2) Право человека пользоваться плодами научно-технического прогресса;
3) право участвовать в культурной жизни общества;
4) право на информацию, включая свободу мнений и выражения;
5) право на свободу мысли, совести и вероисповедания;
6) право на собрания и мирные ассоциации для деятельности, связанной с областями образования, науки и культуры.
В 1978 г. ЮНЕСКО определило процедуру защиты этих прав, и учредила специальный комитет Исполнительного бюро по конвенциям и рекомендациям, который должен следить за состоянием реализации провозглашаемых в международных инструментах прав человека в сфере деятельности этой организации. ЮНЕСКО разработала международные рекомендации и конвенции по многим аспектам духовной жизни человека и народов. Среди важнейших них можно назвать такие, как:
Гаагская конвенция «Об охране культурных ценностей в условиях военных конфликтов» (1954 г.);
конвенция «Против дискриминации в обучении» (1960 г.) и Протокол к ней (1962 г.);
рекомендация «Относительно обучения международному пониманию, сотрудничеству и миру, а также образования, касающегося прав человека и фундаментальных свобод (1974 г.);
декларация «О расах и расовых предрассудках» (1978 г.),
«Руководящие указания о статусе учителей» (1966 г.);
заявление «Об академической свободе и университетской автономии» (1992 г.) и другие.
Каждое государство-член ЮНЕСКО обязано в установленные сроки представлять доклады о законах, инструкциях и статистике, касающихся их образовательных, научных и культурных учреждений, а также действиях по реализации принятых ЮНЕСКО рекомендаций и соглашений.
МОТ
Международная организация труда – первое специализированное учреждение ООН. Она была учреждена еще в 1919 г. и продолжает традиции, заложенные Международной ассоциацией за трудовое законодательство, возникшей в 1901 г. Цели МОТ определены в ее Уставе (Конституции), принятом еще в 1919 г. Этот Устав основан на следующих основных постулатах:
Всеобщий и прочный мир может быть установлен только при условии утверждения на Земле социальной справедливости.
Условия труда, основанные на несправедливости и лишениях огромной массы людей, способны произвести волнения, угрожающие миру и согласию.
Условия труда необходимо усовершенствовать путем регулирования времени работы, установления максимальной продолжительности рабочего дня и недели, предотвращения безработицы, обеспечения адекватного прожиточного минимума, защиты рабочих от болезней и трудовых увечий, защиты детей, подростков и женщин, а также защиты интересов рабочих-иммигрантов.
Необходимо реализовать принцип равного вознаграждения за равный труд, признавать свободу ассоциаций, организовать профессионально-техническое обучение работников и принимать другие необходимые меры по улучшению условий жизни и труда людей.
Отказ любого государства от создания для своих работников гуманных условий труда препятствует реализации этой
цели и в других странах.
Декларация, принятая 10 мая 1944 г. в Филадельфии, подтвердила основные цели МОТ и выдвинула несколько новых принципов, на которых основывается деятельность этого института, а именно:
труд не является товаром;
2. свобода выражения и ассоциации необходима для устойчивого прогресса;
3. бедность в любой части мира составляет опасность для процветания всюду;
4. все люди, независимо от расы, веры или пола, имеют право отстаивать свое материальное благополучие и духовное развитие в условиях свободы и достоинства, экономической безопасности и равных возможностей.
Достижение условий, благодаря которым это стало бы возможным, должно стать основной целью всей национальной и международной политики, проведению которой призвана содействовать Международная организация труда. Ее основными ориентирами выступают:
1) полная занятость и повышение уровня жизни людей;
2) занятость работников в тех профессиях, в которых они могут с удовлетворением и полнотой проявлять свои навыки и умения, внося наибольший вклад в общее благосостояние;
3) обучение, политика в области заработной платы и доходов, регулирование продолжительности работы и ее условий;
4) достижение прожиточного минимума для всех занятых и нуждающихся в социальной защите, гарантия права на коллективные переговоры между предпринимателями и профсоюзами об условиях труда, управления и усовершенствования эффективности производства;
5) сотрудничество рабочих и предпринимателей в процессах подготовки и применения социальных и экономических мер;
6) расширение мер социальной безопасности работников путем обеспечения медицинского обслуживания;
7) соответствующая защита жизни и здоровья работников во время труда;
8) защита материнства и детства;
9) обеспечение возможностей для отдыха и культурного развития;
10) гарантия равенства возможностей в образовании и обучении.
