logo search
АТЛАС МК2

4.3 Охота на Айдида

После гибели в августе четырёх американских военнослужащих и ранения в другом инциденте ещё примерно двадцати, США отправили в Сомали оперативную группировку «Рейнджер» (Task Force Ranger), состоявшую из рейнджеровАрмии США, а также военнослужащих спецподразделения «Дельта», считающегося одним из лучших подразделений специального назначения в мире. Целью оперативной группировки была поимка Айдида. Охота за полевым командиром проводилась в форме неожиданных рейдов с использованиемвертолётов.

В противостоянии с местными боевиками применялись боевые вертолёты и танки, причём интенсивность вооружённых столкновений и количество жертв с обеих сторон постоянно росли. Солдаты ООН повсеместно сталкивались с враждебностью со стороны мирного населения. В таких условиях было крайне затруднительно получать актуальные разведданные о местонахождении Айдида и его ближайших помощников. К концу сентября оперативная группировка «Рейнджер» провела несколько рейдов, результаты которых, однако, были незначительными. Солдаты не встречали вооружённого противодействия, и это привело к шаблонности их операций и недооценке возможностей Айдида.

3 октября1993 годагруппировка «Рейнджер» проводила обычный рейд, направленный на захват двух важных сторонников Айдида. Захват прошёл успешно, но когда наступило время возвращаться на базу, солдаты были атакованы сотнями боевиков, пользовавшихся полной поддержкой местного населения. Американское подразделение оказалось полностью окружено и вовлечено в уличные бои с противником, имевшим значительное численное превосходство. Сомалийцы сбили два вертолётаUH-60. Американское командование вынуждено было обратиться за помощью к миротворческому контингенту, предоставившему бронетехнику для вызволения блокированных в городе подразделений, но лишь утром4 октябряудалось обеспечить отход спецназовцев в расположение миротворческого контингента.

В ходе событий 3-4 октября 1993 года в Могадишо погибли 18 американских военнослужащих, 1 малайзийскиймиротворец и не менее 200 сомалийцев.

  1. Завершение масштабных военных действий. Хроническая фаза гражданской войны

В Могадишо были проведены две конференции по национальному примирению, одна в северной части столицы, другая – в южной. Их участники воздержались от идеи создания двух параллельных правительств. В то же время разные группировки, предвидя уход из страны миротворческих сил ООН, пытались захватить морской порт и аэропорт в Могадишо. В отколовшейся республике Сомалиленд вооруженные силы президента Мухаммеда Ибрахима Эгала сумели отбить у вооруженных отрядов оппозиции аэропорт, после чего потерпевшая сторона перегруппировала силы вблизи столицы Харгейсы. Бои в районе Харгейсы нарушили хрупкий мир, который поддерживался в этой части страны после свержения диктатуры Сиада Барре в январе 1991 года. Между тем правительство Сомалиленда ввело в обращение свою собственную денежную единицу. На протяжении первых трех месяцев шиллинг Сомалиленда находился в денежном обращении наряду с обычным сомалийским шиллингом, а затем прежняя валюта была изъята из обращения. Новые денежные знаки были отпечатаны в Великобритании.

1991

1990

Н.В.

1988

1986

-Бои за Могадишо - Свержение Президента Мухаммад Саид Барре

Межклановая война

Миротворческая операция ООН

Раскол страны Вооруженные стычки между кланами

Борьба против диктатуры Мухаммад Саид Барре

Война в северных районах Сомали

  1. Позитивное воздействие:

  1. Негативное воздействие:

  1. Заключение

В генезисе внутреннего сомалийского конфликта заложена неспособность, а чаще нежелание, влиятельных клановых, политических и религиозных лидеров преодолеть взаимные противоречия, отказаться от личных амбиций и преследования исключительно своих политических и финансовых интересов, и перейти к совместной выработке политики соответствующей общенациональным интересам.

