2. Всемирная торговая организация, и ее роль в регулировании международной торговли
С точки зрения степени охвата современной международной торговли (более 95 % в начале 2004 г.) крупнейшей организацией, в рамках которой проходят переговоры и консультации по проблемам международной торговли, является Всемирная торговая организация (ВТО).
Ее предшественником явилось Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ), подписанное в Женеве в 1947 г. ГАТТ представляло собой многостороннее соглашение об основных принципах, нормах и правилах ведения государственного регулирования взаимной торговли стран-участниц. Важно то, что принципы, нормы и правила ГАТТ были выработаны на основе мировой практики и не только определяли многосторонние условия международной торговли, но и были положены в основу национального регулирования внешней торговли странами — участницами ГАТТ.
Круг стран — участниц ГАТТ, а затем его правопреемницы — ВТО за годы существования этой организации существенно расширился: в 1948 г. в состав ГАТТ входили 22 страны, в настоящее время участниками ВТО является более 150 стран. Из бывших республик СССР в состав ВТО входят Армения, Грузия, Киргизия, Латвия, Литва, Молдова, Эстония. Около 50 стран имели статус наблюдателей и вели переговоры о вступлении в ВТО (в том числе и Россия).
Если в 1948 г. доля стран — членов ГАТТ в мировом суммированном экспорте составляла 60,4 %, то в современных условиях доля стран-членов ВТО превышала уже 95 %.
За годы существования ГАТТ было проведено 8 раундов — конференций по фундаментальным вопросам развития международной торговли. На Уругвайском раунде 1986—1994 гг. было принято решение о создании на базе ГАТТ ВТО. Были приняты новые соглашения. Таким образом, ВТО представлено целой системой соглашений.
Это, прежде всего Генеральное соглашение по тарифам и торговле в редакции 1994 г. — ГАТТ—1994, играющее определяющую роль в общей системе соглашений в рамках ВТО. Это Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС). Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС), Соглашение о торговых аспектах инвестиционных мер (ТРИМС).
Важную роль играют такие соглашения, как:
- Соглашение по техническим барьерам в торговле,
- Соглашение по применению статьи VI ГАТТ—1994 (Антидемпинговый кодекс),
- Соглашение по применению статьи VII ГАТТ—1994 (Оценка таможенной стоимости товаров),
- Соглашение о правилах и процедурах урегулирования споров и другие.
В основе деятельности ВТО лежат следующие основные принципы:
Режим наибольшего благоприятствования (осуществление торговли без дискриминации).
Принцип правомочности применения тех или иных средств внешнеторгового регулирования. В соответствии с этим принципом защита отечественной промышленности от иностранной конкуренции может осуществляться только путем установления таможенных пошлин, а не путем количественных ограничений.
Сокращение пошлин в результате многосторонних переговоров и исключение возможности их повышения в дальнейшем.
Предоставление консультаций странам-участницам с целью урегулирования проблем международной торговли (т.е. все возникающие в рамках ВТО проблемы международной торговли должны решаться путем переговоров).
Развитие международной торговли на основе справедливой конкуренции.
Предоставление льготного режима международной торговли для развивающихся стран.
Заключение региональных торговых соглашений.
Установление особых норм регулирования международной торговли для текстиля и одежды.
Эти принципы были зафиксированы в ГАТТ, позднее в результате переговоров к ним добавился еще и принцип национального режима.
Поскольку в основе ГАТТ были заложены идеи свободы торговли и равенства всех участвующих сторон, то существенное значение приобретает принцип режима наибольшего благоприятствования. Его суть состоит в необходимости соблюдения равенства и не дискриминации всех участников внешнеторговой деятельности. Этот принцип предполагает обязательство стран-участниц устанавливать на взаимно поставляемые товары пошлины не выше тех, которые были установлены по отношению к любой третьей стране.
Положения режима наибольшего благоприятствования распространяются на экспортные, импортные и транзитные торговые операции, а также на международные платежи по экспортным и импортным операциям. Режим наибольшего благоприятствования распространяется на таможенные пошлины и любые сборы, взимаемые в связи с внешнеторговыми операциями, а также на все правила и формальности, с ним связанные. Кроме того, положения режима наибольшего благоприятствования распространяются на внутренние налоги и сборы, на внутренние правила и законы, регулирующие покупку и продажу товаров на внутренних рынках стран-участниц.
В ГАТТ режим наибольшего благоприятствования допускает исключения в случае создания специальных экономических (интеграционных) группировок. В первой редакции ГАТТ (1947) исключения из этого принципа предоставлялись странам-колониям, связанным с метрополиями особыми соглашениями. Однако позднее с распадом колониальной системы ситуация с такого рода исключением изменилась. Развивающимся странам было предоставлено право использовать преференциальный таможенный режим в одностороннем порядке т.е. без взаимного снижения ими пошлин на товары, импортируемые из промышленно развитых стран.
