4. 4. Выбор форм выхода на зарубежные рынки
Определив страны - целевые рынки, управленческий персонал фирмы должен выбрать наиболее эффективную форму (стратегию) выхода на них.
В большинстве случаев выходящее на зарубежный рынок предприятие рассматривает преимущества и недостатки (см. табл. 4.3.) следующих альтернатив:
• экспорт (exporting);
• контрактные кооперационные соглашения (cooperative contractual arrangements), включая лицензирование (licensing) и франчайзинг (franchising);
• совместное предприятие (joint venture);
• создание за рубежом собственного производственного предприятия или филиала (wholly owned affiliates).
Табл. 4.3. Основные формы выхода на зарубежные рынки
Форма выхода | Преимущества | Недостатки |
Экспорт | •Сохранение контроля; •Поддержка производства внутри страны
| •Уязвимость перед зарубежными протекционистскими барьерами; •Чувствительность в отношении колебаний валютных курсов |
\Контрактные кооперационные соглашения: •лицензирование; •франчайзинг | •Невысокая потребность в инвестициях | •Минимальный уровень реального контроля |
Совместные предприятия | •Минимальность риска; •Потребность в меньших затратах в сравнении с созданием собственного производственного филиала | •Необходимость высокодетализированной контрактной работы; •Трудноуправляемость
|
Создание за рубежом собственного производственного филиала
| •Обеспечение полного контроля; •Локализация производства
| •Необходимость значительных инвестиций: •Возможная непопулярность с политической точки зрения |
Адаптировано, from: H. James, M. Weidenlaum, When Businesses Cross International Borders, Praeger, London, 1993
Адаптировано, from: R. Walvoord, "Export Market Research", Global Trade Magazine, May, 1980
Известный американский специалист в области международного менеджмента Ф.Рут предложил детализированный перечень экстернальных и интернальных факторов, оказывающих влияние на выбор формы выхода на зарубежные рынки \5\. Наиболее важные экстернальные (внешние) факторы включают:
1) рыночные факторы стран - целевых рынков: размер рынка и перспективы роста; конкурентная структура и т. д.;
2) средовые факторы стран - целевых рынков: политические, экономические и социо-культурные характеристики, включая правительственную политику в отношении прямых иностранных инвестиции;
географическое расстояние; экономический рост; внешние связи страны, политический риск и т. д.
3) производственные факторы стран - целевых рынков: наличие, качество и стоимость сырья:
рабочей силы, а также степень развития инфраструктуры (транспорт, коммуникации и т. д.)
4) факторы страны базирования, размер рынка, стоимость производства, условия конкуренции, уровень правительственной поддержки международного бизнеса и т. д.
Среди интернальных, оказывающих наибольшее влияние на выбор формы зарубежной деятельности, выделяют 2 основные группы:
1) Продуктовые - степень дифференциации продукта, послепродажное обслуживание, технологический уровень, потенциал глобальной стандартизации и т. д.:
2) Pecypcные - управленческие, инвестиционные и технологические ресурсы, производственный. и маркетинговый опыт; оценка важности зарубежной деятельности высшим менеджментом фирмы
С учетом целевых приоритетов фирмы на основе значимости каждого из факторов. можно оценить , относительную привлекательность различных вариантов выхода на зарубежные рынки.
Оптимальным будет такой выбор,. который обеспечивает получение максимальной прибыли в предварительно определенный период времени с учетом ограничений, вызванных степенью обеспеченности
ресурсами, приемлемым уровнем риска, а также необходимостью решения задач, не связанных напрямую с получением прибыли (обеспечение стратегической гибкости, формирование имиджа и т. д.) \5\.
Еще один важный вопрос, который часто возникает на начальном этапе интернационализации фирмы - это выбор между одновременным выходом на несколько зарубежных рынков и ориентацией только на один из них с использованием приобретенного опыта для освоения других потенциально доступных рынков в будущем \6\.
Во многих случаях одновременный выход сразу на несколько зарубежных рынков требует чрезмерно высоких ресурсных затрат, что может быть неприемлемо для неимеющей международного опыта фирмы. С другой стороны, путем одновременного освоения нескольких рынков компания может получить дополнительные конкурентные преимущества, связанные с фактором времени и потенциальной экономией на масштабах деятельности.
- Белошапка в.А., Кирев л.Д.,
- Лукьяненко д.Г.,
- Макогон ю.В., Орехова т.В.
- Транснациональные корпорации
- 1.1. Сущность понятия «Транснациональная корпорация»___________________ _5
- Введение
- Глава 1. Сущность тнк и их роль в международном бизнесе
- 1. 1. Сущность понятия «Транснациональная корпорация»
- 1. 2. Масштабы деятельности современных тнк
- Причины транснационализции деятельности фирм
- Глава 2. Правовая, экономическая и политическая среда функционирования транснациональных корпораций
- Правовая среда
- 2.2. Политическая среда
- 2.3. Экономическая среда
- 2.4. Человеческая и культурная среда
- Тема 3. Теории прямых зарубежных инвестиций
- 3. 1. Обзор теорий международной торговли
- 3. 2. Теории прямых зарубежных инвестиций
- 3.3. Теории и модели тнк
- 3.4. Динамическая модель конкурентных преимуществ стран
- Глава 4. Формирование тнк как результат процесса интернационализации фирмы
- 4. 1. Сущность интернационализации фирмы
- 4. 2. Стадийность интернационализационного процесса
- 4. 3. Мотивы и задачи начального этапа интернационализации
- 4. 4. Выбор форм выхода на зарубежные рынки
- 4. 5. Локальная рыночная экспансия как промежуточный этап в формировании тнк
- 4.6. Условия и содержание транснациональной фазы интернационализации фирмы
- Контрольные вопросы
- Литература
- Тема 5. Экономические основы деятельности тнк
- 5.1. Сущность и преимущества интсрналнзацни.
- 5.2. Факторы и перспективы интернализационных процессов на тнк.
- 5.3. Экономические модели транснациональной деятельности.
- Контрольные вопросы
- Тема 6. Организационно-юридическая структура тнк
- Контрольные вопросы