logo
АТЛАС МК2

Кыргызско-узбекские взаимоотношения. Территориальный вопрос

Самым сложным нерешенным вопросом между Кыргызстаном и Узбекистаном является территориальный. Граница между двумя государствами в настоящее время делимитируется. К настоящему времени произведена делимитация большей части совместной кыргызско-узбекской границы, протяженность которой составляет около 1300 км. По всему же ее периметру существует, по разным данным, от 70 до 100 спорных участков. По части из них не было достигнуто какого-либо соглашения. Межправительственная комиссия, созданная для решения данного вопроса, сталкивается с множеством трудностей в своей работе, исходящих во многом из взаимных противоречий. Узбекская сторона отстаивает принцип проведения границы, основываясь на карту 1924 г. Кыргызстан выдвигает в качестве базы для переговоров в качестве окончательного документа карту 1955 г. В двусторонних взаимоотношениях важную роль играет анклавный фактор. На территории Кыргызстана имеется два узбекских анклава – Сох и Шахимардан численностью, по разным данным, от 40 до 50 тыс. человек. В свою очередь и в Узбекистане имеется кыргызский анклав – село Барак, относящееся к сельской управе Ак-Таш Кара-Суйского района Ошской области, с населением 589 человек. Все вышеперечисленные анклавы оторваны от основной территории своих государств, что создает значительные трудности для их населения. В этой связи узбекским руководством была предпринята попытка заключить со своими кыргызскими коллегами соглашение об обмене территориями с тем, чтобы анклав Сох был присоединен широкой полосой земли к «материковой» части Узбекистана. В обмен Кыргызстану предлагалось передать южную часть Соха. Кыргызская сторона посчитала для себя невыгодным заключать подобное соглашение, т.к. в этом случае два района страны – Лейлекский и Баткенский – почти полностью будут отрезаны от остальной территории. Анклавы являются мощным инструментом давления Узбекистана на Кыргызстан. Известно, что в Сохе находятся подразделения Вооруженных Сил Республики Узбекистан, хотя в мировой практике содержание в анклавах какой-либо военной силы является недопустимым.

Все это может быть использовано и во многом уже использовалось экстремистами для дестабилизации обстановки не только в данном регионе, но и во всей Центральной Азии. Характерно, что недостаточная готовность кыргызской армии противостоять вооруженным отрядам боевиков заставляет узбекское руководство предпринимать активные односторонние меры для защиты своих рубежей. Так, в последние годы узбекские власти усиленно минируют свои границы с Кыргызстаном, пытаясь предотвратить возможное проникновение нежелательных элементов на свою территорию. Однако на деле зачастую от этого страдают мирные жители приграничных районов обоих государств. Подобные меры властей вызывают сильное неприятие со стороны местного кыргызского населения. Таким образом, кыргызско-узбекское межэтническое равновесие на современном этапе отличается некоторой нестабильностью. Учитывая же, что оба государства соприкасаются друг с другом в самом центре Центральной Азии, можно сделать вывод о том, что напряженность здесь теоретически угрожает стабильности региона в целом. В данном случае для ШОС кыргыско-узбекские отношения имеют не столько двусторонний, сколько региональный характер, отрицательно влияя на ситуации в регионе и организации в целом.