logo search
МЭ и МЭО лекции

3.1.4. Международные экономические союзы других регионов мира

Европейская экономическая интеграция послужила примером для осуществления интеграционных процессов в других регионах мирового хозяйства. На американском континенте была создана Североамериканская ассоциация свободной торговли (НАФТА). Между США, Канадой и Мексикой было подписано соглашение о Североамериканской ассоциации свободной торговли, вступившее в силу 01.01.94 года.

Это соглашение открывает путь к созданию единого континентального рынка для свободного передвижения товаров услуг, капитала и рабочей силы. По подсчетам специалистов ожидается, что уже через 15 лет произойдет слияние трех национальных рынков и сформируется зона свободной торговли с населением более 375 млн. чел. Здесь нет специальных органов управления, как в ЕС. Инициатива в этой интеграционной группировке принадлежит США, которые, в ответ на интеграционные процессы в Европе и Азии, осуществляют поиск новых рынков и партнеров. Экономика Канады и США и так, тесно связаны между собой. Доля США во внешнеторговом обороте Канады – 70% и доля Канады во внешней торговле США – 20 %. Это очень высокий показатель (внутриевропейский – до 20 %). Позиция Мексики здесь значительно слабее. Однако предполагается, что три страны смогут создать единый североамериканский рынок.

В Азиатско-тихоокеанском регионе (АТР) сформировалась интеграционная группировка Азиатско-Тихоокеанское Экономическое Сотрудничество(АТЭС)(Asia-Pacific Economic Cooperation Forum). Если руководствоваться чисто географическим подходом, то можно считать, что в АТР сложился азиатский четырехугольник: Япония – Китай – НИС – АСЕАН. АСЕАН - это Ассоциация стран Юго-Восточной Азии. В нее входят - Индонезия, Малайзия, Таиланд, Филиппины, Сингапур, Бруней и Вьетнам, Камбоджа, Лаос и Мьянма. Приоритетами в этой группировке стран являются - азиатская солидарность и поиск общеазиатских ценностей. Продолжительное существование АСЕАН привело к тому, что в современных условиях, в АТР предпринимаются достаточно активные усилия для развития этих стран в рамках АТЭС. Шесть наиболее развитых государств АСЕАН – Бруней, Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд, Филиппины – подписали в ноябре 1999г. заявление о создании таможенного союза, общего рынка и единой валюты к 2010 году. К 2000 году они практически создали зону свободной торговли, реализовав главную цель – снижение пошлин до 0 – 5%. Страны АСЕАН в 2003 году подписали рамочное соглашение с КНР о создании зоны свободной торговли к 2010 году для КНР и шести стран АСЕАН и к 2015 году для четырех менее экономически развитых стран этой группировки. В современных условиях в рамках АТЭС предполагается в течение 10 ближайших лет создание зоны свободной торговли между Китаем и странами АСЕАН. При этом приоритетными направлениями предполагается иметь следующие отрасли:

– сельское хозяйство;

– информационные технологии;

– инвестиции;

– развитие людских ресурсов.

Условия, на которых будет создаваться зона свободной торговли, скорее всего, будут:

– использование преференциальных таможенных тарифов;

– развитие транспорта;

– совместный контроль над фармацевтическим рынком.

Менее развиты страны этой группировки – Вьетнам, Камбоджа, Лаос и Мьянма, обязались отменить импортные тарифы в 2015 году. Хотя, это еще протокол о намерениях (реально – 20-30 лет).

АТЭС было создано в 1989 г. и оно является нетипичной интеграционной группировкой, т.к. создано государствами, существенно различающимися между собой по условиям и уровням экономического развития, но все они выступают равноправными партнерами. В состав АТЭС входит 21 государство, которые располагаются на западе, востоке и юге Тихого океана - Австралия, Бруней, Вьетнам, Гонконг (Сянган, КНР), Индонезия, Канада, Китай, Малайзия, Мексика, Новая Зеландия, Папуа Новая Гвинея, Перу, Республика Корея, Сингапур, США, Таиланд, Тайвань, Филиппины, Чили, Япония. В 1997 году в состав АТЭС вошла Россия. В странах-участницах АТЭС проживает 1/3 населения мира, в них производится около 60% мирового ВВП. На долю стран АТЭС приходится около 50% мировой торговли.

Целью функционирования группировки является определение правил региональной торговли и инвестиций, развитие интеграционных связей между странами бассейна Тихого океана. В 1994 году на Богорском саммите была определена цель – создание зоны свободной торговли товарами, услугами и движения инвестиций к 2010 году для развитых стран и к 2020 году для прочих стран-членов. Самой удачной стратегией в АТЭС оказалась идея интенсификации двусторонних и многосторонних зон свободной торговли в регионе. Они позволяют осуществлять многостороннюю либерализацию в АТЭС.

Большое влияние на интеграционные процессы в АТЭС оказывают позиции двух стран – лидеров региона США и Японии. Однако в последнее время быстро растет политический и экономический вес в АТР Китая, особенно после вступления его в ВТО. Это может привести к нарушению сложившейся расстановке сил в регионе.

В Латинской Америке была создана интеграционная группировка, которая получила название МЕРКОСУР – (Mercado Commune del Sure) – Общий рынок стран Южного конуса. В 1991г. Аргентина, Бразилия, Парагвай и Уругвай подписали соглашение о создании зоны свободной торговли. На рынке этих стран сосредоточено – 45 % населения, 50 % совокупного ВВП, 40 % прямых зарубежных инвестиций, более 60 % совокупного объема товарооборота и 33 % объема внешней торговли континента. Это соглашение предусматривает отмену всех пошлин и тарифных ограничений во взаимной торговле между 4 странами с образованием таможенного союза.

