5.1. Сущность и преимущества интсрналнзацни.
В наиболее общем виде интернализация представляет собой процесс создания внутрикорпоративного рынка посредством организации собственных филиалов дочерних предприятий, а также путем приобретения контроля над уже существующими фирмами, которые функционируют в интересующих ТНК секторах цикла "снабжение - производство - сбыт".
Как отмечает А. Ругман "внутрифирменный рынок заменяет обычный (внешний) рынок и с помощью административного регулирования решает проблемы функционирования корпорации" \1\.
Основополагающим элементом теории интернализации является выделение трансакционных издержек (transaction costs), связанных с осуществлением операций корпорации с субъектами внешнего рынка.
Среди этих издержек значительную роль играют затраты, необходимые для исследования и выбора деловых партнеров, проведения переговоров с ними: а также страхования рисков, обусловленных вероятностью нарушения обязательств, срыва поставок, несвоевременных платежей и т.д. В трансакционные издержки входят и расходы по защите технологий, "ноу хау" и других прав собственности.
В то же время современная практика международного бизнеса показывает, что преимущества интернализации не ограничиваются только потенциалом устранения трансакционных издержек. Следующие возможности определяют дополнительные выгоды использования интернализационных процессов:—
• обход протекционистских барьеров, устанавливаемых правительствами зарубежных стран;
• контроль качества сырья, полуфабрикатов, а также продукции, продаваемой конечному потребителю;
• замена ценовой дискриминации, часто нецелесообразной из-за сильной конкуренции;
• получение дополнительных доходов от масштабов деятельности;
• компенсация отсутствия фьючерсных товарных рынков в зарубежных странах;
• обеспечение контроля над торговыми сетями (включая те, которые могут использоваться конкурентами) и т.д.
В то же время, необходимо отметить, что значительные преимущества, которые дает интернализация могут быть использованы не каждой фирмой. Как справедливо подчеркивают российские исследователи А. Березной, С. Панкин и В. Славинский само создание и поддержание внутреннего рынка требует от фирмы определенных издержек, и в каждом конкретном случае проблема выбора формы сделки решается путем сопоставления величин издержек интернализации с издержками альтернативных трансакций \2\.
Именно мощь ТНК, их интегрированный производственный, технологический, управленческий и маркетинговый потенциал обеспечивают наилучшие возможности максимизации экономической эффективности интернализационных процедур.
Очевидно, что для каждой фирмы и соответственно, для каждого рынка, существуют свои пределы эффективности и целесообразности интернализации. Эти пределы определяются на, основе так называемого "правила интернализации" которое в общем виде было предложено английским исследователем Т. Коазом до появления самой интернализационной теории \3\.
Современная "Интерпретация этого "правила", представленная одним из классиков теории интернализации П. Бакли предполагает, что рост фирмы посредством интернальных рынков будет происходить до тех пор, пока экономические выгоды от дальнейшей интернализации не будут перевешиваться затратами, связанными с ее осуществлением \4\.
- Белошапка в.А., Кирев л.Д.,
- Лукьяненко д.Г.,
- Макогон ю.В., Орехова т.В.
- Транснациональные корпорации
- 1.1. Сущность понятия «Транснациональная корпорация»___________________ _5
- Введение
- Глава 1. Сущность тнк и их роль в международном бизнесе
- 1. 1. Сущность понятия «Транснациональная корпорация»
- 1. 2. Масштабы деятельности современных тнк
- Причины транснационализции деятельности фирм
- Глава 2. Правовая, экономическая и политическая среда функционирования транснациональных корпораций
- Правовая среда
- 2.2. Политическая среда
- 2.3. Экономическая среда
- 2.4. Человеческая и культурная среда
- Тема 3. Теории прямых зарубежных инвестиций
- 3. 1. Обзор теорий международной торговли
- 3. 2. Теории прямых зарубежных инвестиций
- 3.3. Теории и модели тнк
- 3.4. Динамическая модель конкурентных преимуществ стран
- Глава 4. Формирование тнк как результат процесса интернационализации фирмы
- 4. 1. Сущность интернационализации фирмы
- 4. 2. Стадийность интернационализационного процесса
- 4. 3. Мотивы и задачи начального этапа интернационализации
- 4. 4. Выбор форм выхода на зарубежные рынки
- 4. 5. Локальная рыночная экспансия как промежуточный этап в формировании тнк
- 4.6. Условия и содержание транснациональной фазы интернационализации фирмы
- Контрольные вопросы
- Литература
- Тема 5. Экономические основы деятельности тнк
- 5.1. Сущность и преимущества интсрналнзацни.
- 5.2. Факторы и перспективы интернализационных процессов на тнк.
- 5.3. Экономические модели транснациональной деятельности.
- Контрольные вопросы
- Тема 6. Организационно-юридическая структура тнк
- Контрольные вопросы