2.4. Человеческая и культурная среда
Каждая страна распространяет суверенитет по своей территории и все ее граждане и иностранцы подпадают под ее юрисдикцию при нахождении на ее территории. В основных законах, которые регулируют деловую активность в национальных пределах, каждая страна определяет физические, демографические и поведенческие нормы, которые влияют на ведение бизнеса в международном масштабе каждый человек принадлежит к определенной социальной группе, объединенных по профессии, возрасту, религии, месту пребывания и пр. Эффективное управление тщательно изучает различия не только в национальных пределах, как причину и следствие национальных различий, но и между отдельными группами.
На ведение бизнеса может влиять физические особенности и внешность народа. Любая страна населена людьми, у которых физические особенности широко варьируются. Эти вариации связаны с генетикой и уменьшением миграции и смешением с представителями других национальностей. Генетические признаки изменяются во времени благодаря естественному отбору, адаптации к окружающей среде и др. независимо от этого, для населения данной страны характерны некие характеристики-доминанты. Например подверженность населения определенным заболеваниям может повлиять на рынок фармацевтических изделий. Детально следует изучить и внешность людей. Джон Даниэлс и Ли Радеба описывают случай об неудачном опыте американской фирмы по продаже широких мужских брюк в Японии. Были обнаружены погрешности в определенных параметрах брюк, фирма была вытеснена конкурентом, который изготавливал брюк по выкройкам более соответствующим японским фигурам. Другая американская фирма была рада хорошим продажам бюстгальтеров в Германии. После успехов последовал срыв в продаже. Исследования показали, что существуют различия в размерах одежды для немок и американок. Различие было скрыто и из-за поведения немок при покупке, которые обыкновенно не меряли в магазине купленный товар, не возвращали его из-за чувства неудобства и затем не делали повторных покупок. Физические различия следует учитывать при внесении изменений в параметры продукции, определяемые оборудованием, искоренение стереотипов у населения разных стран и пр.
Воздействие на ведение бизнеса оказывает и культурные различия между странами. Культура как совокупность материальных и духовных ценностей, созданных населением данной страны, не должны быть отделены от политико-экономических условий и общественных институтов, от ценностей и убеждений, которые существуют в ней. Культура определяет специфические характеристики поведения, которые зависят от групповой принадлежности, значительности работы, значения профессии, уверенности в собственных способностях, этика и этикет и пр.
Население каждой страны делится на социальные группы, всякий индивид принадлежит более чем одна группа. Групповая принадлежность определяется при рождении, т.н. «врожденная групповая принадлежность». Кроме врожденной принадлежности, группы образуются на основе пола, семьи, возраста, положения, расовой или национальной принадлежности. В категорию «приобретенная групповая принадлежность» включаются религиозные, политические, клубные, профессиональны е объединения. Членство может отражать и собственность на производственные ресурсы и место индивида в социальной стратификации (классовое и общественное положение).
Среди множества классификаций по групповой принадлежности выделяют деление по полу, возрасту и семейному положению. Отношения между полами - специфичны в каждой стране. Например, в большинстве стран, которые исповедуют ислам, женщины подвержены открытой дискриминации. Половая дискриминация также существует и в демократических странах, например в США женщина получает две трети от трудового вознаграждения мужчины. В 1970-х гг. 98% секретарей, 96% обслуживающего медицинского персонала и 95% прислуги были женщины, в то время как 96% инженеров, 90% архитекторов и 84% врачей были мужчины.
Существенны и различия, связанные с возрастом. В Японии предвидится увеличение вознаграждения в зависимости от стажа и практического опыта. В любой латиноамериканской и средиземноморской стране большой приоритет имеет семейная принадлежность. Отдельный индивид ценится не благодаря личным качествам, а благодаря общественного положения и достоинства его семьи. Препятствия социального характера существенно могут повлиять на наем и развитие кадров. Сотрудники, клиенты, местные акционеры или государственные чиновники могут относиться отрицательно к данной группе населения и затруднять им служебный рост.
Стиль управления, потребность в продуктах, услугах и равенство в экономическом развитии связаны и с различной мотивацией и значимостью работы. отношение к работе может меняться в зависимости от достижения определенных экономических целей. Немецкий социолог Макс Вебер в начале века причислил к факторам экономического роста т.н. «протестантскую этику». Исходя из нее экономический успех это божественная награда за положенный труд, а бедность - наказание за лень.