В 1994г. были созданы Совет общего рынка (в составе министров иностранных дел) и Группа общего рынка – исполнительный орган, который функционирует постоянно и имеет административный секретариат со штаб-квартирой в Монтевидео, а также 10 технических комиссий. До 2000г. у них наблюдался переходный период. В 2007 году полноправным членом стала Венесуэла.

Союз государств Латинской Америки (ALBA). В октябре 2009 года был подписан договор странами-участницами этого союза о единой денежной единице – сукре (sucre). Денежная единица названа в честь героя войны за независимость Латинской Америки Антонио Хосе Сукре. Планируется, что валюта будет виртуальной и расчетной, которая впоследствии должна заменить доллар США. Для реализации проекта страны сделают вклады в своей местной валюте в банке ALBA, штаб-квартира которой находится в Каракасе.

Содружество Независимых Государств было создано на основе Соглашения, подписанного в Минске Российской Федерацией, Белоруссией и Украиной 8 декабря 1991года. 21 декабря 1991 года в состав СНГ, в соответствие с Протоколом о создании СНГ, вошли еще восемь стран: Азербайджан, Армения, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан. В декабре 1993 года к СНГ присоединилась Грузия.

Договор предполагал поэтапное продвижение государств – участниц по всем формам международной экономической интеграции, начиная с зоны свободной торговли. Об организации ЗСТ подписано соглашение 15.04.94 г. главами 12 стран СНГ. В 1992-93 гг. были сформированы практически все органы управления СНГ – Совет глав государств, Совет глав правительств, Межпарламентская ассамблея СНГ и др. С 1993 года в Минске действует Исполнительный секретариат СНГ. В 1993 году был подписан Договор о создании Экономического союза, определившего долгосрочные цели интеграции – поэтапное создание общего рынка товаров, услуг, капиталов и рабочей силы. Однако следует отметить, что на деле СНГ и экономическая интеграция между странами существует формально, так как внутренние противоречия между странами, как экономические, так и политические не дают нормально развиваться интеграционным процессам. Формирование этой интеграционной группировки проходило и продолжает осуществляться в условиях, когда:

– в интеграционных процессах участвуют страны, отличающиеся друг от друга по экономическому потенциалу, уровню экономического потенциала. На долю России приходится 80 % совокупного ВВП, Украина – 8 %, Казахстана – 3,7 %, Белоруссии – 2,3 %, Узбекистана – 2,6 %;

– в странах не завершены экономические преобразования. Имеются расхождения в подходах к преобразованию и путям их осуществления, различиях национальной политики;

– интеграция в СНГ осуществляется в условиях глубокого экономического кризиса;

– существует определенное противодействие ведущих мировых держав интеграционным процессам стран СНГ. Им не нужен сильный конкурент;

– сильны интересы национальных элит.

Пока Содружество сыграло роль «бракоразводного органа» между бывшими союзными республиками. Структуры СНГ так и не получили никаких серьезных полномочий.

Противоречия, которые возникали между странами СНГ, во многом были обусловлены разным уровнем их социально-экономического развития. Преодоление разногласий между странами осуществлялось через заключение двусторонних соглашений и договоров. Поэтому, со временем, в рамках СНГ возникла идея «равноскоростной», «многоуровневой» интеграции. Это подтверждается практикой последних лет: государства, более готовые к интеграции, объединились, образовав субрегиональные организации различных типов. Таких организаций несколько. Некоторые страны СНГ входят более чем в одну группу. Так, в 1995 году было подписано соглашение о создании Таможенного союза между Белоруссией, Казахстаном и Россией. В марте 1996 года в Союз вступила Киргизия, а в феврале 1999 года – Таджикистан. В октябре 2000 года Таможенный союз пяти был преобразован в Евразийское экономическое сообщество (ЕвроАзЭС). Целью новой организации является формирование единого экономического пространства на территории пяти стран.

В апреле 1996 года был подписан Договор об образовании Сообщества двух стран, а через год Договор о Союзе Беларуси и России. В 1999 году был подписан и 26 января 2000 года вступил в силу «Договор о создании союзного государства Российской Федерации и Республики Беларусь». В Договоре прописаны цели и принципы создания Союзного государства, а также механизмы его создания.

Параллельно формировалось еще оно субрегиональное объединение на пространстве СНГ, о чем договорились Россия, Белоруссия, Украина и Казахстан. В сентябре 2003 года было подписано соглашение о создании Единого экономического пространства (ЕЭП) между четырьмя странами. Основой функционирования ЕЭП должны быть принципы свободной торговли. Для координации действий в рамках ЕЭП создается наднациональный орган, решения которого обязательны для стран-участниц.

В 1994 году Казахстан, Киргизия и Узбекистан подписали Договор о создании единого экономического пространства. В 1998 к нему присоединился Таджикистан, и эта субрегиональная группировка получила название Центрально-азиатского экономического сообщества.

В 1997 году во французском городе Страсбурге во время встречи президентов Грузии, Украины, Азербайджана и Молдовы была одобрена идея создания неформального объединения стран. В 1999 году Узбекистан официально заявил о присоединении к данному региональному объединению. Это региональное объединение стран СНГ получило название «ГУУАМ». Таким образом, в настоящее время происходит регионализация постсоветского экономического пространства, где одновременно функционирует несколько региональных объединений, развивающихся различными темпами. Однако эффективность их деятельности незначительна, так как создаются они часто поспешно без должного экономического обоснования. Создание нескольких объединений различного типа в рамках СНГ свидетельствует также, об ослаблении целостности постсоветского экономического пространства.