаимоотношений Российской Федерации с государствами—участниками Содружества Независимых Государств, в котором было четко заявлено, что «развитие СНГ отвечает жизненным интересам Российской Федерации, а отношения с государствами СНГ — важный фактор включения России в мировые политические и экономические структуры; на территории СНГ сосредоточены главные жизненные интересы России в области экономики, обороны, безопасности, защиты прав россиян; главной целью политики России в отношении СНГ является создание интегрированного экономического и политического объединения государств, способного претендовать на достойное место в мировом сообществе»3.
Активно участвуя в делах СНГ, Россия вкладывает много сил в развитие Содружества. Она подписала целый ряд соглашений и организовала множество саммитов в целях достижения политической, экономической и военной интеграции и продвижения общего развития СНГ. Например, жизнеспособными и многообещающими в первые десять лет истории Содружества выглядели планы по развитию совместной деятельности по обеспечению прав и основных свобод человека в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, координации внешнеполитической деятельности, сотрудничестве в формировании и развитии общего экономического пространства, общеевропейского и евразийского рынков, в области таможенной политики, в развитии транспорта и связи, в вопросах миграционной политики, борьбы с организованной преступностью, в проблемах охраны здоровья и окружающей среды.
Словом, были очерчены основные векторы многостороннего взаимодействия стран Содружества, способные уже тогда заложить прочную базу внутрирегиональной интеграции, прежде всего в экономической сфере. Однако на практике получилось не совсем так, как мыслилось на бумаге. Эти усилия не смогли в корне изменить ситуацию несбалансированной региональной интеграции. Когда В. Путин пришел к власти, Россия пересмотрела стратегию развития «полномасштабной интеграции» в ельцинский период и укрепила модель разноскоростной и разноформатной интеграции в рамках СНГ. Союз государств Беларуси и России, Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), ЕврАзЭС, ТС в рамках ЕврАзЭС, ЕЭП и другие организации стали важными инструментами для продвижения интеграции в Евразии. В последние годы Россия постепенно фокусируется на развитии военной и экономической интеграции, то есть развитии «небольших, но качественных» интеграционных организаций, чтобы добиться прорыва в процессе евразийской интеграции.
С другой стороны, в 2008 году глобальный экономический и финансовый кризис нанес тяжелый ущерб развитию мировой экономики. Европа и Соединенные Штаты Америки понесли от него большие потери, их международный авторитет также значительно снизился. В частности, некоторые государства—члены ЕС «увязли» в кризисе суверенного долга, зона евро подвергается опасности развала, развитие европейской интеграции переживает новые испытания, привлекательность западных стран для развивающихся государств снижается. В то же время Россия — член группы поднимающихся стран-гигантов — увеличивала свою экономическую мощь. Хотя ее экономика тоже пострадала от глобального кризиса, правительство России приняло своевременные антикризисные меры, и ее экономика в настоящее время вышла из кризиса, достигнув уровня около 4 процентов годового прироста ВВП. Кроме того, финансовый кризис нанес тяжелые удары экономическому развитию ряда стран СНГ.
В настоящее время Европа и Соединенные Штаты заняты своим экономическим восстановлением и не уделяют большого внимания развитию ситуации в СНГ. В итоге ряд стран этого региона начал снова выбирать Россию в качестве приоритета свой внешней политики. По словам В. Путина, «характерно, что в период мирового финансового кризиса, заставившего государства искать новые ресурсы для экономического роста, интеграционные процессы получили дополнительный импульс»4. В связи с этим центростремительная сила некоторых стран СНГ увеличивается; воспользовавшись этой редкой возможностью, Россия может постепенно ускорить процесс региональной интеграции. Именно в этом контексте и появился на свет новый интеграционный проект В. Путина для Евразии.
Благоприятные условия и трудности создания Евразийского союза
В 2005 году В. Путин назвал распад СССР «крупнейшей геополитической катастрофой века»5. Из его слов вытекает, что Президент РФ сожалеет об утраченных возможностях советской эпохи и что его инициатива полностью соответствует его собственным идеям. На президентских выборах в марте 2012 года В. Путин одержал победу, получив поддержку 59,3 процента голосов избирателей. Это означает,что, если не будет никаких неожиданных событий, Путин будет находиться у власти еще шесть или двенадцать лет. Таким образом, он, вероятно, станет одним из немногих лидеров в русской истории, кто сможет занимать высокие посты более, чем 20 лет. Это полностью совпадает с его знаменитой фразой: «Дайте мне еще двадцать лет, и вы не узнаете Россию». Теперь россияне намерены дать ему эти вожделенные 20 лет. Вопрос в следующем: сможет ли Путин воспользоваться этими двадцатью годами для чудесных изменений?! Мы полагаем, что Президент РФ частично ответил на этот вопрос. В соответствии с его графиком, создание Евразийского союза будет завершено в 2015 году. На основании наших наблюдений и нынешней ситуации можно утверждать, что существуют некоторые благоприятные условия для превращения инициативы Путина в реальность.
Во-первых, благодаря экономическому росту влияние и авторитет России в странах СНГ усиливаются; в целом она обладает экономической мощью, необходимой для создания Евразийского союза.
