3. 1. Обзор теорий международной торговли
Систематическое изучение международной торговли началось в эпоху меркантилизма, превалирующей в Европе в XVI - XVIII вв. Основная идея меркантилизма (mercantilism), первой теории международной торговли заключается в необходимости поощрения экспорта при одновременном ограничении импорта с целью увеличения национального богатства, выраженного накопленным золотом и серебром \1\.
Теория абсолютного преимущества (theory of absolute advantage) предлагает специализацию каждой страны на производстве таких товаров, которые она может изготавливать наиболее эффективно, т. е. с наименьшими затратами \2\.
По теории сравнительного преимущества (theory of comparative advantage), если страна может производить каждый из двух товаров более эффективно, чем другая страна, она должна специализироваться на производстве сравнительно более эффективного, т.е. товара, который изготавливается с большим абсолютным преимуществом. Другая же страна должна специализироваться на производстве и экспорте того товара, который сравнительно менее неэффективен \3\.
Согласно теории Хекшера - Олина (Heckscher - Ohlin theory), каждая страна должна экспортировать те товары, в производстве которых наиболее интенсивно используется так называемый избыточный фактор, т. е. фактор, которым страна обделена в наибольшей степени \4, 5\.
"Парадокс Леонтьева" (Leontief Paradox) впервые подставил под сомнение объективность теории Хекшера - Олина. Исследования известного экономиста, проведенные в 1947 и 1951 годах, показали, что США, для экономики которых традиционно характерна большая наделенность капиталом, нежели рабочей силой, в структуре своего экспорта имеют доминирование трудоемких товаров над капиталоемкими \6\.
Идея, лежащая в основе теории сравнительной стоимости рабочей силы (comparative labor costs theory) основана на понимании того, что стоимость рабочей силы, занятой в производстве каждого товара, определяется двумя факторами: производительностью труда и заработной платой. Таким образом, при анализе экспорта различных стран, необходимо принимать во внимание действие этих двух факторов одновременно. Теория сравнительной стоимости рабочей силы возникла в попытке дать научное объяснение рассмотренному выше "парадоксу Леонтьева" \7\.
Сторонники теории перекрывающегося спроса (theory of overlapping demand) считали, что международная торговля осуществляется прежде всего странами, которые имеют приблизительно одинаковый уровень спроса и доходов. Согласно этой теории, чем более схожи две страны с точки зрения* уровня спроса и доходов, тем больше потенциал для их взаимной торговли \8\.
В соответствии с теорией жизненного цикла (product life cycle theory), разработанной Р. Верноном, каждый продукт проходит через 5 различных стадий: а) появление; б) развитие; в) насыщение; г) спад; д) уход с рынка \9\. На протяжении цикла жизни продукта страна, впервые экспортировавшая его за рубеж постепенно теряет свои рынки и становится импортером. Примеры многих американских фирм подтверждают предложенную Р. Верноном концепцию.
Теория технологического разрыва (technological gap theory) связывает торговлю между странами с существованием различий в уровнях их технологического развития. Согласно этой теории именно технологическое превосходство дает стране преимущество в борьбе за экспортные рынки \10\. В развитие этой теории М. Познер ввел концепцию имитационного лага, состоящего из лага спроса и лага реагирования \11\. Лаг спроса представляет собой время, необходимое для развития спроса на новый экспортируемый продукт. Лаг реагирования связан со временем, которое требуется предпринимателям в стране-импортере, чтобы среагировать на конкуренцию из-за рубежа, начав местное производство. Разница между этими двумя лагами и обуславливает международную торговлю. Экспорт в зарубежную страну возможен, когда лаг спроса короче, чем лаг реагирования.
Последние две концепции международной торговли, рассматриваемые в этом разделе, в наибольшей мере отражают специфику проблем развития внешнеэкономической деятельности развивающих стран. Так теория негативного роста (immiserizing growth), впервые предложенная Дж. Бхагвати и дополненная X. Джонсоном и К. Аледжандро акцентирует внимание на случаях, когда концентрация развивающихся стран на расширении экспорта сырьевых товаров, объективно вызванная спецификой сравнительных преимуществ этих стран в международной торговле, негативно влияет на их экономическое положение \12, 13\.
Возможность такой ситуации возникает в случае, когда увеличение предложения сырьевых товаров ведет к значительному снижению мировых цен на них.
По теории Пребиша (Prebisch theory) в связи с тем. что мировые цены на сырьевые товары нестабильны и имеют тенденцию к снижению, условия торговли для развивающихся стран ухудшаются. Следовательно, эти страны должны ограничивать импорт промышленных товаров, замещая его товарами собственного производства \14\.
- Белошапка в.А., Кирев л.Д.,
- Лукьяненко д.Г.,
- Макогон ю.В., Орехова т.В.
- Транснациональные корпорации
- 1.1. Сущность понятия «Транснациональная корпорация»___________________ _5
- Введение
- Глава 1. Сущность тнк и их роль в международном бизнесе
- 1. 1. Сущность понятия «Транснациональная корпорация»
- 1. 2. Масштабы деятельности современных тнк
- Причины транснационализции деятельности фирм
- Глава 2. Правовая, экономическая и политическая среда функционирования транснациональных корпораций
- Правовая среда
- 2.2. Политическая среда
- 2.3. Экономическая среда
- 2.4. Человеческая и культурная среда
- Тема 3. Теории прямых зарубежных инвестиций
- 3. 1. Обзор теорий международной торговли
- 3. 2. Теории прямых зарубежных инвестиций
- 3.3. Теории и модели тнк
- 3.4. Динамическая модель конкурентных преимуществ стран
- Глава 4. Формирование тнк как результат процесса интернационализации фирмы
- 4. 1. Сущность интернационализации фирмы
- 4. 2. Стадийность интернационализационного процесса
- 4. 3. Мотивы и задачи начального этапа интернационализации
- 4. 4. Выбор форм выхода на зарубежные рынки
- 4. 5. Локальная рыночная экспансия как промежуточный этап в формировании тнк
- 4.6. Условия и содержание транснациональной фазы интернационализации фирмы
- Контрольные вопросы
- Литература
- Тема 5. Экономические основы деятельности тнк
- 5.1. Сущность и преимущества интсрналнзацни.
- 5.2. Факторы и перспективы интернализационных процессов на тнк.
- 5.3. Экономические модели транснациональной деятельности.
- Контрольные вопросы
- Тема 6. Организационно-юридическая структура тнк
- Контрольные вопросы