После получения Сомали независимости в 1960 г. встал вопрос о доминировании в молодом государстве сомалийских кланов, об изменении сложившейся в до- и колониальный периоды клановой иерархии. Политические партии создавались на клановой основе. При формировании сомалийской многопартийной системы европейского образца клановое противостояние, имеющее давние исторические корни, трансформировалось в политический процесс, заложив предпосылки для распада государства и начала гражданской войны. Размежевание шло по нескольким направлениям. Северяне (бывший Британский Сомалиленд) против южан (бывшее Итальянское Сомали), «кочевые» кланы против «земледельческих». Властные структуры оказались под контролем клана маджертин. Другие кланы считали себя обделенными. Но действовал и объединяющий фактор — пансомалийская идеология, выражавшаяся в идее создания «Великого Сомали», в которое должны войти все территории, населенные сомалийцами — Джибути (тогда Французская территория афаров и исса), эфиопский регион Огаден и Северный пограничный округ Кении. Пансомалийской риторике сопутствовала милитаризация страны. Но именно этот фактор на фоне нарастания политической нестабильности способствовал приходу к власти военного диктатора Мохаммеда Сиада Барре в 1969 г. Декларируя войну с трайбализмом, Сиад Барре использовал трайбалистские же методы, в итоге, установив личную диктатуру через господство одной клановой группировки. С одной стороны, такая концентрация власти, действительно, прекратила всякую борьбу кланов в высших властных эшелонах и стабилизировала на какой-то период государственную систему. Но поддерживать стабильность такой системы возможно только с помощью репрессий против оппозиционных групп, неизбежно возникающих в конкурирующих кланах. В таких условиях достаточно только толчка, чтобы власть начала терять авторитет, а оппозиция, наоборот, набирать силу. Таким катализатором стала война с Эфиопией за провинцию Огаден (1977-1978 гг.), поражение в которой стало точкой отсчета процесса, приведшего в итоге к распаду сомалийского государства. Авторитет Барре критически пошатнулся. Кланы начали создавать оппозиционные движения. Первоначальный деструктивный импульс был вызван восстанием северных кланов исаак в 1988 г. в ответ на репрессии центрального правительства. Последовательное включение в войну вооруженных группировок других кланов привело к крушению режима Сиада Барре. Однако клановые армии, демобилизовать которые было невозможно, продолжили сражаться за власть. Образовалось несколько независимых клановых центров силы.

На втором этапе, в межклановой войне «всех против всех» центральное место занимало противостояние в 1991-1996 годах группировок кланов хабр-гедир и абгал семьи кланов хавийя, которые возглавляли соответственно Мохамед Фарах Айдид и Али Махди Мохаммед. Оба лидера фактически пытались вернуть страну к управленческой формуле Мохаммеда Сиада Барре — авторитарное правление военного диктатора с опорой на свой клан. Выбор такого пути достаточно логичен — именно диктатура очень часто в истории останавливала всеобщий хаос и становилась опорой для восстановления государственности. Однако в сложившихся обстоятельствах, когда ни одна группировка не обладала достаточной силой для разгрома противника, когда все вели войну всех против всех, установление власти одного лидера в Сомали было невозможным.

Третий этап гражданской войны характеризуется попытками формирования переходных властных институтов при непрекращающихся боевых действиях. Все эти правительства и парламенты продемонстрировали свою полную недееспособность. Причина в абсолютной невозможности совместить интересы представленных в них клановых, политических и религиозных группировок, их нежелание преодолеть взаимные противоречия и перейти к совместной выработке политики соответствующей общенациональным интересам.

По мере развития сомалийского кризиса фактор исламского фундаментализма постепенно приобрел ключевое значение. В условиях полного распада государственных институтов, всеобщего хаоса и насилия исламисты предложили альтернативную модель общественного устройства, где клановая система и традиционные законы играют подчиненную роль по отношению к религиозной доктрине, на основе которой объединяются представители любых кланов. Исламистская группировка «Аль Итихад аль Ислами» и ее наследник Союз исламских судов наглядно продемонстрировали свою способность с помощью законов шариата обеспечить общественную безопасность на подконтрольных им территориях, что было оценено по достоинству большинством сомалийцев. Исламские суды — негосударственные организации, взявшие на себя муниципальную и социальную ответственность за определенные территории, стали за короткий период субъектами власти. В определенном смысле они представляли собой джамааты (общины), но с совершенно особой сомалийской спецификой, где при всей пассионарной исламистской риторике, все равно приходилось соотносить ее с традиционными законами. Предложенная судами схема общественной жизни — шариат, общественная безопасность и национализм — была понята и принята многими сомалийцами. Но перманентная фрагментарность, характеризующая всех участников сомалийского конфликта, привела к расколу и в рядах исламистов после поражения СИС от эфиопских войск в декабре 2006 г. Правительство шейха Шерифа Шейха Ахмеда, несмотря на широкое представительство в нем умеренных исламистов, ведет безуспешную борьбу с исламскими радикальными группировками и не может изменить ситуацию.

