logo
tnk_(orekhova)

Причины транснационализции деятельности фирм

Использование различных форм транснациональной кооперации связано с реализацией разнообразных целей взаимодействующих предприятий. При этом глобальной целью такого сотрудничества выступает достижение каждым из участников более высоких успехов, чем при обособленно развитии. Это позволяет ограничиться лишь конспективным изложением таких фактов. Рассмотрим основные из них.

  1. Увеличение прибыльности объединения.

  1. Снижение затрат.

Благодаря межгосударственному сотрудничеству снижение затрат достигается по мере расширения производства. В этом же направлении действуют такие факторы, как уход от дублирования инвестиций, обмен ноу-хау, открытие благоприятных с точки зрения затрат сырьевых рынков, использование преимуществ международного разделения труда.

  1. Снижение рисков.

Снижение рисков достигается благодаря уменьшению каждым участником кооперации вложений своего капитала. Кроме того, появляется возможность использования уже осуществленных инвестиций партнера (партнеров), каналов сбыта и т.д.

При транснациональной кооперации распределение убытков между предприятиями-участниками оговаривается заранее и отражает их интересы и возможности. Поэтому в случае неуспеха ущерб оказывается для каждого из предприятий менее значимый, чем при покупке или образовании нового предприятия. Разумеется, между партнерами по кооперации распределяется и прибыль, что заставляет их соглашаться на «дозированный» риск.

  1. Возможность выхода на новые рынки.

В плане резерва снижения риска при транснациональной кооперации трактуется возможность выхода на новые, перспективные рынки при относительно в небольших сопутствующих затратах.

Считается, что если корреляция между сбытом на новом рынке и развитием продаж на рынке отечественном меньше единицы, предприятие в целом сталкивается с меньшим риском. А поскольку кооперация со многими партнерами из разных стран максимально облегчается в сфере реализации продукции, то можно сформировать портфель связей с различными рынками сбыта, который позволит уменьшить уровень риска предприятия. Впрочем, надо иметь в виду, что при транснациональной кооперации снижение рисков как цель играет подчиненную роль.

  1. Стратегическая гибкость.

Большая стратегическая гибкость транснациональной кооперации объясняется прежде всего тем, что отношения между самостоятельными предприятиями могут быть и с небольшими затратами прекращены, а это в условиях высокой степени неопределенности международного развития является очевидным преимуществом.

В качестве второй причины большей стратегической эластичности кооперации выступает возможность целевого использования ее стратегии, например, в рамках программы диверсификации. Транснациональная кооперация может осуществляться лишь в тех сферах, которые представляются ее участникам весьма выгодными и в перспективе сулят существенные положительные эффекты; кроме того, в случае приобретения или образования новых предприятий за рубежом в результате совместной деятельности вовсе не обязательно генерируется «синергичесикий эффект».

  1. Использование ресурсов

В сравнении с приобретением или основанием новых фирм за рубежом кооперация с зарубежными партнерами требует меньшего расходования финансовых, материальных и трудовых ресурсов. Еще одно сравнительное преимущество кооперации: возможность распределения во времени сравнительно небольших посреднических расходов. Заметим, что эти выгоды кооперации уменьшаются из-за растущих затрат по координации совместной

1.4. Этапы эволюции транснациональной деятельности фирм

Резкое увеличение вывоза капитала в форме прямых частных инвестиций и то, что доминирующей организационной формой такого зарубежного инвестирования являются транснациональные фирмы, в рамках которых создаются охватывающие различные страны сети научно-исследовательских, производственных, распределительно-сбытовых и иных подразделений, оказывает сильное и все более возрастающее воздействие на характер развития мирового рыночного хозяйства.

Характер этого воздействия определяется практикуемой ТНК стратегией развития, которая с течением времени претерпевала значительные изменения. При всех отраслевых и страновых особенностях стратегии ТНК можно выделить следующие основные этапы ее эволюции.

На первом этапе транснационализации деятельности крупных промышленных фирм они инвестировали прежде всего в сырьевые отрасли иностранных государств, а также создавали в них собственные распределительные и сбытовые подразделения. Последнее вызывалось не только тем, что создание собственных заграничных распределительных и сбытовых подразделений требовало существенно меньше инвестиций, чем создание за границей производственных предприятий, но и возможным негативным влиянием новых производственных мощностей на способность поддерживать эффективный уровень загрузки мощностей на домашних предприятиях фирмы. Важно, что указанное негативное влияние проявлялось особенно сильно при производстве и материнской фирмой, и ее зарубежным филиалом одинаковой или слабо дифференцированной продукции.

