logo search
АТЛАС МК2

Султанов а.Ф. Конфликт в Нагорном Карабахе

Введение

Нагорный Карабах – область в Закавказье, де-юре входит в состав Азербайджана. Численность населения – 138 тысяч человек, подавляющее большинство – армяне. Столица – город Степанакерт. Население – около 50 тысяч человек.

По данным армянских открытых источников, Нагорный Карабах (древнеармянское название – Арцах) впервые упоминается в надписи Сардура II, царя Урарту (763—734 до н. э.). В раннем средневековье Нагорный Карабах входил в состав Армении, утверждают армянские источники. После того, как большая часть этой страны в средние века была захвачена Турцией и Ираном, армянские княжества (меликства) Нагорного Карабаха сохраняли полунезависимый статус.

По данным азербайджанских источников, Карабах – одна из древнейших исторических областей Азербайджана. По официальной версии, появление термина «Карабах» относится к VII веку и трактуется как сочетание азербайджанских слов "гара" (черный) и "баг" (сад). В числе других провинций Карабах (Гянджа по азербайджанской терминологии) в XVI в. входил в состав государства Сефевидов, позже стал самостоятельным Карабахским ханством.

Согласно Курекчайскому договору 1805 года, Карабахское ханство, как мусульмано-азербайджанская земля, было подчинено России. В 1813 году по Гюлистанскому мирному договору Нагорный Карабах вошел в состав России. В первой трети XIX в., согласно Туркменчайскому договору и договору Эдирне, началось искусственное размещение переселенных из Ирана и Турции армян в Северном Азербайджане, в том числе в Карабахе.

28 мая 1918 года в Северном Азербайджане было создано независимое государство Азербайджанская Демократическая Республика (АДР), сохранившая свою политическую власть над Карабахом. В то же время объявленная Армянская (Араратская) Республика выдвинула на Карабах свои претензии, не признанные правительством АДР.  В январе 1919 года правительство АДР создало Карабахскую губернию, включавшую в себя Шушинский, Джаванширский, Джебраильский и Зангезурский уезды.

В июле 1921 года решением Кавказского бюро ЦК РКП(б) Нагорный Карабах был включен в состав Азербайджанской ССР на правах широкой автономии. В 1923 году на территории Нагорного Карабаха была образована Нагорно-Карабахская АО в составе Азербайджана.

20 февраля 1988 года внеочередная сессия областного Совета депутатов НКАО приняла решение "О ходатайстве перед Верховными Советами АзССР и АрмССР о передаче НКАО из состава АзССР в состав АрмССР". Отказ союзных и азербайджанских властей вызвал демонстрации протеста армян не только в Нагорном Карабахе, но и в Ереване.

Второго сентября 1991 года в Степанакерте состоялась совместная сессия Нагорно-Карабахского областного и Шаумянского районного советов. На сессии была принята Декларация о провозглашении Нагорно-Карабахской Республики в границах Нагорно-Карабахской автономной области, Шаумянского района и части Ханларского района бывшей Азербайджанской ССР.

10 декабря 1991 года, за несколько дней до официального распада Советского Союза, в Нагорном Карабахе состоялся референдум, на котором подавляющее большинство населения   99,89% – высказалось за полную независимость от Азербайджана.

Официальный Баку признал данный акт незаконным и упразднил существовавшую в советские годы автономию Карабаха. Вслед за этим начался вооруженный конфликт, в ходе которого Азербайджан пытался удержать Карабах, а армянские отряды отстаивали независимость края при поддержке Еревана и армянской диаспоры из других стран.

В ходе конфликта регулярные армянские части полностью или частично захватили семь районов, которых Азербайджан считал своими. В результате Азербайджан потерял контроль над Нагорным Карабахом.

В то же время армянская сторона считает, что под контролем Азербайджана остается часть Карабаха – села Мардакертского и Мартунинского районов, весь Шаумяновский район и Геташенский подрайон, а также Нахичевань.