Членом МОТ может стать любое государство-член ООН. Достаточно сообщить ее Генеральному директору о принятии им обязательств, вытекающих из Конституции этой организации. Члены МОТ вправе выйти из нее, уведомив Генерального директора об этом за два года до выхода. Согласно Статье 1 (п. 6) Конституции МОТ, восстановление в ее членстве осуществляется с согласия двух третей делегатов, участвующих в сессии, включая две трети присутствующих и голосующих делегатов от правительств. Членами МОТ могут стать и самоуправляющиеся территории.
Руководящими органами МОТ являются Генеральная конференция представителей ее членов; Административный совет и Международное бюро труда.
Генеральная конференция собирается на свои сессии по мере необходимости, но не реже одного раза в год в определяемом Административным советом месте. Обычно она собирается в июне каждого года в Женеве. Каждый член МОТ направляет на Конференцию трех партийную (правительство, работодатели и наемные работники) делегацию из четырех человек, два из которых должны представлять правительство и по одному – предпринимателей и наемных работников. Каждого делегата может сопровождать по два советника на каждый пункт повестки дня встречи. Когда вопросы касаются проблем женщин, среди советников обязательно должна быть хотя бы одна женщина.
Делегаты голосуют на Конференции индивидуально, но нередко члены одной делегации голосуют друг против друга, так как интересы предпринимателей и работников часто расходятся. Для участия в работе Конференции они должны в установленном порядке представить в Международное Бюро труда свои верительные грамоты. Конференции МОТ устанавливают международные трудовые стандарты, обсуждают и выносят рекомендации по социальным и трудовым вопросам, представляющим интерес для всего мира, принимают бюджет организации и формируют ее руководящие органы.
Руководящий орган МОТ – Административный совет (АС) – формируется Конференцией сроком на три года в количестве 56 членов, из которых 28 должны являться представителями правительств, 14 – представителями предпринимателей и 14 – представителями наемных работников. Десять из правительственных мест отводятся постоянно для ведущих индустриальных стран мира. Остальные избираются на Конференции делегатами от правительств каждые три года, с учетом географического распределения государств. Группы делегатов от предпринимателей и рабочих выбирают своих собственных представителей в АС.
Административный совет МОТ работает по собственным правилам. Он собирается три раза в год там же, в Женеве для решения преимущественно организационных вопросов. Из своего состава он избирает председателя и двух вице-председателей, представляющих разные группы делегатов, назначает Генерального директора Международного бюро труда (МБТ) сроком на пять лет. Гендиректор работает по инструкциям АС, формирует штат МБТ[1], определяет программу и бюджет МОТ. Генеральный директор и штат МБТ полностью свободны от правительств своих стран и обязаны воздерживаться от любых действий, которые могли бы отражаться на их позициях как международных должностных лиц, ответственных только перед МОТ.
В функции МБТ входят сбор и распределение информации обо всех проблемах, касающихся международного регулирования условий промышленности и труда, и особенно изучение вопросов, которые предлагаются Конференции с целью заключения международных конвенций. В его задачу входит также подготовка документов по вопросам повестки дня сессий Конференции, согласование с правительствами позиций по аспектам принимаемых законов и инструкций, совершенствование административных методов инспекций. Оно проводит специальные исследования по заданию Конференции или АС, редактирует и организует публикации на разных языках по проблемам промышленности и занятости, представляющим международный интерес.
За период своей деятельности (1919 – 2003 гг.) МОТ приняла более 7 тыс. конвенций и рекомендаций по всем вопросам своей компетенции, в том числе 184 конвенций и около 190 рекомендаций по международным стандартам труда. В них сформулированы международные трудовые стандарты, установлены основные права работников: свобода ассоциации, право на организацию, право на коллективные переговоры между предпринимателями и профсоюзами об условиях труда, отмена принудительного труда, равенство возможностей и обращения, минимальная почасовая оплата труда, продолжительность ежегодных оплачиваемых отпусков и многое другое. С 1994 г. АС каждый год выделяет среди ратифицированных конвенций 4 наиболее приоритетных. В их число почти всегда входят конвенции о рабочей инспекции, занятости и детском труде[1].