Японцы, испытывали влияние буддизма, шинтоизма, и христианства имеют самую длинную рабочую неделю и самое меньшее количество выходных в году. Впрочем, во всех развитых промышленных странах доходы позволяют работникам отдыхать больше. Многие исследователи считают, что при росте доходов работники начинают снижать трудовые усилие, как и в тех областях, где есть рост дохода, так и в тех где равенство личных доходов осталось неизменным. Другие говорят, что это действует в краткосрочном периоде.
К факторам, которые влияют на отношение к работе, относят вероятность успеха, вознаграждение, навыки. Человек проявляет мало энтузиазма к работе, вероятность успеха или неудачи определена. В тоже время он работает старательнее, когда вознаграждение за успех высоко. Так, например, прогрессивные налоговые ставки перераспределяют доходы зарабатывающих много и убивают стимулы к работе. Не следует пренебрегать и влиянием навыков. Для пенсионера, например, нужен продолжительный период упорной работы, потому что человек не будет знать как провести свободное время. Зато ТНК может в отдельных странах мотивировать рабочую силу большим вознаграждением, а в других короткой рабочей неделей или более продолжительным отпуском. Мотивация полностью зависит от потребности человека трудиться. По Маслоу, потребности бывают пяти видов - физиологические, потребность в безопасности, социальные, потребность в признании, самовыражении. В основе лежат физиологические потребности - пища, вода, одежда, жилье, половое влечение, а высшим является самовыражение. Человек с начала стремится удовлетворить потребности низшего порядка физические потребности должны быть удовлетворены почти полностью (примерно на 85%), потом человеку нужна потребность в безопасности и он будет сберегать часть доходов, делать страховки - медицинскую, пенсионные, по безработице и т.п., потребность в безопасности должна быть удовлетворена на 70%, потом человек переключится на удовлетворение социальных потребностей - общение, принадлежность к группе. Следует в достаточной мере удовлетворить социальные потребности индивида - оценка работы другими, уважение. Эта потребность тесно связана с понятием «статус», которое значит «важность» человека в глазах других. Наивысшей является потребность в самовыражении, в желании стать заметнее, получить все на что способен. Удовлетворяя эту потребность индивиды работают не из-за денег, а из-за впечатления которые они производят на других. И от чего осознают значимость от нее и испытывают удовлетворение от нее.
Теория Маслоу может быть использована ТНК при определении начального вознаграждения в отдельных странах. Во многих бедных странах мотивацией является достаточное количество еды и жилище. В скандинавских странах и Голландии отдается приоритет групповой мотивации, а не социальным потребностям, в США, Швейцарии и др. приоритет имеет самореализация. ТНК следует отдавать предпочтение работникам, которые нацелены на высокие результаты от работы. Индивиды ориентированы на такую цель, несут личную ответственность за роботу. Ставят себе реалистичные цели, оценивают риск, ищут и имеют обратную связь с результатами своей работы.
ТНК надо обращать внимание на значение профессии в отдельных странах. В любой стране есть профессии, которые имеют высокий общественный престиж, имеют большие доходы и пр. Независимо от универсального правила об высокой оценке высококвалифицированной и имеющей высшее образование рабочей силе, имеется ряд национальных особенностей. В США, например, труд врача ценится дороже чем труд профессора, в Японии предпочтение отдается высшему образованию и «чистым» профессиям в странах, где люди с высшим образованием предпочитают работать в государственных учреждениях, а не в частном бизнесе, предлагаются программы по повышению квалификации. Нельзя пренебрегать и предпочтением работать в коллективе или самостоятельно, развитием собственного бизнеса, в котором человек сам себе хозяин.
Национальные различия существуют и в предпочтениях к авторитарному или демократическому руководству. Явна связь между предпочтениями автократичного руководства и автократического политического управления. Демократический стиль управления связан и с доверием людей. Когда есть высокая степень доверия, тогда есть высокое стремление к согласию. Это может оказаться решающим в приложении методов об участии работников в собственности, управлении и прибыли.
Трудности по планированию в будущем могут возникнуть в странах, где фатализм цениться очень высоко, и самостоятельная упорная работа и ответственность за ее результаты. Вера в «предопределенность от Бога» может заставить народ признать существование причинно-следственной связи как основы явления. Существенную роль тут играет и религия - в консервативных христианских, буддистских, индусских и мусульманских обществах обычно рассматривают явления как «волю божью». В Пакистане текст по химии может быть так выражен «Н2О, по милости Аллаха - вода».