В описании конфликта стороны приводят свои цифры о потерях, отличающиеся от данных противоположной стороны. По консолидированным данным, потери обеих сторон в ходе карабахского конфликтасоставили убитыми от 15 до 25 тысяч человек, более 25 тысяч раненых, сотни тысяч мирных жителей покинули места проживания.

5 мая 1994 года при посредничестве России, Киргизии и Межпарламентской Ассамблеи СНГ в столице Киргизии Бишкеке Азербайджан, Нагорный Карабах и Армения подписали протокол, вошедший в историю урегулирования карабахского конфликта как Бишкекский, на основании которого 12 мая была достигнута договоренность о прекращении огня.

12 мая того же года в Москве состоялась встреча министра обороны Армении Сержа Саргсяна (ныне – президент Армении), министра обороны Азербайджана Мамедраффи Мамедова и командующего Армией Обороны НКР Самвела Бабаяна, на которой была подтверждена приверженность сторон ранее достигнутой договоренности о прекращении огня.

Переговорный процесс по урегулированию конфликта начался в 1991 году. 23 сентября 1991 года в Железноводске состоялась встреча президентов России, Казахстана, Азербайджана и Армении. В марте 1992 года была учреждена Минская группа Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) по урегулированию карабахского конфликта, сопредседателями которой являются США, Россия и Франция. В середине сентября 1993 года в Москве состоялась первая встреча представителей Азербайджана и Нагорного Карабаха. Примерно в то же время в Москве состоялась закрытая встреча Президента Азербайджана Гейдара Алиева и занимавшего в то время пост премьер-министра Нагорного Карабаха Роберта Кочаряна. С 1999 года проходят регулярные встречи президентов Азербайджана и Армении.

Азербайджан настаивает на сохранении своей территориальной целостности, Армения защищает интересы непризнанной республики, так как непризнанная НКР не является стороной переговоров. Конфликт является замороженным

История конфликта

Карабахская комиссия по перемирию, 1918 г.

В начале XX векаНагорный Карабах дважды (в 1905—1907 и 1918—1920 гг.) становился ареной кровопролитных армяно-азербайджанских столкновений.

Армянское население Карабаха и Зангезура, однако, отказывалось подчиняться властям АДР. Созванный22 июля1918 года вШушеПервый съезд армян Карабаха провозгласил Нагорный Карабах независимой административно-политической единицей и избрал собственное Народное правительство (с сентября 1918 г. — Армянский национальный совет Карабаха). Противостояние между азербайджанскими войсками и армянскими вооружёнными отрядами продолжалось в регионе вплоть до установления в Азербайджане советской власти. Вошедшие в Азербайджан в конце апреля1920 годачасти 11-й Армии РККА во взаимодействии с азербайджанскими войсками заняли территорию Карабаха, Зангезура, Нахичевана. К середине июня 1920 года сопротивление армянских вооружённых отрядов в Карабахе с помощью советских войск было подавлено.

Руины армянского квартала города Шуша, 1920 г

В течение 1920—1921 гг. вопрос о принадлежности Нагорного Карабаха решался согласно текущим внешнеполитическим целям советского руководства. 30 ноября 1920 годa Азревком своей декларацией признал Зангезур и Нахичевань частью Советской Армениии предоставил Нагорному Карабаху право на самоопределение. Решение карабахского вопроса в пользу Армении было подтверждено постановлением пленумаКавбюро ЦК РКП(б)от3 июня 1921 года, однако окончательное решение было принято пленумом Кавбюро ЦК РКП(б), состоявшимся5 июлятого же года — «Нагорный Карабах оставить в пределах Азербайджанской ССР, предоставив ему широкую областную автономию». Существует мнение, что включение в состав советского Азербайджана региона, подавляющее большинство населения которого составляли армяне, могло быть обусловлено желанием большевистского руководства Советской России обеспечить политическое сближение с кемалистской Турцией. В июле1923 годарайоныАзербайджанской ССРс преимущественно армянским населением (Шушинский, Джебраильский и части Джеванширского и Зангезурского уездов) были объединены в автономное образование (Автономная область Нагорного Карабаха (АОНК), с 1937 года —Нагорно-Карабахская автономная область(НКАО). Правовой статус области определялся Законом «О Нагорно-Карабахской автономной области», принятымВерховным Советом Азербайджанской ССР16 июня1981 года.