В. Путин пришел к власти после того, как в течение десяти лет Россия претерпевала значительные изменения. При нем в стране закончилось внутреннее политическое противостояние, в обществе царит стабильностью, политическая жизнь страны движется в направлении стандартизации и институционализации. Путин создал хорошую внутреннюю среду для экономического развития путем укрепления центральной власти и поддержки национального единства.
Под его руководством, с одной стороны, макроэкономические условия России значительно улучшились, а с другой — благодаря благоприятной конъюнктуре на мировом рынке цены на сырье и энергию значительно выросли. В итоге российская экономика вышла из серьезного кризисного состояния и быстро восстановилась. Семь лет подряд поддерживались экономический рост и рост золотовалютных резервов, уровень доходов населения значительно повысился. Кроме того, Путин проводит внешнюю политику, направленную на создание благоприятных условий для развития экономики России и получение наибольшей экономической выгоды. Хотя мировой экономический кризис в 2008 году нанес тяжелый ущерб экономике России, но по сравнению с кризисом 1998 года она довольно быстро восстановилась. С ростом экономической мощи привлекательность и влияние России на другие страны СНГ увеличиваются. Сформированный в июле 2010-го и приступивший к работе в январе 2012 года, Таможенный союз, действующий в формате Единого экономического пространства, является наглядным свидетельством этого факта. Именно в последние годы под руководством России процесс интеграции в рамках СНГ развивается быстрыми темпами. Россия с помощью своей экономической мощи играет лидирующую роль в этом процессе, что и является экономической основой для создания Евразийского союза.
Во-вторых, создание Евразийского союза имеет прочную идеологическую и теоретическую основу. Идея создания ЕАС в определенной степени тесно связана с евразийством — идейным течением, распространенным в среде русских интеллигентов. В 1990-х годах с распадом Советского Союза и неудачным проведением Россией радикальных либеральных реформ произошло быстрое разрушение прежних идеологии и ценностей, социально-экономическое положение страны резко ухудшилось, международный статус России значительно снизился, а ее национальная гордость подверглась тяжелым ударам. Именно в этих условиях и сложилось неоевразийство, представляющее собой результат развития классического евразийства. Согласно представлениям неоевразийцев, Россия должна играть роль баланса между Востоком и Западом. Используя историю Евразии и географическое пространство для создания евразийской цивилизации, она станет одним из полюсов многополярного мира, чтобы восстановить свой статус сверхдержавы в XXI веке.
Один из идеологов неоевразийства философ Александр Дугин назвал «абсолютно правильной» инициативу В. Путина о создании Евразийского союза. По его мнению, «это и есть изложение евразийского видения, где интеграция постсоветского пространства является лишь одним из элементов более сложной стратегии. Евразийство — это выстраивание многополярного мира, для которого России необходимо выйти за свои национальные границы»6. Между тем идею Евразийского союза Путина можно рассматривать и как стратегию развития России после президентских выборов 2012 года.
В-третьих, В. Путин со своим обаянием, мужеством и способностями имеет широкую социальную и политическую поддержку. Идея Евразийского союза соответствует как концепции Президента РФ, так и желанию большинства граждан страны. С момента вступления в должность президента РФ В. Путин неизменно сохраняет высокий уровень поддержки со стороны общества, что в значительной степени обусловлено его твердым характером. В период его президентства Россия пережила переход от беспорядка к стабильности. Путин предпринял целый комплекс политических, экономических и других мер, в результате проведения которых были достигнуты огромные успехи, жизненный уровень повысился, и Россия снова играет активную роль на международной арене. Президент РФ выдвигал концепцию управления страной на основе традиционных ценностей, но с признанием значения принципов демократии, рыночной экономики и общечеловеческих ценностей. Эти взгляды Путина получили широкую поддержку народа и стали основой грандиозной стратегии возрождения России. Поэтому продвигаемая президентом идея Евразийского союза соответствует его концепции управления страной; он пытается воспользоваться возможностью создать новый мировой центр силы, чтобы приобрести геополитические и геоэкономические преимущества.
Инициатива В. Путина получила положительный отклик в верхней и нижней палатах российского парламента, который организовал специальный семинар по проблеме создания Евразийского союза. Как председатель Совета МПА СНГ, Валентина Матвиенко намерена «координировать усилия парламентариев Содружества по унификации национальных законодательств и синхронизации ратификаций соглашений, принятых главами государств, в первую очередь в сфере экономической и бюджетно-финансовой политики»7. В то же время Евгений Примаков отметил, что «нельзя торопиться с расширением объединений — в нашем случае Таможенного союза, который является базой Евразийского экономического союза, все потенциальные участники объединения должны отвечать определенным критериям, наработанным до, а не в процессе вступления»8. В целом очевидно, что создание Евразийского союза будет иметь прочную социальную и обширную политическую поддержку.
