3. Главные интеграционные группировки мира
Западноевропейская интеграция представлена двумя основными группировками. Наиболее развитой из всех интеграционных группировок является Европейский Союз (ЕС). Она появилась после слияния в 1967 году руководящих органов трех ранее существовавших самостоятельно региональных организаций:
Европейского объединения угля и стали (ЕОУС), действовавшего с 1952 года;
Европейского экономического сообщества (ЕЭС), действовавшего с 1957-1958 года;
Европейского сообщества по атомной энергии (Евроатом), действовавшего с 1958 года.
Развитие интеграции в рамках ЕС прошло ряд этапов. Постепенно происходил переход от низших форм к высшим: создание таможенного союза; валютно-экономического и политического союза, создание Европейской валютной системы; подписание Единого Европейского акта о создании единого внутреннего рынка и т.д.
В настоящее время ЕС объединяет двадцать семь государств.
Основными структурными элементами ЕС являются:
- Европейский совет (Евросовет), в который входят главы государств и правительств стран-членов ЕС;
- Комиссия ЕС - исполнительный орган, который представляет на утверждение Совету министров проекты законов;
- Европарламент – орган, который контролирует деятельность Комиссии ЕС и утверждает бюджет;
- Совет министров - законодательный орган, играющий главную роль в системе власти и принимающий решения по реализации единой политики ЕС;
- Суд ЕС – высший судебный орган, призванный обеспечить выполнение договоров и реализацию основополагающих принципов ЕС.
Существуют и другие властные, консультационные и вспомогательные органы, комиссии, подкомиссии и т.д.
В рамках ЕС отменены все барьеры во взаимных экономических отношениях и создан единый рынок. Проводится активная аграрная, индустриальная, энергетическая, транспортная, научно-техническая, социальная и региональная политика. Для ее осуществления созданы специальные фонды и общий бюджет Союза.
Реальным результатом деятельности ЕС является, прежде всего, укрепление позиций национального капитала, его концентрация и централизация, развитие международной специализации и кооперации, укрепление экономического потенциала сельского хозяйства, рост взаимной торговли. Интеграция способствовала подтягиванию уровня менее развитых к более развитым странам. Введение единой денежной системы привело к укреплению и упрощению торговых, финансовых, кредитных и прочих связей. Евро составило серьезную конкуренцию доллару в качестве основной мировой резервной валюты.
Однако, несмотря на достигнутые успехи, в странах ЕС сохраняются проблемы, например, в некоторых из них значителен уровень безработицы. Актуальными остаются проблемы различий между странами ЕС в уровнях социально-экономического и научно-технического развития, сохранения отсталых и депрессивных районов (страны Прибалтики). Не все страны – члены ЕС вошли в состав зоны евро (например, Великобритания).
Вторая европейская группировка - Европейская ассоциация свободной торговли, которая возникла в 1960 г. Ее членами являются 9 государств: Австрия, Финляндия, Исландия, Норвегия, Швеция, Швейцария, Мальта и др.
ЕАСТ решает следующие основные задачи:
- обеспечение свободной торговли промышленными товарами;
- совместное решение экономических, научно-технических проблем, развития зон активности и обеспечение занятости;
- создание условий для более полного использования ресурсов, содействие повышению производительности труда;
- усиление координации торгово-политических курсов совместно с ЕС.
В отличие от ЕС в ЕАСТ за каждой страной сохраняется внешнеторговая автономия и собственные таможенные пошлины в торговле с третьими странами, единого таможенного тарифа не существует. Существенной особенностью является и то, что режим свободной торговли не распространяется на сельскохозяйственные товары. Отсутствуют также органы наднационального регулирования.
Североамериканская интеграция представлена такой группировкой как Североамериканская зона свободной торговли.