Требует своего разъяснения второй принцип ГАТТ — правомочности применения средств внешнеторгового регулирования. Речь идет о том, какие средства внешнеторгового регулирования допустимы в рамках ГАТТ (позднее ВТО). В качестве единственно приемлемого средства ГАТТ были признаны внешнеторговые пошлины. Все остальные формы и методы внешнеторгового регулирования в соответствии с ГАТТ применяться не должны (а если они применяются, то это должно носить временный характер и обосновываться исключительными обстоятельствами).
Принципиальным здесь является вопрос об отношении ГАТТ к количественным ограничениям в международной торговле — ГАТТ не рекомендует странам использовать квоты, а также экспортные или импортные лицензии. Но в тексте ГАТТ есть перечень возможных исключений (когда введение количественных ограничений допустимо). К ним относятся случаи регулирования сельскохозяйственного производства, а также случаи нарушения равновесия платежного баланса.
Кроме того, ГАТТ отрицательно относится к таким государственным мерам внешнеторгового регулирования, как стимулирование производства с помощью налоговых льгот, программ регионального развития и помощи и др. (эти меры не допускаются тогда, когда это ведет к дискриминации стран — участниц ГАТТ).
Из второго принципа логически вытекает и третий принцип ГАТТ — постепенного (но неуклонного) снижения пошлин во взаимной торговле стран-участниц в результате переговоров (без их дальнейшего повышения). Если в начале действия ГАТТ (конец 40-х гг.) таможенные пошлины стран-участниц были на уровне 40—60 %, то к 2000 г. они составляли уже 3—5 %.
На первых этапах деятельности ГАТТ механизм снижения пошлин состоял в том, что основные страны-производители и страны — потребители товаров договаривались о величине снижения, после чего эти сокращения автоматически распространялись на все страны — участницы соглашения.
На последних же этапах деятельности ГАТТ (когда величина таможенных пошлин значительно снизилась, и одновременно возросло число участников ГАТТ) снижения таможенных пошлин стали осуществляться на основе списков, подготавливаемых странами-участницами. Эти списки составлялись таким образом, что величина потерь для национального бюджета страны от снижения импортных пошлин должна быть равна сумме выигрыша ее национальных производителей, поставляющих свои товары за границу, за счет снижения импортных пошлин стран-контрагентов (покупателей), т.е. действовал принцип равенства уступок.
В 70-е гг., когда участники ГАТТ стали решать проблемы регулирования нетарифных мер, этот принцип равенства уступок начал применяться в модифицированном виде — основой переговоров стали подсчеты стоимостных эквивалентов потерь, понесенных странами от введения тех или иных ограничений.
Четвертый принцип ГАТТ — отказ стран-участниц от односторонних действий в пользу переговоров и консультаций. В соответствии с этим принципом страны обязуются не осуществлять односторонних действий, связанных с ограничением свободы торговли (все решения принимаются только на основе взаимных торговых переговоров). В рамках ГАТТ было проведено 8 раундов:
- Женева, Швейцария, 1947 г.;
- Аннеси, Франция, 1949 г.;
- Торки, Великобритания, 1950 г.;
- Женева, Швейцария, 1956 г.;
- Женева, Швейцария, 1960-1961 гг.;
- Женева, Швейцария, 1964—1967 гг.;
- Токио, Япония, 1973-1979 гг.;
- Пунта дель Эсте, Уругвай, затем Женева, Швейцария, 1986— 1994 гг. (так называемый Уругвайский раунд).
На пяти первых раундах (1947, 1949, 1950, 1956, 1960-1961 гг.) рассматривались вопросы снижения таможенных пошлин.
В рамках раунда 1964—1967 гг. (Женева, так называемый «Кеннеди-раунд») помимо рассмотрения вопросов снижения таможенных пошлин были введены преференции для развивающихся стран и разработан первый международный Антидемпинговый кодекс.
На так называемом «Токио-раунде» 1973—1979 гг. помимо рассмотрения традиционных вопросов, связанных со снижением таможенных пошлин, был подписан ряд соглашений по нетарифному регулированию международной торговли.