Наконец, создание Евразийского союза является объективной необходимостью реинтеграции бывшего Советского Союза. В контексте бурного развития глобализации и региональной интеграции разные страны и регионы в мире стремятся к содействию своему национальному и региональному развитию. Вступление в региональные интеграционные институты — неизбежное проявление тенденции к продвижению региональной интеграции. Создание Евразийского союза как новой формы такой интеграции соответствует мировой тенденции. В период существования Советского Союза формировались общие инфраструктура, экономическое, культурное и лингвистическое пространство. Эти благоприятные факторы способствуют интеграции и обеспечивают прочную основу и долгосрочное устойчивое сотрудничество в сферах экономики, безопасности, гуманитарных и других связей. Благодаря этому сотрудничеству страны СНГ могут избежать опасности маргинализации, укрепить свой авторитет и влияние в международных и региональных делах. Большую роль играют также условия финансового кризиса, ставшего стимулом для укрепления региональной интеграции в целях противостояния внешним рискам, преодоления трудностей, достижения экономического подъема, защиты политических и экономических интересов. В целом реализация проекта региональной интеграции соответствует общим интересам государств—членов Евразийского союза.
Вместе с тем в процессе реализации проекта концепция создания Евразийского союза будет сталкиваться со следующими неблагоприятными факторами. Во-первых, уровень социально-экономического развития в странах СНГ является неоднородным, позиции по созданию ЕАС между некоторыми странами еще не получили окончательного согласования, что серьезно препятствует делу продвижения интеграции.
Государства—члены СНГ относятся к числу стран с переходной экономикой, существует большая разница в масштабах их экономик, типах политической организации и т. д. Экономические системы в большинстве стран остаются хрупкими, рынки — недостаточно развитыми, инвестиционный климат нуждается в совершенствовании; по-прежнему преобладает модель сырьевого экономического развития. За короткое время странам СНГ трудно избавиться от такой модели. По замечаниям экспертов, «на РФ приходится 72 процента совокупного регионального ВВП (в паритетных ценах), 67—68 процентов суммарного экспорта товаров и услуг. В ВВП стран ЕврАзЭС и Таможенного союза доля России составляет около 90 процентов. Российская экономика больше экономик Киргизии, Молдавии и Таджикистана в 160—165 раз, экономик Армении и Грузии — в 100 раз. Валовой национальный доход на душу населения в РФ в три раза больше, чем на Украине, и в 11 — 16 раз больше, чем в Узбекистане, Киргизии и Таджикистане»9. Таким образом, Россия обладает явными преимуществами. Разрыв по уровню социально-экономического развития между странами очень велик. Такая ситуация приведет к тому, что в процессе сотрудничества каждое государство-член будет стремиться к защите исключительно собственных интересов. В некоторой степени это сдерживает координацию позиций стран в развитии интеграционных процессов.
Во-вторых, создание наднационального сообщества зависит не от одной страны. Чтобы в конечном итоге прийти к соглашению, мало желания соответствующих стран, между ними необходимо вести долговременные и жесткие переговоры. Более того, хотя президенты Беларуси и Казахстана высказали решительную поддержку инициативы Путина, ряд стран СНГ опасается, что интеграция с Россией повредит их национальному суверенитету. Однако очевидно, что вступление в ЕАС означает, что отдельными странам необходимо передать часть суверенитета. А то, насколько добровольно это произойдет, будет существенно влиять на процесс создания Евразийского союза. Путин надеется, что большинство государств—членов СНГ вступит в Евразийский союз. Тем не менее ситуация в СНГ далека от оптимизма. За годы существования Содружества проявились острые противоречия между странами-участницами. С одной стороны, РФ стремится сохранить свое традиционное влияние в СНГ и содействовать процессу интеграции, но с другой — страны СНГ относятся с определенной настороженностью к ее доминирующей позиций; при этом часть самой России имеет тенденцию к дезинтеграции. Кроме того, некоторые страны региона для защиты своей безопасности и экономических интересов активно развивают и укрепляют отношения с западными державами, особенно с США, пытаясь найти баланс между США и РФ. Очевидно, что в рамках СНГ тенденция к «независимости» становится более очевидной, чем тяга к «содружеству».
Среди членов СНГ Украина является вторым по масштабу государством, с развитыми образованием, промышленностью, сельским хозяйством. Ее история, экономика и культура способствуют тесным отношениям с Россией. Вступление Украины в Евразийский союз значительно увеличит интеграционное объединение. Но проблема состоит в том, что Украина по-прежнему хочет интегрироваться в Европу, вовлечение в европейскую интеграцию является приоритетным направлением ее внешней политики; и в ближайшем будущем трудно сказать, какой выбор она сделает в конечном итоге. К тому же если Таможенный союз окажется неспособным включить в свой состав такую большую экономику СНГ, как Украина, то перспективы союза не будут оптимистичными.
Наконец, создание Евразийского союза будет сталкиваться с блокированием со стороны так называемых внешних сил. В данном случае под «внешними силами» разумеются западные страны во главе с США, которые будут оказывать значительное воздействие на создание Евразийского союза. После распада Советского Союза Соединенные Штаты и западные страны проникли на пространство СНГ посредством расширения на восток НАТО и ЕС, «цветных революций», проектов «Большой Центральной Азии» и «Восточного партнерства». Перед лицом вмешательства США и западных стран в дела СНГ Россия приняла меры для защиты своего традиционного стратегического пространства в рамках Содружества. Однако усилия России претерпели ряд неудач.