В 1993 г. США, Канада и Мексика подписали Соглашение о создании Североамериканской зоны свободной торговли (НАФТА), которое действует с января 1994 г. Соглашение НАФТА обладает определенной спецификой. Дело в том, что это было первое торгово-экономическое соглашение, подписанное, с одной стороны, двумя высокоразвитыми странами (США и Канадой), а с другой – развивающейся страной (Мексикой). Во-вторых, НАФТА можно рассматривать как своего рода «ассиметричное» соглашение. В центре экономической «конструкции» этого соглашения оказываются США, а экономическое взаимодействие Канады и Мексики выглядит значительно слабее, чем взаимодействие США и Канады и США и Мексики.
Основными целями соглашения НАФТА были:
- снятие барьеров в торговле и содействие свободному движению товаров и услуг между странами;
- установление справедливых условий конкуренции в рамках зоны свободной торговли;
- существенное увеличение возможностей для инвестирования в странах – членах соглашения;
- обеспечение защиты прав интеллектуальной собственности в каждой из стран;
- выполнение и применение данного соглашения для урегулирования торговых споров;
- в перспективе рассматривалась возможность расширения рамок данного соглашения за счет подключения к нему новых стран- участниц.
В целом очень важным достижением НАФТА явилось устранение дискриминации в отношении мексиканских товаров на рынках США и Канады, а Мексика в свою очередь отменила импортные лицензии по товарам из США и Канады.
Важно то, что НАФТА пошло дальше первого этапа реализации интеграционного процесса – зоны свободной торговли. Были созданы условия для свободного движения товаров, а также услуг, рабочей силы, капиталов. Огромное значение имело включение в соглашение раздела, посвященного торговле услугами, а также были отработаны общие подходы предоставления национальных режимов для осуществления прямых иностранных инвестиций.
Кроме того, в рамках НАФТА имеются договоренности:
- о защите интеллектуальной собственности;
- по гармонизации технических стандартов, санитарных норм и др.;
- по формированию механизма разрешения споров (антидемпинговые проблемы, субсидии и др.).
В перспективе актуальными станут вопросы практического слияния рынков стран-участниц. Однако в рамках этого соглашения отсутствуют организационные структуры, подобны структурам в европейском сообществе.
Однако существуют такие органы, как Комиссия по свободной торговле; комитет по финансовым услугам и т.п.
В целом же НАФТА находится на начальных стадиях интеграционного процесса по сравнению с ЕС. Руководство США предпринимает меры для распространения принципов НАФТА на все страны Америки и подписания соответствующего соглашения всеми странами этого континента. Речь идет о попытках создания так называемой Американской зоны свободной торговли, которая могла бы объединить 34 страны Северной и Южной Америки.
Поскольку цель создания такой интеграционной группировки в ближайшей перспективе оказывается труднодостижимой, переговоры направлены на заключение двусторонних соглашений о свободной торговле, учитывающих интересы Соединенных Штатов и возможности отдельных стран.
В азиатско-тихоокеанском регионе в 1989 г. была создана первая межправительственная экономическая организация Форум Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества - АТЭС. В ее состав входит 21 страна, которые значительно различаются по своему экономическому развитию. В АТЭС входят развитые страны: США. Канада, Япония; новые индустриальные страны: Сингапур, Южная Корея, Таиланд; развивающиеся страны Вьетнам, Китай и др. Членом этой организация является Россия.
Основными целями Форума АТЭС явились: содействие экономическому росту стран-участниц; развитие и укрепление открытой многосторонней системы в регионе; поощрение взаимной торговли товарами, услугами и трансграничных инвестиций; сокращение ограничений во взаимной торговле в соответствии с нормами ВТО.
