logo search
tnk_(orekhova)

4. 4. Выбор форм выхода на зарубежные рынки

Определив страны - целевые рынки, управленческий персонал фирмы должен выбрать наиболее эффективную форму (стратегию) выхода на них.

В большинстве случаев выходящее на зарубежный рынок предприятие рассматривает преимущества и недостатки (см. табл. 4.3.) следующих альтернатив:

• экспорт (exporting);

• контрактные кооперационные соглашения (cooperative contractual arrangements), включая лицензирование (licensing) и франчайзинг (franchising);

• совместное предприятие (joint venture);

• создание за рубежом собственного производственного предприятия или филиала (wholly owned affiliates).

Табл. 4.3. Основные формы выхода на зарубежные рынки

Форма выхода

Преимущества

Недостатки

Экспорт

•Сохранение контроля;

•Поддержка производства внутри страны

•Уязвимость перед зарубежными протекционистскими барьерами;

•Чувствительность в отношении колебаний валютных курсов

\Контрактные кооперационные соглашения:

•лицензирование;

•франчайзинг

•Невысокая потребность в инвестициях

•Минимальный уровень реального контроля

Совместные предприятия

•Минимальность риска;

•Потребность в меньших затратах в сравнении с созданием собственного производственного филиала

•Необходимость высокодетализированной контрактной работы;

•Трудноуправляемость

Создание за рубежом собственного производственного филиала

•Обеспечение полного контроля;

•Локализация производства

•Необходимость значительных инвестиций:

•Возможная непопулярность с политической точки зрения

Адаптировано, from: H. James, M. Weidenlaum, When Businesses Cross International Borders, Praeger, London, 1993

Адаптировано, from: R. Walvoord, "Export Market Research", Global Trade Magazine, May, 1980

Известный американский специалист в области международного менеджмента Ф.Рут предложил детализированный перечень экстернальных и интернальных факторов, оказывающих влияние на выбор формы выхода на зарубежные рынки \5\. Наиболее важные экстернальные (внешние) факторы включают:

1) рыночные факторы стран - целевых рынков: размер рынка и перспективы роста; конкурентная структура и т. д.;

2) средовые факторы стран - целевых рынков: политические, экономические и социо-культурные характеристики, включая правительственную политику в отношении прямых иностранных инвестиции;

географическое расстояние; экономический рост; внешние связи страны, политический риск и т. д.

3) производственные факторы стран - целевых рынков: наличие, качество и стоимость сырья:

рабочей силы, а также степень развития инфраструктуры (транспорт, коммуникации и т. д.)

4) факторы страны базирования, размер рынка, стоимость производства, условия конкуренции, уровень правительственной поддержки международного бизнеса и т. д.

Среди интернальных, оказывающих наибольшее влияние на выбор формы зарубежной деятельности, выделяют 2 основные группы:

1) Продуктовые - степень дифференциации продукта, послепродажное обслуживание, технологический уровень, потенциал глобальной стандартизации и т. д.:

2) Pecypcные - управленческие, инвестиционные и технологические ресурсы, производственный. и маркетинговый опыт; оценка важности зарубежной деятельности высшим менеджментом фирмы

С учетом целевых приоритетов фирмы на основе значимости каждого из факторов. можно оценить , относительную привлекательность различных вариантов выхода на зарубежные рынки.

Оптимальным будет такой выбор,. который обеспечивает получение максимальной прибыли в предварительно определенный период времени с учетом ограничений, вызванных степенью обеспеченности

ресурсами, приемлемым уровнем риска, а также необходимостью решения задач, не связанных напрямую с получением прибыли (обеспечение стратегической гибкости, формирование имиджа и т. д.) \5\.

Еще один важный вопрос, который часто возникает на начальном этапе интернационализации фирмы - это выбор между одновременным выходом на несколько зарубежных рынков и ориентацией только на один из них с использованием приобретенного опыта для освоения других потенциально доступных рынков в будущем \6\.

Во многих случаях одновременный выход сразу на несколько зарубежных рынков требует чрезмерно высоких ресурсных затрат, что может быть неприемлемо для неимеющей международного опыта фирмы. С другой стороны, путем одновременного освоения нескольких рынков компания может получить дополнительные конкурентные преимущества, связанные с фактором времени и потенциальной экономией на масштабах деятельности.