logo search
tnk_(orekhova)

1. 1. Сущность понятия «Транснациональная корпорация»

Термин "ТНК» (transnational corporation) и его эквиваленты (multinationals enterprise, multinational company, multinational corporation) впервые появились в 1960-1962 годах.

Традиционное определение ТНК как фирмы, имеющей собственные филиалы в 2-х и более странах подвергалось значительной критике. Ряд исследователей считают необходимым для ТНК наличие производственных мощностей как минимум в 6 странах \1\.

Среди других критических замечаний относительно традиционного определения ТНК можно отметить подход американского специалиста Е. Колди. Согласно этому подходу главным недостатком такого определения является игнорирование значительного роста международного франчайзинга, стратегических альянсов, включая лицензирование, управление по контракту и других форм международного партнерства, не ведущих к созданию нового юридического лица \2\.

В настоящее время отсутствует какая-либо одна общепринятая формулировка транснациональной корпорации. Две международные организации - Организация Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭКД) и Комиссия ООН по Торговле и Развитию (ЮНКТАД) разработали свои трактовки, которые считаются наиболее авторитетными.

Согласно ОЭКД, транснациональные корпорации обычно включают компании частной, государственной или смешанной форм собственности, находящиеся в разных странах. При этом одна или более из этих компаний может осуществлять значительное влияние на деятельность других, особенно в сфере, обмена знаниями и ресурсами.

Последний вариант определения транснациональной (многонациональной) корпорации, одобренный ЮНКТАД обозначает ТНК как предприятие, объединяющее юридические лица любых организационно -правовых форм и видов деятельности в 2 и более странах, осуществляющее проведение связанной политики и общей стратегии через один или более центров принятия решений \3\.

Выделяют 3 основных критерия принадлежности к ТНК:

• структурный критерий;

• критерий результативности;

• бихевиоральный (поведенческий) критерий.

Используя структурный критерий, ТНК может быть определена на базе двух подходов. Согласно первому из них, транснациональность детерминируется количеством стран, в которых функционирует фирма. Второй подход предполагает, что транснациональный статус определяется различной страновой принадлежностью владельцев фирмы или ее высшего управленческого персонала.

С помощью критерия результативности ТНК определяется на базе абсолютного количества или удельного веса (процента) активов, числа работников, объема продаж или доходов за рубежом.

Согласно бихевиоральному (поведенческому) критерию фирма может быть названа транснациональной, если ее высший менеджмент "мыслит интернационально". Это определение предполагает, что в спят с тем, что транснациональная (многонациональная) корпорация действует более, чем а одной стране, ее руководство должно рассматривать весь мир, как сферу своих потенциальных деловых интересов \4\.

В зарубежной (особенно, американской) литературе по международному бизнесу 80-х - 90-х годов все более активно проводится разграничение понятий "глобальная компания" и "многонациональная компания".

Это разделение обусловлено спецификой адаптации маркетинговой политики крупных фирм к двум основным тенденциям в современной среде международного бизнеса - глобализации и регионализации.

Так называемые глобальные компании исповедуют стратегию стандартизации производства и активного использования экономии на его масштабах. В наибольшей степени к глобализации тяготеют химическая, электротехническая, электроннная, нефтяная, автомобильная, информационная, банковская и некоторые др. отрасли.

Многонациональные корпорации – это собственно международные корпорации, объединяющие национальные компании ряда государств на производственной и научно-технической основе. Отличительными чертами МНК являются:

  1. наличие многонационального акционерного капитала,

  2. существование многонационального руководящего центра,

  3. комплектование администрации иностранных филиалов кадрами, знающими местные условия.

Особенностью компаний, относящихся к многонациональным является относительно высокий уровень дифференциации продуктов с целью максимально полного учета специфики маркетинговых факторов отдельных стран или регионов.

Вне зависимости от ориентации международного маркетинга (глобальной или многонациональной) под термином "транснациональная корпорация" мы в дальнейшем будем понимать группу предприятий, функционирующих в различных странах, но контролируемых штаб-квартирой, находящейся в одной конкретной стране.