Естественным их следствием стало усиление тенденции к дезинтеграции и дисбалансу интеграционных процессов. В результате СНГ стало ареной жесткой международной конкуренции: за влияние на него активно борются не только Россия, но и США, Евросоюз, Индия, Турция и некоторые другие государства. Страны Запада (и прежде всего США) противодействуют любым объединительным тенденциям в СНГ, стремясь не допустить усиления позиций России, которую они рассматривают прежде всего как своего геополитического конкурента. С возвращением В. Путина на пост президента западные страны опасаются, что отношения России с Западом опять станут напряженными. Вдобавок к этому Президент РФ заявил, что Евразийский союз будет являться одним из полюсов современного мира, а Россия займет центральное положение в Евразии. Это усилило опасения Запада. Ему будет нелегко отказаться от устоявшегося политического курса по отношению к СНГ, поэтому он сделает все возможное, чтобы воспрепятствовать созданию Евразийского союза. Именно жесткая конкуренция со стороны Запада станет основным препятствием для развития интеграционных процессов.
Перспективы создания Евразийского союза
В последнее время интеграция на пространстве СНГ набирает быстрый темп. Кажется, перспективы создания Евразийского союза становятся все более позитивными. Согласно плану Путина, изложенному в его статье, вначале предполагается создать Евразийский экономический союза (ЕЭС) для достижения единой экономической и денежно-кредитной политики, а впоследствии на этой основе сформировать Евразийский союз. На данный момент Таможенный союз России, Беларуси и Казахстана существует совсем недолго — он только приступает к работе в формате Единого экономического пространства. В будущем при переходе от ТС к общему рынку и ЕЭС перед перечисленными странами возникнет еще много нерешенных проблем. Это будет трудный и длительный процесс. Таким образом, мы полагаем, что вероятность завершения процесса создания Евразийского союза в 2015 году мала. Однако с точки зрения долгосрочной перспективы не исключено появление к 2020 году Евразийского союза как нового центра силы в мире, созданного при участии Китая, США и Европы.
В день своего вступления в должность президента, 7 мая 2012 года, В. Путин подписал указ «О мерах по реализации внешнеполитического курса Российской Федерации», в котором было четко заявлено: «рассматривать развитие многостороннего взаимодействия и интеграционных процессов на пространстве Содружества Независимых Государств как ключевое направление внешней политики Российской Федерации; способствовать углублению евразийской интеграции в рамках Таможенного союза и Единого экономического пространства Российской Федерации, Республики Белоруссия и Республики Казахстан и созданию к 1 января 2015 г. Евразийского экономического союза, исходя из открытости этих процессов для присоединения других государств, прежде всего членов Евразийского экономического сообщества и участников Содружества Независимых Государств, содействовать международному позиционированию новых интеграционных структур»10.
Это означает, что Путин во время своего нового президентства будет прилагать все усилия для продвижения евразийской интеграции и возрождения российской нации, чтобы Россия могла стать независимой стратегической силой, с которой следует считаться другим странам в будущем устройстве мира, а затем превратиться в один из полюсов современного мира и внести важный вклад в создание нового типа международных отношений. Реализация такой стратегии интеграции обязательно будет оказывать ряд благоприятных и неблагоприятных воздействий на Китай, который станет самым близким соседом ЕАС.
Факторы положительного влияния ЕАС на Китай
Во-первых, создание Евразийского союза предоставляет новую платформу для китайско-российского сотрудничества, будет способствовать дальнейшему обогащению и углублению двустороннего стратегического партнерства и взаимодействия. Россия без сомнения будет занимать доминирующее положение в будущем ЕАС. Среди стран СНГ она является наиболее важной страной для Китая. После распада Советского Союза отношения между РФ и КНР развиваются на принципах дружбы, конструктивного стратегического партнерства и взаимодействия, и движутся к всестороннему их проявлению. Обе страны на двустороннем региональном и глобальном уровнях развивают деловое сотрудничество и достигли серьезных результатов. Главы обеих стран высоко оценили отношения между Россией и Китаем, которые служат примером сотрудничества между крупными странами, поэтому развитие китайско-российских отношений имеет значительное влияние как для региона, так и для всего мира. Практика показывает, что именно потому, что Китай рационально установил отношения стратегического партнерства и взаимодействия с Россией, последняя сыграла весьма конструктивную роль в определении государственной границы на северо-западе Китая, в создании Шанхайской организации сотрудничества и в других вопросах. ЕАС не станет исключением из этой тенденции.
По мнению известного китайского эксперта по России У Дахуэя, «развитие китайско-российских отношений всегда следует двум логикам: внутренняя логика — две больших соседних страны должны дружить, а не выступать против друг друга, мы нуждаемся друг в друге, так что стратегическое сотрудничество между двумя странами неизбежно; внешняя логика — подъем Китая и возрождение России сталкиваются с давлением внешних сил как с идеологической точки зрения, так и с точки зрения национальных интересов; некоторые западные страны по-прежнему рассматривают Китай и Россию как вызов западному миру и продолжают оказывать на них давление. Китай и Россия должны прилагать совместные усилия для того, чтобы уменьшить свои собственные расходы по возрождению»11.
