logo search
МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА исправленное

2. Классификация свободных экономических зон

Организационно-функциональная структура свободных экономических зон достаточно многообразна. Иногда довольно трудно классифицировать ту или иную свободную зону однозначно, поскольку они обладают чертами многих зон.

Центральное место в классификации СЭЗ отводится зонам промышленной обработки. Они, в свою очередь, подразделяются на зоны замещения импорта, экспортозамещающие и экспорто-импортозамещающие зоны.     При организации свободных экономических зон используют два различных концептуальных подхода: территориальный и функциональный (точечный).     В первом случае зона рассматривается как обособленная территория, где все предприятия-резиденты пользуются льготным режимом хозяйственной деятельности.

Согласно второму подходу, зона — это льготный режим, применяемый к определенному виду предпринимательской деятельности независимо от местоположения соответствующей фирмы в стране. Примером реализации первого подхода являются свободные экономические зоны Китая, зона «Манаус» (Бразилия), многие экспортно-производственные зоны в развивающихся странах.

Результатом второго подхода являются «точечные» зоны, предоставленные отдельным предприятиям (оффшорные фирмы, магазины «дьюти фри»).

Одной из простейших форм свободных экономических зон являются свободные (беспошлинные) таможенные зоны (СТЗ). Эти зоны, как и свободные торговые зоны, относятся к зонам первого поколения. Они существуют с  XVII - XVIII вв.

Свободные таможенные зоны -  транзитные или консигнационные склады для хранения, упаковки и незначительной обработки товаров, предназначенных для экспорта.  Такие зоны часто называют бондовыми складами или свободными таможенными территориями. В них обычно открывают свои филиалы нерезидентные для данной страны предприятия-импортеры. Свободные таможенные зоны освобождаются от таможенных пошлин на ввоз и вывоз товаров. Они имеются во многих странах, но наиболее распространены в индустриально развитых странах.

Зоны свободной торговли (ЗСТ).  Наибольшее развитие они получили в США. Их создание предусмотрено специальным законом США от 1934 г., целью которого было поощрение торговли, ускорение торговых операций, сокращение торговых издержек. Такие зоны представляют собой ограниченные участки территории США, в пределах которых установлен льготный режим хозяйственной, в том числе внешнеэкономической, деятельности. Законом установлено, что при каждом официальном порте прибытия могут быть созданы одна или несколько внешнеторговых свободных зон.

В соответствии с существующим законодательством США свободные таможенные зоны, действующие на территории страны, подразделяются на зоны  общего назначения и специализированные (субзоны).

Зоны общего   назначения    занимают небольшое пространство (несколько кв. км) и находятся за пределами национальной таможенной территории. В них осуществляются операции по складированию и переработке ввезенных товаров (упаковка сортировка, маркировка, доработка и т. п.).

Субзоны    создаются для отдельных крупных компаний, деятельность которых выходит за рамки зон общего значения. В субзонах производится экспортная или импортозамещающая продукция. Субзоны являются результатом использования комбинации режима зоны свободной торговли и импортозамещающей производственной зоны.

К числу простейших зон свободной торговли можно отнести специальные магазины «дьюти фри»  в крупных международных аэропортах. С точки зрения режима они рассматриваются как находящиеся за пределами государственных границ. К зонам свободной торговли относятся так же и традиционные свободные гавани (порты) с льготным торговым режимом.

Промышленно-производственные зоны относятся к зонам второго поколения. Они возникли в результате эволюции торговых зон, когда в них стали ввозить не только товар, но и капитал, заниматься не только торговлей, но и производственной деятельностью.

Промышленно-производственные зоны создаются на территории со специальным таможенным режимом, где производится экспортная или импортозамещающая продукция. Эти зоны пользуются существенными налоговыми и финансовыми льготами. Наибольшее распространение, особенно в развивающихся странах, получили экспортно-производственные зоны (ЭПЗ). Современная модель таких зон берет начало от зональной структуры, созданной в 1959 г. в ирландском аэропорту Шэннон. Наибольший эффект от таких зон был получен в новых индустриальных странах.

Логика образования экспортно-производственных зон была предопределена экономической стратегией развивающихся стран, когда с середины 60-х годов возникла необходимость стимулирования промышленного экспорта и занятости за счет притока иностранных капиталов.

Технико-внедренческие зоны относят к зонам третьего поколения (70-80-е годы). Они образуются стихийно (США) или создаются специально с государственной поддержкой вокруг крупных научных центров (Япония, Китай). В них концентрируются национальные и зарубежные исследовательские, проектные, научно-производственные фирмы, пользующиеся единой системой налоговых и финансовых льгот.

Наибольшее число технико-внедренческих зон функционирует в США, Японии, Китае. В США их называют технопарками, в Японии — технополисами, в Китае — зонами развития новой и высокой технологий. Самый известный в мире и крупнейший в США технопарк «Силикон Валли» (Кремниевая Долина) дает 20% мирового производства средств вычислительной техники и компьютеров. В нем занято около 20 тыс. работников.