На склонность к заграничным производственным инвестициям влияла и отраслевая принадлежность фирмы. Так, резко выраженный эффект масштаба сдерживал рост производственных заграничных инвестиций металлургических фирм. Напротив, крупные фирмы пищевой промышленности, производившие финансовые изделия под определенными товарными марками, а также фирмы- производители химикатов потребительского назначения более охотно инвестировали в создание производственных предприятий за границей. Это было связано не только с тем, что эффект масштаба проявлялся в этих отраслях слабее, чем, например, в производстве стали и алюминия, но и с тем, что спрос на их продукцию носил более дифференцированный по регионам и странам характер и, кроме того, при их производстве чаще можно было использовать местное сырье.

Второй этап эволюции стратегии ТНК связан с усилением роли зарубежных производственных подразделений фирм и интеграции зарубежных производственных и сбытовых операций. При этом производственные зарубежные отделения фирмы специализировались в основном на производстве продукции, которая на предыдущих стадиях продуктового цикла производилась материнскими фирмами. Однако постепенно создавались условия для более глубокого внутрифирменного разделения труда. По мере усиления дифференциации спроса и усиления интеграционных ппроцессов в различных регионах мира производственные филиалы ТНК начинают во все большей степени специализироваться на производстве продукции, отличной от производимой материнской фирмой, а сбытовые подразделения – на обслуживание складывающихся региональных рынков.

Современный этап стратегии ТНК характеризуется стремлением к образованию сетей внутрифирменных связей регионального, а нередко и глобального масштаба, в рамках которого интегрируются научные исследования и разработки, материальное обеспечение, производство, распределение и сбыт. В частности, проявляется тенденция к распространению инновационной активности ТНК, которая ранее базировалась в материнских фирмах, в страны – реципиенты, причем не только посредством создания в других странах научно-исследовательских лабораторий и технологических парков, но и поглощением местных фирм с высоким инновационным потенциалом.

Дж. Даннинг указывает на то, что «международная патентная статистика свидетельствует о росте удельного веса инноваций, приходящиеся на зарубежные филиалы ТНК»

В результате ТНК, развитие которых стимулировалось процессами региональной экономической интеграции, становятся все более важным фактором ее дальнейшего углубления.

Географическое направление потоков прямых частных зарубежных инвестиций и все более связанные с ними внешнеторговые потоки во многом определяют характер регионализации современной мировой экономики, формирование в ней крупных региональных структур, прежде всего Северной Америки, Европейского Союза и АТР.

В рамках указанных регионов при самом активном участии ТНК создаются густые сети отношений на микроэкономическом уровне посредством межстранового инвестирования, внешнеторгового обмена, межфирменного сотрудничества в области научных исследований, разработки новых технологий и других областях.

Приток иностранных капиталовложений способствует развитию внутрирегиональной торговли, поскольку значительную часть своих потребностей в материалах, комплектующих и оборудовании филиалы иностранных компаний удовлетворяют за счет импорта из страны-инвесторов. Например, в конце 80-х годов предприятия японских фирм в обрабатывающей промышленности новых индустриальных стран обеспечивали за счет страны- реципиента лишь 50% своих потребностей в материалах и комплектующих, причем в ряде отраслей этот показатель был еще меньше (в черной металлургии – 35%, общем и электротехническом машиностроении – 46%.

О том, какую важную роль играют поставки продукции предприятий материнской фирмы на предприятия ее иностранных филиалов (и соответственно, в какой мере вывоз капитала в форме прямых инвестиций стимулирует экспорт из страны-инвестора), говорят следующие данные, например, 46% потребностей филиалов японских фирм электронной промышленности в новых индустриальных странах АСЕАН обеспечивалось за счет продукции, поступающей из Японии.

Удельный вес местных поставок в материальном обеспечении зарубежных филиалов японских фирм неодинаков для различных отраслей. Так, он составляет примерно 80% в деревоперерабатывающей, целлюлозно-бумажной, химической и пищевой, 50-65% в текстильной, металлургии, транспортном машиностроении, 20-44% в общем, электротехническом и электронном машиностроении.