Россия надеется, что Евразийский союз сыграет важную роль на международной арене, поэтому ее новые идеи и инициативы не могут обойтись без поддержки Китая. В то же время она надеется и на более тесное стратегическое взаимодействие с КНР. Параллельный подъем двух гигантов неизбежно определяет необходимость их взаимной поддержки. Китай и Россия совместными усилиями будут способствовать формированию нового международного политического и экономического порядка. XXI век станет веком Азиатско-Тихоокеанского региона — политический и экономический центр мира переместился именно в эту часть мира. Путин намерен вернуть свою страну на путь современного развития и наращивать участие в региональных интеграционных процессах в целях содействия ускоренному социально-экономическому развитию регионов Восточной Сибири и Дальнего Востока РФ. Китай на сегодняшний день вполне может стать источником экономического оживления, необходимого как для развития России, так и для стимулирования масштабной интеграции в рамках ЕАС. Следует отметить, что, независимо от двусторонних или многосторонних форм сотрудничества ЕАС с Китаем, создание Евразийского союза откроет новые возможности для развития китайско-российского сотрудничества. Таким образом, ЕАС может стать новой основой для дальнейшего углубления китайско-российского стратегического взаимодействия и партнерства.
Во-вторых, Евразийский союз призван содействовать процессу евразийской интеграции, и с этой точки зрения создание ЕАС представляет собой уникальное «окно возможностей» для Китая и других стран Евразии. Осуществление реинтеграции на постсоветском пространстве является одной из стратегических целей России, с чем согласны и другие страны СНГ, особенно страны Центральной Азии, потому что участие в интеграционных процессах отвечает их национальным стратегическим интересам (что особенно видно на примере Казахстана). По мнению китайского эксперта Син Гуанчэна, «Евразийский союз является проектом, направленным на содействие региональной экономической интеграции, Китай также является убежденным сторонником регионального сотрудничества и не будет выступать в роли противника процессов интеграции в Евразии, потому что любой процесс интеграции в рамках СНГ создает для Китая больше преимуществ, чем недостатков. Китай сможет тесно взаимодействовать с Евразийским союзом на двусторонних или многосторонних основах и добиться взаимного выигрыша»12.
В условиях экономической глобализации китайская экономика должна неизбежно и конкурентоспособно участвовать в мировом экономическом разделении труда. В этих целях Китай надеется полностью использовать преимущества географических, территориальных и природных ресурсов западной части страны для создания благоприятных условий и координации функции регионального транзита и торговли в рамках стратегии по развитию западных территорий в целях развития западной части Китая. Именно использование ресурсов стран СНГ может позволить быстро добиться экономического развития западной части КНР. С одной стороны, Китай готов поддерживать нормальные торгово-экономические и политические отношения с евразийскими странами, с другой стороны, евразийские страны также намерены сотрудничать с Китаем, чтобы развить эти отношения. Одним словом, Китай и страны СНГ могут много выиграть от этого интеграционного проекта. Таким образом, в обозримом будущем Китай сможет участвовать в процессе евразийской интеграции и регионального сотрудничества с будущими государствами—членами Евразийского союза.
Наконец, Евразийский союз в некоторой степени будет способствовать национальной безопасности Китая. Большинство государств—членов будущего Евразийского союза является близкими соседями Китая, изменение ситуации в этих соседних стран и их отношение к КНР неизбежно будут оказывать прямое и косвенное влияние на восточного соседа. Китай очень болезненно воспринимает увеличивающийся потенциал хаоса у своих центрально-азиатских соседей, что может непосредственно отразиться на внутренней стабильности китайских западных провинций. В этих условиях стабильное внешнее окружение жизненно важно для Пекина как гарантия спокойствия на северном и западном участках границы КНР.
Китай может рассматривать ЕАС как новую форму комплексного взаимодействия разноформатной и раз-носкоростной интеграции в рамках СНГ. По мнению бывшего посла Китая в России Лю Гучана, «в целом создание Евразийского союза полезно для Китая, потому что страны этого региона являются нашими близкими соседями, развитие межгосударственных отношений России с этими странами способствует развитию и стабильности в регионе, и наоборот, стабильное развитие защитит национальную безопасность Китая»13. В то же время это способствует созданию мирной международной обстановки и окружающей среды для мирного развития Китая и реализации стратегии развития западной части страны.
Негативные последствия создания ЕАС для Китая
Прежде всего, Евразийский союз окажет глубокое влияние на экономические и торговые отношения Китая с государствами — его членами. Евразийский союз, в который наряду с Россией и Казахстаном могут в перспективе войти Киргизия и Таджикистан, будет прикрывать западную границу Китая. В условиях экономической глобализации очень важны товары, поступающие из России и стран Центральной Азии, используемые в интересах реализации стратегии освоения западной части КНР и устойчивого экономического развития страны в целом.
В своей статье В. Путин заявил, что Таможенный союз и Единое экономическое пространство станут ядром будущего Евразийского союза. В настоящее время обе организации уже официально работают; между государствами — их членами не только сняты торговые барьеры и осущестля-ется свободная торговля, но и создан единый внешний тариф. Другими словами, ликвидированы торговые барьеры между членами Таможенного союза и изменены правила внешнеэкономической деятельности всех государств-членов, приняты единый внешний тариф и торговая политика. Таким образом в будущем ТС может изменить экономические условия для Китая, сложившиеся в Центральной Азии, Казахстане и России. К настоящему времени Китай поддерживает тесные экономические отношения с государствами в Евразии и стал крупнейшим торговым партнером России и Казахстана, основным торговым партнером Беларуси. Будущее присоединение Таджикистана и Кыргызстана к ТС несомненно окажет определенное влияние на торгово-экономические отношения между КНР и членами Евразийского союза.
