Типология международных институтов
По данным СМА, в марте 1989 г. субъектами мировой политики являлись примерно 26,5 тыс. международных организаций[1]. Они охватывали все сферы человеческой деятельности на разных уровнях интеграции (двустороннем, региональном, континентальном и глобальном). Их точная классификация – задача исключительно трудная. Союзу международных ассоциаций потребовались почти целых два десятилетия для систематизации всех действующих на международной арене организаций в соответствии с установленными им критериями. Как писал американский политолог К. Иглтон, классифицировать международные организации почти невозможно: это так же трудно, как классифицировать гальку на морском побережье. Трудности обусловлены не только количеством и разнообразием известных и существующих организаций, но и многообразием критериев их классификации (см. табл. 1).
Мир многообразен, человечество дифференцировано по национальным, государственным, языковым, религиозным, цивилизационным, социально-классовым и другим признакам, по степеням прогресса и уровням развития его частей. Цели создаваемых различными группами людей институтов могут быть противоположными: всемерное содействие общественному прогрессу и международному сотрудничеству в различных
Схема 1. Типы международных институтов и их критерии
Критерии классификации | Типы институтов |
По субъектам и правовой основе | Межправительственные Неправительственные |
По географии охвата и масштабам деятельности | Универсальные (глобальные) Континентальные Региональные |
По широте полномочий, кругу решаемых задач | Институты общей компетенции Институты специальной компетенции |
По сферам деятельности | Социально-экономические, социально-политические, гуманитарные, правотворческие, национально-этнические, религиозные, научно-технические, культурные |
По интересам | Общечеловеческие, классовые, групповые, профессиональные, женские, молодежные, студенческие и т. д. |
По системам государств | Институты капиталистических, социалистических, развивающихся (неприсоединившихся) стран |
По срокам деятельности | Постоянные, с оговоренным сроком действия, временные |
областях или разъединению народов и стран, возведение барьеров между ними, разжигание вражды.
В зависимости от своих субъектов и правовой основы, организации делятся намеждународные межправительственные (ММПО) и международные неправительственные (МНПО)[1]. Членами ММПО являются государства, правительства и их институты. Членами МНПО выступают как международные и национальные неправительственные организации, так и отдельные граждане и их группы (научные общества, ассоциации культуры, пенклубы). Существуют международные институты, которые сами себя не относят к ММПО, а считаются выразителями воли и интересов граждан групп стран или их представительных органов. Это –международные межпарламентские институты, формирующиеся особенно быстрыми темпами в последние десятилетия. Существуют международные институты, членами которых могут стать как правительственные, так и общественные институты. Институты могут различаться по характеру членства, а также по степени их равенства.
По масштабам своей деятельности международные институты могут бытьрегиональными, субрегиональными, континентальными, трансконтинентальными и всемирными (глобальными). Поскольку международные институты создаются для совместного решения конкретных проблем, они могут классифицироваться по областям и аспектам общественной жизни, по группам, слоям и классам населения, по сферам человеческой деятельности, по признакам различий по полу, возрасту, расе, религии, языку.
По широте полномочий, кругу решаемых задач и характеру принимаемых решений международные институты делятся на институты общей компетенции и институты специальной компетенции. Институты общей компетенции уполномочены принимать решения по всем проблемам международной жизни. Их число всегда ограничено. К ним относятся универсальные организации по обеспечению мира и безопасности на Земле (Лига Наций и ООН). Институтами общей компетенции, но в пределах отдельных континентов, могут считаться такие континентальные организации, как ОАГ, ОАЕ (с 2002 г. АС) и ЕС. Международные институты специальной компетенции уполномочены решать только конкретные, предусмотренные их уставами, проблемы международной жизни (здоровье людей, труд, связь, образование, культура). Чем шире круг членов международных институтов, тем шире поле их деятельности и круг решаемых задач.
Далее, международные институты могут быть постоянными и временными(органы по подготовке и проведению международных конференций, конгрессов, встреч, совещаний и по реализации их решений).
Другим важным срезом классификации международных институтов является деление их на экономические, финансовые, политические и военно-политические, социальные, образовательные, культурные, религиозные, классовые, профессиональные и т. д. Существуют также международные детские, молодежные, женские, студенческие, научные, спортивные и т. д. организации. Одни из них являются чисто политическими институтами, другие – социально-политическими, третьи – политико-экономическими. Правда, не всегда можно с точностью отличить институты образовательные от институтов культурных, институты социальные от институтов политических, и т. д. Но все они призваны определять политику, стратегию и тактику в сфере своей компетенции.
До 1990-х годов было принято различать международные институты еще и по системам(институты капиталистического и институты социалистического миров, а также институты стран «третьего мира»). С распадом СССР и отходом многих стран от социалистического пути развития международные институты социалистического мира прекратили свое существование. Институты развитых капиталистических и развивающихся стран мира не только сохранились, но и значительно расширили сферу своего влияния.
- Система международных институтов
- Типология международных институтов
- Правовые основы деятельности международных институтов
- Соотношение национального и международного права в деятельности международных институтов
- Лига Наций.
- Международные конфликты в 1930-х гг. И роль Лиги Наций
- Уроки Лиги Наций
- Международные институты в период Второй Мировой войны
- Образование оон
- Цели и принципы деятельности оон
- Руководящие органы оон и процедура принятия решений
- Специализированные учреждения оон
- 2) Право человека пользоваться плодами научно-технического прогресса;
- Роль оон в регулировании международных конфликтов
- Миротворческие операции оон
- Проблемы реформирования оон
- Организация Американских Государств
- Континентальные институты Африки.
- 21. Совет Европы: Правовая основа и руководящие органы.
- Европейские сообщества
- Европейский Союз. Маастрихский и Амстердамские договора
- Лиссабонский договор о функционировании ес
- Расширение Европейского Союза
- Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе
- Снг как тип международного института
- Концепции Евразийского союза
- Международные институты в Азии
- Лига арабских государств и Организация исламской конференции
- Шанхайская организация сотрудничества.
- Международный парламентский союз
- Ассоциированные члены Межпарламентского союза
- Военно-политические блоки и союзы. Их природа и цели
- Нато. Военно-политическая доктрина и роль в мировой политике
- Багдадский пакт (Сенто), сеато, анзюз
- Организация Варшавского договора
- Глобальные институты по защите прав человека.
- Европейский Суд по правам человека
- Институты защиты прав человека Африканского и Американского континентов
- Международные военные трибуналы
- Международный уголовный суд
- Институты борьбы с международной преступностью. Интерпол.