3.Неоклассические теории международной торговли
В западных исследованиях проблем международной торговли широкое распространение получила теория внешнеторгового мультипликатора. В соответствии с этой теорией эффект, оказываемый внешней торговлей, в частности, экспортом на динамику роста национального дохода, на размер занятости, потребление и инвестиционную активность, характеризуется для каждой страны вполне определенными количественными зависимостями и может быть вычислен в виде определенного коэффициента – мультипликатора.
Первоначально экспортные заказы непосредственно увеличат выпуск продукции, следовательно, и заработную плату в отраслях, выполняющих этот заказ, а затем придут в движение вторичные потребительские расходы.
Сторонники концепции жизненного цикла товара считают, что на основе этапов такого цикла могут быть объяснены современные торговые связи между странами, в частности, при обмене готовыми изделиями.
Согласно общему тезису теории жизненного цикла товара, продукт с момента появления на рынке и до ухода с него проходит ряд этапов (4,5). Международное перемещение товаров происходит в зависимости от определенного этапа жизненного цикла.
В своей доктрине Р. Вернон, Л.Уэльс и др. обосновывают схему, по которой на этапе внедрения после выявления потребности в продукции осуществляется разработка нововведения, организуется производство и налаживается сбыт нового товара внутри страны, начинается его экспорт.
Для этапа внедрения характерна повышенная трудоемкость изделия. Переход к крупносерийному производству происходит в дальнейшем по мере усовершенствования технологии и освоения новых видов оборудования.
На этапе роста, помимо увеличения объема продаж на внутреннем рынке, расширяется экспорт из страны нововведения, создаются предпосылки для организации и развития производства за рубежом, сначала в развитых, а затем и в других странах.
На этапе зрелости производство осуществляется уже во многих странах, в том числе развивающихся, начинает ощущаться насыщение рынка, прежде всего, в стране нововведения.
Складываются условия масштабного производства в развивающихся странах, в частности в НИС, с последующим вывозом в страны нововведений, например производство телевизионной техники, компьютеров, радиоэлектроники.
Наконец, этап упадка, который с международных позиций характеризуется сужением рынка в развитых странах, большей концентрацией производства в развивающихся странах. Определенная часть рынка в странах нововведений, ориентированная на данную продукцию удовлетворяется за счет импорта. Крупнейшие компании развитых стран начинают производство и продвижение на рынок новых более совершенных товаров.
Эта теория как бы закрепляет международные преимущества высокоразвитых стран.
Среди основных проблем теорий внешней торговли находится совмещение интересов национальной экономики и интересов фирм, участвующих в международном товарообороте. Это связано с тем, как отдельные фирмы конкретных стран получают конкурентные преимущества в мировой торговле некоторыми товарами, в конкретных отраслях.
Свою версию выдвинул американский экономист М.Портер. На основании изучения практики компаний 10 ведущих индустриальных стран, на которые приходится почти половина мирового экспорта, он выдвинул концепцию «международной конкурентоспособности наций»
Конкурентоспособность страны в международном обмене определяется воздействием и взаимосвязью четырех основных компонентов:
- факторных условий;
- условий спроса;
- состоянием обслуживающих и близких отраслей;
- стратегией фирмы в определенной конкурентной ситуации.
Влияет также экономическая политика правительства и, даже случайные события (война, новые изобретения и т.д.). Сочетание этих параметров и особенно первых четырех (детерминанты), определяет конкурентные преимущества фирм, подотраслей и стран на мировом рынке.
Определенный вклад в развитие теории международной торговли внес А. Маршалл. Особую роль в международных торговых отношениях он отводил предложению. Так, международный спрос на товары данной страны значительно расширяется, если в целом страна предложит свои товары на условиях, более благоприятных для покупателей, и – наоборот, когда она будет навязывать условия, выгодные ей самой.
Сосредоточив внимание на предложении, А. Маршалл заключил, что богатые страны могут быть пионерами в производстве новых товаров, выгадывают от широких и хорошо налаженных внешнеторговых связей, могут лучше приспосабливать выпуск того или иного товара к емкости различных рынков, чем страны бедные, и в результате будут получать большую выгоду от внешней торговли.
Поэтому положение страны в международном разделении труда, мировой торговле в существенной мере определяется предложением, его эластичностью. В соответствии с этим А. Маршалл вводит в теорию международной торговли кривую взаимного спроса и предложения, как показатель оптимальных условий внешнеторгового обмена.
Влияние НТП на развитие международной торговли нашло отражение в теории технологического разрыва, автором которой является американский ученый Познер. По его мнению, если технические новшества первоначально появляются в одной стране, то она приобретает сравнительные преимущества в соответствующей отрасли, производя товары с меньшими издержками. Начиная производство нового товара, в течение определенного времени страна обладает квазимонополией, позволяющей ей получать добавочную прибыль, что и предопределяет ее заинтересованность в расширении экспорта.