В рамках АТЭС вырабатываются и реализуются региональные правила ведения торгово-экономической, научно-технической и инвестиционной деятельности. Проблематикой конкретных направлений экономического взаимодействия в АТЭС занимаются: Комитет по торговле и инвестициям, экономический комитет, Комитет по вопросам бюджета и управления, Подкомитет по экономическому и техническому сотрудничеству, подкомитеты по таможенным процедурам и др. Высшим органом являются встречи глав государств и правительств. Руководящим и координирующим органом служат совещания министров иностранных дел
Деятельность в АТЭС направлена на обсуждение и поиск согласованных решений по следующим направлениям:
- достижение выгод от глобализации и новой экономики;
- продвижение либерализации торговли и инвестиций, вводятся упрощенные процедуры для повышения эффективности торговли, проводится работа по улучшению инвестиционного климата в регионе и т. д;
- поддержание устойчивого экономического роста;
- предусматривается расширение сотрудничества в финансовой сфере, проведение диалога по макроэкономической политики для обеспечения большей предсказуемости экономического развития стран региона и т.д.
Фактически Форум АТЭС представляет собой попытку формирования самой крупной в мире зоны свободной торговли. Но при этом присутствует целый ряд противоречий, осложняющих решение поставленных задач. Это связано, прежде всего, с сохраняющейся дифференциацией входящих в эту группировку стран с точки зрения социально-экономического и политического развития. В Форуме АТЭС отсутствуют взаимные обязательства, связывающие страны при выполнении принятых ими совместных решений. Внутри АТЭС существует несколько различных субрегиональных группировок:
- АСЕАН (Сингапур, Малайзия, Таиланд, Индонезия и др.);
- АНЗСЕРТА (Австралия, Новая Зеландия);
- НАФТА;
- зоны свободной торговли между Чили и Канадой, Чили и Мексикой.
Россия является членом Форума АТЭС с 1998 г. Однако при позитивных аспектах этого участия имеются и определенные негативные стороны данного процесса. Поскольку экономика России (и прежде всего Дальнего Востока и Сибири наиболее тесно взаимодействующих с другими странами АТР) пока еще не обладает высокой конкурентоспособностью, а либерализация взаимной торговли со странами сообщества и открытие для них российского рынка может привести к вытеснению с него отечественной продукции иностранными фирмами-конкурентами.
Процессы международной экономической интеграции проходят и в развивающихся странах. К крупнейшим и наиболее динамичным торгово- политическим союзам Латинской Америки можно отнести Южноамериканский общий рынок в составе Аргентины, Бразилии, Парагвая и Уругвая (МЕРКОСУР).
Договором о создании МЕРКОСУР, заключенным в 1991 г., предусматривалась отмена всех пошлин и тарифных ограничений во взаимной торговле между четырьмя странами, установление единого таможенного тарифа в отношении третьих стран, свободное движение капитала и рабочей силы, координация политики в области промышленности, сельского хозяйства, транспорта и связи, согласование стратегии в валютно-финансовой сфере.
Для руководства процессом интеграции были созданы наднациональные органы управления: Совет общего рынка в составе министров иностранных дел; исполнительный орган – Группа общего рынка, 10 технических комиссий, подчиняющихся Группе общего рынка, в функции которых входят вопросы внешней торговли, таможенное регулирования, валютно-финансовая и макроэкономическая политика и др.
Итоги функционирования МЕРКОСУР свидетельствуют об определенных успехах интеграционной группировки, несмотря на незавершенность становления таможенного союза. Расширились взаимные внешнеэкономические связи, увеличился объем экспорта и др.
Однако интеграционные процессы развиваются не без трудностей и противоречий между странами-участницами. Так, они не сумели прийти к согласию о полной отмене тарифов во внутрирегиональной торговле к первоначально намеченному сроку. Не удалось согласовать в установленные сроки единые внешние тарифы на импорт товаров из третьих стран, Аргентина и Бразилия уделяют особое внимание защите от иностранных конкурентов создаваемых у себя высокотехнологичных отраслей промышленности производство компьютеров и телекоммуникационного оборудования.
Перспективы МЕРКОСУР аналитиками оцениваются как благоприятные.
В Азиатско-Тихоокеанском регионе функционирует интеграционное объединение АСЕАН. Эта группировка была создана в 1967 г, в состав которой входит 9 стран, таких как Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд, Вьетнам и др.
