logo
MPI_otvety

Расширение Европейского Союза

Межправительственная конференция государств-членов ЕС 4 октября 2003 г. подтвердила важность проделанной работы по составлению проекта Конституции, основанной на равенстве государств-членов, и одобрила его как основу. Она высказалась за продолжение  конституционных переговоров перед выборами в Европейский парламент в июне 2004 г. с тем, чтобы дать гражданам европейских стран возможность высказать свое отношение к будущей архитектуре Союза.

К концу 2002 г. ЕС объединяло 15 европейских государств с населением в 375 млн. чел. К этому времени он получил заявления о присоединении к Союзу еще от 13 стран Восточной и Юго-Восточной Европы (Болгария, Венгрия, Латвия, Литва, Польша, Румыния, Словакия, Словения, Чешская Республика, Эстония), а также Кипр, Мальта и Турция. Было проведено множество встреч для обсуждения условий присоединения к ЕС и вытекающей из этого политике новых членов. Критерии приема в ЕС были определены еще в Копенгагене («Копенгагенские критерии») в 1993 г. В соответствии с ними, в стране претендующей на членство в ЕС, должны существовать конституционная демократия, правовое государство, уважаться права человека и фундаментальные свободы, в том числе и права национальных, этнических, религиозных и иных меньшинств. Каждый претендент должен обладать развитой рыночной экономикой, способной выдержать конкурентное давление рыночных сил внутри Союза, а также внутреннее законодательство, способное инкорпорироваться в законы Союза.

Переговоры с каждой страной ведутся Европейской Комиссией от имени ЕС по 31 пункту, затрагивающему практически все аспекты жизни сообщества. Соглашение должно быть достигнуто по каждому из них в отдельности. Только после этого Европейский парламент ставит вопрос на голосование о приеме государства в члены Евросоюза. Если ЕС сочтет, что в той или иной стране не соблюдаются «копенгагенские критерии», переговоры с нею не ведутся. Так, например, обстоит дело с Турцией, которая подала заявление о вступлении в Евросоюз еще в 1987 г.

В декабре 2000 г. в Ницце было достигнуто предварительное соглашение об условиях нового распределения мест в Европейском парламенте (см.Приложение 8), голосов в Совете министров и будущего состава Европейской комиссии. Европарламент высказался за ускорение процесса принятия новых членов с тем, чтобы они могли принять участие в выборах в него уже в 2004 г. При этом был учтен заметный разрыв в уровнях развития стран ЕС и стран-кандидатов. Так, в 1999 г. среднедушевой доход в последних составлял 34.9 % от дохода граждан стран Евросоюза. Отсюда и естественные опасения о том, что население новых, менее развитых, членов ЕС сразу же устремится на развитый Запад. Поэтому были установлены некоторые ограничения на движение рабочей силы с территорий новых членов Союза на территории старых членов (два года с возможностью продления этого срока до пяти лет).

Как нетрудно видеть, страны Европы последовательно идут по пути интеграции. Опыт Европейского Союза внимательно изучается народами Азии и Африки, также ищущими пути сближения со своими соседями.