Анализ усилий мирового сообщества по урегулированию затяжного сомалийского кризиса показывает их безуспешность. Неудача гуманитарной интервенции ООН и США в Сомали в 1992-1995 гг. стала следствием неадекватного подхода чиновников ООН к пониманию местной культуры и традиционных социальных структур и институтов родоплеменного общества. Формальное следование резолюциям Совета безопасности ООН, без гибкой адаптации к местным реалиям лишь приводило к новым виткам насилия. Американские действия в Сомали были слишком прямолинейными и примитивными в отношении планирования и привели к тому, что войска ООН и США приобрели имидж оккупантов. В последующие годы Сомали оставалось на периферии приоритетов ООН, и только действия сомалийских пиратов заставили международное сообщество вернуться к проблеме Сомали. Активно действовавшие ИГАД и ОАЕ (ныне Африканский союз) не имели успеха в виду невозможности найти базовые условия, удовлетворившие все враждующие группировки Сомали. Противоборствующие стороны взаимно игнорируют объективные факты и рациональное содержание претензий противоборствующей стороны, а само противостояние постоянно обостряется, создавая новых участников конфликта и провоцируя все новые столкновения.

Важнейшим и наиболее активным внешним актором на протяжении всего конфликта остается Эфиопия, исходя из своих интересов регионального лидера Африканского Рога, согласно которым модель долгосрочного кризиса в Сомали остается наиболее предпочтительной, поскольку в эфиопском руководстве существует опасение, что любое сомалийское правительство, получившее реальный контроль над страной, неизбежно вернется в своей политике к «огаденскому вопросу». Еще одни конфликтным фактором остается противостояние Эфиопии и Эритреи, которые используют сомалийские группировки для продолжения войны чужими руками и на территории Сомали. Лояльность лидеров сомалийских клановых группировок Эфиопии или Эритрее определялась лишь размерами военной и финансовой помощи, а не политическими соображениями. Единственным западным актором конфликта в последние годы являются Соединенные Штаты — союзники Эфиопии и сомалийского правительства, которые, действуя через спецслужбы, развернули здесь, по сути, еще один фронт «международной войны с терроризмом». Их позиция состоит в том, что сомалийские исламистские группировки с «Аль Каидой».

Позиция ООН состоит в том, что Сомали является единым государством. Многие западные эксперты также видят выход том, что единственный путь прекращения насилия в этой стране — построение конфедеративного государства, признание за де-факто существующими клановыми анклавами государственного статуса. Но модели построения государственности западного образца здесь оказалась абсолютно неприменимыми. Сомалийское общество — одно из самых, если не самое атомизированное в Африке, в стране отсутствуют фундаментальные условия для общественной интеграции и консолидации. В то же время, новая гуманитарная интервенция ООН вызвала бы примерно ту же реакцию, что и предыдущая — в стране развернулась бы партизанская война против «оккупантов».

И сложившаяся в Сомали ситуация сохранится на многие годы, пока в самом сомалийском обществе не возобладают тенденции модернизации, соответствующие характеру нынешнего мирового развития. И ускорить этот процесс поможет серьезная активизация переговорного процесса переговорного процесса при деятельном участии ООН, ИГАД и африканского союза и Международной контактной группы по Сомали.

Примечания

1. Доклад Генерального секретаря ООН «Чрезвычайная помощь в гуманитарных целях и в целях экономического и социального восстановления Сомали» // 47-я сессия. Нью-Йорк. 22 октября 1992.

2. Страны Африки и Россия (Справочник). М., 2004.1. Литература

3. Высоцкая Н. И. Эволюция национализма в Тропической Африке. XX в. М., 2003

4. Гевелинг JI.B. Анархия. Размышления о власти, безвластии и «системной революции» в странах Западной Африки. М., 2004.

5. Косухин Н.Д. Политология развития африканских стран. М., 2009/

6. Тихомиров Н. К. Региональные конфликты. Проблема Юга Судана. М., 2006. 7. Шишов А.В. Военные конфликты XX века. М., 2006. 8. Шерр Е.С., Сомали в борьбе за социалистическую ориентацию. М., «Наука», 1974.