logo
tnk_(orekhova)

2.3. Экономическая среда

Если политическая система имеет целью интегрировать общество в жизнеспособное функциональное целое, то экономическая предназначена для распределения ограниченных ресурсов между конкурирующими экономическими субъектами и связана с регулированием и координацией ресурсов и собственности на данное имущество. Экономические системы классифицируются в зависимости от ответа на кардинальные экономические вопросы - какие товары и услуги производить, как производить и как распределять между членам общества, как начать использовать ограниченные ресурсы. В зависимости от ответа на эти вопросы выделяют и три основных типа экономических систем: свободная частная рыночная, центрально управляемая или плановая и смешанная, социально-рыночная экономика. При свободной частной рыночной экономике налицо частная собственность на средства производства; цены на производственные ресурсы, товары и услуги формируются на базе спроса и предложения; государство не вмешивается в экономическую жизнь, а хозяйственные решения экономические субъекты принимают самостоятельно и обособлено; члены общества имеют право на выбор специальности и места работы; свободу производства и потребления и пр.

При плановой экономике собственность на средства производства принадлежит государству; частная собственность ограничена до личных вещей граждан и предметов быта. Слабая конкуренция, ограничен выбор товаров и услуг гражданами. Распределение ресурсов и решения как и сколько, как и для кого производить определяет правительство через пятилетние директивные планы, конкретизированные по годам.

Эти «идеальные» модели созданы в теоретическом плане. Однако не существует ни одной страны с чистой рыночной или командной экономкой. В реальности функционируют т.н. смешанные экономики с сочетанием в различной степени государственной и частной собственности, рыночных и командных структур. Смешанные или социально-рыночные экономики принимают основные принципы свободной рыночной экономики такие как частная собственность на факторы производства, свобода производства, потребление, свободная внешняя торговля, свобода выбора профессии, право на жильё и труд и пр. многие не хотят смиряться с недостатками свободной рыночной экономики и вносит известные коррективы в ее принципы с целью сохранения благосостояния и социальной безопасности широких слоёв населения. Эта модель наиболее применяется в странах с сильным социал-демократическими партиями, которые участвовали или участвуют в управлении. Для достижения эффективности, стабильности и справедливости экономической системы государство распределяет ресурсы и общественный продукт, определяет законные рамки, в которых функционирует экономика, проводит политику на макроэкономическую стабилизацию. Явна также и существенная доля собственности государства на факторы производства, особенно в отраслях, которые имеют приоритетное значение для общественного благосостояния: транспорт, энергетика, коммунальные услуги, здравоохранение. В этих странах как правило налоговые ставке побольше, т.к. государство имеет расходы на образование, медицинское обслуживание, субсидирование жилищное строительство и пр. В отраслях, которые не считаются ключевыми, господствует частная собственность и рыночные принципы, хотя государство и не отказывается от регулирования и их. Эта модель в той или иной степени представлена в Австрии, Дании, Швеции, Греции, Франции, Израиле и др.

Взаимозависимость между контролем и регулированием экономической деятельности и права на собственность факторы производства может быть представлена в таблице 2.1.

В заключение объединим в одно целое политическую и экономическую среды и можем сделать обобщение, что тоталитарные общества наибольшей степени сочетают административно-командную экономику и государственную собственностью. Общее правило не без исключений – во многих странах с тоталитарным режимом таких как Саудовская Аравия, Кувейт, Иордания, Кения, Камерун и др. налицо смешанная, капиталистическая рыночная экономика. Демократическим обществам присущи частная собственность и рыночные формы контроля над экономикой.

Таблица 2.1. Взаимозависимость между контролем и регулированием экономической деятельности и права на собственность факторы производства

Контроль

Собственность

Частная

Смешанная

Государственная

Рыночный

Рыночно-частная

Рыночно-смешанная

Рыночно-государственная

Смешанный

Смешанно-частная

Смешанно-смешанная

Смешанно-государственная

Командный

Командно-частная

Командно-смешанная

Командно-государственная

Крайности в политико-экономическом устройстве общества неизбежны при переходе к смешанной экономике. Во всех демократических странах наблюдается вмешательство государства и экономическую жизнь, промышленные страны делают упор на регулирование и контроль, а не на владение собственностью. Эта тенденция характерна и для многих стран со смешанной экономикой, где большое количество государственных предприятий приватизируется. Восточноевропейские страны только начали переход к рыночным отношениям. Успешные первые шаги в этом отношении предпринимает Китай. Во всех восточноевропейских странах принимаются новое хозяйственное законодательство, завершается приватизация, децентрализация планирования и пр. путь к рыночной экономике не гладок. В большинстве восточноевропейских стран это происходит очень болезненно – падение уровня жизни населения, резко повышается инфляция и безработица и т.д.