Глобальные институты по защите прав человека.
Современная система защиты прав и свобод человека весьма сложна: международные суды, трибуналы, институты контроля, учреждаемые для контроля над реализацией каждого международного инструмента прав и свобод человека, национальные институты защиты прав и свобод человека.
Одним из первых международных институтов по содействию и защите прав человека является Экономический и Социальный совет ООН (ЭКОСОС), избираемый ее Генеральной Ассамблеей в количестве 54 членов. В целях реализации возложенных на него обязанностей ЭКОСОС создал в своей структуре Комиссию по правам человека. Деятельность последней началась в 1947 г. с работы над проектом Всеобщей декларации прав человека. Затем, руководствуясь положениями этой Декларации, при участии Комиссии были разработаны проекты двух международных пактов о правах человека.
Лишь спустя какое-то время, резолюции ЭКОСОС № 728 F (1959 г.), № 1235 (1967 г.) и № 1503 (1970 г.) наделили Комиссию по правам человека полномочиями рассматривать жалобы на нарушения прав человека, поступающие в ООН со всех концов света. При Комиссии по правам человека созданы рабочая группа специальных репортеров, изучающих на местах различные аспекты нарушения прав и свобод человека, и ряд подкомиссий по отдельным аспектам прав человека (комиссии по правам женщин, по предупреждению дискриминации, по делам национальных меньшинств и т. д.).
Принятие международных пактов о правах человека потребовало дальнейшего совершенствования контрольного механизма ООН путем создания новых институтов и конкретизации полномочий существующих институтов.
Высшим наблюдательным органом по Международному пакту о гражданских и политических правах является Комитет по правам человека, состоящий из восемнадцати членов – граждан государств, участвующих в Пакте, обладающих высокими нравственными качествами, признанной компетентностью в области прав человека и достаточным юридическим опытом. Каждое участвующее в Пакте государство вправе выдвигать до двух кандидатов в члены Комитета из числа своих граждан. Генеральный секретарь ООН составляет единый список всех выдвинутых таким образом лиц в алфавитном порядке, с указанием выдвинувших их государств, и представляет этот список участвующим в Пакте государствам в качестве бюллетеня для тайного голосования. Избранными в Комитет считаются лица, кандидатуры которых получили абсолютное большинство голосов присутствующих и голосующих представителей государств-участников.
В Комитет не может входить более одного человека из каждой страны. Поскольку число членов Комитета меньше числа государств, участвующих в Пакте, то «…при выборах в Комитет принимается во внимание справедливое географическое распределение членов и представительство различных форм цивилизации и основных юридических систем» (ст. 31 ПГПП). Таким же образом заполняются и вакансии мест, образующиеся в период работы Комитета в результате отставок, исключения или смерти членов Комитета. Избранный для занятия вакансии член Комитета занимает должность не в течение 4 лет, как обычно, а только на остающуюся часть срока полномочий члена, который освободил место в Комитете. Каждый член Комитета делает торжественное заявление на открытом заседании Комитета о том, что будет осуществлять свои функции беспристрастно и добросовестно.
Комитет работает по своим собственным правилам процедур. Он избирает должностных лиц на двухгодичный срок. Две трети состава Комитета образуют кворум, постановления Комитета принимаются большинством голосов присутствующих членов.
Согласно статье 40 ПГПП, участвующие в Пакте государства обязаны представлять «…доклады о принятых ими мерах по претворению в жизнь прав, признаваемых в этом Пакте, и о прогрессе, достигнутом в использовании данных прав: a) в течение одного года после вступления в силу Пакта; b) после этого во всех случаях, когда того потребует Комитет».
Все доклады представляются на имя Генерального секретаря ООН, который направляет их в Комитет по правам человека для изучения. После консультаций с данным Комитетом он может направить заинтересованным специализированным учреждениям ООН те части докладов, которые могут относиться к сфере их компетенции. Комитет по правам человека изучает все полученные им материалы и составляет свои обобщающие доклады, которые представляются всем участвующим в Пакте государствам. Он вправе также высказывать им такие замечания общего порядка, которые сочтет целесообразными. Комитет может передать Экономическому и Социальному совету эти замечания вместе с экземплярами докладов, полученных им от участвующих в Пакте государств. Эти государства, в свою очередь, вправе представлять Комитету свои соображения по любым из высказанных им замечаний.