Вопрос о передаче Нагорного Карабаха Армении время от времени поднимался армянским руководством, но не получал поддержки в центре. В 1960-егоды социально-экономическая напряжённость в НКАО несколько раз перерастала в массовые беспорядки. В адрес руководства Азербайджанской ССР высказывались обвинения в экономической дискриминации НКАО, а также в попытках изменить демографическую структуру автономной области (в 2002 годуГейдар Алиевподтвердил в одном из интервью, что, занимая пост первого секретаря ЦК КП Азербайджана (1969—1982), он проводил политику, направленную на изменение демографического баланса в регионе в пользу азербайджанцев). Если карабахские армяне чувствовали себя ущемлёнными в культурных и политических правах на территории Азербайджана, то карабахские азербайджанцы выдвигают встречные обвинения в дискриминации со стороны армянского большинства на территории самой НКАО[23]. По мнению Дмитрию Фурмана, положение карабахских армян было лучше и они обладали бо́льшими правами, чем азербайджанцы, компактно проживавшие на территории Армении, у которых вообще не было своей национальной автономии.

Общая характеристика конфликта

До середины 1980-х годов требования изменения статуса НКАО редко становились достоянием широкой гласности, а любые действия в этом направлении немедленно подавлялись. Совсем другие возможности предоставила начатая М. Горбачёвымполитика демократизации советской общественной жизни и ослабления политических ограничений. В 1987 — начале 1988 гг. в регионе усилилось недовольство армянского населения своим социально-экономическим положением. Руководство АзССР обвиняли в сохранении экономической отсталости региона, пренебрежении развитием прав, культуры и идентичности армянского меньшинства в Азербайджане, создании искусственных преград для культурных связей между Нагорным Карабахом и Арменией. Уже в начале октября1987 годана митингах вЕреване, посвящённых экологическим проблемам, прозвучали требования передачи НКАО Армянской ССР, которые повторялись в многочисленных обращениях, направлявшихся в адрес советского руководства.

Первым легальным изданием, открыто поддержавшим в феврале-марте 1988 года идею воссоединения Нагорного Карабаха (Арцаха) с Армянской ССР, стал официальный печатный орган Нагорно-Карабахского обкома КП Азербайджана и Совета народных депутатов НКАО «Советский Карабах», имевший свыше 90 тыс. подписчиков. Эта газета стала трибуной, с которой идея «миацума» (воссоединения) пропагандировалась интеллигенцией и партийным руководством НКАО. Её редактором с февраля 1988 г. был журналист и писатель Максим Ованесян, участник карабахского движения за воссоединение с Арменией периода 1960-х гг. Редактором русского издания газеты былАркадий Гукасян— впоследствии министр иностранных дел (1993—1997) и президент (1997—2007) самопровозглашённойНагорно-Карабахской Республики.

Общественно-политическая ситуация в Азербайджане отличалась от Армении. К 1988 году, по оценке Тома де Ваала, Азербайджан всё ещё оставался одной из самых консервативных республик СССР, где подавлялось всякое политическое инакомыслие. С ним соглашается Зардушт Али-Заде, активный участник азербайджанского национально-демократического движения 1980-х — 1990-х годов, который писал в 2001 году:

Это помогло местному партийному руководству, в отличие от соседней Армении, удержать политическую власть до 1992 года в борьбе с зарождающимся разнородным национально-демократическим движением. Что касается Армении, то здесь большая часть партийных функционеров проявила готовность сотрудничать с национальным движением, что и обусловило лёгкую смену власти.