МОТ обеспечивает техническую помощь своим членам в областях профессионального образования и обучения, политики занятости, трудового права и производственных отношений, условий труда, управления, кооперативов, социального обеспечения, статистики труда, профессиональной безопасности и здоровья.
Согласно Статьям 19 и 22 Конституции МОТ, ее члены обязаны в течение 12 месяцев после ратификации ими соглашений и принятия рекомендаций реализовать у себя все положения и представить в установленные сроки доклады о том, какие меры предпринимаются для этого. В связи с постоянным увеличением числа конвенций, сроки представления докладов и требования к последним неоднократно пересматривались. С конца 1970-х годов государства представляют доклады раз в 4 года, за исключением примерно 2 – 3 десятков конвенций, касающихся фундаментальных прав человека и их защиты. Контрольные органы МОТ имеют право затребовать от правительств доклады о ходе реализации и по мере необходимости. В МОТ функционирует и соответствующая система международного наблюдения, контролирующая деятельность государств в этой области. В частности, изучаются жалобы профсоюзов на нарушение их партнерами (предпринимателями и правительствами) своих обязательств.
В 1926 г. МОТ учредила Комиссию экспертов, состоящую из независимых юристов – высококвалифицированных специалистов в области социальных прав, в том числе бывших членов и председателей верховных и конституционных судов, а также Международного Суда юстиции. Она собирается в марте каждого года, и внимательно, независимо и объективно изучает и обобщает доклады правительств, давая комментарии к ним и обращая внимание правительств на степень соответствия их национального права положениям ратифицированных ими конвенций. В случае необходимости Комиссия экспертов вправе запрашивать у соответствующих правительств дополнительную информацию. На каждой Конференции она представляет свои доклады с выводами о положении дел в области компетенции МОТ. Выводы Комиссии становятся предметом трех сторонней проверки.
По Конституции МОТ правительства обязаны представлять копии направляемых ими в эту организацию документов и докладов соответствующим национальным институтам предпринимателей и наемных работников. Последние получают от МБТ комментарии Комиссии экспертов к докладам их правительств.
Согласно Статье 24 Конституции МОТ, организации предпринимателей и работников могут делать заявления о невыполнении правительствами своих обязательств по ратифицированным конвенциям. Такие заявления проверяются в соответствии с установленными процедурами и, если они оказываются обоснованными, то должны рассматриваться трех партийной комиссией (Commission of Inquiry) из 3 человек, назначаемых в равном количестве правительством, предпринимателями и рабочими. Данная Комиссия может состоять из представителей как правительства, которым допущено нарушение положений конвенции, так и правительств других стран. Она составляет доклад, включающий в себе обвинения заявителя, ответ правительства, а также выводы и рекомендации самой комиссии. После рассмотрения доклада Международным Бюро Труда, он публикуется в официальном бюллетене МБТ. В течение трех месяцев после этого, правительство, которое обвиняется в нарушении конвенции, должно представить в МБТ сообщение о том, что предпринимается для реализации рекомендаций Комиссии, или же обратиться в Международный Суд Юстиции с жалобой на неправомерность выводов Комиссии. Решение Суда является окончательным (Ст. 29). Очень важно, что организации рабочих и предпринимателей могут направить своих представителей для осуществления надзора за выполнением условий конвенций МОТ в других странах.
В МОТ, как и в других международных институтах, существуют многочисленные комиссии и комитеты по различным аспектам социальной и экономической жизни. Организация оказывает своим членам практическую помощь в реализации международных трудовых стандартов в их странах. Для этого регулярно проводятся региональные семинары, публикуются справочники и руководства, оказывается практическая помощь (миссии советников по трудовому законодательству и др.). С 1964 г. многократно переиздается «Учебник процедур международных конвенций и рекомендаций о труде».
Многолетний опыт МОТ и ее предшественницы дает полное основание рассматривать Организацию как один из самых эффективных институтов защиты социальных и экономических прав человека. Признанием этой роли было присуждение МОТ Нобелевской премии мира в 1969 г.
