logo search
МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА исправленное

2. Всемирная торговая организация, и ее роль в регулировании международной торговли

С точки зрения степени охвата современной международной торговли (более 95 % в начале 2004 г.) крупнейшей организаци­ей, в рамках которой проходят переговоры и консультации по проблемам международной торговли, является Всемирная торговая организация (ВТО).

Ее предшественником явилось Генеральное соглашение по та­рифам и торговле (ГАТТ), подписанное в Женеве в 1947 г. ГАТТ представляло со­бой многостороннее соглашение об основных принципах, нор­мах и правилах ведения государственного регулирования вза­имной торговли стран-участниц. Важно то, что принципы, нормы и правила ГАТТ были выработаны на основе мировой практики и не только определяли многосторонние условия международ­ной торговли, но и были положены в основу национального ре­гулирования внешней торговли странами — участницами ГАТТ.

Круг стран — участниц ГАТТ, а затем его правопреемницы — ВТО за годы существования этой организации существенно рас­ширился: в 1948 г. в состав ГАТТ входили 22 страны, в настоящее время участниками ВТО является более 150 стран. Из бывших республик СССР в состав ВТО входят Армения, Грузия, Киргизия, Латвия, Литва, Молдова, Эстония. Около 50 стран имели статус наблюдателей и вели переговоры о вступлении в ВТО (в том числе и Россия).

Если в 1948 г. доля стран — членов ГАТТ в мировом сумми­рованном экспорте составляла 60,4 %, то в современных условиях доля стран-членов ВТО превышала уже 95 %.

За годы существования ГАТТ было проведено 8 раундов — конференций по фундаментальным вопросам развития между­народной торговли. На Уругвайском раунде 1986—1994 гг. было принято решение о создании на базе ГАТТ ВТО. Были приняты новые соглашения. Таким образом, ВТО представлено целой системой соглашений.

Это, прежде всего Генеральное соглашение по тарифам и тор­говле в редакции 1994 г. — ГАТТ—1994, играющее определяю­щую роль в общей системе соглашений в рамках ВТО. Это Ге­неральное соглашение по торговле услугами (ГАТС). Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС), Соглашение о торговых аспектах инвестиционных мер (ТРИМС).

Важную роль играют такие соглашения, как:

- Соглашение по техническим барьерам в торговле,

- Соглашение по применению статьи VI ГАТТ—1994 (Антидемпинговый кодекс),

- Соглашение по применению статьи VII ГАТТ—1994 (Оценка таможенной стоимости товаров),

- Соглашение о правилах и процедурах уре­гулирования споров и другие.

В основе деятельности ВТО лежат следующие основные принципы:

  1. Режим наибольшего благоприятствования (осуществление торговли без дискриминации).

  2. Принцип правомочности применения тех или иных средств внешнеторгового регулирования. В соответствии с этим принципом защита отечественной промышленности от иностранной конкурен­ции может осуществляться только путем установления таможен­ных пошлин, а не путем количественных ограничений.

  3. Сокращение пошлин в результате многосторонних перего­воров и исключение возможности их повышения в дальнейшем.

  4. Предоставление консультаций странам-участницам с це­лью урегулирования проблем международной торговли (т.е. все возникающие в рамках ВТО проблемы международной торговли должны решаться путем переговоров).

  5. Развитие международной торговли на основе справедливой конкуренции.

  6. Предоставление льготного режима международной торговли для развивающихся стран.

  7. Заключение региональных торговых соглашений.

  8. Установление особых норм регулирования международной торговли для текстиля и одежды.

Эти принципы были зафиксированы в ГАТТ, позднее в ре­зультате переговоров к ним добавился еще и принцип националь­ного режима.

Поскольку в основе ГАТТ были заложены идеи свободы тор­говли и равенства всех участвующих сторон, то существенное значение приобретает принцип режима наибольшего благопри­ятствования. Его суть состоит в необходимости соблюдения равенства и не дискриминации всех участников внешнеторговой деятельности. Этот принцип предполагает обязательство стран-участниц устанавливать на взаимно поставляемые товары пошлины не выше тех, которые были установлены по отношению к любой третьей стране.