Стратегии поведения сторон

Позиция армянской стороны

Кремовым цветом указана территория, фактически контролируемая Нагорно-Карабахской Республикой Оранжевым указаны заявленные территории НКР, контролируемые Азербайджаном после завершения войны

Де-факто президент НКР Бако Саакян 8 марта 2011 г., выступая с речью в Париже на конференции «17 лет после установления перемирия 1994 года: чего достиг Нагорный Карабах сегодня?», организованной во французском Институте международных отношений и стратегических исследований, отметил: «Арцах являлся одной из провинций исторической Армениии всегда играл важную роль в истории армянского народа, долгое время был последним осколком независимой армянской государственности и эпицентром национально-освободительной борьбы». Президент назвал 1918 год «началом зарождения карабахской проблемы, когда при вмешательстве Османской Турции в Закавказье создаётся государство под названием „Азербайджан“, которое никогда до этого не существовало в истории и с первого же дня своего формирования начало предъявлять территориальные претензии всем соседним государствам с целью формирования сухопутных границ с Османской империей и созданияпантюркистскойдержавы». Президент Саакян подчеркнул, что решение о насильственном присоединении Арцаха к Советскому Азербайджану, принятое Кавказским бюро большевистской партии, было направлено на распространение большевизма на Востоке.

Говоря о международном признании НКР, глава государства отметил, что хотя это и тесно связано с урегулированием карабахского конфликта, они являются разными процессами. Согласно Бако Саакяну, можно думать, что республика получит международное признание после урегулирования конфликта. Но с тем же успехом можно сказать, что конфликт будет разрешён после международного признания Арцаха. Президент отметил, что опыт последних 2-3 лет показывает, что урегулирование аналогичных конфликтов идет именно по этому сценарию, яркими примерами чего являются Косово, Абхазия, Южная Осетия и Южны Судан. Глава государства подчеркнул, что Нагорно-Карабахская Республика заслужила право быть полноценным членом международного сообщества и с политической, и с правовой, и с моральной точек зрения. «В течение двух десятилетий существования Республики Арцах нам удалось построить демократическую, стабильно развивающуюся и не представляющую ни для кого опасности страну. А такая страна не может быть не признана», — заключил президент

Позиция азербайджанской стороны

Азербайджан настаивает на решении конфликта, основанном на уважении к территориальной целостности и нерушимости международно-признанных границ государства и мирном сосуществовании армянской и азербайджанскойобщин в нагорно-карабахском регионе. С этой целью, согласно официальной позиции Азербайджана, должны быть освобождены все оккупированные территории и возвращены в свои дома насильственно перемещенные лица

Таблица

Урегулирование конфликта

Теме нагорно-карабахского урегулирования было уделено большое внимание в этом году. Во-первых, этому способствовали непрекращающиеся нарушения режима прекращения огня в зоне соприкосновения азербайджанской армии, сил НКР, войск Армении. Во-вторых, ужесточилась риторика, как с армянской стороны, так и с азербайджанской. Лидеры стран, несмотря на частые встречи между собой, продолжают ругать и обвинять противоположную сторону в нежелании идти на компромисс. Объективно эти обвинения являются верными для обоих участников процесса, так как они продолжают настаивать на своих позициях. Президент Армении Серж Саргсян заявляет: «Наша деятельность должна быть направлена на то, чтобы не только Азербайджан, но и другие страны убедились в том, что Арцах – состоявшееся государство». А президент Азербайджана Ильхам Алиев ему «отвечает»: «Наши дети должны знать все это, должны знать, что нынешняя Армения располагается на исконных азербайджанских землях. Мало того, они еще хотят создать на нашей территории второе государство. Хотят создать на исторических азербайджанских землях второе армянское государство. Мы никогда не можем дать согласие на это, и мы восстановим территориальную целостность нашей страны. Любым путем!»

