logo search
АТЛАС МК2

Кыргызско-таджикские взаимоотношения. Территориальный вопрос

В настоящее время на границе Кыргызстана и Таджикистана насчитывается около 70 спорных участков. Они располагаются, в основном, в Ляйлякском районе Ошской области, Баткенской области (Кыргызстан) и Исфаринском районе Ленинабадской области и Джиргатальском районе (Таджикистан). Процесс делимитации границ между двумя государствами идет полным ходом. Расселение этнических групп (в данном случае кыргызов и таджиков) в приграничных районах не отличается однородностью. Кыргызское население скученно проживает в некоторых районах Таджикистана, и наоборот. Кыргызо-таджикские межэтнические противоречия усиливаются также таким фактором, как густонаселенность некоторых приграничных районов. Наиболее сложная обстановка сложилась в районе границы Баткенской области Кыргызстана и северной части Ленинабадской области (Исфаринский район) Таджикистана. Так, Исфаринский район Таджикистана по численности населения – один из самых крупных не только в Ленинабадской области, но и во всей республике. Согласно всеобщей переписи населения, проведенной в республике в январе 2003 г., здесь проживает в общей сложности около 160 тысяч человек. И это на сравнительно небольшой территории. С 1870 по 1990 гг., т.е. за 120 лет, население района возросло в 11,9 раза, причем преимущественно за счет внутренних, демографических процессов. Что касается Баткенского района Кыргызстана, то численность населения здесь составляет около 60 тыс. чел. При этом на одного человека здесь приходится почти в 20 раз больше территории. Стоит отметить, что на территории района преобладает горная местность, предоставляющей не так уж много мест для удобного расселения. Кроме того, здесь наблюдается заметный дефицит воды. После принудительного перехода к оседлой жизни, осуществлявшегося в первые годы Советской власти, и по причине недостаточных условий для земледелия (нехватка водных ресурсов и пахотных земель) часть кыргызов на протяжении нескольких последних десятилетий стала стягиваться ближе к городу Исфара, на земли, традиционно заселенные таджиками, где постепенно возникли населенные пункты с преобладанием кыргызского этноса (Аксай, Самаркандек, Говсувор, Актатыр, Кочобою, Шакча и др.). Кроме того, при проведении границ республик центральным руководством в Москве в состав Таджикистана были включены районы с компактно проживавшим кыргызским населением, и наоборот. Территориальный вопрос между Кыргызстаном и Таджикистаном также сильно осложняется наличием анклавного фактора. На территории Кыргызстана находится сравнительно небольшой участок земли (130 тыс. кв. км), относящийся к Исфаринскому району Ленинабадской области Таджикистана, – анклав Ворух с населением, по разным оценкам, от 23 до 29 тыс. человек, 95% из которых – таджики, 5% – кыргызы. Численность населения Воруха (без учета переселения части жителей в последние годы в Исфару и ее округу) за период с 1870 по 1990 гг. возросло более чем в 20 раз. Плотность населения окружающего его Баткенского района значительно меньше. Все вышеуказанное в итоге послужило фактором некоторой социальной напряженности между кыргызами и таджиками. Причем столкновения подобного рода начались еще в начале 80-х годов XX в. Известны события в селениях Ворухе - Танги в 1982 г. и Матче (Октябре) - Актатыре в 1988 г. Наиболее масштабным явилось противостояние между таджиками Исфаринского района Таджикистана и киргизами Баткенского района Кыргызстана в 1989 г. Характерной чертой кыргызско-таджикских межэтнических противоречий стало то, что они стали сказываться и на официальных межгосударственных отношениях. Так, во время кыргызско-таджикских столкновений в начале 90-х гг. обнаружилось довольно значительное несовпадение позиций властей Кыргызстана и Таджикистана. Президенты обеих республик обменялись официальными упреками в адрес друг друга с обвинениями в нежелании решать возникшие проблемы. Тогдашний лидер Таджикистана Кахар Махкамов даже отменил свой визит в Бишкек, протестуя против незаконного, по его мнению, отторжения «исконных таджикских земель».

Ситуация в тот исторический период стала выходить за рамки локального конфликта и обнаруживать разногласия более высокого уровня. Речь шла теперь фактически о пересмотре межреспубликанских границ. В последнее время в кыргызско-таджикских взаимоотношениях на передний план стал выходить вопрос безопасности границ. Как известно, проникновение вооруженных отрядов экстремистов Исламского движения Узбекистана в Баткенский район Кыргызстана в 1999 и 2000 гг. произошло именно с территории Таджикистана. Более того, кыргызские официальные власти неоднократно заявляли о том, что в некоторых районах соседнего государства располагаются и активно действуют базы ИДУ по подготовке боевиков, и практически прямо обвиняли своих таджикских коллег в бездействии и отсутствии желания оказывать помощь в борьбе с экстремистами. По мнению руководства Кыргызской Республики, есть неопровержимые доказательства существования баз подготовки боевиков на территории Таджикистана. В создавшихся условиях кыргызские власти предпринимают жесткие меры по защите своих рубежей, главным образом с Таджикистаном, в том числе посредством срочного минирования горных перевалов, троп и ущелий. В прессе неоднократно появлялась информация о том, что кыргызская сторона производит минирование предполагаемых участков и направлений прорыва вооруженных отрядов боевиков на кыргызско-таджикской границе. Анклавный фактор играет свою роль и в этом вопросе. Таджикский анклав Ворух, расположенный в глубине Баткенской области Кыргызстана, является достаточно сложным для контроля со стороны какой-либо официальной власти, таджикской или кыргызской. Процессы, происходящие на этой территории, сложно отслеживать, что создает благоприятную почву для распространения радикальных настроений. Таким образом, в настоящее время в приграничных районах двух республик сохраняется некоторое межэтническое напряжение, способное чисто гипотетически перерасти в межгосударственное. Безработица, низкий уровень жизни большей части населения, острая нехватка пахотных земель и водных ресурсов, активизация отрядов вооруженных экстремистов – все это способно обострить межэтнические противоречия, что может вылиться в новые вспышки насилия. Одновременно, этот латентный блок противоречий в перспективе должен стать объектом политики ШОС и ОДКБ.