logo search
МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА исправленное

4. Международное и государственное регулирование миграции рабочей силы

Проблемами, связанными с миграцией населения и рабочей силы занимается большое число глобальных учреждений и организаций, и, прежде всего в рамках ООН. Так, Комиссия ООН по народонаселению располагает фондом, часть которого используется на субсидирование национальных программ в области миграции населения.

Ряд международных договоров, принятых Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ), содержит специальные нормы, которые касаются физического состояния трудящихся-мигрантов. В документах ЮНЕСКО имеются положения, направленные на улучшение образования трудящихся-мигрантов и членов их семей.

Возрастает роль международной организации по миграции (МОМ), целью которой является обеспечение упорядоченной и плановой межстрановой миграции, ее организация, обмен опытом и информацией по этим вопросам.

В документах Международной организации труда (МОТ) содержатся положения которые:

- устанавливают равенство в отношении мигрантов независимо от их национальности, расовой принадлежности, религии, пола и т.п.;

- обеспечивают защиту прав трудящихся-мигрантов;

- определяют условия найма, размещения и условия труда мигрантов;

- провозглашают равенство в уровне минимальной заработной платы и социальном обеспечении;

- предусматривают возможность для трудящихся-мигрантов получение образования или повышения квалификации в стране пребывания и другие.

Таким образом, требования к мигрантам со стороны международных организаций носят более либеральный характер.

Государственное регулирование миграционных процессов носит более жесткий и выборочный характер.

Страны-импортеры трудовых ресурсов свою иммиграционную политику основывают, прежде всего, на мерах регулирования численности и качественного состава прибывающих трудящихся-мигрантов.

В качестве инструмента регулирования численности используется показатель иммиграционной квоты, которые ежегодно рассчитывается и утверждается в стране-импортере. При определении квоты учитываются потребности страны в иностранной рабочей силе и по отдельным категориям привлекаемого населения (половозрастным группам, образованию и т.п.), а также принимается во внимание состояние национальных рынков труда, жилья, политическая и социальная обстановка в стране-импортере. Иммиграционная квота может быть распределена и в определенной пропорции между различными категориями иммигрантов.

Регулирование качественного состава трудящихся-иммигрантов осуществляется в принимающих странах путем предъявления определенных требований. К числу таких требований относятся:

- наличие процедуры признания имеющихся у мигранта документов об образовании или профессиональной подготовке, а также имеющегося опыта работы по специальности;

- возрастной ценз, который повышает шанс получить разрешение на въезд в страну молодых претендентов;

- наличие хорошего состояния здоровья у прибывающего мигранта;

- ограничения личного и психологического плана, запрет на въезд наркоманов, представителей партий тоталитарного типа и т.п. и другие.

Значение того или иного качественного признака при отборе иммигрантов не является постоянным и может меняться в пользу других приоритетов. Вместе с тем, ряд важнейших характеристик, таких как возрастной ценз, наличие трудового сертификата, обладание определенной профессией и профессиональной подготовкой являются в основном обязательными.

Одной из целей иммиграционной политики является защита национального рынка труда он неконтролируемого притока иностранной рабочей силы. Для осуществления этой цели государства-импортеры применяют меры, направленные на сокращение или предотвращение иммиграции, а также на сокращение иностранной рабочей силы в стране пребывания.

Многие страны-импортеры рабочей силы приняли и реализуют государственные программы стимулирования репатриации официально зарегистрированных иностранцев, в которых преобладают экономические стимулы: предоставление материальной помощи, предоставление возможности приобретения профессии и т.п.

Эмиграционная политика стран-экспортеров трудовых ресурсов с одной стороны предполагает защиту интересов государства-экспортера трудовых ресурсов путем регулирования масштабов эмиграции и качественного состава эмигрантов, выезжающих за пределы страны. Некоторые страны проводят политику сдерживания эмиграции, особенно в отношении высококвалифицированных специалистов и при нехватке квалифицированной рабочей силы, а также при неблагоприятной демографической ситуации.

С другой стороны, посредством миграционной политики преследуются следующие цели:

- эмиграция трудовых ресурсов должна способствовать сокращению безработицы;

- способствовать поступлению валютных средств от трудящихся-эмигрантов;

- добиваться обеспечения соответствующего жизненного уровня эмигрантам за рубежом и другие.

Таким образом, эмиграционная политика стран-экспортеров трудовых ресурсов должна обеспечивать как защиту государственных интересов, так и прав и свобод трудящихся-мигрантов.