logo
tnk_(orekhova)

4. 2. Стадийность интернационализационного процесса

Большинство исследователей теории и практики международного бизнеса отмечают стадийный характер процесса интернационализации фирмы. Наиболее часто выделяют 3 основных этапа (см. таблицу 4. 2):

1) начальный;

2) локальной рыночной экспансии;

3) транснациональный.

Таблица 4.2. Стадийность процесса интернационализации

Л юбая ТНК в процессе своего развития проходит через все перечисленные этапы, каждый из которых характеризуется не только спецификой задач и значимости зарубежной деятельности, но и различиями в ориентации высшего менеджмента, наиболее детально обозначенными X. Перлмуттером с помощью известной модели EPRG \3\

Согласно этой модели доминирующим отношением управленческого персонала фирмы, не имеющей этноцентризм (Е). Такое отношение предполагает рассмотрение зарубежных, операций, как подчиненных деятельности на внутреннем рынке. При этом полностью сохраняются критерии оценки результативности, используемые при анализе работы фирмы внутри страны. Полицентрическая ориентация (Р) подчеркивает важность учета специфики социально-культурной среды

бизнеса в различных странах и использования разработанных на местах и адаптированных к локальным условиям процедур оценки и контроля.

Региоцентрическая (R) ориентация фокусируется на региональной организации полномочий и коммуникационных потоков, в то время, как геоцентрическая или глобальная (G) ориентация предполагают сотрудничество между штаб-квартирой и филиалами для разработки стандартов и процедур, которые соответствуют как общим, так и локальным задачам фирмы.

Большинство современных ТНК стремятся использовать концепцию геоцентризма в управлении своей зарубежной деятельностью. Региоцентрическая ориентация характерна в тех случаях, когда специфика бизнеса ( к примеру, в пищевой промышленности, сфере телекоммуникаций, металлургии и т. д.) не позволяет достичь полной стандартизации управленческих процедур.