Поставки этого товара из страны – его создателя на мировой рынок будут продолжать до тех пор, пока другие страны не преодолеют технологический разрыв в этой отрасли. После преодоления разрыва, причин для развития торговли данным товаров нет. Для объяснения причин торговли он вводит понятие «поток нововведений», возникающих в разных странах и отраслях.
Если страна, в которой возникло нововведение, получает в процессе торговли добавочную прибыль, которую можно назвать технологической рентой, то страна-покупатель экономит, используя более совершенную продукцию и не затрачивая средства на ее разработку. Освоить производство уже известной продукции, естественно, легче и дешевле, чем ее создать. По мере распространения технологии страна-импортер продолжит выигрывать, в то время как страна-новатор постепенно теряет свои преимущества.
Во многих странах мира наблюдается неравномерное предложение факторов производства, что оказывает влияние, как на экономику этих стран, так и на международную торговлю. В связи с этим американский ученый Рыбчинский Т.М. сформулировал следующую теорему: рост предложения одного из факторов производства при постоянстве прочих переменных ведет не только к росту выпуска товара, производимого при интенсивном использовании этого фактора, но и к сокращению выпуска других товаров.
В качестве примера, подтверждающего теорему, часто приводится Голландия, где открытие месторождений природного газа привело к увеличению капиталовложений в разработку этих месторождений, повышению роли природного газа в экономике, вызвав при этом сокращение производства в обрабатывающей промышленности. В литературе это явление получило название деиндустриализации Голландии, или «голландской болезнью».
С точки зрения теоремы Рыбчинского, быстрое расширение нового сектора производства в связи с приростом нового фактора производства вызвало отток ресурсов из других отраслей, так как в новом секторе более высокий уровень заработной платы, более высокие прибыли.
Тем не менее, эта теорема не может рассматриваться как обобщение всеобщей закономерности. Скорее она отражает возможность возникновения ситуации, подобной голландской.
Но есть примеры и противоположного плана. Рост производства в капиталоемких отраслях в ряде развивающихся стран не только не привел к сокращению производства в трудоемких отраслях, но и. наоборот, сопровождался его увеличением. Это относится, в частности, к сельскому хозяйству в большинстве НИС, где отток трудовых ресурсов в новые отрасли промышленности не привел к снижению производства, а только способствовал ему.
Основные категории и понятия
Меркантилистская теория международной торговли, абсолютные издержки, относительные преимущества, теория соотношения факторов производства, концепция жизненного цикла товара, «Парадокс Леонтьева».
Контрольные вопросы
Какова роль государства в регулировании международной торговли по определению меркантилистов?
В чем суть «абсолютных издержек»?
Дайте объяснение концепции «международной конкурентоспособности наций».
Чем определяется положение страны в международном разделении труда по определению А. Маршалла?
- Мировая экономика и международные экономические отношения
- Раздел 1. Мировое хозяйство
- Тема 1. Мировое хозяйство: основные черты и особенности развития
- Сущность мирового хозяйства
- 2. Теории мирового хозяйства
- 1. Теория стадий экономического роста
- 2. Теория нового индустриального общества
- 3. Теория постиндустриального общества
- 4. Теория единой цивилизации
- 5. Теория столкновения цивилизаций
- 6. Теория упадка империй
- 3. Предпосылки и факторы развития мирового хозяйства
- 4. Эволюция мирового хозяйства
- Тема 2. Международное разделение труда как основа развития мирового хозяйства
- Сущность и основные факторы мрт
- Экономическое значение и показатели участия стран в мрт
- 3. Международная специализация производства
- 4. Международная кооперация производства
- Тема 3. Основные виды мирохозяйственных структур и их особенности
- Отраслевая структура
- Воспроизводственная структура
- Демографическая структура
- 4. Природно - ресурсная структура
- Тема 4. Международная экономическая интеграция
- Сущность и факторы развития экономической интеграции
- 3. Главные интеграционные группировки мира
- Тема 5. Положение и роль различных группировок стран в мировом хозяйстве
- 1. Основные принципы систематизации стран в мировом хозяйстве
- 2. Критерии формирования основных группировок стран и виды противоречий между ними
- 3. Промышленно развитые страны
- 4. Развивающиеся страны
- 5. Страны с переходной экономикой
- Тема 6. Современные проблемы мировой экономики
- Глобальные проблемы мировой экономики
- Глобализация мировой экономики
- Раздел II. Международные экономические отношения и их основные формы
- Тема 7. Сущность международных экономических отношений
- 1. Сущность и основные формы международных экономических отношений
- 2. Факторы развития современных международных экономических отношений
- 3. Основные тенденции в развитии международных экономических отношений
- 4. Место и роль мэо в развитии национальной экономики
- Тема 8. Мировой рынок и его современные особенности
- 1. Сущность мирового рынка, его возникновение и этапы развития
- 2. Структура и классификация мировых рынков
- Тема 9. Сущность и основные тенденции развития международной торговли
- 1.Сущность и формы международной торговли
- Показатели участия стран в международной торговле и ее классификация
- Географическая и товарная структура международной торговли и факторы ее роста
- Тема 10. Основные теории международной торговли
- 1. Меркантилистская теория международной торговли
- 2. Классические теории международной торговли
- 3.Неоклассические теории международной торговли
- Тема 11. Ценообразование в международной торговле
- 1. Классификация ценнообразующих факторов в международной торговле
- 2. Основы и особенности ценообразования на мировом рынке
- 3. Методы установления и источники информации внешнеторговых цен
- Тема 12. Внешний рынок основных товаров
- Структурные изменения в производстве обработанных товаров
- 2. Социально – экономические аспекты использования минеральных ресурсов
- 3. Производство продовольствия и продовольственная безопасность
- Тема 13. Международная торговля услугами
- Сущность и способы международной торговли услугами
- Виды услуг в международной торговле
- Внешнеторговые сделки по купле-продаже результатов творческой деятельности
- Тема 14. Информационное и транспортное обеспечение международных экономических связей
- 1. Мировой рынок услуг связи
- Мировая транспортная система
- Тема 15. Международный технологический обмен
- Сущность и экономическая целесообразность технологического обмена
- 2. Мировой рынок технологий
- 3. Типы технологий и основные способы их передачи
- 4. Международное регулирование технологического обмена
- Тема 16. Балансы международных расчетов
- 1. Виды и балансы международных расчетов.