Особую роль сыграл Уругвайский раунд 1986—1994 гг. В его рамках помимо рассмотрения традиционного вопроса снижения пошлин и проблем совершенствования механизма реализации ГАТТ был принят целый ряд кардинальных решений. Было подписано соглашение о создании ВТО. Принята новая редакция ГАТТ (ГАТТ—1994), при этом страны-участницы прилагали к этому соглашению график собственных обязательств по снижению взаимных торговых барьеров. Разработано и принято Генеральное соглашение о торговле услугами (ГАТС). Было разработано и принято Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС). В качестве элемента ГАТТ—1994 было принято Соглашение о торговых аспектах инвестиционных мер (ТРИМС). Подписано Соглашение о постепенном сокращении субсидий фермерам (коснувшееся, прежде всего стран ЕС) и снижении импортных пошлин на продовольственную продукцию. Было введено понятие так называемых «законных» и «незаконных» субсидий, при этом к числу «законных» были отнесены субсидии, применяемые в связи с охраной окружающей среды и региональным развитием. Были введены минимальные параметры, ниже которых субсидирование автоматические признается «законным» (3% от общей величины импорта или 1% от общей стоимости товара).
ВТО сохраняет все основные положения ГАТТ и решает новые задачи обеспечения свободы международной торговли, имея в виду, что сфера деятельности ВТО существенно расширилась – она включает не только товары, но и услуги (спектр которых значителен и постоянно расширяется), связанные с торговлей права интеллектуальной собственности и инвестиционные меры. При этом официально провозглашенной целью ВТО является обеспечение мирового экономического развития путем создания условий для свободной торговли товарами и услугами.
ВТО, в частности, обеспечивает эту свободу торговли не просто ее либерализацией, а так называемыми увязками. Основной смысл указанных увязок состоит в том, что страны-участницы обязуются принимать решения по вопросам, связанным с односторонним повышением импортных пошлин, только в увязке с одновременной либерализацией импорта других товаров, Фактические ВТО здесь реализуется попытка заставить страны увязывать принимаемые ими протекционистские программы с мерами по либерализации международной торговли.
В качестве одного из основных принципов ВТО помимо режима наибольшего благоприятствования выступает национальный режим.
Национальный режим применительно к товарам и услугам иностранного происхождения означает, что после того как к ним применены меры внешнеторгового регулирования, они обращаются во внутреннем торговом обороте страны на тех же основаниях, что и национальные товары и услуги.
Решая вопросы их налогообложения, инспекции качества, транспортировки, реализации и потребления, страны – члены ВТО не должны вводить никаких специальных правил, которые ставили бы их в невыгодное положение по сравнению с отечественными товарами и услугами.
Решениями ВТО запрещается установление более строгих стандартов для импортных товаров или введение для отечественных предприятий принудительных норм потребления национальной продукции (либо введение для них льгот, связанных с потреблением этой продукции). Введены и другие санкции.
- Мировая экономика и международные экономические отношения
- Раздел 1. Мировое хозяйство
- Тема 1. Мировое хозяйство: основные черты и особенности развития
- Сущность мирового хозяйства
- 2. Теории мирового хозяйства
- 1. Теория стадий экономического роста
- 2. Теория нового индустриального общества
- 3. Теория постиндустриального общества
- 4. Теория единой цивилизации
- 5. Теория столкновения цивилизаций
- 6. Теория упадка империй
- 3. Предпосылки и факторы развития мирового хозяйства
- 4. Эволюция мирового хозяйства
- Тема 2. Международное разделение труда как основа развития мирового хозяйства
- Сущность и основные факторы мрт
- Экономическое значение и показатели участия стран в мрт
- 3. Международная специализация производства
- 4. Международная кооперация производства
- Тема 3. Основные виды мирохозяйственных структур и их особенности
- Отраслевая структура
- Воспроизводственная структура
- Демографическая структура
- 4. Природно - ресурсная структура
- Тема 4. Международная экономическая интеграция
- Сущность и факторы развития экономической интеграции
- 3. Главные интеграционные группировки мира
- Тема 5. Положение и роль различных группировок стран в мировом хозяйстве
- 1. Основные принципы систематизации стран в мировом хозяйстве
- 2. Критерии формирования основных группировок стран и виды противоречий между ними
- 3. Промышленно развитые страны
- 4. Развивающиеся страны
- 5. Страны с переходной экономикой
- Тема 6. Современные проблемы мировой экономики
- Глобальные проблемы мировой экономики
- Глобализация мировой экономики
- Раздел II. Международные экономические отношения и их основные формы
- Тема 7. Сущность международных экономических отношений
- 1. Сущность и основные формы международных экономических отношений
- 2. Факторы развития современных международных экономических отношений
- 3. Основные тенденции в развитии международных экономических отношений
- 4. Место и роль мэо в развитии национальной экономики
- Тема 8. Мировой рынок и его современные особенности
- 1. Сущность мирового рынка, его возникновение и этапы развития
- 2. Структура и классификация мировых рынков
- Тема 9. Сущность и основные тенденции развития международной торговли
- 1.Сущность и формы международной торговли
- Показатели участия стран в международной торговле и ее классификация
- Географическая и товарная структура международной торговли и факторы ее роста
- Тема 10. Основные теории международной торговли
- 1. Меркантилистская теория международной торговли
- 2. Классические теории международной торговли
- 3.Неоклассические теории международной торговли
- Тема 11. Ценообразование в международной торговле
- 1. Классификация ценнообразующих факторов в международной торговле
- 2. Основы и особенности ценообразования на мировом рынке
- 3. Методы установления и источники информации внешнеторговых цен
- Тема 12. Внешний рынок основных товаров
- Структурные изменения в производстве обработанных товаров
- 2. Социально – экономические аспекты использования минеральных ресурсов
- 3. Производство продовольствия и продовольственная безопасность
- Тема 13. Международная торговля услугами
- Сущность и способы международной торговли услугами
- Виды услуг в международной торговле
- Внешнеторговые сделки по купле-продаже результатов творческой деятельности
- Тема 14. Информационное и транспортное обеспечение международных экономических связей
- 1. Мировой рынок услуг связи
- Мировая транспортная система
- Тема 15. Международный технологический обмен
- Сущность и экономическая целесообразность технологического обмена
- 2. Мировой рынок технологий
- 3. Типы технологий и основные способы их передачи
- 4. Международное регулирование технологического обмена
- Тема 16. Балансы международных расчетов
- 1. Виды и балансы международных расчетов.