Целью создания объединения является содействие социальному и экономическому развитию стран-членов, развитие сотрудничества в промышленности и сельском хозяйстве, проведение научно-исследовательских работ.
Высшим органом АСЕАН является конференция глав государств и правительств, которая собирается один раз в три года, а центральным руководящим органом – ежегодная встреча министров иностранных дел. На регулярных встречах принимаются решения по вопросам экономического сотрудничества. Функционирует и несколько специализированных учреждение АСЕАН, таких как Совет по нефти, Ассоциация судовладельцев, Банковский совет и др.
В целом, в сфере экономики планируется создание зоны свободной торговли, а также углубление сотрудничества в таких сферах, как безопасность, финансы, телекоммуникации, туризм, окружающая среда и др. В области политики предполагается создание региона мира, свободы и нейтралитета, углубление сотрудничества, особенно с Австралией, Канадой, ЕС, Японией, Южной Корей и США.
На Африканском континенте сформировалось около 40 самых различных международных организаций экономического и финансового профиля. В их числе можно отметить:
- Таможенный и экономический союз стран Центральной Африки, созданные в 1964 г. Габоном, Камеруном, Конго, ЮАР и другими для формирования общего рынка (ЮДЕАК);
- Совет согласия, объединяющий Бенин, Того, Нигер, Берег Слоновой Кости и др.;
- Восточно-Африканское сообщество, объединяющее Кению, Уганду и Танзанию и др.
В целом интеграционные процессы на Африканском континенте протекают весьма непросто, что связано, прежде всего, с крайне низким уровнем развития большинства африканских стран. Поэтому некоторые из них, например, страны Северной Африки видят свои перспективы в более активном взаимодействии с развитыми странами, и, прежде всего, со странами ЕС.
Проявляют растущий интерес к интеграции, тесному взаимовыгодному сотрудничеству и арабские государства Персидского залива. С 1981 года функционирует Совет по сотрудничеству ряда арабских государств, в составе Саудовской Аравии, Кувейта, Катара, Бахрейна, ОАЭ, Омана – так называемая «нефтяная шестерка».
Функционирует целый ряд региональных интеграционных соглашений на двусторонней основе.
Общей главенствующей организацией для всех арабских государств является ЛИГА арабских стран со штаб-квартирой в Каире.
Такие страны Африки, как Алжир, Египет, Ливия, Маврикий, Марокко, Сомали, Тунис являются членами Арабского валютного фонда. Основными задачами АВФ в валютной сфере являются стабилизация обменных курсов валют стран-участниц и создание условий для взаимной обратимости, устранение в рамках организации валютных ограничений, создание механизма взаимных расчетов, а также единой валюты.
Наиболее развитой формой интеграции стран СНГ является Союзное государство РФ и Республики Беларусь. Договор о его создании был подписан в декабре 1999 г. При подписании договора были поставлены задачи создания союзного государства при сохранении национального суверенитета его государств-участников с формированием союзных государственный органов и наднациональных органов управления. Целями союзного государства являются формирование единого экономического пространства, осуществление единой социальной политики, проведение согласованной внешней и оборонной политики.
В октябре 2000 г. был заключен Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС), в состав которого вошли Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан. Задачами этого сообщества являются:
- завершение оформления в полном объеме режима свободной торговли;
- формирование единого таможенного тарифа и единой системы мер нетарифного регулирования;
- установление общих правил торговли товарами и услугами и их доступа на внутренние рынки;
- выработка согласованной позиции государств-членов Сообщества по взаимоотношениях с ВТО и другими международными экономическими организациями;
- создание унифицированной системы таможенного регулирования.
Основная цель сообщества – создание единого экономического пространства.
С 2009 года стал функционировать Таможенный союз в составе Белоруссии, России и Казахстана.
Общие интересы в развитии регионального сотрудничества привели к заключению Центральноазиатского союза между Казахстаном, Узбекистаном, Киргизией и Туркменистаном. Его целью является координация политики в области политики и обороны.