Статьи 41–42 ПГПП предусматривают особые процедуры рассмотрения сообщений в случаях, когда участвующее в нем государства заявляют о признании ими компетенции Комитета «…получать и рассматривать сообщения о том, что какое-либо государство-участник утверждает, что другое государство-участник не выполняет своих обязательств по настоящему Пакту». То есть жалобы исходят не от индивидуумов, а от государств. В таких случаях могут быть созданы специальные согласительные комиссии, члены которых будут изучать проблемы прав и свобод человека на местах. Ежегодно Комитет по правам человека через Экономический и Социальный совет представляет Генеральной Ассамблее Организации Объединенных Наций доклад о своей работе.
Контроль над выполнением положений Пакта об экономических, социальных и культурных правах возложен непосредственно на Экономический и Социальный совет ООН. Участвующие в данном Пакте государства обязаны представлять доклады о принимаемых ими мерах и о прогрессе на пути к достижению соблюдения прав, признаваемых в Пакте, Генеральному секретарю ООН, который направляет их на рассмотрение ЭКОСОС, а отдельные положения доклада – заинтересованным специализированным учреждениям ООН. Последние, в свою очередь, по запросу ЭКОСОС, представляют ему доклады о прогрессе в соблюдении положений Пакта, относящихся к сфере их компетенции. Доклады государств и специализированных учреждений ООН, касающиеся прав человека, могут быть переданы в Комиссию по правам человека ООН для рассмотрения и дачи общих рекомендаций. Заинтересованные государства, в свою очередь, могут представлять в ЭКОСОС замечания по любой общей рекомендации.
Согласно статье 20 МПЭСКП, ЭКОСОС может представлять Генеральной Ассамблее доклады с рекомендациями общего характера и с кратким изложением сведений, получаемых от участвующих в этом Пакте государств. Он вправе запрашивать от специализированных учреждений доклады о принятых мерах и достигнутых результатах в области обеспечения соблюдения прав, признаваемых в МПЭСКП, и обращать их внимание на любые вопросы, возникающие в связи с докладами.
В деятельности ООН значительное место всегда занимала борьба с расизмом и апартеидом, являющихся серьезной угрозой правам и свободам человека. По этому поводу принята масса конвенций. Естественно, для контроля над выполнением положений этих конвенций созданы и соответствующие органы. Ими являются Специальный комитет ООН по апартеиду, Постоянная рабочая группа экспертов, Комитет по устранению расовой дискриминации. Первый институт уже перестал функционировать, так как считается, что апартеид устранен. На самом же деле политика апартеида продолжается в еще более широких масштабах, поскольку раздельное проживание осуществляется не только по расовому признаку, но и по социальным, национальным, религиозным и другим признакам. О всех проявлениях расизма в современных условиях обстоятельный разговор шел на международной конференции «Против расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости» в Дурбане (ЮАР, август – сентябрь 2001 г.).
- Система международных институтов
- Типология международных институтов
- Правовые основы деятельности международных институтов
- Соотношение национального и международного права в деятельности международных институтов
- Лига Наций.
- Международные конфликты в 1930-х гг. И роль Лиги Наций
- Уроки Лиги Наций
- Международные институты в период Второй Мировой войны
- Образование оон
- Цели и принципы деятельности оон
- Руководящие органы оон и процедура принятия решений
- Специализированные учреждения оон
- 2) Право человека пользоваться плодами научно-технического прогресса;
- Роль оон в регулировании международных конфликтов
- Миротворческие операции оон
- Проблемы реформирования оон
- Организация Американских Государств
- Континентальные институты Африки.
- 21. Совет Европы: Правовая основа и руководящие органы.
- Европейские сообщества
- Европейский Союз. Маастрихский и Амстердамские договора
- Лиссабонский договор о функционировании ес
- Расширение Европейского Союза
- Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе
- Снг как тип международного института
- Концепции Евразийского союза
- Международные институты в Азии
- Лига арабских государств и Организация исламской конференции
- Шанхайская организация сотрудничества.
- Международный парламентский союз
- Ассоциированные члены Межпарламентского союза
- Военно-политические блоки и союзы. Их природа и цели
- Нато. Военно-политическая доктрина и роль в мировой политике
- Багдадский пакт (Сенто), сеато, анзюз
- Организация Варшавского договора
- Глобальные институты по защите прав человека.
- Европейский Суд по правам человека
- Институты защиты прав человека Африканского и Американского континентов
- Международные военные трибуналы
- Международный уголовный суд
- Институты борьбы с международной преступностью. Интерпол.