МВФ
Международная организация труда – первое специализированное учреждение ООН. Она была учреждена еще в 1919 г. и продолжает традиции, заложенные Международной ассоциацией за трудовое законодательство, возникшей в 1901 г. Цели МОТ определены в ее Уставе (Конституции), принятом еще в 1919 г. Этот Устав основан на следующих основных постулатах:
Всеобщий и прочный мир может быть установлен только при условии утверждения на Земле социальной справедливости.
Условия труда, основанные на несправедливости и лишениях огромной массы людей, способны произвести волнения, угрожающие миру и согласию.
Условия труда необходимо усовершенствовать путем регулирования времени работы, установления максимальной продолжительности рабочего дня и недели, предотвращения безработицы, обеспечения адекватного прожиточного минимума, защиты рабочих от болезней и трудовых увечий, защиты детей, подростков и женщин, а также защиты интересов рабочих-иммигрантов.
Необходимо реализовать принцип равного вознаграждения за равный труд, признавать свободу ассоциаций, организовать профессионально-техническое обучение работников и принимать другие необходимые меры по улучшению условий жизни и труда людей.
Отказ любого государства от создания для своих работников гуманных условий труда препятствует реализации этой
цели и в других странах.
Декларация, принятая 10 мая 1944 г. в Филадельфии, подтвердила основные цели МОТ и выдвинула несколько новых принципов, на которых основывается деятельность этого института, а именно:
труд не является товаром;
2. свобода выражения и ассоциации необходима для устойчивого прогресса;
3. бедность в любой части мира составляет опасность для процветания всюду;
4. все люди, независимо от расы, веры или пола, имеют право отстаивать свое материальное благополучие и духовное развитие в условиях свободы и достоинства, экономической безопасности и равных возможностей.
Достижение условий, благодаря которым это стало бы возможным, должно стать основной целью всей национальной и международной политики, проведению которой призвана содействовать Международная организация труда. Ее основными ориентирами выступают:
1) полная занятость и повышение уровня жизни людей;
2) занятость работников в тех профессиях, в которых они могут с удовлетворением и полнотой проявлять свои навыки и умения, внося наибольший вклад в общее благосостояние;
3) обучение, политика в области заработной платы и доходов, регулирование продолжительности работы и ее условий;
4) достижение прожиточного минимума для всех занятых и нуждающихся в социальной защите, гарантия права на коллективные переговоры между предпринимателями и профсоюзами об условиях труда, управления и усовершенствования эффективности производства;
5) сотрудничество рабочих и предпринимателей в процессах подготовки и применения социальных и экономических мер;
6) расширение мер социальной безопасности работников путем обеспечения медицинского обслуживания;
7) соответствующая защита жизни и здоровья работников во время труда;
8) защита материнства и детства;
9) обеспечение возможностей для отдыха и культурного развития;
10) гарантия равенства возможностей в образовании и обучении.
Членом МОТ может стать любое государство-член ООН. Достаточно сообщить ее Генеральному директору о принятии им обязательств, вытекающих из Конституции этой организации. Члены МОТ вправе выйти из нее, уведомив Генерального директора об этом за два года до выхода. Согласно Статье 1 (п. 6) Конституции МОТ, восстановление в ее членстве осуществляется с согласия двух третей делегатов, участвующих в сессии, включая две трети присутствующих и голосующих делегатов от правительств. Членами МОТ могут стать и самоуправляющиеся территории.
Руководящими органами МОТ являются Генеральная конференция представителей ее членов; Административный совет и Международное бюро труда.
Генеральная конференция собирается на свои сессии по мере необходимости, но не реже одного раза в год в определяемом Административным советом месте. Обычно она собирается в июне каждого года в Женеве. Каждый член МОТ направляет на Конференцию трех партийную (правительство, работодатели и наемные работники) делегацию из четырех человек, два из которых должны представлять правительство и по одному – предпринимателей и наемных работников. Каждого делегата может сопровождать по два советника на каждый пункт повестки дня встречи. Когда вопросы касаются проблем женщин, среди советников обязательно должна быть хотя бы одна женщина.