В Японии в рамках специальных правительственных программ создано два десятка технополисов на базе ведущих научных организаций. В КНР подобные зоны создают в ходе реализации государственных планов по развитию науки и техники.

В азиатских "новых индустриальных странах" технико-внедренческие зоны формируются как инновационные центры сложившихся экспортно-производственных зон, которые уже находятся в достаточной степени развития и им требуется переориентация на выпуск наукоемкой продукции.

С 80-х годов к созданию научных парков подключились Индия, Малайзия, Таиланд и др.

Сервисные зоны представляют собой территории с режимом предпринимательской деятельности для фирм и организаций, оказывающих различные финансовые, экономические, страховые и иные услуги.    К числу сервисных зон относятся оффшорные зоны  и налоговые гавани, которые привлекают предпринимателей благоприятным валютно-финансовым, фискальным режимом, высоким уровнем банковской и коммерческой секретности, лояльностью государственного регулирования.

Главное требование от компании, зарегистрированной в оффшорной зоне и претендующей на получение налоговых и иных льгот, — не быть резидентом страны, где находится оффшорный центр и не извлекать на его территории прибыль. Налоговые гавани отличаются от оффшорных зон тем, что в них все фирмы (как местные, так и иностранные) получают налоговые льготы на все или некоторые виды деятельности. В настоящее время в мире насчитывается более 300 оффшорных центров, среди них налоговых гаваней — около 70.

К числу стран, где уже давно функционируют оффшорные компании, относятся: Лихтенштейн, Панама, Норманские острова, остров Мэн (Британия), Антильские острова, Гонконг, Мадейра, Либерия, Ирландия, Швейцария и др. В последнее десятилетие оффшорные зоны появились на Мальте, Маврикии, Западном Самоа, в Израиле, Малайзии (о. Лабуан) и других странах.

Промышленные, торговые, банковские, страховые и другие компании в оффшорах либо вообще не подлежат налогообложению (Ирландия, Либерия), либо облагаются небольшим паушальным налогом (Лихтенштейн, Антильские ост­рова, Панама, остров Мэн и др.). В Швейцарии, например, установлен более низкий размер налога, который может  взиматься при определенных условиях.

Льготный режим в оффшорных зонах определяется также отсутствием валютных ограничений, свободным вывозом прибылей, низким уровнем уставного капитала, отсутствием таможенных пошлин и сборов для иностранного инвестора, экстерриториальностью и др.

Для стран, организующих оффшорные зоны, выгода состоит в привлечении дополнительных иностранных капиталов, получении дохода от пребывания зарегистрированной компании в этой зоне, создании дополнительных рабочих мест для местных специалистов, что в целом способствует развитию национальной экономики.     Оффшорный бизнес концентрируется в банковском, страховом деле, морском судоходстве, операциях с недвижимостью, в трастовой деятельности, во всех видах экспортно-импортных операций, в консалтинге. Деятельность оффшорных зон оценивается специалистами неоднозначно. Признавая их важную роль в международном движении капитала, многие сходятся во мнении, что оффшорные центры часто являются местами «отмыва» «грязных денег» и разного рода банковских афер.

Комплексные зоны образуются путем установления особого, льготного по сравнению  с общим,  режима хозяйственной деятельности на территории отдельных административных образований. Такие зоны появились сравнительно недавно, в начале 80-х годов. Некоторые из них были созданы с нуля, а большинство сформировалось на базе зон с экспортно-ориентированной обрабатывающей промышленностью, и представляют собой новую, более высокую ступень развития. Отличие комплексных зон  от других заключается в больших пространственных масштабах, более высокой концентрации производства и более широком поле деятельности.     Их функции - развитие международной торговли экспортозамещающего производства, развитие финансового рынка, коммуникаций, туризма.

К комплексным свободным экономическим зонам можно отнести пять специальных экономических зон Китая,  «открытые районы» КНР, бразильскую зону Манаус, территорию «Огненная  Земля» в Аргентине, зоны свободного предпринимательства, создаваемые промышленно развитыми странами в депрессивных районах.

В 90-е годы активизируются процессы по формированию международных свободных экономических зон.

Отработка деловых контактов не на межгосударственном, а на региональном уровне привела к появлению так называемых "еврорегионов" как формы организации внешнеэкономического взаимодействия.

Еврорегион представляет собой добровольное объединение пограничных областей различных государств, прежде всего в хозяйственной сфере, интенсификации внешнеэкономических связей друг с другом. Высшие органы каждой страны, осуществляют свою деятельность в еврорегионе, делегируют данной области полномочия, способствующие интенсификации приграничных хозяйственных и иных связей. Активную роль в создании еврорегионов играют Польша, Словакия, Чехия, а также Украина и Беларусь.