Таможенный союз является типичной формой экономической интеграции, дополнением к другим ее формам. Он будет постепенно расширять свою географию и содержание/форму. Важной особенностью ТС является принцип «внутренней свободы и внешней защиты», то есть он может предусматривать ограничение доступа на рынок для внешних партнеров. Кроме того, ТС призван способствовать не только увеличению объемов внутрирегиональной торговли, но и уменьшению объемов торговли государств—членов союза со странами, находящимися за его пределами, а поэтому влияние такого образования на международную торговлю будет значительным.
В обозримом будущем Китай столкнется с ситуацией, когда государства—члены Евразийского союза станут членами Таможенного союза. Экспорт китайских товаров в любое государство будет подвергаться антидемпинговому расследованию со стороны всех государств—членов ТС. К тому времени двусторонние торговые трения будут автоматически распространяться на все другие государства-члены. Кроме того, компании членов Таможенного союза получат конкурентные преимущества, и тогда китайские предприятия столкнутся с более жесткой конкуренцией в региональных инвестициях. Несмотря на эксклюзивность Таможенного союза для всех стран, он способен оказать существенное влияние на китайский рынок в определенные периоды, по крайней мере на китайский экспорт, хотя правдой является и то, что члены Таможенного союза скоро станут членами Всемирной торговой организации.
Кроме того, с одной стороны, разрыв в масштабах экономического потенциала между Китаем и Россией в дальнейшем еще более увеличится, интересы двух стран в регионе СНГ совпадают не полностью, а потому не исключено, что создание Евразийского союза окажет и негативное воздействие на Китай, приведет в трудностях в китайско-российских отношениях.
В последние годы, особенно в новом международном контексте и под влиянием мирового экономического кризиса, ситуация в мире резко изменилась. Развитие китайско-российских отношений сталкивается с некоторыми трудностями и вызовами. С точки зрения реагирования на глобальные проблемы в случае осложнения международной обстановки Китай и Россия окажутся перед лицом необходимости совместного реагирования на вызовы времени во имя поддержания мира, развития и процветания во всем мире. С точки зрения развития торгово-экономических отношений двух стран существующие нерациональные структуры торговли и низкий уровень взаимных инвестиций не могут удовлетворить обе стороны. Хотя мы часто говорим о том, что китайско-российский торгово-экономический потенциал огромен, пока еще не до конца ясно, как полностью реализовать эти потенциальные возможности. Это тоже большая и реальная проблема. С точки зрения образа Китая в глазах русского народа, часть населения неоднозначно относится к Китаю.
Известный российский эксперт по Азии В. Михеев отметил, что в связи с растущей своей экономической мощью Китай все более пытается занять лидирующие позиции как инвестор на мировом и региональном уровнях, включая регион СНГ. В этих условиях Россия столкнулась с проблемой адаптации к росту стремительно глобализирующегося Китая14. Последний уже вышел на второе место в мире по объему ВВП и в ближайшей перспективе, по оценке международных, в том числе американских, экспертов, превзойдет по этому показателю США. Растет и совокупная мощь КНР в различных регионах. Учитывая дальнейшее увеличение разрыва в уровнях экономического развития Китая и России, часть российской элиты ощущает все большее беспокойство. Как отмечает известный российский эксперт по Китаю А. Лукин, «с тех пор почти два столетия (считая и советский период) Россия превосходила Китай в военном, политическом и экономическом отношении, и россияне привыкли к этому. Нынешний исторический поворот в пользу Китая нарушает сложившиеся представления и потому многими нашими согражданами воспринимается болезненно»15.
Правда, В. Путин убежден, что «рост китайской экономики — отнюдь не угроза, а вызов и шанс, но это не означает, что все беспроблемно. Наши коммерческие интересы в третьих странах далеко не всегда совпадают, не совсем устраивает нас и складывающаяся структура товарооборота, низкий уровень взаимных инвестиций. Будем внимательно следить за миграционными потоками из КНР»16. В опубликованном окончательном тексте «Стратегии 2020», который разрабатывался большой группой экспертов по заданию правительства, возглавляемого В. Путиным, также выражена озабоченность по отношению к Китаю. «Основные риски для России, связанные с появлением новых "центров силы", обусловлены ростом экономического потенциала и международного статуса Китая». Грядущее превращение юаня в «мировую расчетную, а затем инвестиционную и резервную валюту., может привести к снижению стабильности международной валютной системы, ограничению возможностей использования российского рубля в международных расчетах». И кроме того, «высокая конкурентоспособность китайской обрабатывающей промышленности... будет способствовать дальнейшему вытеснению с российского рынка отечественных производителей аналогичной продукции, а также препятствовать торгово-инвес-тиционной экспансии российских компаний за рубежом». Наконец, «более активное переговорное и интервенционистское поведение Китая как "богатого новичка" в "клубе мировых лидеров", укрепление формата G-2 (США и Китай) в управлении глобальными экономическими процессами, усиление влияния Китая в МВФ и ВТО» будет происходить в ущерб третьим странам, в том числе России17. По словам Ф. Лукьянова, «авторитет заказчика придает "Стратегии 2020" дополнительную значимость. В документах такого уровня до сих пор никогда столь четко не заявляли, что рост и развитие Китая представляет собой угрозу»18. Вышеизложенные вопросы заставляют нас задуматься о перспективах китайско-российского стратегического взаимодействия и партнерства. Не исключено, что Россия будет корректировать политику по отношению к Китаю, и отношения между двумя странами столкнутся с новыми вызовами.