Делегаты голосуют на Конференции индивидуально, но нередко члены одной делегации голосуют друг против друга, так как интересы предпринимателей и работников часто расходятся. Для участия в работе Конференции они должны в установленном порядке представить в Международное Бюро труда свои верительные грамоты. Конференции МОТ устанавливают международные трудовые стандарты, обсуждают и выносят рекомендации по социальным и трудовым вопросам, представляющим интерес для всего мира, принимают бюджет организации и формируют ее руководящие органы.
Руководящий орган МОТ – Административный совет (АС) – формируется Конференцией сроком на три года в количестве 56 членов, из которых 28 должны являться представителями правительств, 14 – представителями предпринимателей и 14 – представителями наемных работников. Десять из правительственных мест отводятся постоянно для ведущих индустриальных стран мира. Остальные избираются на Конференции делегатами от правительств каждые три года, с учетом географического распределения государств. Группы делегатов от предпринимателей и рабочих выбирают своих собственных представителей в АС.
Административный совет МОТ работает по собственным правилам. Он собирается три раза в год там же, в Женеве для решения преимущественно организационных вопросов. Из своего состава он избирает председателя и двух вице-председателей, представляющих разные группы делегатов, назначает Генерального директора Международного бюро труда (МБТ) сроком на пять лет. Гендиректор работает по инструкциям АС, формирует штат МБТ[1], определяет программу и бюджет МОТ. Генеральный директор и штат МБТ полностью свободны от правительств своих стран и обязаны воздерживаться от любых действий, которые могли бы отражаться на их позициях как международных должностных лиц, ответственных только перед МОТ.
В функции МБТ входят сбор и распределение информации обо всех проблемах, касающихся международного регулирования условий промышленности и труда, и особенно изучение вопросов, которые предлагаются Конференции с целью заключения международных конвенций. В его задачу входит также подготовка документов по вопросам повестки дня сессий Конференции, согласование с правительствами позиций по аспектам принимаемых законов и инструкций, совершенствование административных методов инспекций. Оно проводит специальные исследования по заданию Конференции или АС, редактирует и организует публикации на разных языках по проблемам промышленности и занятости, представляющим международный интерес.
За период своей деятельности (1919 – 2003 гг.) МОТ приняла более 7 тыс. конвенций и рекомендаций по всем вопросам своей компетенции, в том числе 184 конвенций и около 190 рекомендаций по международным стандартам труда. В них сформулированы международные трудовые стандарты, установлены основные права работников: свобода ассоциации, право на организацию, право на коллективные переговоры между предпринимателями и профсоюзами об условиях труда, отмена принудительного труда, равенство возможностей и обращения, минимальная почасовая оплата труда, продолжительность ежегодных оплачиваемых отпусков и многое другое. С 1994 г. АС каждый год выделяет среди ратифицированных конвенций 4 наиболее приоритетных. В их число почти всегда входят конвенции о рабочей инспекции, занятости и детском труде[1].
МОТ обеспечивает техническую помощь своим членам в областях профессионального образования и обучения, политики занятости, трудового права и производственных отношений, условий труда, управления, кооперативов, социального обеспечения, статистики труда, профессиональной безопасности и здоровья.
Согласно Статьям 19 и 22 Конституции МОТ, ее члены обязаны в течение 12 месяцев после ратификации ими соглашений и принятия рекомендаций реализовать у себя все положения и представить в установленные сроки доклады о том, какие меры предпринимаются для этого. В связи с постоянным увеличением числа конвенций, сроки представления докладов и требования к последним неоднократно пересматривались. С конца 1970-х годов государства представляют доклады раз в 4 года, за исключением примерно 2 – 3 десятков конвенций, касающихся фундаментальных прав человека и их защиты. Контрольные органы МОТ имеют право затребовать от правительств доклады о ходе реализации и по мере необходимости. В МОТ функционирует и соответствующая система международного наблюдения, контролирующая деятельность государств в этой области. В частности, изучаются жалобы профсоюзов на нарушение их партнерами (предпринимателями и правительствами) своих обязательств.