Главными препятствиями на пути экономической интеграции стран СНГ – это опасения ограничить свой суверенитет, экономические трудности, незавершенность создания новой социально-экономической системы. В целом же, несмотря на отмеченные негативные тенденции и сложности возможности повышения эффективности взаимного экономического сотрудничества между странами СНГ сохраняются.
Основные категории и понятия
Международная экономическая интеграция, преференциальные торговые соглашении, зона свободной торговли, таможенный союз, общий рынок, экономический союз.
Контрольные вопросы
Какие выгоды получают страны-участницы интеграционных объединений?
В чем отличие зоны свободной торговли и таможенного союза?
Чем характеризуется общий рынок?
Что понимается под экономическим (валютным) союзом?
Какие интеграционные группировки Вам известны?
- Мировая экономика и международные экономические отношения
- Раздел 1. Мировое хозяйство
- Тема 1. Мировое хозяйство: основные черты и особенности развития
- Сущность мирового хозяйства
- 2. Теории мирового хозяйства
- 1. Теория стадий экономического роста
- 2. Теория нового индустриального общества
- 3. Теория постиндустриального общества
- 4. Теория единой цивилизации
- 5. Теория столкновения цивилизаций
- 6. Теория упадка империй
- 3. Предпосылки и факторы развития мирового хозяйства
- 4. Эволюция мирового хозяйства
- Тема 2. Международное разделение труда как основа развития мирового хозяйства
- Сущность и основные факторы мрт
- Экономическое значение и показатели участия стран в мрт
- 3. Международная специализация производства
- 4. Международная кооперация производства
- Тема 3. Основные виды мирохозяйственных структур и их особенности
- Отраслевая структура
- Воспроизводственная структура
- Демографическая структура
- 4. Природно - ресурсная структура
- Тема 4. Международная экономическая интеграция
- Сущность и факторы развития экономической интеграции
- 3. Главные интеграционные группировки мира
- Тема 5. Положение и роль различных группировок стран в мировом хозяйстве
- 1. Основные принципы систематизации стран в мировом хозяйстве
- 2. Критерии формирования основных группировок стран и виды противоречий между ними
- 3. Промышленно развитые страны
- 4. Развивающиеся страны
- 5. Страны с переходной экономикой
- Тема 6. Современные проблемы мировой экономики
- Глобальные проблемы мировой экономики
- Глобализация мировой экономики
- Раздел II. Международные экономические отношения и их основные формы
- Тема 7. Сущность международных экономических отношений
- 1. Сущность и основные формы международных экономических отношений
- 2. Факторы развития современных международных экономических отношений
- 3. Основные тенденции в развитии международных экономических отношений
- 4. Место и роль мэо в развитии национальной экономики
- Тема 8. Мировой рынок и его современные особенности
- 1. Сущность мирового рынка, его возникновение и этапы развития
- 2. Структура и классификация мировых рынков
- Тема 9. Сущность и основные тенденции развития международной торговли
- 1.Сущность и формы международной торговли
- Показатели участия стран в международной торговле и ее классификация
- Географическая и товарная структура международной торговли и факторы ее роста
- Тема 10. Основные теории международной торговли
- 1. Меркантилистская теория международной торговли
- 2. Классические теории международной торговли
- 3.Неоклассические теории международной торговли
- Тема 11. Ценообразование в международной торговле
- 1. Классификация ценнообразующих факторов в международной торговле
- 2. Основы и особенности ценообразования на мировом рынке
- 3. Методы установления и источники информации внешнеторговых цен
- Тема 12. Внешний рынок основных товаров
- Структурные изменения в производстве обработанных товаров
- 2. Социально – экономические аспекты использования минеральных ресурсов
- 3. Производство продовольствия и продовольственная безопасность
- Тема 13. Международная торговля услугами
- Сущность и способы международной торговли услугами
- Виды услуг в международной торговле
- Внешнеторговые сделки по купле-продаже результатов творческой деятельности
- Тема 14. Информационное и транспортное обеспечение международных экономических связей
- 1. Мировой рынок услуг связи
- Мировая транспортная система
- Тема 15. Международный технологический обмен
- Сущность и экономическая целесообразность технологического обмена
- 2. Мировой рынок технологий
- 3. Типы технологий и основные способы их передачи
- 4. Международное регулирование технологического обмена
- Тема 16. Балансы международных расчетов
- 1. Виды и балансы международных расчетов.