- 2. Сущность и структура платежного баланса
- Государственное и межгосударственное регулирование платежного баланса
- Тема 17. Государственное регулирование внешней торговли
- Сущность внешнеторговой политики и ее основные тенденции
- 2. Тарифные и нетарифные методы регулирования внешней торговли
- 3. Особенности внешнеторговой политики в современных условиях
- Тема 18. Международное регулирование мировой торговли
- Основные формы международного регулирования мировой торговли
- 2. Всемирная торговая организация, и ее роль в регулировании международной торговли
- 3. Структура и условия вступления в вто
- Тема 19. Международная миграция и мировой рынок рабочей силы
- 1. Международная миграция рабочей силы
- Основные направления международной миграции рабочей силы
- 3. Экономические последствия миграции рабочей силы
- 4. Международное и государственное регулирование миграции рабочей силы
- Мировой рынок труда
- Тема 20. Международная миграция капитала
- Сущность и предпосылки вывоза капитала
- 2. Основные формы ввоза-вывоза капитала
- 3. Последствия миграции капитала для национальных экономик
- Основные направления регулирования движения капитала между странами
- Тема 21. Мировой рынок капиталов и его структура
- Сущность мирового рынка капиталов
- 2. Структура и механизм функционирования мирового рынка капитала
- Тема 22. Международные корпорации и их роль в мировой экономике
- 1. Сущность и типы международных корпораций
- 2. Транснационализация банковского капитала
- 3. Стратегические альянсы транснациональных фирм
- 4. Масштабы и особенности доминирования современных транснациональных корпораций
- Тема 23. Свободные экономические зоны
- Сущность свободных экономических зон и основные цели их создания
- 2. Классификация свободных экономических зон
- 3. Особенности инвестиционного климата свободных экономических зон
- Тема 24. Международные валютно-финансовые отношения
- Международные валютные отношения и их участники
- 2. Международные валютные системы: сущность и эволюция
- 3. Валютный курс и факторы его определяющие
- 4. Мировой валютный рынок и особенности его функционирования
- 5. Валютная политика государства
- Тема 25. Международные финансово-кредитные организации
- Классификация и функции международных финансовых институтов
- Международный валютный фонд и его функции
- Группа Всемирного банка
- 4. Региональные финансово-кредитные организации
- Раздел III. Внешнеэкономические связи России
- Тема 26. Организация и правовые основы внешнеэкономических связей России
- 1. Сущность и классификация внешнеэкономических связей
- 2. Внешнеэкономическая политика
- 3. Правовые основы внешнеэкономической деятельности России
- Тема 27 . Природно - ресурсный и экономический потенциал России
- Особенности переходного периода в России
- Природно-ресурсный потенциал России
- Промышленно-производственные комплексы России
- Тема 28 . Внешнеэкономическая деятельность регионов России
- 1. Межрегиональные различия по участию во внешнеэкономических связях
- Типы субъектов рф по характеру внешнеэкономических связей
- Тема 29 . Россия в системе международной экономической интеграции
- Россия и Европейский союз
- Россия и страны Азиатско-Тихоокеанского региона
- 3. Внешнеэкономические связи России с северо- и южноамериканскими интеграционными группировками
- 4. Россия и Содружество независимых государств
- Россия в субрегиональном сотрудничестве
- Тема 30 . Место и роль России на основных мировых рынках
- Россия и международная торговля товарами
- Россия и международный рынок труда
- Россия в международном движении капитала
- Россия и институты международного экономического сотрудничества
- Содержание