Под «любым путем» можно рассмотреть два варианта – это либо мирный, либо военный. По мнению некоторых аналитиков военный вариант является настолько же вероятным, насколько и мирный. Однако, международные посредники в лице России, США и Франции стараются всевозможными способами этому препятствовать. Я считаю, что новый протокол номер 5 между Россией и Арменией к договору о российской военной базе на территории Республики Армения, которые они заключили летом 2010 года, является как раз сдерживающим фактором. Азербайджан увеличивает расходы на оборонку до 2 млрд 511 млн манатов, тесно сотрудничает с Турцией в военном аспекте и модернизирует армию, но пока сегодня нельзя говорить о его военном превосходстве над Арменией. Но в случае военного конфликта с вероятностью 99% Турция поддержит «братский народ» Азербайджана. В таком случае, Россия скорее всего вступится за Армению в рамках ОДКБ, о чем заявил Д. Медведев во время своего визита в Баку. При таком варианте развязывание военных действий практически исключается, так как это не только подорвет стабильность всего Кавказа, но и всего мира. Но Россия также в последнее время применяет двухсторонний подход к проблеме – с одной стороны обещает защищать Армению, а с другой стороны заключает договор с Баку об увеличение объема закупок азербайджанского газа до 2 млрд куб. м. в год и ведут переговоры о продаже установок С-300. Азербайджанское месторождение газа «Шах-Дениз», кстати, на сегодняшний момент единственная альтернатива российскому газу в Европе.

Мирное урегулирование конфликта может осуществиться при условии более разумного подхода к проблеме политических лидеров двух стран или благодаря минской группе посредников ОБСЕ. Ильхам Алиев настаивает на решение этого конфликта в рамках целостности Азербайджана, в то же время президент Армении настаивает на независимости НКР. Минская группа предложила двум станам ряд мер: возвращение армянских войск в пределы границ Армении, азербайджанцы возвращаются в родные места, а за безопасностью будут следить международные миротворцы. Скорее всего, это будут миротворцы России и НАТО, но присутствие миротворцев в регионе не выгодно обоим государствам. И даже более того – это идет в разрез с мнением Ирана. Нагорный Карабах имеет границу с этим государствам и присутствие солдат НАТО на пограничных территориях с Ираном будет расценено им как угроза своей безопасности – что приведет к подрыву отношений между странами региона.

В сентябре прошло «турне» минской группы по Азербайджану, НКР и Армении с целью обсудить некоторые вопросы урегулирования в преддверии саммита ОБСЕ в Казахстане. Лидер НКР Бако Саакян призвал к мирному разрешению конфликта и заявил, что это возможно осуществить только в рамках минской группы. Стоит отметить, что представители НКР не принимают участие в официальных переговорах. В октябре же регион посетила оценочная миссия ОБСЕ, чтобы сформировать представление о гуманитарной ситуации.

График стадий развития конфликта

Заключение

На мой взгляд, конфликт остается выгодным для продолжения полемики политиков обоих государств, манипуляции населением, для выторговывания выгодных условий для себя у более крупных геополитических игроков, коими являются Россия, США и Турция. Пока не сойдутся в цене и интересах эти стратегические акторы, процесс урегулирования не сдвинется с «мертвой» точки. Торги вместо войны

Список литературы

  1. РИА Новости http://ria.ru/politics/20090505/169997689.html#ixzz2yDsqgSA1

  2. Ямсков А. Н. Нагорный Карабах: Анализ причин и путей решения межнационального конфликта. // Национальные процессы в СССР. М.: «Наука», 1991.

  3. http://www.noev-kovcheg.ru/mag/2013-20/4152.html

  4. http://armenianhouse.org/zolyan/nf-ru/karabakh/5.html

  5. http://www.kavkaz-uzel.ru/articles/237572/

  6. Тер-Саркисянц А. Е. Современные этнические процессы у армян Нагорного Карабаха // Этнические и культурно-бытовые процессы на Кавказе. — М.: Наука, 1978.