ТНК надо учитывать и доверие, которое оказывают люди друг другу. Высокая степень доверия связана обычно с высокой степенью согласия, с предпочтением демократического авторитарным методам управления. В какой-либо части света расчеты почти полностью производятся наличными. В таких странах трудно аккумулировать средства продажей акций, так как народ из-за мнительности, предпочитает вкладывать средства в видимый капитал, который можно контролировать самостоятельно.
Международный бизнес ТНК немыслим без коммуникации. Лингвисты утверждают, что все языки отличаются по сложности. Деловая активность за рубежом будет самой лучшей в тех странах где официальный язык - совпадает с вашим. Когда выбирается иностранный язык для изучения, то изучается полезность его в установлении отношений с гражданами другой страны. Наиболее распространены английский, французский и испанский, на которых говорят соответственно в 44, 27 и 20 странах. Граждане этих стран обыкновенно не предрасположены к изучению других языков, в то время как из стран, не имеющих общего языка с другими государствами (Греция, Финляндия, Венгрия и др.) для работы на международной арене необходимо изучать второй, а то и несколько языков. Не следует пренебрегать и различиями внутри страны. В таких странах как Япония, Португалия и др., почти все говорят на одном языке. В половине стран мира различные группы населения говорят на разных языках, когда нередки случаи (напр. Индия, Заир и др.) когда на официальном языке говорит наименьшая часть населения.
В своих контактах, корреспонденции, переговорах рекламе, публичных заявлениях и т.п. необходимо тщательно подбирать мысль и выразить их, хорошо владеть соответствиями иностранного языка и отдавать много внимания точности переводу, который сохранил бы тему и смысл оригинала, без дословного перевода. Так, например наименования многих товаров недопустимы в других странах. Автомобиль «Матадор» от «Американ моторс» ассоциируется с силой и мужественностью в США, но в Пуэрто-Рико слово «матадор» означает убийца, которое неприемлемо для страны с высокой долей смертности.
Компания «Эссо» изучала, почему продажи на японский рынок плохо идут и им пришлось констатировать, что их наименование на японском означает «спущенное колесо». «Пепсико» столкнулось с проблемой, связанной с ее лозунгом «Выпей пепси и оживи (приободрись)», который на немецкий был переведен как «Воскресни из гроба с пепси», а в азиатских странах «Верните своих предков с того света с пепси». Сейчас есть много наименований, которые успешно «путешествуют по миру». В «Кодаке» целая группа исследователей специально разрабатывало наименование товаров, так чтобы они красиво звучали на всех языках и не несли никакой смысловой нагрузки.
Необходимы знания и не вербальных символов таких как цвет, расстояние, время. В большинстве западных стран черный цвет ассоциируется со смертью, а в странах Дальнего Востока этой цели служит белый, а в Латинской Америке - пурпурный, ярко-красный цвет. Зеленный цвет в Малайзии означает опасность или болезнь. Представления потребителя о цветовых символах имеет значение при оформлении продукции, упаковки, рекламы и т.п.
О сближении или необъяснимом недоверии между говорящими может говорить и другая часть невербального языка - расстояние между людьми во время разговора. В США например обычное расстояние при обсуждении деловых вопросов от 1,5 до 2,5 метров, а при обсуждении личных вопросов от 45 см до 1,5 метров. Когда это расстояние больше или меньше от обычного, деловые партнеры могут чувствовать себя неловко. Американскому менеджеру, который проводит деловые переговоры с латиноамериканским коллегой, приходится постоянно отступать назад чтобы избежать близкого расстояния при разговоре, к которому привык латиноамериканец.
Служащие ТНК должны знать мораль и этикет других стран. Поведение, считаемое за нормальное в одной стране, может быть неприемлема в другой. Действия допустимые в одном месте, считаются аморальными в другом. Не существует универсального, приемлемого для всех моралей. Реклама, которая изображает сильно прижатых друг к другу мужчину и женщину приемлема в западных странах, нуждается в изменениях во многих азиатских странах, где долгое держание за руки мужчины и женщины запрещены в публичных местах. Посредством импорта американских фильмов по миру наиболее наглядно иллюстрирует различия между странами в отношении к наказанию за преступление, оголение тела, сексуальное откровенности и насилие.
Различие существует и отношении преподнесения подарков. На Дальнем Востоке дарение маленького, но содержательного подарка может Значение для руководства ТНК имеет то обстоятельство, что многим странам присущи одинаковые атрибуты культуры (язык, религия и т.п.)
По этим признакам часть стран может быть объединена по следующим группам:
Группа 1. Англоязычные -США, Великобритания, Канада, Новая Зеландия, Австралия, ЮАР, Ирландия:
Группа 2. Немецкоязычные - ФРГ. Швейцария. Австрия
Группа 3. Романо-европейская - Франция, Бельгия, Италия, Испания. Португалия.