СНГ является традиционной сферой влияния и приоритетным направлением внешней политики России, и она не позволяет внешним силам вторгаться в этот значимый для себя район, к любым внешним силам здесь она очень чувствительна, и КНР не является исключением. Китай в последние годы усилил торгово-экономическое сотрудничество со странами СНГ, что не обошли вниманием российские специалисты. Например, коллектив экспертов Российского института стратегических исследований подготовил доклад, в котором было показано, что «Китай уже давно активно и многопрофильно действует не только в Центральной Азии, но и в Белоруссии, Молдове, странах Закавказья, на Украине и даже в, казалось бы, далеких от его границ странах Балтии. Это свидетельствует о том, что как минимум китайская внешняя политика в Евразии, являясь продолжением внутреннего курса на достижение мирового статуса, применительно к идее Евразийского союза создает совершенно другую, менее выгодную для участников последнего объединения конкурентную среду. Китай уже существенно проник не только в экономику Евразии, он достиг успехов в достижении лояльности по отношению к себе политических элит стран Евразии. Все это потенциально чревато в будущем столкновением интересов Китая, с одной стороны, и стран—членов Евразийского союза — с другой»19. Учитывая приведенные факты, можно прогнозировать рост настроений настороженности по отношению к китайской политике и психологического сопротивления со стороны России.
Наконец, Евразийский союз сможет увеличить сложность участия Китая в экономической интеграции в рамках ШОС и в определенной степени окажет влияние на будущее развития Шанхайской организации сотрудничества. Как сторонник и инициатор регионального сотрудничества с начала проведения политики реформы и открытости, Китай уже добился значительных достижений в поощрении регионального сотрудничества и продвижении региональной интеграции. Восточная и Центральная Азия являются ключевыми районами участия Китая в региональном экономическом сотрудничестве в Азии и так называемыми «двумя крыла-ми» экономического развития Китая. В Восточной Азии Китай принимает активное участие и впредь будет содействовать сотрудничеству в форматах «10+1», «10+3», а также в трехстороннем сотрудничестве между Китаем, Японией и Южной Кореей.
1 января 2010 года официально стартовала крупнейшая в мире зона свободной торговли КНР — АСЕАН. Это означает, что экономические связи между Китаем и странами АСЕАН достигли нового исторического уровня, причем КНР сыграла активную роль в содействии региональной экономической интеграции. В Центральной Азии Китай и государства— члены ШОС добились значительных успехов в борьбе с терроризмом, се
паратизмом и экстремизмом, транснациональной преступностью, незаконным оборотом наркотиков и других нетрадиционных безопасных областях. На этом фоне результаты региональной экономической интеграции являются не особенно заметными. Китай еще в 2003 году предложил программу многостороннего торгово-экономического сотрудничества государств—членов ШОС, а на второй встрече премьер-министры государств—членов ШОС утвердили эту программу, и «до 2020 года государства—члены ШОС будут стремиться к максимально эффективному использованию региональных ресурсов на взаимовыгодной основе, содействию создания благоприятных условий для торговли и инвестиций в целях постепенного осуществления свободного передвижения товаров, капиталов, услуг и технологий».
Тем не менее до сих пор торгово-экономические связи между государствами—членами ШОС в основном реализуются на двустороннем уровне. Процесс экономической интеграции в рамках Евразийского экономического сообщества, Таможенного союза и других региональных экономических организаций под эгидой России обещает стать более быстрым, чем в рамках ШОС. 1 января 2012 года уже стартовало Единое экономическое пространство России, Беларуси и Казахстана. К 2015 году, когда будет построен Евразийский экономический союз, степень экономической интеграции в регионе будет значительно повышена. Это окажет огромное влияние на процесс экономической интеграции в рамках ШОС. В этом случае будущее Шанхайской организации сотрудничества станет весьма неопределенным.
Центральная Азия является традиционной сферой влияния и «задним двором» России, которая смотрела на этот район как на сферу укрепления своего статуса великой державы. До сих пор Россия сложно относится к присутствию Китая в Центральной Азии: с одной стороны, взаимодействуя с Китаем, ей нужно сопротивляться проникновению туда Соединенных Штатов Америки и других западных стран; с другой стороны, она не хочет, чтобы КНР достигла большого влияния в регионе — ее обеспокоит, что Китай в конечном итоге может занять ведущее положение в ШОС. Такой подход России частично отражается в невысоком уровне экономического сотрудничества в рамках этой организации. В последние годы отношения Китая с государствами Центральной Азии находятся на подъеме, а потому озабоченность России только увеличивается. Так, например, ведущий эксперт московского Центра Карнеги А. Ма-лашенко считает, что «Китай создает мощные транспортные, энергетические инфраструктуры, которыми он привязывает к себе ЦА, что одновременно обеспечивает ему продвижение в западном направлении, в Европу. При таком случае Россия, отвечая на китайский вызов, во-первых, стремится поддерживать свое влияние через интеграцию: Таможенный союз, Единое экономическое пространство и грядущий в 2015 году Евразийский союз — тому безусловное свидетельство. Во-вторых, по мере сил она участвует в совместных проектах. Неотразимый символ тому — Шанхайская организация сотрудничества»20.