В 1926 г. МОТ учредила Комиссию экспертов, состоящую из независимых юристов – высококвалифицированных специалистов в области социальных прав, в том числе бывших членов и председателей верховных и конституционных судов, а также Международного Суда юстиции. Она собирается в марте каждого года, и внимательно, независимо и объективно изучает и обобщает доклады правительств, давая комментарии к ним и обращая внимание правительств на степень соответствия их национального права положениям ратифицированных ими конвенций. В случае необходимости Комиссия экспертов вправе запрашивать у соответствующих правительств дополнительную информацию. На каждой Конференции она представляет свои доклады с выводами о положении дел в области компетенции МОТ. Выводы Комиссии становятся предметом трех сторонней проверки.
По Конституции МОТ правительства обязаны представлять копии направляемых ими в эту организацию документов и докладов соответствующим национальным институтам предпринимателей и наемных работников. Последние получают от МБТ комментарии Комиссии экспертов к докладам их правительств.
Согласно Статье 24 Конституции МОТ, организации предпринимателей и работников могут делать заявления о невыполнении правительствами своих обязательств по ратифицированным конвенциям. Такие заявления проверяются в соответствии с установленными процедурами и, если они оказываются обоснованными, то должны рассматриваться трех партийной комиссией (Commission of Inquiry) из 3 человек, назначаемых в равном количестве правительством, предпринимателями и рабочими. Данная Комиссия может состоять из представителей как правительства, которым допущено нарушение положений конвенции, так и правительств других стран. Она составляет доклад, включающий в себе обвинения заявителя, ответ правительства, а также выводы и рекомендации самой комиссии. После рассмотрения доклада Международным Бюро Труда, он публикуется в официальном бюллетене МБТ. В течение трех месяцев после этого, правительство, которое обвиняется в нарушении конвенции, должно представить в МБТ сообщение о том, что предпринимается для реализации рекомендаций Комиссии, или же обратиться в Международный Суд Юстиции с жалобой на неправомерность выводов Комиссии. Решение Суда является окончательным (Ст. 29). Очень важно, что организации рабочих и предпринимателей могут направить своих представителей для осуществления надзора за выполнением условий конвенций МОТ в других странах.
В МОТ, как и в других международных институтах, существуют многочисленные комиссии и комитеты по различным аспектам социальной и экономической жизни. Организация оказывает своим членам практическую помощь в реализации международных трудовых стандартов в их странах. Для этого регулярно проводятся региональные семинары, публикуются справочники и руководства, оказывается практическая помощь (миссии советников по трудовому законодательству и др.). С 1964 г. многократно переиздается «Учебник процедур международных конвенций и рекомендаций о труде».
Многолетний опыт МОТ и ее предшественницы дает полное основание рассматривать Организацию как один из самых эффективных институтов защиты социальных и экономических прав человека. Признанием этой роли было присуждение МОТ Нобелевской премии мира в 1969 г.
- Система международных институтов
- Типология международных институтов
- Правовые основы деятельности международных институтов
- Соотношение национального и международного права в деятельности международных институтов
- Лига Наций.
- Международные конфликты в 1930-х гг. И роль Лиги Наций
- Уроки Лиги Наций
- Международные институты в период Второй Мировой войны
- Образование оон
- Цели и принципы деятельности оон
- Руководящие органы оон и процедура принятия решений
- Специализированные учреждения оон
- 2) Право человека пользоваться плодами научно-технического прогресса;
- Роль оон в регулировании международных конфликтов
- Миротворческие операции оон
- Проблемы реформирования оон
- Организация Американских Государств
- Континентальные институты Африки.
- 21. Совет Европы: Правовая основа и руководящие органы.
- Европейские сообщества
- Европейский Союз. Маастрихский и Амстердамские договора
- Лиссабонский договор о функционировании ес
- Расширение Европейского Союза
- Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе
- Снг как тип международного института
- Концепции Евразийского союза
- Международные институты в Азии
- Лига арабских государств и Организация исламской конференции
- Шанхайская организация сотрудничества.
- Международный парламентский союз
- Ассоциированные члены Межпарламентского союза
- Военно-политические блоки и союзы. Их природа и цели
- Нато. Военно-политическая доктрина и роль в мировой политике
- Багдадский пакт (Сенто), сеато, анзюз
- Организация Варшавского договора
- Глобальные институты по защите прав человека.
- Европейский Суд по правам человека
- Институты защиты прав человека Африканского и Американского континентов
- Международные военные трибуналы
- Международный уголовный суд
- Институты борьбы с международной преступностью. Интерпол.