Группа 4. Скандинавская - Финляндия, Норвегия, Швеция, Дания
Группа 5. Близковосчточная - Турция, Греция, Иран
Группа 6. Арабская - Бахрейн, Кувейт, Саудовская Арвия, Оман, ОАЭ.
Группа 7. Дальневосточная - Сингапур, Малайзия, Гонконг, Филиппины, Тайвань, Индонезия, Таиланд .
Группа 8. Латиоамериканская - Мексика, Аргентина, Венесуэла. Чили, Перу, Колумбия
Группа 9. Независимые - Индия, Израиль, Япония. Бразилия
При переходе от одной стране к другой в группе необходимы значительно меньшие изменения, чем при переходе от одной группе к другой.
Не все ТНК нуждаются в одинаковой степени познания культурных различий в отдельных странах. Изучение культурных особенностей может происходить одновременно с ВЭД.
Специалисты-исследователи и бизнесмены, занимающиеся международным бизнесом, советуют при осуществлении международных операций ТНК следовать таким советам:
Сохранение непредвзятость
Внимательно относиться к обычаям других людей. Следует не забывать, что деловые партнёры могут иметь другие системы ценностей, навыки и манеры.
Следует иметь в виду, одни и те же жесты и выражения в различных странах могут иметь различный смысл.
Согласовывать стиль поведения с особенностями деловых партнеров
Быть готовым к испытаниям, которым будет подвержена система национальных ценностей за границей.
Прибыль следует рассчитывать по критериям «расходы-доходы».
Повышать степень внедрения нововведений с использованием растущих личных вознаграждений и вознаграждений социальных групп.
Учитывать, что взаимодействие ТНК и принимающей страны является двусторонним. В связи с этим для ТНК является целесообразным использование как собственных методов управления, так и методов принимающей страны.
Контрольные вопросы
Обоснуйте необходимость изучения в процессе деятельности ТНК правовой, экономической, политической и культурной среды функционирования
Охарактеризуйте основные типы правовых систем в различных странах мира
Дайте характеристику основных моделей политической организации
Дайте оценку основных типов экономических систем
Раскройте на примерах различия в человеческой и культурной среде в разных странах мира. Каким образом в деятельности ТНК необходимо учитывать эти различия?
Литература
1. Кирев Л.Д. Среда функционирования ТНК// Бизнес управление. - Свиштов (Болгария): Издание высшей Бизнес Школы - №2, 1999 г.
2. J. D. Daniels, L.H. Radebaugh. International Business. Environments and Operation. 8th ed. – Addison –Wesley, 1998
- Белошапка в.А., Кирев л.Д.,
- Лукьяненко д.Г.,
- Макогон ю.В., Орехова т.В.
- Транснациональные корпорации
- 1.1. Сущность понятия «Транснациональная корпорация»___________________ _5
- Введение
- Глава 1. Сущность тнк и их роль в международном бизнесе
- 1. 1. Сущность понятия «Транснациональная корпорация»
- 1. 2. Масштабы деятельности современных тнк
- Причины транснационализции деятельности фирм
- Глава 2. Правовая, экономическая и политическая среда функционирования транснациональных корпораций
- Правовая среда
- 2.2. Политическая среда
- 2.3. Экономическая среда
- 2.4. Человеческая и культурная среда
- Тема 3. Теории прямых зарубежных инвестиций
- 3. 1. Обзор теорий международной торговли
- 3. 2. Теории прямых зарубежных инвестиций
- 3.3. Теории и модели тнк
- 3.4. Динамическая модель конкурентных преимуществ стран
- Глава 4. Формирование тнк как результат процесса интернационализации фирмы
- 4. 1. Сущность интернационализации фирмы
- 4. 2. Стадийность интернационализационного процесса
- 4. 3. Мотивы и задачи начального этапа интернационализации
- 4. 4. Выбор форм выхода на зарубежные рынки
- 4. 5. Локальная рыночная экспансия как промежуточный этап в формировании тнк
- 4.6. Условия и содержание транснациональной фазы интернационализации фирмы
- Контрольные вопросы
- Литература
- Тема 5. Экономические основы деятельности тнк
- 5.1. Сущность и преимущества интсрналнзацни.
- 5.2. Факторы и перспективы интернализационных процессов на тнк.
- 5.3. Экономические модели транснациональной деятельности.
- Контрольные вопросы
- Тема 6. Организационно-юридическая структура тнк
- Контрольные вопросы