Важен и другой аспект деятельности зарубежных филиалов японских фирм – их роль в поставках продукции как для японских фирм, так и на рынки третьих стран, причем не только расположенных в данном регионе. Иными словами, используя свои заграничные филиалы, фирма расширяет свои возможности не только региональной экспансии, но и внедрения на рынке других регионов. Так, в страны С. Америки и З. Европы направлялось соответственно 35% и 11% продукции японских филиалов в НИС, экспортируемой за пределы региона. Для японских филиалов, расположенных в странах АСЕАН, аналогичные показатели были равны 30% и 17%.

Таким образом, деятельность ТНК выходит за региональные пределы и приобретает глобальный характер (при всех преувеличениях, свойственные этому термину).

В рамках наибольших ТНК складываются мощные научно-исследовательские, производственные и распределительно-сбытовые сети, охватывающие все основные регионы современной мировой экономики.

Об этом свидетельствует прежде всего высокая доля внутрифирменных поставок в операциях зарубежных филиалов ТНК. Например, на долю внутрифирменных операций предприятий филиалов японских компаний в странах АТР приходилось 9% продаж продукции филиалов на местном рынке, 76,5% ее экспорта в Японию, 20% экспорта в другие страны АТР, 50,5% экспорта в страны ЕЭС и 58% экспорта США.

И еще об одном важном моменте. Закономерности роста международных монополий значительно отличаются от закономерностей развития основной массы фирм страны. Наиболее характерные тенденции этого процесса проявляются:

Таким образом, степень финансовой устойчивости ТНК столь значительна, что обеспечивает им защиту от самого широкого спектра трудностей как долгосрочного, так и текущего характера.

Фирмы, входящие в международный концерн и попавшие в тяжелое положение, способны резко сокращать убыточное производство. Более решительные в сравнении с национальными фирмами действия ТПФГ объясняются тем, что добиться покрытия постоянных издержек они, в отличие от своих чисто внутренних конкурентов, могут не только путем сохранения убыточного производства, но и за счет доходов, получаемых в других странах.

Преимущества тут очевидны. Вместо того, чтобы на депрессивном рынке пытаться получить даже не прибыль, а лишь выручку, покрывающую часть издержек, ТФПГ форсируют производство тех дочерних обществ, которые находятся в благоприятной обстановке, обеспечивают высокую рентабельность и т.д.

Другими словами, входящие в систему ТФПГ компании могут позволить себе быстро избавляться от убыточного производства потому, что в покрытии постоянных издержек производства (а равно и в поддержании достаточного уровня ликвидности) им оказывает поддержку весь транснациональный концерн, опирающийся в свою очередь на рассмотренные выше многочисленные методы получения финансовых ресурсов.

Контрольные вопросы

  1. Сформулируйте понятие «Транснациональные корпорации» и критерии принадлежности к ТНК

  2. В чем состоят отличительные черты понятий «глобальная» и «многонациональная корпорация?

  3. Охарактеризуйте масштабы деятельности ТНК в современном мире и тенденции развития мировых транснациональных процессов

  4. Раскройте причины транснациональной деятельности фирм

  5. Охарактеризуйте этапы развития мировых транснациональных процессов

Литература

1. A. Rugman, D. Lecraw, L Booth, International Business: Firm and Environment. McGraw Hill. New York. 1985; p. 7.

2. E. Koide, Environment of Intemational Business, 2ed., Kent, Boston, Mass., 1985.

3. С. HotchUss, International Law For Business, McGraw-Hill, inc., 1994, p. 257.

4. R Asheghian, B. Ebrahimi, International Business, Harper CoUins, Philadelphia, 1990.

5. S. Jain, International Marketing Management, Wadsworth, Belmont, 1993

6. J. Boddewyn, M. Haibrich, and A. Pezzy "Service Multinationals, Conceptualization, Measurement and Theory", Journal of International Business Studies, Fall 1986. pp. 41-57.

7. "The World's Top 50 Banks: It's Official - Japan Is Way Out Front". Business Week June 27, 1988, p. 76.

8. R. Vernon, "International Investment and international Trade in the Product Cycle", Quarterly Journal of Economics. May 1966, pp. 190-207.

9. H. Vernon - Wortzel. L Mortzel. "GtobaSzng Strategies for Multinationals from Developing Countries", Columbia Journal of World Business, Spring 1988. pp. 27-36