- 2. Сущность и структура платежного баланса
- Государственное и межгосударственное регулирование платежного баланса
- Тема 17. Государственное регулирование внешней торговли
- Сущность внешнеторговой политики и ее основные тенденции
- 2. Тарифные и нетарифные методы регулирования внешней торговли
- 3. Особенности внешнеторговой политики в современных условиях
- Тема 18. Международное регулирование мировой торговли
- Основные формы международного регулирования мировой торговли
- 2. Всемирная торговая организация, и ее роль в регулировании международной торговли
- 3. Структура и условия вступления в вто
- Тема 19. Международная миграция и мировой рынок рабочей силы
- 1. Международная миграция рабочей силы
- Основные направления международной миграции рабочей силы
- 3. Экономические последствия миграции рабочей силы
- 4. Международное и государственное регулирование миграции рабочей силы
- Мировой рынок труда
- Тема 20. Международная миграция капитала
- Сущность и предпосылки вывоза капитала
- 2. Основные формы ввоза-вывоза капитала
- 3. Последствия миграции капитала для национальных экономик
- Основные направления регулирования движения капитала между странами
- Тема 21. Мировой рынок капиталов и его структура
- Сущность мирового рынка капиталов
- 2. Структура и механизм функционирования мирового рынка капитала
- Тема 22. Международные корпорации и их роль в мировой экономике
- 1. Сущность и типы международных корпораций
- 2. Транснационализация банковского капитала
- 3. Стратегические альянсы транснациональных фирм
- 4. Масштабы и особенности доминирования современных транснациональных корпораций
- Тема 23. Свободные экономические зоны
- Сущность свободных экономических зон и основные цели их создания
- 2. Классификация свободных экономических зон
- 3. Особенности инвестиционного климата свободных экономических зон
- Тема 24. Международные валютно-финансовые отношения
- Международные валютные отношения и их участники
- 2. Международные валютные системы: сущность и эволюция
- 3. Валютный курс и факторы его определяющие
- 4. Мировой валютный рынок и особенности его функционирования
- 5. Валютная политика государства
- Тема 25. Международные финансово-кредитные организации
- Классификация и функции международных финансовых институтов
- Международный валютный фонд и его функции
- Группа Всемирного банка
- 4. Региональные финансово-кредитные организации
- Раздел III. Внешнеэкономические связи России
- Тема 26. Организация и правовые основы внешнеэкономических связей России
- 1. Сущность и классификация внешнеэкономических связей
- 2. Внешнеэкономическая политика
- 3. Правовые основы внешнеэкономической деятельности России
- Тема 27 . Природно - ресурсный и экономический потенциал России
- Особенности переходного периода в России
- Природно-ресурсный потенциал России
- Промышленно-производственные комплексы России
- Тема 28 . Внешнеэкономическая деятельность регионов России
- 1. Межрегиональные различия по участию во внешнеэкономических связях
- Типы субъектов рф по характеру внешнеэкономических связей
- Тема 29 . Россия в системе международной экономической интеграции
- Россия и Европейский союз
- Россия и страны Азиатско-Тихоокеанского региона
- 3. Внешнеэкономические связи России с северо- и южноамериканскими интеграционными группировками
- 4. Россия и Содружество независимых государств
- Россия в субрегиональном сотрудничестве
- Тема 30 . Место и роль России на основных мировых рынках
- Россия и международная торговля товарами
- Россия и международный рынок труда
- Россия в международном движении капитала
- Россия и институты международного экономического сотрудничества
- Содержание