Не случайно, бывший посол по особым поручениям — специальный представитель Президента Российской Федерации по делам ШОС Виталий Воробьев признает: «Элемент конкуренции между Россией и Китаем в Центральной Азии несомненно есть и будет. Обе страны отдают себе отчет в том, что согласованность их действий имеет для ШОС судьбоносное значение. Залог будущего ШОС — в сохранении совместимости подходов и интересов России и Китая там, где это касается долгосрочных задач и фундаментальных моментов функционирования организации во всех ее аспектах и измерениях»21. Поэтому если в будущем Россия сделает упор на Евразийский союз и изменит позицию относительно ШОС, то это, вероятно, повлияет на перспективы развития Шанхайской организации сотрудничества и сможет осложнить взаимодействие государств—членов этой организации.
Заключение
Резюмируя вышесказанное, мы считаем, что в контексте описанных благоприятных и неблагоприятных воздействий на Китай вследствие создания Евразийского союза китайско-российские отношения добрососедства, дружбы и сотрудничества играют определяющую роль. Россия несомненно занимает и будет занимать ведущее место и сыграет лидирующую роль в интеграционном процессе на бывшем советском пространстве. В связи с этим Китай и Россия вполне смогут активно координировать свои позиции, надлежащим образом разрешать описанные проблемы, устранять их неблагоприятные последствия. В обозримом будущем Китай и Россия продолжат углублять китайско-российские отношения всеобъемлющего, равноправного и доверительного стратегического взаимодействия и партнерства. Таким образом, в долгосрочной перспективе для Китая преимущества евразийского интеграционного проекта В. Путина перевешивают его недостатки, потому что «процветающий и стабильный Китай нужен России, и в свою очередь Китаю нужна сильная и успешная Россия».
В настоящее время продвижение евразийской интеграции является приоритетным направлением внешней политики России и главной внешнеполитической задачей на новый срок президентства Путина. Мы воспринимаем идею президента В. Путина о том, что Евразийский союз — это шаг к единому рынку от Лиссабона до Дальнего Востока, мост от европейского экономического пространства к тихоокеанскому, как объективную потребность постсоветских государств в объединении своего экономического потенциала, как закономерную тенденцию эпохи глобализации, включая углубление интеграционных процессов на пространстве Содружества и укрепление роли региональных объединений.
Как важнейший центр глобальной экономики Китай не намерен «противостоять» интеграционному процессу; наоборот, он будет стремиться сотрудничать с ЕАС. Тем более что нами накоплен полезный опыт взаимодействия с Европейским Союзом, АСЕАН и другими региональными структурами — и такое взаимодействие с ЕАС будет весьма выгодно для всех заинтересованных сторон. Мы убеждены, что только взаимовыгодное сотрудничество и совместные усилия всех стран позволят нам занять достойное место в сложном мире XXI века, особенно в период, когда происходят глубокие преобразования международного ландшафта, сопровождающиеся потрясениями в сферах экономики, политики и международных отношений.
- Система международных институтов
- Типология международных институтов
- Правовые основы деятельности международных институтов
- Соотношение национального и международного права в деятельности международных институтов
- Лига Наций.
- Международные конфликты в 1930-х гг. И роль Лиги Наций
- Уроки Лиги Наций
- Международные институты в период Второй Мировой войны
- Образование оон
- Цели и принципы деятельности оон
- Руководящие органы оон и процедура принятия решений
- Специализированные учреждения оон
- 2) Право человека пользоваться плодами научно-технического прогресса;
- Роль оон в регулировании международных конфликтов
- Миротворческие операции оон
- Проблемы реформирования оон
- Организация Американских Государств
- Континентальные институты Африки.
- 21. Совет Европы: Правовая основа и руководящие органы.
- Европейские сообщества
- Европейский Союз. Маастрихский и Амстердамские договора
- Лиссабонский договор о функционировании ес
- Расширение Европейского Союза
- Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе
- Снг как тип международного института
- Концепции Евразийского союза
- Международные институты в Азии
- Лига арабских государств и Организация исламской конференции
- Шанхайская организация сотрудничества.
- Международный парламентский союз
- Ассоциированные члены Межпарламентского союза
- Военно-политические блоки и союзы. Их природа и цели
- Нато. Военно-политическая доктрина и роль в мировой политике
- Багдадский пакт (Сенто), сеато, анзюз
- Организация Варшавского договора
- Глобальные институты по защите прав человека.
- Европейский Суд по правам человека
- Институты защиты прав человека Африканского и Американского континентов
- Международные военные трибуналы
- Международный уголовный суд
- Институты борьбы с международной преступностью. Интерпол.