Положения режима наибольшего благоприятствования распро­страняются на экспортные, импортные и транзитные торговые операции, а также на международные платежи по экспортным и импортным операциям. Режим наибольшего благоприятство­вания распространяется на таможенные пошлины и любые сбо­ры, взимаемые в связи с внешнеторговыми операциями, а так­же на все правила и формальности, с ним связанные. Кроме того, положения режима наибольшего благоприятствования распро­страняются на внутренние налоги и сборы, на внутренние пра­вила и законы, регулирующие покупку и продажу товаров на внутренних рынках стран-участниц.

В ГАТТ режим наибольшего благоприятствования допускает исключения в случае создания специальных экономических (ин­теграционных) группировок. В первой редакции ГАТТ (1947) исключения из этого принципа предоставлялись странам-коло­ниям, связанным с метрополиями особыми соглашениями. Од­нако позднее с распадом колониальной системы ситуация с та­кого рода исключением изменилась. Развивающимся странам было предоставлено право использовать преференциальный таможен­ный режим в одностороннем порядке т.е. без взаимного сни­жения ими пошлин на товары, импортируемые из промышленно развитых стран.

Требует своего разъяснения второй принцип ГАТТ — право­мочности применения средств внешнеторгового регулирования. Речь идет о том, какие средства внешнеторгового регулирования допустимы в рамках ГАТТ (позднее ВТО). В качестве единственно приемлемого средства ГАТТ были признаны внешнеторговые пошлины. Все остальные формы и методы внешнеторгового ре­гулирования в соответствии с ГАТТ применяться не должны (а если они применяются, то это должно носить временный ха­рактер и обосновываться исключительными обстоятельствами).

Принципиальным здесь является вопрос об отношении ГАТТ к количественным ограничениям в международной торговле — ГАТТ не рекомендует странам использовать квоты, а также экс­портные или импортные лицензии. Но в тексте ГАТТ есть пере­чень возможных исключений (когда введение количественных ограничений допустимо). К ним относятся случаи регулирова­ния сельскохозяйственного производства, а также случаи нару­шения равновесия платежного баланса.

Кроме того, ГАТТ отрицательно относится к таким государ­ственным мерам внешнеторгового регулирования, как стимули­рование производства с помощью налоговых льгот, программ ре­гионального развития и помощи и др. (эти меры не допускаются тогда, когда это ведет к дискриминации стран — участниц ГАТТ).

Из второго принципа логически вытекает и третий принцип ГАТТ — постепенного (но неуклонного) снижения пошлин во взаимной торговле стран-участниц в результате переговоров (без их дальнейшего повышения). Если в начале действия ГАТТ (конец 40-х гг.) таможенные пошлины стран-участниц были на уровне 40—60 %, то к 2000 г. они составляли уже 3—5 %.

На первых этапах деятельности ГАТТ механизм снижения пошлин состоял в том, что основные страны-производители и страны — потребители товаров договаривались о величине сни­жения, после чего эти сокращения автоматически распростра­нялись на все страны — участницы соглашения.

На последних же этапах деятельности ГАТТ (когда величина таможенных по­шлин значительно снизилась, и одновременно возросло число уча­стников ГАТТ) снижения таможенных пошлин стали осуществ­ляться на основе списков, подготавливаемых странами-участни­цами. Эти списки составлялись таким образом, что величина потерь для национального бюджета страны от снижения импор­тных пошлин должна быть равна сумме выигрыша ее нацио­нальных производителей, поставляющих свои товары за грани­цу, за счет снижения импортных пошлин стран-контрагентов (по­купателей), т.е. действовал принцип равенства уступок.

В 70-е гг., когда участники ГАТТ стали решать проблемы регулирования нетарифных мер, этот принцип равенства усту­пок начал применяться в модифицированном виде — основой пе­реговоров стали подсчеты стоимостных эквивалентов потерь, понесенных странами от введения тех или иных ограничений.