- 2. Сущность и структура платежного баланса
- Государственное и межгосударственное регулирование платежного баланса
- Тема 17. Государственное регулирование внешней торговли
- Сущность внешнеторговой политики и ее основные тенденции
- 2. Тарифные и нетарифные методы регулирования внешней торговли
- 3. Особенности внешнеторговой политики в современных условиях
- Тема 18. Международное регулирование мировой торговли
- Основные формы международного регулирования мировой торговли
- 2. Всемирная торговая организация, и ее роль в регулировании международной торговли
- 3. Структура и условия вступления в вто
- Тема 19. Международная миграция и мировой рынок рабочей силы
- 1. Международная миграция рабочей силы
- Основные направления международной миграции рабочей силы
- 3. Экономические последствия миграции рабочей силы
- 4. Международное и государственное регулирование миграции рабочей силы
- Мировой рынок труда
- Тема 20. Международная миграция капитала
- Сущность и предпосылки вывоза капитала
- 2. Основные формы ввоза-вывоза капитала
- 3. Последствия миграции капитала для национальных экономик
- Основные направления регулирования движения капитала между странами
- Тема 21. Мировой рынок капиталов и его структура
- Сущность мирового рынка капиталов
- 2. Структура и механизм функционирования мирового рынка капитала
- Тема 22. Международные корпорации и их роль в мировой экономике
- 1. Сущность и типы международных корпораций
- 2. Транснационализация банковского капитала
- 3. Стратегические альянсы транснациональных фирм
- 4. Масштабы и особенности доминирования современных транснациональных корпораций
- Тема 23. Свободные экономические зоны
- Сущность свободных экономических зон и основные цели их создания
- 2. Классификация свободных экономических зон
- 3. Особенности инвестиционного климата свободных экономических зон
- Тема 24. Международные валютно-финансовые отношения
- Международные валютные отношения и их участники
- 2. Международные валютные системы: сущность и эволюция
- 3. Валютный курс и факторы его определяющие
- 4. Мировой валютный рынок и особенности его функционирования
- 5. Валютная политика государства
- Тема 25. Международные финансово-кредитные организации
- Классификация и функции международных финансовых институтов
- Международный валютный фонд и его функции
- Группа Всемирного банка
- 4. Региональные финансово-кредитные организации
- Раздел III. Внешнеэкономические связи России
- Тема 26. Организация и правовые основы внешнеэкономических связей России
- 1. Сущность и классификация внешнеэкономических связей
- 2. Внешнеэкономическая политика
- 3. Правовые основы внешнеэкономической деятельности России
- Тема 27 . Природно - ресурсный и экономический потенциал России
- Особенности переходного периода в России
- Природно-ресурсный потенциал России
- Промышленно-производственные комплексы России
- Тема 28 . Внешнеэкономическая деятельность регионов России
- 1. Межрегиональные различия по участию во внешнеэкономических связях
- Типы субъектов рф по характеру внешнеэкономических связей
- Тема 29 . Россия в системе международной экономической интеграции
- Россия и Европейский союз
- Россия и страны Азиатско-Тихоокеанского региона
- 3. Внешнеэкономические связи России с северо- и южноамериканскими интеграционными группировками
- 4. Россия и Содружество независимых государств
- Россия в субрегиональном сотрудничестве
- Тема 30 . Место и роль России на основных мировых рынках
- Россия и международная торговля товарами
- Россия и международный рынок труда
- Россия в международном движении капитала
- Россия и институты международного экономического сотрудничества
- Содержание