Четвертый принцип ГАТТ — отказ стран-участниц от одно­сторонних действий в пользу переговоров и консультаций. В со­ответствии с этим принципом страны обязуются не осуществ­лять односторонних действий, связанных с ограничением сво­боды торговли (все решения принимаются только на основе взаимных торговых переговоров). В рамках ГАТТ было прове­дено 8 раундов:

- Женева, Швейцария, 1947 г.;

- Аннеси, Франция, 1949 г.;

- Торки, Великобритания, 1950 г.;

- Женева, Швейцария, 1956 г.;

- Женева, Швейцария, 1960-1961 гг.;

- Женева, Швейцария, 1964—1967 гг.;

- Токио, Япония, 1973-1979 гг.;

- Пунта дель Эсте, Уругвай, затем Женева, Швейцария, 1986— 1994 гг. (так называемый Уругвайский раунд).

На пяти первых раундах (1947, 1949, 1950, 1956, 1960-1961 гг.) рассматривались вопросы снижения таможенных пошлин.

В рамках раунда 1964—1967 гг. (Женева, так называемый «Кен­неди-раунд») помимо рассмотрения вопросов снижения таможен­ных пошлин были введены преференции для развивающихся стран и разработан первый международный Антидемпинговый кодекс.

На так называемом «Токио-раунде» 1973—1979 гг. помимо рассмотрения традиционных вопросов, связанных со снижени­ем таможенных пошлин, был подписан ряд соглашений по не­тарифному регулированию международной торговли.

Особую роль сыграл Уругвайский раунд 1986—1994 гг. В его рамках помимо рассмотрения традиционного вопроса снижения пошлин и проблем совершенствования механизма реализации ГАТТ был принят целый ряд кардинальных решений. Было подписано соглашение о создании ВТО. Принята новая редакция ГАТТ (ГАТТ—1994), при этом страны-участницы прилагали к этому соглашению график собственных обязательств по снижению взаимных торго­вых барьеров. Разработано и принято Генеральное соглашение о тор­говле услугами (ГАТС). Было разработано и принято Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС). В качестве элемента ГАТТ—1994 было принято Соглашение о торговых аспектах инвестиционных мер (ТРИМС). Подписано Соглашение о постепенном сокращении субси­дий фермерам (коснувшееся, прежде всего стран ЕС) и сниже­нии импортных пошлин на продовольственную продукцию. Было введено понятие так называемых «законных» и «неза­конных» субсидий, при этом к числу «законных» были отне­сены субсидии, применяемые в связи с охраной окружающей среды и региональным развитием. Были введены минимальные параметры, ниже которых субсидирование автоматические признается «законным» (3% от общей величины импорта или 1% от общей стоимости товара).

ВТО сохраняет все основные положения ГАТТ и решает новые задачи обеспечения свободы международной торговли, имея в виду, что сфера деятельности ВТО существенно расширилась – она включает не только товары, но и услуги (спектр которых значителен и постоянно расширяется), связанные с торговлей права интеллектуальной собственности и инвестиционные меры. При этом официально провозглашенной целью ВТО является обеспечение мирового экономического развития путем создания условий для свободной торговли товарами и услугами.

ВТО, в частности, обеспечивает эту свободу торговли не просто ее либерализацией, а так называемыми увязками. Основной смысл указанных увязок состоит в том, что страны-участницы обязуются принимать решения по вопросам, связанным с односторонним повышением импортных пошлин, только в увязке с одновременной либерализацией импорта других товаров, Фактические ВТО здесь реализуется попытка заставить страны увязывать принимаемые ими протекционистские программы с мерами по либерализации международной торговли.

В качестве одного из основных принципов ВТО помимо режима наибольшего благоприятствования выступает национальный режим.

Национальный режим применительно к товарам и услугам иностранного происхождения означает, что после того как к ним применены меры внешнеторгового регулирования, они обращаются во внутреннем торговом обороте страны на тех же основаниях, что и национальные товары и услуги.

Решая вопросы их налогообложения, инспекции качества, транспортировки, реализации и потребления, страны – члены ВТО не должны вводить никаких специальных правил, которые ставили бы их в невыгодное положение по сравнению с отечественными товарами и услугами.

Решениями ВТО запрещается установление более строгих стандартов для импортных товаров или введение для отечественных предприятий принудительных норм потребления национальной продукции (либо введение для них льгот, связанных с потреблением этой продукции). Введены и другие санкции.